Вопросы интеграции в образовательном процессе ДМШ
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 32» Московского района г.Казани

Методическая разработка

«Вопросы интеграции в образовательном процессе ДМШ»

подготовила
преподаватель фортепиано, концертмейстер
Шакулова Наиля Камильевна

г. Казань
2013

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Это воспитание интереса и любви к музыке, расширение музыкального кругозора, приобщение к разносторонним знаниям о музыке, формирование активных музыкально – слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых, аналитических. Единство и взаимосвязь обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях и как объект познания и как средство воспитания, а также формами общения с ней (имеется в виду слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других. Разносторонние межпредметные связи, проявляющиеся в музыкальном обучении, отражают специфику эстетической природы музыки, на которую и опирается музыкальная педагогика.
Осуществление интеграции рассматривается в современной педагогике как один из путей повышения эффективности обучения. Принцип систематичности обучения предполагает наличие связей не только между отдельными знаниями внутри предмета, но и между предметами. В условиях, когда комплексный подход к воспитанию повсеместно обретает свои права и даёт хорошие результаты, согласованность учебно – воспитательного процесса по всем предметам позволит полнее учитывать познавательные силы детей и возможность их творческого развития, экономнее затрачивать усилия педагогов, избегать необоснованного дублирования и повторов, преодолевать разобщённость в работе преподавателей.
Межпредметные связи делают знания и глубже и прочнее, они направлены на более гармоничное и быстрое развитие учащихся. Г.Нейгауз, например, всегда связывал успех ученика в овладении игрой на инструменте с тем, насколько успешно развивается его слух и осуществляется знакомство с музыкальной литературой.
В музыкальной школе интеграция осуществляется многопланово, хотя наиболее характерны сопутствующие связи при параллельном изучении предметов. (В школьном обучении в зависимости от последовательности изучения предметов различают предшествующие, сопутствующие и последующие межпредметные связи). Обучение игре на инструменте и занятия по сольфеджио соприкасаются на всём протяжении обучения, и их взаимовлияние особенно ощутимо. Музыкальная литература с первых же уроков использует опыт и знания детей, приобретённые на предшествующих занятиях, устанавливая специфические связи с каждой параллельной дисциплиной. (Одновременно с музыкальной литературой учащиеся посещают уроки игры на инструменте, сольфеджио, проходят музыкальную грамоту, осваивают навыки игры в ансамбле или оркестре, поют в хоре).
Укрепление связей между дисциплинами позволит не только использовать на одних уроках знания и навыки, приобретённые на других, но и закреплять, совершенствовать их, применять в иных музыкально – дидактических ситуациях. Представления учащихся о музыке становятся разностороннее, а знания глубже, если они повседневно ощущают взаимосвязь всех музыкальных занятий. Ребята начинают осознавать, что, к примеру, без сольфеджио снижаются успехи в игре на инструменте, а музыкальная литература помогает полнее почувствовать красоту музыки, которую они исполняют и слушают на всех других уроках в музыкальной школе. Интеграция знаний, получаемых и усваиваемых учащимися на всех уроках в музыкальной школе, является сейчас характерной особенностью учебного процесса.
Одним из основных приёмов реализации межпредметной интеграции является напоминание; так, объясняя, показывая что-либо новое, преподаватель опирается на знания и умения, усвоенные учащимися при изучении других дисциплин, восстанавливая в памяти – напоминая – из их содержания то, что связано с его объяснением, показом. Чем лучше преподаватель будет знать содержание смежных дисциплин и систему, в которой они изучаются, тем проще ему будет их устанавливать их связи и реализовывать их в целях большей эффективности музыкального обучения.
В основе связей между дисциплинами лежит слуховая природа учебной деятельности учащихся на всех уроках музыки. Слуховое развитие в процессе музыкального обучения осуществляется комплексно – посредством слушания музыки, пения, игры на инструменте и путём специальных упражнений в классе сольфеджио. Главная цель слухового развития детей эстетическая: научить их воспринимать художественную сущность музыки, её содержательность. И совершенно очевидно, что упражнения по сольфеджированию, диктанту, слуховому анализу отдельных элементов музыкальной речи, как бы ни важны они были для развития слухового аппарата, не приведут к этой цели, если слух постоянно не питать художественными впечатлениями от прослушивания самой разнообразной музыки и не оттачивать его в практике исполнения музыки. «…Работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его. А развивая слух, мы непосредственно действуем на звук», - говорил Г.Нейгауз. В этих словах большого мастера музыкальной педагогики выражена сущность взаимосвязей уроков музыки.
То же можно сказать и о занятиях по музыкальной литературе: демонстрируя музыку, развивая у детей способность откликаться на выразительность её художественных образов и осознавать отдельные элементы музыкальной речи, мы совершенствуем их слух в его главной функции – как аппарат восприятия и контроля при осуществлении музыкальной деятельности. Именно на уроках музыкальной литературы учащиеся более всего получают тот необходимый эстетический материал, без «питания» которым слуховое развитие может утратить свою художественную сущность. Можно сказать, что уроки музыкальной литературы, наряду с занятиями по сольфеджио, исполнительской работой в сольном, ансамблевом, хоровом и оркестровом классах, являются составной частью единой системы слухового развития детей, какой она сложилась в современной музыкальной школе.
Оценивая сегодня условия музыкально-эстетического развития детей на уроках, следует учитывать всё возрастающие возможности знакомства с музыкой и исполнительским искусством благодаря постоянному совершенствованию технических средств, записывающих и воспроизводящих музыку, как и соответствующих средств обучения. Восприятие вокальной музыки в единстве со словом, инструментальной во всём разнообразии её тембров, возможность услышать исполнение выдающихся музыкантов и художественных коллективов - не просто источник ярких впечатлений, сближающих детей с музыкальным искусством. В руках преподавателей это незаменимое средство для воспитания культуры слуха и эстетического вкуса.
Если одна из основ для осуществления межпредметных связей – слуховая природа, то другая такая основа – это значительное единство музыкального материала, который составляет содержание учебных программ. Народные песни в обработке композиторов учащиеся и поют, и разбирают, и играют. Произведения европейских и русских классиков входят в годовые требования каждого исполнительского класса, они изучаются на уроках музыкальной литературы на протяжении почти всего курса. Музыка советских композиторов составляет сейчас важную часть педагогического репертуара – её играют в школе все ученики в каждом классе. С произведений Прокофьева начинается и ими же завершается изучение музыкальной литературы, представленной сочинениями разных жанров и других советских композиторов. Аналогичный музыкальный материал служит основой и для слухового развития в курсе сольфеджио. Такое единство музыкального содержания предметов обусловливает множество перекрёстных связей и взаимовлияний, пронизывающих весь процесс музыкального воспитания и обучения.
Наряду с этим можно говорить и о межпредметных музыкальных умениях, которые формируются и развиваются в ходе обучения. Так, наблюдение за музыкой по нотам при её прослушивании учит детей ориентироваться ориентироваться в музыкальном тексте сочинений, облегчает освоение навыка игры по нотам. В то же время работа с хрестоматией по музыкальной литературе возможна благодаря опыту, приобретённому в классе игры на инструменте, где ученики постоянно работают по нотам. Запоминание музыки, через которое лежит путь к её знанию, подготавливается довольно большой практикой заучивания наизусть исполняемых произведений, а также специальными упражнениями на развитие музыкальной памяти в классе сольфеджио. Все преподаватели музыки добиваются, чтобы ученики владели итальянской терминологией и т.д. То же можно сказать и о комплексно усваиваемых на каждом из уроков музыкальных знаниях, будь то, скажем, нотное письмо, понятия из музыкальной грамоты, сведения о строении произведений и особенностях их исполнения или биографические и исторические факты. Знания о музыке в наше время играют всё большую роль в музыкальном воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию учащихся образовательную широту.
Таким образом, межпредметные связи свидетельствует о согласованности содержания начального музыкального образования – характерной чертой его на этом этапе. Через музыкальную литературу это содержание имеет выход к эстетическим и гуманитарным предметам средней школы: литературе и искусству, истории, что позволяет осуществлять обучение на широком общекультурном фоне. Многолетний опыт общения со школьниками убедил Д.Кабалевского, какие огромные возможности для развития художественной культуры учащихся таятся в сочетании музыки, литературы и изобразительного искусства.
Интеграция в музыкальном обучении проявляется и в формах педагогической работы. Сейчас каждый преподаватель вне зависимости от того, что он преподаёт, в классе играет, показывая музыку или приёмы её исполнения, анализирует произведения, характеризуя их выразительные средства, и рассказывает о музыке. И опять-таки вспоминаются слова Г. Нейгауза о том, что «На низших ступенях развития учащегося… совершенно неизбежен комплексный метод преподавания» и что педагог «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано». Ранее сходную мысль высказывал Б. Асафьев, считавший, что музыкальный воспитатель не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки.
Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения и практическая слуховая основа всех дисциплин в ДМШ создают благоприятные объективные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе. Задача преподавателя состоит в том, чтобы знать эти условия и полнее использовать их для успешного приобщения учащихся к основам музыкальной культуры.


Список использованной литературы:
1. А. Лагутин. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. Музыка, 1982г.
2. А. Лагутин. Основы педагогики музыкальной школы. Музыка, 1985г.
3. Вахромеев. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. Музгиз, 1963г.
4. Б. Брук. Об опыте организации труда преподавателя ДМШ. 1980г.
5. В. Вахромеев. Вопросы музыкальной педагогики. Музыка, 1979г.
6. А. Островский. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Пособие для педагогов. Л., 1954г.

У вас нет прав для создания комментариев.