Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Паспорт программы
Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспи-тания учащихся МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района» «Мы - Россияне» на 2011 – 2013 гг.
Основание для разработки:
Основная цель: формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе
Задачи программы:
 Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к истории Российского государства.
 Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
 Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.
 Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
 Координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Сроки реализации: 2011 – 2013 годы
Ожидаемые результаты:
• снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
• сохранение патриотического и культурного наследия;
• возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.

I. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
школьников
Многолетнее отчуждение человека от духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной среде.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Гражданин – это личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Создание этой программы является итогом деятельности патриотической работы с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Название программы «Мы - Россияне»: во-первых, сейчас особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности.
II. Общие положения
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к са-мостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Программа определяет цели, задачи и направления организации нравственного воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы нравственного воспитания детей.
Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем и задач.
Планируемые мероприятия: организация работы Родительских университетов; проведение мероприятий в рамках Всемирного Дня семьи; опекунов, попечителей; проведение конкурса "Папа, мама и я - спортивная семья".
Отношение к труду рассматривается в Программе как один из главных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Комплекс мероприятий Программы обеспечивает воспитание трудолюбия, опыта творческого и культурного самоопределения у детей и подростков, формирование у учащихся, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к достижению профессионализма.
III. Цели и задачи Программы
Цель программы: духовное развитие личности школьника и привитие ему принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
 Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, со-причастности к истории Российского государства.
 Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
 Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.
 Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
 Координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
IV. Ценностные установки духовно-нравственного
воспитания и развития
Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной среды, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
• создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обу-чающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
• формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
• формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа духовно-нравственного воспитания «Мы – Россияне» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
• патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
V.Функциональное обеспечение программы
Директор
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по воспитательной работе
Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образова-ния и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.
Классный руководитель
Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, пра-воохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Преподаватель–предметник
Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.
Педагог дополнительного образования
Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.
Библиотекарь
Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда школы по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.
VI. Принципы Программы
1. Принцип природосообразности.
2. Принцип учебно-воспитательного процесса.
3. Принцип сотрудничества.
4. Личностно-ориентированный подход.
5. Возрастной подход.
VII. Этапы реализации Программы
I этап – подготовительный (2010/2011 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2011/2012 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление педагогической деятельности по построению воспитатель-ной системы
III этап – обобщающий (2012/2013 гг.)
Обработка данных за 3 года. Соотношение результатов реализации про-граммы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
VIII. Основные направления работы
Блоки
Воспитательные задачи

Я - есть Я!
1)Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание самодисциплины и культуры поведения, ответственности, исполнительности.
4) Формирование потребности самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Я и мое Оте-чество
1) Воспитание понимания Отечества, связи с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, уважения к националь-ным традициям.
Я и мое здоро-вье
1) Создание условий для сохранения физического, духовного и нравственного здоровья.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Я и националь-ная культура
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, формирование эстетических вкусов.
Я и моя семья
1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, любящего своих родителей
Я и моя школа
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Я и вселенная
1)Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, об-ществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окру-жающей среде.
IX. Взаимодействие школы и семьи
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
• создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
• позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
• преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
• способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
• создавать условия для духовного общения детей и родителей;
• создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразо-ванием родителей;
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
• изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
• сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
• создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
• удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
• разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
• организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
• создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
• привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни;
• демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
• поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
• родительские собрания, посещение семей учащихся;
• анкетирование;
• тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
• семейные праздники;
• спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
• календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
• тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
• походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
• дни творчества, дни открытых дверей.
XI. В результате реализации Программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
 создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию;
 обогащение содержания духовно-нравственному воспитания;
 вовлечение в работу духовно-нравственному воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
• в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
• в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Воспитанники:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, от-крыты миру и людям;
• они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются не-стандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
• они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
• они способны к изменению самих себя.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) прово-дится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который вклю-чает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.
3. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур».// «Классный руководитель» - 2005- № 4-с. 69.
4. Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе» - 2006 - № 5- с. 27.