Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Ново-Кырлайская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме:

«Разнообразие побегов. Видоизменения побегов»

Учитель биологии высшей квалификационной категории  МБОУ «Ново-Кырлайская СОШ» Арского района     Мифтахова Гульнар Гарифзяновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 Тема:«Разнообразие побегов. Видоизменения побегов»

Цели: познакомить с многообразием побегов, дать представление о приспособлениях некоторых побегов, о влиянии факторов окружающей среды на их рост и развитие;

сформировать представление о видоизмененных побегах, их строении и функциях;

раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека, повысить заинтересованность учащихся предметом, воспитывать индивидуальную ответственность,  формирование экологического воспитания.

Оборудования: карточки с заданиями, мэнэдж  мэт, таблицы: «Разнообразие стеблей растений», «Подземные видоизмененные побеги», побеги различных деревьев и кустарников, комнатные растения, гербарии растений с различными видами стеблей, луковица, клубень картофеля, ноутбук, проектор.

Ключевые слова и понятия: удлиненный побег, укороченный побег, розеточный побег; классификация побегов по направлению роста: прямостоячий побег, лежащий побег, ползучий побег, вьющийся побег, цепляющийся побег, лазающий побег; видоизменения побегов: усики, колючки, листовидные побеги, корневище, клубень, луковица, столон.

Ход урока

  1. I.                  Организационный момент.

Приветствие.

Формирование групп (проводится жеребьевка, учащиеся образуют группы и рассаживаются по схеме Менедж мэт).

  1. II.               Актуализация знаний.
  2. Используется обучающая структура проекта «Cовершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy»  ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН. Учащимся раздаются карточки №1-3 с готовыми вопросами . В течении 15 сек. учащиеся читают вопрос, обдумывают ответ. В течении 1 мин. записывают свой ответ. Затем по очереди обсуждают свои вопросы и ответы (в течении 20-30 сек. каждому). Время контролируется учителем. После учитель опрашивает некоторых учащихся.

Приложение 1.

  1. Работа по карточкам у доски. Приложение 2.
  2. Работа по индивидуальным проверочнымлистам. Приложение 3.
  3. III.           Определение темы урока.

Используется обучающая структура КОНЭРС.  Ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Определяется тема урока и цели совместно с учителем.

  1. IV.           Формирование новых знаний и навыков.
    1.      Рассказ учителя с элементами беседы.

Вопросы для беседы:

-Как можно определить, на сколько побег вырос за один год?

-Вспомните, характерен ли вставочный рост для древесных растений?

-Как вы думаете, можно ли определить тип листорасположения у растений с розеточными побегами?

  1.                    2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

                 Пользуясь текстом учебника, самостоятельно заполните таблицу.

     

Тип побега

Строение

Примеры

Прямостоячий

   

Лежащий

   

Ползучий

   

Вьющийся

   

Цепляющийся

   

Лазающий

   

                 (Учитель проверяет заполненную таблицу, взяв на проверку несколько тетрадей,                                     или устно опрашивает учеников. После этого можно продемонстрировать некоторые типы побегов на примере растений, находящихся в кабинете биологии.)

  1.       После получения информации по новой теме учащиеся повторно отвечают на вопросы по карточке №3 (2 мин.) затем по очереди обсуждают информацию, которая изменила их мнение (по 30 сек.). После учитель опрашивает некоторых учащихся (определяет пробелы).
  2. V.               Закрепление знаний и навыков.
  3. 1.Самостоятельная работа учащихся с МОДЕЛЕМ ФРЕЙЕРА
  4. Тип побега            2.Строение       

                  3.Характеристика          4.Примеры

Используется обучающая структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ. Учащиеся становятся в 2 круга, располагаясь лицом  друг к другу. Учитель задает вопрос и дает время подумать (3-5 сек.) Учащиеся внешнего круга отвечают на вопрос своему партнеру. Затем меняются ролями (30 сек каждый). После учитель опрашивает некоторых учащихся. Учитель задает вопрос, ответом которого является число. Учащиеся поворачиваются направо и двигаются дальше, чтобы найти нового партнера, отсчитывая  по кругу партнеров (количество равно числу ответа на вопрос). Учитель задает следующий вопрос, учащиеся работают с новым партнером. И так несколько раз.

                   Приложение 4.

  1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Тип побега

Особенности строения

Функции

Примеры

Корневище

     

Клубень

     

Луковице

     
  1. VI.           Практическая работа 11. Внешнее строение видоизмененных подземных побегов-корневища и луковица.
  2. VII.        Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы совместно с учителем.

 Получают д/з.

  1.       1.Прочитать параграфы, знать основные термины.
  2.       2.Закончить выполнение практической работы.

Творческое задание. Описать, как можно дополнительно озеленить пришкольный участок, используя особенности направления роста стеблей различных растений. Составить план-схему озеленения пришкольного участка. Указать на ней, какие виды растений нужно посадить в том или ином месте. Объяснить свой выбор.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Посадить в ящик для рассады небольшой целый клубень картофеля, половину клубня и толсто срезанную кожуру картофеля с почкой. Через две недели оценить результат. Обратить внимание на то, какие побеги окажутся более сильными. Объяснить почему.

Учитель благодарит учащихся за работу, учащиеся благодарят друг друга.

Прощание.

Приложение 1.

Карточки для ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН.

 

Карточка 1

Можно ли по побегу определить, какому растению он принадлежит?

            Карточка 2

Могут ли на одном побеге располагаться вегетативные и генеративные почки?

            Карточка 3

Какова основная функция почечных чешуй?

 

Приложение 2. 

Карточка 1

Нарисуйте побеги с очередным листорасположением, приведите примеры растений с таким листорасположением.

Карточка 2

Нарисуйте побег с супротивным листорасположением, приведите примеры растений с таким листорасположением.

Карточка 3

Нарисуйте побег с мутовчатым листорасположением, приведите примеры растений с таким листорасположением.

Карточка 4

Нарисуйте строение вегетативной почки растения, укажите ее основные части.

Приложение 3.

 Индивидуальный проверочный лист.

1.Подчеркни видоизменения, которые не относятся к видоизменениям надземных побегов:

а-колючки;     б -клубни;   в -усики;г- кочан;   д -корнеплоды ;   ж - сочные побеги;

2. Соедините   линиями растение с  функцией, которую выполняет видоизменение этого растения:

лимон                           запас воды

капуста                          ловля насекомых

агава                              поддержка стебля

огурец                            уменьшение испарения

росянка

3. Соедините линиями растение и видоизменение этого растения:

огурец                           усики

агава                              ловчий аппарат

кактус                            колючки

росянка                      кочан

капуста                         сочный побег

4. Подчеркни  видоизменение  кочана:

а - видоизменение листа;         б - видоизменение почки;        в - видоизменение побега;

5.Подчеркни самые изменчивые части растения:

а  - стебли;      б - листья;в - корни;

6.Подчеркнивидоизменения  растений засушливых мест обитания, где может  запасаться вода:

а- в сочных побегах;       б - в листьях;

7.Подчеркни функцию усиков растения:

а - поддержание слабого стебля;   б - защита от поедания животными.

После выполнения задания учитель показывает модельный ответ на экране, просит обучающихся сделать самопроверку: (Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Приложение 4.

Вопросы для ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ.

  1.      Что такое конус нарастания?
  2.      Какой тканью он образован?
  3.      В чем отличие верхушечного роста побега от вставочного?
  4.      Для каких растений характерен вставочный рост?
  5.      В какой период вставочный рост характерен для древесных побегов?
  6.      Как по безлистному побегу древесного растения можно определить тип его листорасположения?

Тезисы.

Тема «Использование методики проекта «Cовершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy» на уроках биологии для развития коммуникабельности учащихся, критического и креативного мышление, умения позитивно и плодотворно сотрудничать; повышение заинтересованности учащихся предметом, воспитание индивидуальной ответственности. Методика является актуальной, так как современное общество требует активную, коммуникабельную личность, способную креативно и критически мыслить.

Методы:  Менедж мэт, инсайд- аутсайд секл, финк райт раунд робин, модель фрейра, конэрс.

Список литературы:

1.А.А.Калинина. «Поурочные разработки по биологии» 6 класс. 2011 год.

2. Проект «Cовершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy»