Элективный курс по биологии "Основы экологии и охрана природы"
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени академика Р.З.Сагдеева»
Буинского муниципального района Республики Татарстан

Элективный курс по биологии
«Основы экологии и охрана природы»

Юнусовой Гульнары Мазитовны
учителя биологии I квалификационной категории


2013 год

«Мир имеет свои биологические законы,
и мы должны постараться не нарушать их».
Э.Роттердамский

Пояснительная записка

Курс «Основы экологии и охрана природы» предлагается учащимся 9, 11 классов, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый курс направлен на углубление знаний учащихся старших классов по экологии и проблемам охраны живой природы. Задачи элективного курса состоят в развитии у учащихся интереса к изучению живой природы, в получении глубоких знаний по экологии и проблемам охраны биологических систем, в потребности личного участия в заботе об за окружающей среде. В ходе изучения рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
В процессе изучения курса важное место занимают практические работы, решение задач, которые развивают экологическое мышление, а также умение ставить опыты и проводить наблюдения. Использование разнообразных форм организации занятий (лекции, семинары практические работы) позволит связать изучаемый курс с жизнью, с практикой охраны природы в городе. Работа с литературой, подготовка презентаций, проектов будет способствовать развитию навыков самообразования, умения пропагандировать идеи оптимизации природопользования.
В содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предусматривающая широкие возможности в саморазвитии учащихся, выполнении ими значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.
Ознакомительно–ориентировочные и творческие проекты, предусмотренные данным курсом, призваны реализовывать исследовательские потребности учащихся. Программа предусматривает лекционные занятия, беседы, практические работы, кроме того и самостоятельную работу с различными источниками.
Курс способствует социализации учащихся, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Содержание курса поможет выбору профессии по следующим направлениям: экология, биоэкология, педагогика.

Цель курса

•в процессе изучения окружающей среды способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе.

Задачи курса

•освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
•раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
•усвоение идей концепции устойчивого развития природы и общества.

Требования к умениям учащихся

•решать простейшие экологические задачи,
•применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности,
•определять уровень загрязнения воздуха и воды,
•объяснять с биологических позиций бережное отношение к природе, использование безотходных технологий,
•проводить экологические учебные исследования: уметь грамотно вести наблюдения, получать, обрабатывать и систематизировать данные.

Организация учебного процесса

В основе организации учебного процесса в ходе реализации курса лежат следующие принципы:
•заинтересованность к изучению курса,
•добровольность и готовность к диалогу,
•взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения,
•активное участие.

Методы работы:
•поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера),
•метод самореализации (подготовка проектов, выступления),
•метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).

Формы работы:
•беседы,
•лекции,
•семинары,
•дискуссии,
•практические работы и практикум,
•теоретические занятия.

Учащиеся должны знать:
•основные понятия и термины экологии;
•основные закономерности процессов протекающих в биосфере, а также влияние антропогенных, биотических, абиотических факторов на среду;
•виды животных и растений, занесенных в Красную Книгу.

Учащиеся должны уметь:
•строить план исследования;
•проводить исследование согласно методике;
•представлять результаты работы в форме краткого сообщения с использованием;
визуальных средств демонстрации;
•находить взаимосвязь между компонентами природы.

Учебно – тематический план

№ Название разделов и тем курса Кол часов Формы организации
1 Вводное занятие 1 Беседа
2 Предмет и задачи экологии 1 Лекция
Экология существования организма
3 Среда и экологические факторы 1 Лекция
4 Виды антропогенных факторов и формы их воздействий на среду 1 Лекция
5 Абиотические факторы и адаптация к ним организмов 1 Беседа, дискуссия
6 Биотические факторы среды 1 Лекция
7 Влияние деятельности дождевых червей на структуру почвы 1 Практическая работа
8 Основные среды жизни 1 Семинар
9 Экосистемы и их структуры 1 Лекция
10 Популяционная структура вида 1 Лекция
11 Морфоэкологическая разнокачественность особей и ценопопуляции растений 1 Практическая работа
12 Экосистема – основной объект экологии 1 Лекция
13 Зависимость типа сообщества от рельефа и почвы
1 Практическая работа
14 Стабильность и развитие экосистем 1 Беседа
15 Содержание биогенных компонентов в пресном водоеме 1 Лабораторная работа
16 Биосфера – глобальная экосистема 1 Лекция
17 Функции живого вещества в биосфере 1 Беседа
18 Биологический и геологический круговорот 1 Лекция
19 Влияние деятельности человека на сообщества. 1 Практическая работа
20 Экология человека 1 Семинар
21 Природа и рациональное природопользование 1 Лекция, дискуссия
22 Преимущества и недостатки охраны видов на месте обитания 1 Круглый стол
23 Охрана природы и охранные мероприятия 1 Беседа
24 Оценка состояния окружающей среды в микрорайоне 1 Семинар
Живые организмы в жизни человека
25 Значение животных 1 Лекция
26 Многообразие растений 1 Лекция
27 Лес и человек 3 Экскурсия-практикум
28 Водоем, почва и человек 1 Беседа
29 Искусственные сообщества – пришкольный участок 1 Практикум
30 Творческий отчет 3 Конференция
34

Методические рекомендации

Вводная часть курса

На вводных занятиях следует ознакомить учащихся с общей структурой и содержанием курса, с формами и видами самостоятельных и творческих итоговых работ.
Приступая к изучению курса, обязательно оговорить критерии оценивания учебной работы учащихся, а также учет выполнения заданий. Ознакомить с понятиями, относящимися к функционированию крупных природных систем, как биотическое сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.
I раздел
В рамках данного раздела осуществляется изучения соответствие между организмами и средой их обитания, значение факторов среды, конвергентность эволюции. Учащимся предлагается рассмотреть механизмы загрязнения биосферы, пути охраны окружающей среды от загрязнений. При изучении экосистем обратить особое внимание на состав и составные свойства экологических объектов, на потоки энергии и круговорот веществ, обеспечивающих функционирование экологических систем. Всесторонне изучается взаимосвязи между погодой и самочувствие человека, питание и здоровье человека. Рассматривается возможности адаптации человека к изменениям окружающей среды. Теоретические занятия подкреплены выполнением практических работ.
II раздел

В данном разделе учащиеся знакомятся с многообразием животного и растительного мира. Теоретический материал применяется в выполнения практических работ, развивают умение анализировать, сравнивать и делать самостоятельные выводы. Курс завершается защитой проектов.
Программа курса
1.Вводное занятие.
Ознакомить с общей структурой и содержанием курса, с программой курса. Развить у учащихся интереса к изучению живой природы, проблемах охраны биологических систем.
2.Предмет и задачи экологии.
Ознакомить с историческими этапами становления экологии. Раскрыть роль экологии с увеличением населения, растущим промышленных гигантов. Основные разделы современной экологии.
3.Среда и экологические факторы.
Изучить понятие среды, прямое и косвенное действие факторов, их диапазон. Выявить отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмом. Комплексное действие факторов.
4.Виды антропогенных факторов и формы их воздействий на среду.
Раскрыть разнообразные формы деятельности человеческого общества. Экологические проблемы глобального, регионального и локального масштабов. Охрана природы как антропогенный фактор
5.Абиотические факторы и адаптация к ним организмов.
Изучить влияние элементов неживой природы на организмы. Приспособленность организмов к абиотическим факторам. Рельеф местности как фактор среды, геологические факторы, экологические индикаторы.
6.Биотические факторы среды.
Определить формы взаимоотношений организмов между собой. Изменение среды под воздействием организмов. Внутривидовые и межвидовые биотические факторы. Взаимосвязи на основе пищевых потребностей и способов ее добывания.
7.Практическая работа «Влияние деятельности дождевых червей на структуру почвы».
Изучить роль дождевого червя в формирования биокосного вещества – почвы. Рассмотреть особенности морфологии и жизнедеятельности дождевого червя.
8.Основные среды жизни.
Раскрыть приспособленность организма к существованию в определенных условиях. Рассмотреть четырех сред жизни – водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Воздействие на другие через изменение различных абиотических факторов.
9.Экосистемы и их структуры.
Изучить совокупность живых организмов и область их распространения. Уровни биологической организации живой материи, взаимосвязи с другими уровнями в биоситеме.
10.Популяционная структура вида.
Раскрыть элементарную биологическую единицу вида в природе. Как биологическая единица обладает определенной структурой и функцией. Половая, возрастная, генетическая, пространственная, экологическая структура популяции.
11.Практическая работа: «Морфоэкологическая разнокачественность особей и ценопопуляции растений».
Изучить морфофизиологические особенности одуванчика. Установить разнокачественность одуванчика в районе школы.
12.Экосистема – основной объект экологии.
Изучить экосистему как объект единицы природы. Состав и функциональная структура экосистемы, типы экосистем, экологические пирамиды. Биологическая продуктивность экоситем.
13.Практическая работа: «Зависимость типа сообщества от рельефа и почвы»
Изучить рельеф и химический состав почвы пришкольного участка.
14.Стабильность и развитие экосистем.
Установить происходящие изменения факторов среды Типы изменений в экосистемах – циклические, сезонные. Воздействие человека на экосистемы.
15.Лабораторная работа: «Содержание биогенных компонентов в пресном водоеме».
Изучить биогенные компоненты реки Карла и степень зарастания водоема и влияние человека на основе естественных природных водоемов. Последовательность событий при образовании болота.
16.Биосфера – глобальная экосистема.
Рассмотреть глобальную экосистему. Роль живых организмов на формирование биосферы. Компоненты биосферы, структура и биомасса биосферы
17.Функции живого вещества в биосфере.
Изучить основные функции биосферы. Изучить биомассу живого вещества континентов и океанов. Основные функции биосферы – газовая, концентрационная, информационная, окислительно – восстановительная.
18.Биологический и геологический круговорот.
Раскрыть малый (биологический) и большой (геологический) круговорот веществ в биосфере. Химические элементы, циркулируя в биосфере, переходят из внешней среды в организмы и снова во внешнюю среду. Биохимический цикл
19.Практическая работа: «Влияние деятельности человека на сообщества».
Выявить различие в сообществах леса и городского парка. Процесс влияние человека на сообщества.
20.Экология человека.
Изучить закономерности взаимодействия человека и среды. Человек как биосоциальный вид на Земле. Важнейшие экологические особенности человечества – меньшая зависимость от среды обитания. Влияние загрязнения среды на состояние здоровья людей
21.Природа и рациональное природопользование.
Определить классификацию природных ресурсов – естественная, хозяйственная, экологическая. Природные ресурсы и их использование. Земельные и водные ресурсы. Использование недр.
22.Преимущества и недостатки охраны видов на месте обитания.
Рассмотреть соотношение охраняемых растений и животных из Красной книги РТ.
23.Охрана природы и охранные мероприятия.
Раскрыть прикладную часть экологии. Создание территорий с особо охраняемыми флорой и фауной. Мероприятия по охране почв, воды, атмосферы.
24.Оценка состояния окружающей среды в микрорайоне.
Осуществить оценку состояния среды в районе школы. Использование биоиндикации для определения состояние воздуха в районе школы.
25.Значение животных.
Определить важную роль в природных процессах и жизни человека. Уникальное разнообразие животного мира. Многообразие животного мира и основные представители в Татарстане.
26.Многообразие растений.
Изучить уникальное разнообразие растительного мира Татарстана. Растения – основной компонент природного сообщества. Доминирующие виды в сообществах. Многообразие растительного мира и представители в Красной книге РТ в Буинском районе.
27.Экскурсия – практикум «Лес и человек».
Изучить лес как экосистему, традиции взаимосвязи в местных условиях. Изучение леса как экосистемы: многообразие видов, взаимосвязи видов (пространственные, пищевые и др.).
28.Водоем, почва и человек.
Рассмотреть место водоема в ландшафте, показать связь человека с водоемом. История освоения водоема: конфликты природопользования, защита от загрязнения, оборудование рекреационных площадок. Изучить ценность земли и почвы, виды землепользования. Площадь естественных и антропогенных участков. Последствия вытаптывания, изменение механического состояния биомы, химического состава почвы.
29.Практикум: «Искусственные сообщества – пришкольный участок».
Изучение пришкольного участка как сообщества, созданного человеком. Границы устойчивости. Технологии выращивания растение и влияние микроэлементов на рост растений.
30.Творческий отчет. Защита проектов по теме.

Литература для учителя
1.Б. Небел. Наука об окружающей среде. - М. «Мир» 1993. В 2т
2.Акимиова Т.А., Хакскин В.В. Экология. - М., ОНИТИ. 1999.
3.Попов А.А., Андреева Т.В. Основы экологии и охраны природы. - Казань, 2004
4.Дажо Р. Основы экологии. - М. Прогресс. 1975.
5.Каплин В.Г. Биоиндикация состояния экосистемы. - Самара. ГСХА 2001
6.Чернова Н.М., Быкова А.М. Экология. - М. Просвещение, 1988
7.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М. ФАИР-ПРЕСС, 2000
8.КриксуновЕ.А., Пасечник В.В. Сидорин А.П. Экология. - Дрофа 1995
9.Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. - Ростов на Дону, 2002

Литература для учащихся
1.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М., Просвещение, 1988
2.Попов А.А., Андреева Т.В. Основы экологии и охраны природы. - Казань, 2004
3.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М. ФАИР-ПРЕСС, 2000
4.Акимиова Т.А., Хакскин В.В. Экология. - М. ОНИТИ, 1999.
5.КриксуновЕ.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. - Дрофа 1995

У вас нет прав для создания комментариев.