КТП по природоведению 5 кл. Учебник А.А. Плешаков,Н.И.Сонин
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
1. Полное название школы. МБОУ «СОШ с. Сарлы» Азнакаевского муниципального района
2. Название разработки. Календарно-тематическое планирование по природоведению . 5 кл. Учебник А.А.Плешаков , Н.И.Сонин.
3. Данные автора Салихов Фларис Мирзагитович учитель химии и биологии I кв. категории
4. Год 2013

Календарно-тематический план в 5 классе
№ Тема урока Дата Кол-во часов Тип урока Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки Формы контроля Оборудование. Лабораторные работы. Домашнее задание Примечания
план факт
1 Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.

Кереш. Табигать турындагы фәннәр. Табигатьне өйрәнү методлары. 1 нед сент 1 Вводный Тело, вещество, природные явления. Приборы и методы изучения биологии. Электрические явления. Химические явления. Звуковые явления. Биологические явления. Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерение); приборы, используемые для познания природы (увеличительные, измерительные, лабораторное оборудование); науки о природе; возможности использования знаний о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.
Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать. Вводный Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; микроскоп, лупа, термометр, линейка, секундомер, колбы, пробирки, держатель, спиртовка, штатив 6-14 стр. читать, ответить на вопросы на стр.14 (устно)
Тема 1. Изучение природы – 4 часа.
2 Науки о природе.

Табигать турындагы фәннәр. 2 нед сент 1 Изучение нового материала Астрономия. Физика. Химия. Геология. География. Биология. Экология. Семейство биологических наук. Знать естественные науки, объекты их изучения, значение их в познавании природы.
Уметь логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности. Фронтальный. Самодельная схема «Естественные науки» Стр. 6-13, изучить. Ответить на вопросы 1-4 на стр. 14.
3 Методы изучения природы. Наблюдения.

Табигатьне өйрәнү методлары.
Күзәтү методы. 2
нед сент 1 Комбинированный Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Г.Галилей. Р.Гук. Ж.А.Фабру. роль наблюдения в современной жизни. Знать методы изучения природы; роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности.
Уметь выполнять не сложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений. Индивидуальный. Приборы и инструменты, с помощью которых изучают природные тела, процессы и явления (линейка, термометр, часы, лупа, микроскоп); рисунки с изображением ракет, телескопа, электронного микроскопа. Стр. 15-16 изучит.
4 Эксперимент, измерение – методы познания природы.

Эксперимент, үлчәү – табигатьне танып белү методлары. 3 нед сент 1 Комбинированный Эксперимент. Измерение. Знать суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение.
Уметь выполнять не сложные практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами. Индивидуальный. Приборы и инструменты для измерения (линейка, термометр, секундомер); для постановки опыта (магнит, различные тела неживой природы). Изучить стр.16-17 учебника.
5 Оборудование для научных исследований.

Фәнни тикшеренүләр өчен җиһазлар. 3 нед сент 1 Комбинированный Увеличительные приборы (микроскоп, лупа, телескоп). Измерительные приборы (весы, линейка, мензурка, цилиндр, рулетка, термометр, секундомер). Лабораторное оборудование (колбы, пробирки, штатив, стеклянные трубки, штатив для пробирок, лабораторный стакан, щипцы, спиртовка и т.д.) Знать увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человека; правила работы с весами, колбами, штативами и другим лабораторным оборудованием.
Уметь пользоваться световым микроскопом, лупой; работать со спиртовкой. Индивидуальный. Лупы, микроскопы, весы, термометр, линейка, часы, спиртовка, штатив, колбы, пробирки. Изучить материал учебника на стр.18,19
Тема 1. Вселенная – 17 часов.
6 Что такое вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

Борынгы кешеләр Галәмне нинди итеп күз алдына китергәннәр. 4 нед сент 1 Комбинированный Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею. Взгляды Аристарха Самосского. Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Уметь самостоятельно работать с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, набольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу. Фронтальный. Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной. Стр.24,25, читать. Ответить на вопросы 1-5 на стр. 28. Подготовить сообщение об Аристотеле и Птолемее.
7 Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Аристотель һәм Птолемейның дөнья системалары. 4 нед сент 1 Комбинированный Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Черты сходства и различия между моделями Вселенной. Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей.
Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения и рефераты. Индивидуальный. Портрет Аристотеля и Птолемея; выполненные учащимися таблицы «Система мира по Аристотелю», «Система мира по Птолемею». Стр.26-28, читать.
8 Николай Коперник и его модель Вселенной.

Коперниктан алып безнең көннәргә кадәр. 5
нед сент 1 Комбинированный Модель вселенной по Н.Копернику. Шарообразная форма Земли. Кругосветное путешествие Ф.Магеллана. Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником.
Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Фронтальный. Портреты Аристотеля, Птолемея, Коперника. Стр.29,30 (первые 2 абзаца). Письменно дать сравнительную характеристику моделей вселенной по Копернику и Птолемею.
9 Дж.Бруно и Г.Галилей. их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника

Дөньяны тамырдан үзгәрткән галимнәр. 1 нед окт 1 Комбинированный Взгляды Дж.Бруно о строении Вселенной. Вклад Г.Галилея в изучении вселенной. Модель Вселенной предлагаемая современной наукой. Знать заслуги Д.Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении вселенной.
Уметь самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы. Индивидуальный. Изучить текст на стр.30-32 учебника. Ответить на вопросы на стр.33 (устно).
10 Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Кояшның күршеләре. 2
нед окт 1 Комбинированный Сравнение моделей Вселенной Коперника и современной науки. Солнечная система. Две группы планет. Планеты земной группы. Спутники планет земной группы. Знать состав солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.
Уметь логически мыслить; анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию. Фронтальный. Схема Солнечной системы. Изучить стр.34-38 учебника. Ответить на вопросы 1-7 на стр.38. Заполнить табл. в тетр.
11 Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Карликовая планета – Плутон.

Гигант планеталар һәм кечкенә Плутон. 2
нед окт 1 Комбинированный Планеты группы планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Общие черты этих планет. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Водород составляет основу атмосферы планет-гигантов. Плутон входит в состав карликовых планет. Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон.
Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать. Индивидуальный. Схема Солнечной системы. Изучить текст на стр. 39-42 учебника. Заполнить табл. в тетради.
12 Спутники планет.

Планеталарның иярченнәре. 3
нед окт 1 Комбинированный Спутники планет. Спутник Земли – Луна. Спутники Марса (Фобос, Деймос).юпитер – 16 спутников; Сатурн – 17 спутников; Уран – 15 спутников; Нептун – 8 спутников. Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Индивидуальный. Фотографии луны. Изутить статью «Луна» на стр.36. зарисовать Луну такой, какой её видно вечером.
13 Астероиды. Кометы.

Астероидлар.Кометалар. 3
нед окт 1 Комбинированный Астероиды. Кометы. Ядро кометы, хвост кометы. Знать, что астероиды и кометы – небесные тела, входящих в состав Солнечной системы; их характеристики.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради. Фронтальный. Схема Солнечной системы, фотографии комет и астероидов. Изучить 43-44; ответить на вопросы 1-4 на стр.47.
14 Метеоры. Метеориты.

Метеорлар. Метеоритлар. 4
нед окт 1 Комбинированный Метеорит. Метеор. Строение метеоритов. Знать, что представляют собой метеоры и метеориты.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Индивидуальный. Схема Солнечной системы, фотографии и рисунки метеоритов. Изучить текст на стр.45.объяснить происхождение слов «метеор» и «метеорит».
15 Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

Йолдызлар дөньясы. 4 нед окт 1 Комбинированный Звезды. Солнце самая близкая звезда. Температура солнца. Значение Солнца для нас. Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию. Индивидуальный. Рисунки, иллюстрирующие внешний вид Солнца; фотографии звезд. Изучить текст на стр.48-49 до слов: «Если Солнце находиться…». Вопросы 1,2 на стр51.
16 Многообразие звезд.

Йолдызларның күптөрлелеге. 4 нед окт 1 Комбинированный Расстояние между Солнцем и Землей. Различие звезд между собой по размерам (сверхгиганты, гиганты, карлики); цвету (белые, голубые, желтые, красные). Солнце – желтый карлик. Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристики.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника. Индивидуальный. Карта звездного неба. Изучить текст на стр. 49,50.
17 Созвездия.

Йолдызлыклар. 4 нед окт 1 Комбинированный. Созвездия: Большая и Малая Медведицы, Кассиопея, Персей, Пегас, Близнецы. Самая яркая звезда созвездии Большая Медведица – Арктур; Малой Медведицы – Полярная звезда. Знать, что представляют собой созвездия.
Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи. Фронтальный. Карта звездного неба. Изучить до конца текст на стр.50 и фигуры созвездий.
18 Галактики. Световой год.

Галактикалар. 2 нед нояб 1 Комбинированный Галактика Млечный Путь. Открытие Галилео Галилей. Строение Млечного Пути. Расположение Солнца В Галактике Млечный путь. Световой год. Знать, что представляют собой Галактика Млечный Путь; её характеристики; астрономическую единицу длины – световой год.
Уметь находить в ночном небе Млечный Путь. Фронтальный. Карта звездного неба; фотографии галактик. Изучить конспект в тетради.
19 Многообразие галактик.

Галактикаларның күптөрлелеге. 2 нед нояб 1 Комбинированный Различие галактик вселенной. Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы облака. Галактика Андромеда. Современные телескопы. Знать о множестве галактик во Вселенной; методы их изучения.
Уметь выполнять логически мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать. Индивидуальный. Схема Солнечной системы, рисунки и фотографии галактик. Изучить конспект в тетради.
20 Обобщающий урок по теме «Вселенная»

“Галәм” темасын гомумиләштерү. 3
нед нояб 1 Применение знаний и умений Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею. Модель вселенной по Н.Копернику. Планеты земной группы. Планеты группы планет-гигантов. Галактики. Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика.
Уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать. Фронтальный. Таблицы «Система мира по Птолемею»; «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звездного неба; фотографии небесных тел. Подготовиться к проверочной работе по теме «Вселенная». Повторить материал учебника, стр.26-52, конспекты в тетради.
21 Проверочная работа по теме «Вселенная».

“Галәм” темасы буенча белемнәрне тикшерү. 3
нед нояб 1 Контроль и оценка знаний Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Вселенная».
Знать основные этапы в развитии взглядов людей на вселенную; отличие системы мира по Птолемею и Н.Копернику; роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строение и состав Солнечной системы; общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов; основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария; характеристику галактик.
Уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать. Индивидуальный. Карточки с заданиями.
22 Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

Хаталар өстендә эш. 4
нед нояб 1 Коррекция знаний Путают понятия «метеор», «метеорит»; относя Плутон к планетам-гигантам. Знать, какие вопросы пройденной темы изучены недостаточно глубоко.
Уметь ликвидировать проблемы в своих знаниях. Индивидуальный. Таблицы «Система мира по Птолемею»; «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звездного неба; фотографии небесных тел. Зависит от допущенных ошибок.
Тема 2. Земля – 19 часов
23 Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

Җир ничек барлыкка килгән.
4
нед нояб 1 Изучение нового материала Возникновение Земли. Древний Вавилон. Гора Олимп. Термин «гипотеза». Гипотеза происхождения Солнечной системы. Гипотезы Ж.Бюффона, Д.Джинса, И.Канта, П.Лапласа, О.Ю.Шмидта. Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа); современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Уметь логически мыслить, извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения набольших проблем. Фронтальный. Рисунки на стр.54-56 учебника, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы и Земли. Подготовить сообщения, доклады, рефераты об ученых, выдвинувших гипотезы о происхождении Солнечной системы.
24 Возникновении Земли.

Җирнең барлыкка килүе.
5
нед нояб 1 Комбинированный Заслушивание докладов, сообщений, рефератов. Знать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы.
Уметь составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них; оформлять сообщения, доклады, рефераты. Индивидуальный. Портреты ученых; таблицы, иллюстрирующие возникновение Солнечной системы по гипотезам Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа, совр. науки. Изучать статью «Как возникла Земля» на стр.54-58.
25 Внутренне строение Земли.

Җирнең эчендә ниләр бар. 1
нед дек 1 Комбинированный Внутреннее строение Земли (ядро, мантия, земная кора).ядро Земли (внутреннее ядро твердое, внешнее – жидкое)мантия (твердый слой, размягченный слой, твердый слой). Рельеф. Знать внутреннее строение Земли и её внешние оболочки.
Уметь логически мыслить; работать с учебником и картой. Индивидуальный. Физическая карта полушарий; схема, раскрывающая строение Земли. Изучить текст на стр.60 (первые 3 абзаца). Ответить на вопросы 1-4 на стр.63.
26 Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Тау токымнары, минераллар, файдалы казылмалар. 2
нед дек 1 Комбинированный Горные породы (гранит, известняк, каменный уголь, глина, песок). Классификация горных пород (плотные, рыхлые). Отличительные качества горных пород (цвет, блеск, температура плавления). Минералы. Полезные ископаемые. Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые».
Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях. Индивидуальный. Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезные ископаемые. Изучить текст на стр.60-62.
27 Землетрясения.

Җир тетрәүләр. 2 нед дек 1 Комбинированный Землетрясение. Причины землетрясения. Сейсмически активные районы. Очаг землетрясения. Эпицентр землетрясения. Шкала Рихтера. Знать причины землетрясений.
Уметь использовать материалы учебника. Индивидуальный. Физическая карта полушарий. Изучить текст на стр.72. Ответить на вопросы 1,2 на стр. 77
28 Вулканы.

Вулканнар. 3 нед дек 1 Комбинированный. Вулкан (вулканический кратер, канал, очаг магмы). Причины извержения вулканов. Типы вулканов: конические, щитовые. Знать причины вулканической деятельности.
Уметь логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний. Индивидуальный. Физическая карта полушарий; муляжи, картины, рисунки, иллюстрирующие строение вулкана, формы вулканических извержений. Изучит текст на стр. 73-76. Ответить на вопросы 3-6 на стр.77
29,30 Суша.

Коры җир. 3-4 нед дек 2 Комбинированный Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Часть света. Знать общую характеристику материков.
Уметь показывать на карте основные материки и острова. Фронтальный. Физическая карта полушарий. Изучить статью на стр.78-79.
31 Атмосфера Земли.

Җирнең һава сүрүе. 4 нед дек 1 Комбинированный Атмосфера. Состав воздуха (газы, пары и капельки воды, кристаллики льда, пыль, сажа, пепел, морская соль, пыльца растений). Кислород. Углекислый газ. Толщина атмосферы. Снег, град. Облака (перистые, слоистые кучевые). Годовое количество осадков. Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний. Индивидуальный. Пробирки с кислородом, углекислым газом, лучина, источник огня. Изучить текст на стр. 85
32,33 Погода. Климат.

Һава торышы. Климат. 5
нед дек 2 Комбинированный Погода. Прогноз погоды. Тип погоды. Климат. Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информация; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать. Тест. Физическая карта полушарий. Изучить материал на стр.86-87.
34 Ураганы. Смерчи.

Гарасатлар.Өермәләр. 2 нед янв 1 Комбинированный Ураган = тайфун. Смерч = торнадо. Ветер. Знать причины и результаты ураганов и смерчей.
Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем. Биологический диктант. Физическая карта полушарий. Картины и рисунки иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей. Стр.88-89 учебника. Подготовить сообщения «Значение воды в природе», «Роль воды в природе»
35,36 Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Җирнең су сүрүе, аның өлешләре. Дөнья океаны. 2-3 нед янв 2 Изучение нового материала Значение воды в природе. Роль воды в природе. Гидросфера. Мировой океан. Море. Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.
Уметь выполнять несложные практические работы. Фронтальный опрос. Физическая карта полушарий. Изучить стр. 91-96
37 Воды суши.

Коры Җир сулары. 3 нед янв 1 Комбинированный Вода пресная. Ледники: горные, покровные. Айсберги. Подземные воды. Знать источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды, как используется пресная вода человеком.
Уметь логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Тест. Физическая карта полушарий. Таблица «Круговорот воды в природе». Стр.93 учебника.
38,39 Уникальность планеты Земля.

Кабатланмас планета.

4,4 нед янв 2 Комбинированный Планета Земля. Температуры планет. Отдаленность планет от Солнца. Состав атмосферы планет. Знать месторасположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов.
Умет самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблицы, схем. Фронтальный опрос. Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса. Стр.97 учебника.
40 Обобщающий урок по теме «Земля»

“Җир” темасы буенча кабатлау дәресе 1 нед фев 1 Применение ЗУ Ядро. Мантия. Земная кора. Рельеф. Горная порода. Минералы. Землетрясения. Вулкан.
Континент. Архипелаг. Атмосфера. Погода. Климат. Гидросфера. Мировой океан. Знать основные гипотезы приосхождения Земли и Солнечной системы; сущность землятресений, извержений вулканов, ураганов, смерчей; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни.
Уметь отвечать на вопросы письменно и устно; извлекать из различныхз источников нужную информацию. Фронтальный опрос. Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса, макет вулкана. Подготовится к проверочной работе, повторить главу «Земля»
41 Проверочная работа по теме «Земля».

“Җир” темасы буенча белемнәрне тикшерү.
1
нед фев 1 Конроль, оценка знаний и умений Два варианта заданий. Знать основные гипотезы возникновения Земли и Солнечной системы.; внутреннее строение Земли и её внешние оболочки» причины землетрясений и вулканической деятельности, общую характеристику материков.
Уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать. Индивидуальная работа. Физическая карта Земли, глобус Земли.
Тема 3. Жизнь на Земле – 17 часов.
42 Развитие жизни на Земле.

Җирдә тереклек ничек үсеш алган. 2 нед фев 1 Изучение нового материала Геохронологическая таблица. Эволюция. Изменения в растительном и животном мирах. Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древние водные растения и животные древнейших времен; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений.
Уметь из различных материалов наглядные пособия; работать с дополнительной литературой. Фронтальный опрос. Таблицы и картины, иллюстрирующие господство определенных групп растений и животных в различные периоды развития жизни на Земле. Изучит стр. 102,103 учебника.
43 Животные прошлого.

Борынгы хайваннар. 2 нед фев 1 Комбинированный Характеристика древних животных (длина, масса, пища). Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательство развития растений и животных.
Уметь работать с дополнительной литературой; выполнять несложные практические задания; отвечать на вопросы и извлекать информацию из различного источника. Индивидуальный опрос. Изображение древних растений и животных. Стр. 102,103 повторить. Изучить стр.104,105.
44 Живые клетки.
Практическая работа «Изучение микроскопа и растительной клетки».

Тере күзәнәкләр. Практик эш “Микроскоп һәм үсемлек күзәнәгенең төзелешен өйрәнү” 3 нед фев 1 Изучение нового материала История открытия клетки. Клетка. Клеточное строение. Главные части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Особенности живой клетки (дыхание, питание, рост, деление). Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение.
Уметь выполнять несложные практические задания; оформлять результаты практических работ.
Фронтальный опрос. Микроскопы, луковица репчатого лука, пипетка, иглы для препарирования, стаканчик с водой, пузырёк с настойкой йода, предметное и покровное стекла; таблица «Строение растительной клетки» Изучит статью «Живые клетки» до слов «И, наконец, в-третьих…», стр107.
45 Разнообразие клеток.

Күзәнәкләрнең күптөрлелеге. 3 нед фев 1 Комбинированный Разновидности клеток. Отличие живых клеток. Половые клетки. Знать разновидность клеток; их строение и жизнедеятельность; строение микроскопа и правила работы с ним.
Уметь работать с микроскопом. Индивидуальный опрос. Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»; микроскопы; готовые микропрепараты растительных и животных клеток. Повторить материал статьи «Живые клетки». Осмыслить статью «Большой мир маленьких клеток».
46 Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Тереклекнең төрлелеге. 4 нед фев 1 Изучение нового материала Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Одноклеточные организмы: амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая. Знать царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; одноклеточные организмы.
Уметь работать с микроскопом; выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них. Индивидуальный опрос. Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения; гербарные материалы; коллекции, влажные препараты животных, муляжи грибов; микроскопы, микропрепараты одноклеточных организмов. Изучить статью «Разнообразие живого» до слов «В отличие от бактерий и простейших…».
47 Многоклеточные организмы (растения, грибы).

Күпкүзәнәкле организмнар (гөмбәләр, үсемлекләр). 4 нед фев 1 Комбинированный Грибы. Отличительные особенности грибов. Группы грибов: съедобные (белый гриб, сыроежка, подосиновик, лисички, рыжики), ядовитые (мухомор, бледная поганка, ложный опенок). Растения. Группы растений. Знать многоклеточные организмы: грибы, растения, животные; отличие грибов от растений; грибы съедобные и ядовитые; многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые.
Уметь выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой. Тест. Муляжи грибов; таблицы «Шляпочные грибы»; гербарные экземпляры растений. Изучить статью «Разнообразие живого» до слов «Животные - самое разнообразное царство» на стр.113,114.
48 Беспозвоночные и позвоночные животные.

Умырткасыз һәм умырткалы хайваннар.
1 нед март 1 Изучение нового материала Животные. Распространение и разнообразие животных. Группы животных: одно- и многоклеточные. Отличительные особенности беспозвоночных животных. Роль животных в круговороте веществ в природе. Значение животных. Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами.
Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем, выводов. Биологический диктант Таблицы, картинки с изображением животных различных групп; коллекции, влажные препараты. Изучить статью «Разнообразие живого» до конца. Уметь характеризовать особенности животных, изображенных на рис. 115,116
49 Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

Организмнарның тереклек итү тирәлекләре. Җир-һава тирәлеге. 1 нед март 1 Изучение нового материала. Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная. Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в неё.
Уметь выполнять несложные практические задания. Тест. Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции. Изучить статью «Три среды обитания» до слов «В водной среде…» на стр.118,119.
50 Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

Су тирәлеге. 2 нед март 1 Комбинированный Отличия водной среды от наземно-воздушной. Приспособленность животных к водной среде. Распределение растений в водной среде на различной глубине. Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной среды; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде; распространений в водной среде на различной глубине.
Уметь выполнять несложные практические задания. Индивидуальный опрос. Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции. Изучить текст о водной среде на стр.119.
Подготовить сообщение о приспособленности живых организмов к жизни в водной среде.
51 Почвенная среда, приспособленность организмов к жизни в почве.

Пуфрак тирәлеге. 2 нед март 1 Комбинированный Особенности почвенной среды. Сравнение с водной и наземно-воздушной средами. Приспособленность организмов к жизни в почвенной среде. Знать о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; приспособленность организмов к почвенной среде.
Уметь выполнять несложные практические задания. Фронтальный опрос. Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; коллекции. Изучит до конца статью «Три среды обитания», статью «Кто где живет» стр.119-121, работа с рис.1 на стр.122
52,53 Жизнь на разных материках.

Төрле материклардагы тереклек. 3,3
нед март 2 Изучение нового материала Животный и растительный мир материков Земли. Растительный и животный мир Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии, Антарктиды. Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды.
Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника: логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы. Индивидуальный опрос. Географическая карта полушарий; карты растительный и животный мир. Изучить статью «Жизнь на разных материках», стр.123-128. Работа с рис.1 на стр.128.
54 Природные зоны Земли.

Җирнең табигый зоналары. 4 нед март 1 Комбинированный Месторасположение природных зон на планете Земля. Растительный и животный мир природных зон Земли. Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше.
Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом. Тест. Таблицы с изображением растений и животных различных природных зон; гербарные экземпляры растений; карта «Природные зоны Земли» Изучить статью «Природные зоны Земли», стр.129-133. Работа с рубрикой «Подумайте», стр.134
55,56 Жизнь в морях и океанах.

Диңгез һәм океаннардагы тереклек. 4 нед март
2 нед апр 2 Комбинированный Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды. Сообщество толщи воды. Донное сообщество. Сообщество кораллового рифа. Глубоководное сообщество. Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
Уметь выполнять практические работы; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц. Фронтальный опрос. Таблицы и картинки организмов, живущих в морях и океанах. Изучить статью «Жизнь в морях и океанах», стр.135-138. работа с рубрикой «Подумайте», с.138. повторить материал темы «Жизнь на Земле».
57,58 Обобщающие уроки по теме «Жизнь на Земле»

“Җирдәге тереклек” темасын гомумиләштерү. 2,3 нед апр 2 Применение , контроль, оценка знаний и умений Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Среда обитания. Сообщество. Природная зона. Царства живой природы. Знать отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли.
Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Индивидуальная работа. Физическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, гербарии, коллекции, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты.
Тема 4. Человек на Земле – 12 часов.
59 Происхождение человека. Древние предки человека.

Җирдә кеше ничек барлыкка килгән. 3
нед апр 1 Изучение нового материала Предки человека и человекообразных обезьян. Дриопитеки. Австралопитеки. Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни.
Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслить. Фронтальный опрос. Катины и таблицы из серии «Происхождение человека»; муляжи и коллекции, отражающие облик человекообразных обезьян, их части тела и предметы, которыми они пользовались. Изучит статью «Как человек появился на Земле», с.142-143 до слов «Впоследствии австралопитеки…». Подготовить сообщение о жизни древних людей.
60 Первые люди.

Беренче кешеләр. 4 нед апр 1 Комбинированный Первые люди. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец. Человек разумный. Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении поведении в процессе исторического развития.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. Индивидуальный опрос. Картины и таблицы с изображением древних людей. Изучит статью «Как человек появился на Земле», до конца. Выполните рубрику «Подумайте»,с.148.
61 История географических открытий. Открытие Америки.

Кеше Җирне ничек ачкан Американы ачу. 4 нед апр 1 Изучение нового материала Географические карты. Глобус. Мартин Бехайм. Христофор Колумб. Фернан Магеллан. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев. Иметь представление об открытиях материков нашей планеты.
Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков. Индивидуальный опрос. Физическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков. Изучит фрагмент «Открытие Америки» статьи «Как человек открывал Землю» на с. 149-150. подготовить сообщение об открытии Австралии и Антарктиды.
62 Открытие Австралии и Антарктиды.

Австралияне һәм Антарктиданы ачу. 5 нед апр 1 Комбинированный Австралия. Антарктида. В. Янсзон. Джеймс Кук. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев. Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. Фронтальный опрос. Географическая карта полушарий Земли; портреты первооткрывателей материков. Изучит статью «Как человек открывал Землю», до конца. Подготовить сообщение о путешественниках, краткие сведения о которых даны на с.152,153.
63 Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.

Ун бөек сәяхәтче. 5 нед апр 1 Комбинированный Васко де Гама, Афанасий Никитин. Марко Поло. Ф.Магеллан. Р.Э.Пири. Р.Амундсен. В.Беринг. Н.Пржевальский. И.Ф.Крузенштерн. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев. Знать, как люди открывали новые земли.
Уметь назвать имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей; кратко охарактеризовать их заслуги. Индивидуальный опрос. Географическая карта полушарий Земли; портреты первооткрывателей. Познакомиться с краткими сведениями о десяти великих путешественниках на с.152,153.
64 Как человек изменил Землю.

Кеше Җирне ничек үзгәрткән. 1 нед мая 1 Изучение нового материала На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Возникли и требуют решения экологические проблемы, важнейшие из которых – сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений. Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. Фронтальный опрос. Географическая карта полушарий Земли; таблицы и картины, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу. Изучить статью «Как человека изменил Землю», с.155-157. Подготовить сообщение о кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.
65 О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.

Кешенең үз-үзенә ясаган өч “бүләге”. 1
нед мая 1 Комбинированный Виды загрязнений (тепловое, химическое, радиоактивное). Источники химического загрязнения. Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. Фронтальный опрос. Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия. Изучить статью «Три «подарка» человека самому себе», с.157-159. Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах растений и животных России и своей области.
66 Жизнь под угрозой.

Тереклеккә куркыныч яный. 2 нед мая 1 Комбинированный Исчезнувшие виды организмов (тарпан, квагга, дронт и др.). Исчезающие и редкие виды. Биологическое разнообразие. Заповедники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады. Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. Индивидуальный опрос. Картины и таблицы, с изображением редких и исчезающих видов растений и животных. Изучить статью «Жизнь по угрозой» до слов «Масштабные уничтожения…» на с.160. Подготовить сообщение об охраняемых территориях России и мира.
67 Меры сохранение жизни на Земле.

Җирдә тереклекне саклау чаралары. 2 нед мая 1 Комбинированный Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов. Загрязнение вод. Разрушение почв. Влияние человека на животный мир. Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.
Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. Тест. Изучит статью «Жизнь под угрозой» до конца, с.161. Выполнить рубрику «Подумайте» на с.162.
68 Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

Җир чүлгә әверелмәсме? 3 нед мая 1 Комбинированный Опустынивание. Причины опустынивания (распашка земель, чрезмерный выпас скота). Меры защиты от опустынивания. Знать сущность понятия «опустынивание»; причины опустынивания и меры остановки и защиты Земли от этого процесса.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. Фронтальный опрос. Таблицы и картины с изображением пустынь. Изучить статью «Не станет ли Земля пустыней?» на с.163-165. повторить материалы темы «Человек на Земле».
69 Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

“Җирдә кеше” темасын гомумидәштерү. 3 нед мая 1 Применение, контроль, оценка знаний. Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель. Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.
Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. Индивидуальная работа. Географическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, приборы, инструменты в процессе изучения темы.
70 Итоговый урок
Йомгаклау дәресе 4 нед мая 1

У вас нет прав для создания комментариев.