Габдулла Тукай - больше, чем поэт
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

МБОУ« Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Название  разработки: Габдулла Тукай - больше, чем поэт.

 Данные автора: Семенова Виктория Александровна

Список использованной литературы:

1. 1. Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы / Сост. Г.М.Хасанова, С.В.Малышев. –

Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. – 192 с.

2. Публицистическая статья писателя Габдрахмана

Минского “Счастливые внуки Тукая”

3. Статья “Литературные пародии Тукая”

4.Статья А. А.Исхака “Татарский народный поэт Габдулла

Тукай»

                                             2017год

В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов. Габдулла Тукай - великий татарский поэт, о котором я вам хочу немного рассказать. Он является одним из ярчайших представителей татарской культуры и литературы.

Прежде чем написать эту работу, чтобы основательно подготовиться, я прочла много интересных книг и рассказов об этом великом поэте, но особенно хочу отметить и порекомендовать ее всем читателям - книгу Ибрагима Зиннятовича Нуруллина под названием: «Габдулла Тукай». Много интересного я узнала из этой книги. Для начала хочу с вами поделиться с биографией  поэта.

Трудная судьба выпала на долю этого человека. Габдулла Тукай родился в семье приходского муллы. Ему было всего четыре с половиной месяцев, когда умер его отец. Оставив малыша в родной деревне, его мать вторично вышла замуж, но вскоре умирает и мать... Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту. Сначала мальчика приютил дед по матери Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов, дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре, взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и вернули сироту в деревню к деду. Габдулле Тукаю было 6 лет, когда его забирает к себе в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай. Сагди абзый был душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Всего три года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, Тукай, как и все дети, был весёлым и озорным мальчиком, он любил играть со своими друзьями. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

   С детства Габдуллу Тукая очаровали татарские народные мелодии. И сам он с любовью сочинял слова к народным мелодиям, хорошо пел.  

               Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тетка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник... И вот Габдуллу увезли в Уральск. Уральск расположен у слияния реки Чаган с Уралом. Мальчик попал в новую среду, но не сжился в этой средой. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Самолюбивый и гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Интересные моменты своих наблюдений Габдулла любил записывать в стихотворной форме. Его стихи нравились людям. Поэтому уже при жизни они нашли своих читателей.

Учась в медресе, Габдулла Тукай начинает сам писать стихи. Ему посчастливилось посещать русский класс при медресе. Великий татарский поэт считал себя учеником величайших русских писателей. Его учителями были известные классики, как Михаил Лермонтов, Лев Толстой. Произведения этих писателей утверждали право человека на свободную жизнь, призвали не мириться со злом, а бороться с ним. Их стихи покорили сердце начинающего поэта. В начале 1907 года Габдулла Тукай покидает медресе своих родственников «Муты́гия» и вступает в самостоятельную и во взрослую жизнь.

День за днем растет мастерство поэта, и он становится известен среди татар как талантливый поэт. Габдулла Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.

Габдулла Тукай никогда не забывал свою родную деревню, этот обширный край, татарские селения, где он рос сиротой. Он воспевает свой край и родной язык в своих стихах: «Родная деревня» («Туган авыл»), «Родной язык» («Туган тел»). Чистота и напевность этой родной речи проникали всем в душу.

Габдулла Тукай глубоко уважительно относился к фольклору своего народа. Народную поэзию он считал источником, откуда поэт берёт своё вдохновение. Вот и поэтому мы видим, как произведения Габдуллы Тукая связаны с конкретными народными сказками, легендами, преданиями. Привожу в пример свои любимые детские произведения написанные Габдуллой Тукаем, например такие, как «Сказка о козе и баране», «Водяная», «Шурале».

   Давайте немного обсудим, кто же такой Шурале? Шурале –это лесной дух, леший, мифологическое существо, сказочный персонаж, любящий пошалить, но не знающий меры. Может и защекотать до смерти. Он поджидает простачков в лесу, одурачивает их. Щекотку, о которой говорит сам персонаж, можно представить не только как физическое щекотание, но как розыгрыши. Благодаря Габдулле Тукаю, впервые, сюжет татарской сказки оказался в центре литературного произведения. В поэме воспевается победа человеческого разума, знаний, сноровки над таинственными силами природы.

События поэмы происходят в Кырлае - деревне, где будущий поэт провёл свои самые счастливые годы. Габдулла Тукай вложил в эту поэму свои личные чувства, воспоминания. Огромный, удивительный мир, полный тайн и чудес, предстаёт перед нами в чистом и непосредственном восприятии автора. Поэт с огромной нежностью и любовью воспел красоту родной природы, народные обычаи, ловкость, исилу и жизнерадостность сельчан. Всё это по-другому мы называем душой народа. Всё это так пленяет поэта, что он забывает о своём замысле:

Но постой, я замечтался… Вот бумага на столе…
Я ведь рассказать собрался о проделках Шурале.
Я сейчас начну, читатель, на меня ты не пеняй:
Всякий разум я теряю, только вспомню я Кырлай.
     И нечисть из дремучего леса становится как бы частью родной земли, её красотой цветущей природы и неисчерпаемой народной фантазии. Поэтому автор наделил его человеческими чертами характера - весёлостью, озорством, желанием живого общения с человеком. Может быть, поэтому наказание шурале не столь суровое. Джигит вышел из затруднительного положения силой своего разума. Сказка о шурале на мой взгляд неоконченная сказка и я думаю, что это такой приём в литературе. Шурале так и остался прищемлённым. После прочтения книги, мы - читатели не сразу возвращаемся в наш реальный мир. Мы продолжает думать, что поэма все таки не завершена и эта некоторая жестокость к шурале означает, что жизнь - не сказка. Несмотря на гармонию в природе, жизнь может быть и жестокой. Но человек в этом мире должен соизмерять свои поступки, исходя из того, что он тоже не только часть, но и разумный хозяин природы. И джигит помнил об этом, по-своему не столь сурово проучив шурале. Он дал ему урок-наказание за то, что в своей весёлости и озорстве не знал меры.
И почти целый век поэма «Шурале» и его персонажи продолжают оставаться воплощением национальной культуры, языка, традиций, духовной и внешней красоты.
   В свою очередь мы школьники тоже стараемся увековечить имя поэта. Каждый год в апреле месяце мы проводим неделю литературного чтения, посвященную Габдулле Тукаю. За эту неделю мы узнаем все больше   о его творчестве, о его жизненных ценностях. И это очень важно для нас, ведь мы подрастающее поколение и мы через его произведения учимся почтительности, уважению к старшим, доброте и отзывчивости. Учителя всячески стараются способствовать формированию у нас таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, скромность, ответственность, и прививают интерес к школе и знаниям, и чтобы мы пожелали стать такими же как Габдулла Тукай.

Прочитав много статей посвященных Габдулле Тукаю, мне стало известно, как он горячо и самозабвенно любил Казань. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель. Очень важно знать, что Габдулла Тукай из множества своих идейно-творческих задач выделяет в качестве главных две: это возвысить значение устного народного творчества и создать новую литературу для детей. В Казани до приезда Габдуллы Тукая вопросы народной и детской литературы еще ни разу не ставились в качестве особо важных проблем. За свою недолгую жизнь в Казани, Габдулла Тукай выпустил тринадцать книг для детей школьного возраста, четыре книги по изучению устного народного творчества, а всего более тридцати книг.  Большое место в литературе имели творения «Призыв к труду», поэма «Веселые странички», написанные по мотивам народных сказок. Габдулла Тукай создал 2 хрестоматии по татарской литературе для школы. Поэта признали основоположником татарской литературы для детей. Первые литературные опыты Габдуллы Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гасраль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика». Произведения Габдуллы Тукая и сейчас часто издаются. Короткие сочинения для детей выходят отдельными книжками.

Габдулла Тукай много успел бы еще написать, если бы не тяжелая болезнь. Смерть Габдуллы Тукая пришлась на 15 апреля 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

Традиции Габдуллы Тукая стали решающими идейно-эстетическими факторами и животворными источниками для развития татарской литературы, а имя Габдуллы Тукая олицетворяет целую эпоху в духовном развитии татарского народа. Это замечательный классик татарской поэзии, знаменитый далеко за пределами своей родины. Габдуллу Тукая называют основателем литературного татарского языка, поэтом-революционером, чья биография буквально иссечена шрамами от страданий целого народа. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры. По сей день творческое наследие поэта восхищает современников, по сей день его исторический вклад вдохновляет новых художников на познание истины, коейГабдуллаТукай был верен до последнего вздоха. Образ бессмертного Габдуллы Тукая воплощен в поэзии, прозе, драматургии. О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы.  Его произведения переведены на многие языки мира. За большие заслуги писателям, поэтам, композиторам, артистам, художникам дается премия имени Габдуллы Тукая. В Казани и в деревне Новый Кырлай работает музей Тукая. Татарская Государственная филармония носит имя Габдуллы Тукая.

Завершая свою работу хочу отметить, что с годами мы глубже осознаём значение творчества и величие личности Габдуллы Тукая. Мне кажется, нужно проводить еще больше мероприятий посвященных этому великому поэту, чтобы способствовать воспитаниюу ребенка нравственных ценностей, прививать любовь к родному городу, стране, народной культуре. Вместе с родителями ребята должны получить большее количество информации о творчестве поэта. Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем. Я считаю, что именно через стихи и сказки мы познаем окружающий мир.     Тукай и сегодня с нами, его личность борца за справедливость, за будущее своего народа, его поэзия, красота ее зовет к новым свершениям. Габдулла Тукай навечно в наших сердцах! 

Ф.И.О. ученика

Класс

Школа

Ф.И.О. руководителя

Номинация

Семенова Виктория Александровна

3

МБОУ« Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Шарапова Лейсан Зеудятовна

 Литературное творчество - эссе

У вас нет прав для создания комментариев.