Эссе на тему: «Тукай в наших сердцах»
- Подробности
- Автор: Teacher-rt
-
Категория: Әдәбият
-
Опубликовано 25 Апрель 2018
-
Просмотров: 750
МБДОУ «Новошешминский детский сад «Теремок» новошешминског муниципального района Республики Татарстан. | Сулейманова Рамиля Хасанзановна |
Литературное творчество |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новошешминский детский сад «Теремок» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан».
Эссе
на тему: «Тукай в наших сердцах»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Сулейманова Рамиля Хасанзановна
С.Новошешминск, 2018 г.
К единой цели мы идём, свободной мы хотим России.
Г.Тукай.
Габдулла Тукай – выдающийся татарский народный поэт. Литературный критик, публицист и переводчик. Имя Габдуллы тукая ярко светит в созвездии видных деятелей татарской культуры и искусства.
Творчество Тукая – живое свидетельство того великого значения, которое имела первая русская революция для духовного пробуждения татарского народа и национальной интеллигенции. Татарский поэт был глубоко уверен в том, что
Свобода гордо распахнет нам дверь свою,
И будем мы тогда в счастливом жить краю,
Увидим мы народа дружную семью,
И знайте – в этот рай земной войдем теперь.
С необычной художественной полнотой Тукай выразил лучшие, выстраданные татарским народом гражданские идеалы, глубину его патриотических и национальных чувств.
Биография Тукая происходил из семьи простого муллы. Отец – Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать – Бибимамуда, этническая башкирка, родом из деревни Кожмакты Гайнинской волости, Осинского уезда, Пермской губернии. Дед Зинатулла был башкирским поэтом.
Когда ему исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. В дальнейшем его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и. как он сам потом признавался в своих воспоминания, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимой след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тётя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно
посещая русский класс и проявляя высокую одаренность в учёбе. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию.
Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», посвящены теме Родины.
Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико- юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт – йолт» («Зарница»). К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково – публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу.
В начале мая 1911 года Тукай приезжает в Астрахань. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань – Уфа - Петербург. Прожив в Петербурге, Тукай отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать. Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствует о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть.
15 апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального Поэта», - писали Казанские русскоязычные газеты.
Габдулла Тукай был похоронен на татарском кладбище Ново – татарской слободы (Казань). Тукай считается одним из основоположников татарского языка. В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: площадь в Казани, а по ней и станция метро, улицы в Уфе, Уральске, сёлах Новый Кырлай Арского района Татарстана, Шаранбаш – Князево Шаранского района Башкортостана, селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области. Памятники поэту установлены в Санкт –
Петербурге на Зверинской улице, Уральске (Казахстан), в сквере детско – юношеской библиотеки имени Х. Есенжанова, по улице Тукая. Музеи: Литературный музей Габдуллы Тукая, отдел Национального музея Республики Татарстан – а Казани.
Тукай и сегодня с нами, его личность борца за справедливость. За будущее своего народа. Его поэзия. Красота ее зовет к новым свершениям.
Социалистическая революция передала наследие Тукая в руки народа. Богатое творческое наследие поставлено на службу народу, строящему коммунизм. Облик поэта – гражданина никогда не изгладится в памяти народной, его голос всегда будет слышен:
Душе состариться не дам никогда,
Она останется сильна и молода.
Поэт бессмертен, его обессмертила любовь к народу, преданность народной свободе. Татарский народный поэт Габдулла Тукай бесконечно дорог советскому человеку, созидающему на ниве мирного труда счастливую жизнь