Эссе «Великий человек и поэт Габдулла Тукай!»
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №25 "Алёнушка"

села Осиново Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан

Замалиева Резеда Ильгизаровна

воспитатель детского сада

высшая кв. категория

«Великий человек и поэт Габдулла Тукай!»

 

      «Человек растет за счет своих усилий. Будет все, что захочешь, если не будешь сдаваться», - так мне когда-то сказал очень важный человек в моей жизни, мой дедушка. Несомненно, человек будет двигаться в том направлении, которое выберет, если будут силы и желание. Здесь я бы хотела упомянуть великого татарского поэта, Габдуллу Тукая, человека сильного и смелого, стойкого и мужественного. У каждого из нас есть пример, на которого мы предпочитаем равняться. В моем случае это Габдулла Тукай. Хотелось бы рассказать каждому о его творчестве и пути к этому творчеству, так как мало кто задумывался, сколько человеку пришлось перетерпеть, чтобы постичь успех.
      Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Менгерской волости Казанского уезда, ныне Арского района Татарстана, в семье муллы Мухаметгарифа Тукаева. Потеряв отца в 4 месяца и полностью осиротевши в 4 года, Тукай был отдан на воспитание дедушке, где являлся нежеланным ребенком. Заболев в 5 лет, он был обузой для домашних. Родные ждали его смерти дабы избавиться от лишнего рта, однако к их сожалению ребенок выздоровел. Он был отдан ямщику, чтобы тот нашел ему новую семью. Приехав в Казань, Тукай был усыновлен сапожником из Новой Слободы предместья Казани. Однако прошло недолгих 2 года, и совсем маленький Габдулла снова поселился в семье дедушки. «Можно себе представить, как там меня встретили: ведь там думали, что навечно избавились от меня, - писал Тукай в автобиографической книге «Что я помню о себе?» - Стоило кому-нибудь приехать в Училе, как они говорили, что могут отдать на воспитание мальчика-сироту…».
     Как перекати-поле носила его судьба с места на место, из семьи в семью: из Кушлавыча – в Училе, отсюда – в Казань, снова Училе, потом Кырлай.
       На этот раз его взяли на воспитание в семью Сагди, крестьянина среднего достатка, из соседней деревни Кырлай. Там он отучился в медресе.
      Именно здесь, в Кырлае Габдулла впервые столкнулся с тяжёлой жизнью народа. «Раздолье полей», куда стремилась душа маленького Габдуллы из тесной слободы, оказалось не так- то простым и вольным. Мальчик и здесь видит вокруг себя беспросветную нужду, бесправных, обременённых непосильными податями, крестьян.
    Жизнь будто перестала играть злые шутки с Габдуллой, и в 1895 году девятилетний Тукай попадает в Уральск, под покровительство сестры покойного отца – Газизы. В этом месте Габдулла попадает в совершенно другую среду. Однако и здесь есть свои подводные камни. Глава семьи, торговец «красным товаром», надувал крестьян-казахов, сплавляя им гнилой ситец. Габдуллу часто попрекали куском хлеба, ругали его «бездомным» и нищим.
        Охотно любя учебу, Габдулла в этом же году поступает в уральское медресе «Мутыгия». Здесь его самолюбие и гордость дали знать о себе при отстаивании своего имени и уклонении от упреков и унижений. Уйдя в другое медресе, он познал жизнь со стороны водовоза и сторожа. Ему приходилось работать. Однако именно эти годы в Уральске положили начало формированию Тукая как поэта.
      В этом учреждении ему посчастливилось попасть в русский класс. Здесь он познакомился с творчеством таких поэтов, как Пушкин и Лермонтов. Их стихи покорили сердце еще совсем юного великого писателя.
       В 1906 году Габдулла Тукай писал: «… И наша нация нуждается в Пушкиных, Толстых, Лермонтовых. Словом, и наша нация нуждается в настоящих писателях, художниках, в новой… истинно национальной поэзии, музыке и всем том, что способствовало бы прогрессу, как и в жизни других наций…».
     Подрастающий поэт начинает изучать турецкий и арабский языки, углубляется в татарскую литературу, особенно в поэзию. Данные действия были предпосылками создания своих еще не идеальных, холодных, но уже наполненных своей душой сатирических первых стихотворений. Свое вдохновение Тукай черпал из народных татарских песен и русской поэзии.
     Поэт в Тукае начал зарождаться в 19 лет. В 1905 году юноша, покинув медресе, поступает на работу наборщиком типографии газеты «Уралец». Габдулла тесно сдружился с русскими наборщиками, которые научили его своему мастерству. Одновременно Тукай исполняет и обязанности корректора. Пишет стихи, статьи, фельетоны. Публикует их в различных газетах и журналах, издававшихся в Уральске.
     Под влиянием Г. Тукая началось издание в Уральске татарских газет и журналов революционного содержания. Заинтересованный в судьбе своей родины, он печатал политические статьи, остро и смело реагируя на текущие события. Тукай стремительно набирал обороты. Он начал писать в то время, когда татарский язык был сильно засорён словами религиозного характера арабского и персидского происхождения. Литераторы того времени были не в восторге от творчества Габдуллы, презирали народный, живой язык, называли его «уличным». Глубокий патриотизм Тукая, любовь к простому народу выразились в его гимне родному языку:
         И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле
         Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы...
    Тукай написал много стихотворений для детей. Он перевёл на татарский язык «Сказку о золотом петушке» А.С.Пушкина.
     Стихи Тукая для детей сразу же после их появления в печати стали изучаться в школах – татарских, башкирских, среднеазиатских. По всему миру многие современные известные писатели, пишущие на родственных между собой языках - на татарском, узбекском, казахском, киргизском, -  знают наизусть стихи Тукая для детей.
     Всеми известная поэма «Шурале» была воспроизведена на свет в 1907 году. Тукай недолго размышлял, куда ему пойти.
В 1907 году он сложил в маленькую корзинку весь свой скудный багаж, захватил своё единственное сокровище – истрёпанный томик стихов А. С. Пушкина – и поехал в Казань, о которой он мечтал давно и остаётся там до конца своей жизни.
     Тукай прожил всего 27 лет, однако эти года были полностью оправданы своим содержанием. Ещё при жизни он стал подлинно народным поэтом. Его литературное наследие составляет 5 полновесных томов. Произведения поэта изданы более 150 раз, они переведены на многие языки народов мира (26 языков).
    Пережив столько жизненных потрясений, постигнув всю сложность и многогранность сущей жизни, великий поэт достиг абсолютных высот в мире народной литературы. Если вы когда-нибудь спросите, почему для меня этот человек является примером, просто прочтите это и вы все сами поймете. И какого было мое удивление, когда прослушав высказывание своего дедушки, он ответил на мой вопрос, о ком же идет речь. Ответ последовал с печальной улыбкой: «Эх, Шурале, Шурале…»
 
Список использованной литературы:
Национальная библиотека Республики Татарстан - http://kitaphane>
 

 

У вас нет прав для создания комментариев.