Рабочая программа « Коррекционно-развивающая работа в коррекционной группе детей младшего возраста детей с задержкой психического развития»
Рейтинг:   / 11
ПлохоОтлично 
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 48 « Яблонька»

Принято на заседании Утверждаю
педагогического совета Заведующий МДОУ
протокол № /Трещёва О.А/

Рабочая программа
« Коррекционно-развивающая работа
в коррекционной группе детей младшего возраста
детей с задержкой психического развития»

Рассчитана на детей с ЗПР 3-4 лет.
Срок реализации 1 год.





Учитель-дефектолог:
Бурдужа О.Ю.
Учитель-логопед:
Костырина Т.ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» - собака, «би-би» - машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов.
Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка - формирование замкнутости и закомплексованности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей младшего возраста с задержкой речевого развития» составлена на базе :«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта" Е.А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Москва «Просвещение» 2011г.«Коррекционно-диагностической программы для детей младшего дошкольного возраста с грубым недоразвитием речи» (Авт. О.Н. Козлова, Н.В. Курдвановская, С.А. Опарина, Е.И. Городничева, Р.Ю. Лопская, Т.Н. Порунова, Н.А. Гусева) в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми младшего возраста (с 3 до 4 лет). Программа рассчитана на четыре месяца. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно медленнее других, время освоения программы может занимать больше времени (решение принимается на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования ребенка, после обсуждения результатов обследования при участии педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, врача-психиатра, заключения ЦПМПК).
Целью программы является ранняя коррекция задержки психоречевого развития, формирование ряда коммуникативных навыков, профилактика вторичных отклонений в развитии.
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей младшего возраста с задержкой психоречевого развития. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей младшего возраста с задержкой психоречевого развития.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого и социально-личностного развития ребенка с задержкой речевого развития; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
• раннее выявление речевой патологии в профилактике вторичных нарушений в развитии;
• развивающий характер обучения, основывающийся на дифференцированном подходе к ребенку, т.е. выявление зон актуального и ближайшего развития;
• комплексный психолого-медико-педагогический подход в диагностике и коррекции речевых и психических нарушений в развитии;
• ведение мониторинга речевой успешности ребенка (отслеживание результатов);
• включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-развивающий процесс;
• стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.
Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
В программе выделены следующие разделы:
1. Речевое развитие.
2. Познавательное развитие.
Программа для детей с задержкой психоречевого развития построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов с детьми включает блок углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (февраль-март), в конце первого периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ЦПМПК
Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Месяц
дата
Лексическая тема

февраль

18.02.20013 - 01.03.2013
Обследование.

март

4.03.2013 - 8.03.2013
«Части тела».
11.03.2013- 15.3.2013
«Части лица».
18.03.2013- 29.03.2013 «Девочка-мальчик».


апрель

01.04.2013 - 12.03.2013
«Семья».
15.04.2013 - 26.04.2013. «Игрушки».


май
29.04.2013 – 10.05.2013 «Одежда».

13.05.2013-24.05.2013 «Посуда».

27.05.2013-31.05.2013 «Мебель».

июнь


03-06.2013-14.06.2013
«Лето».
Лексические темы для младшей коррекционной группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В коррекционной группе для детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития проводится :
• Индивидуальные занятия учителя-логопеда –продолжительностью 10-15 минут
• Подгрупповые занятия учителя-логопеда 15 минут
• Индивидуальные занятия учителя-дефектолога –продолжительностью 10-15 минут
• Подгрупповые занятия учителя-дефектолога 15 минут

В коррекционной группе для детей младшего возраста особое внимание следует уделять сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными, подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы (свободная игровая деятельность) продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время учитель-дефектолог осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм. В марте начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком.
Блок развивающих задач направлен на решение вопросов повышения самостоятельности и автономии ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении.
Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков зависит от тяжести речевого нарушения и вторичных отклонений, возраста ребенка, структуры дефекта. Специалисты ГООУ ЦПМСС оставляют за собой право использовать задачи диагностического блока, в том числе медицинского, в ходе всего срока речевой реабилитации ребенка (дообследование детей с целью уточнения медицинского диагноза, логопедического заключения).
В программе выделены следующие разделы:
1. Речевое развитие.
2. Познавательное развитие.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
К познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Формирование данных процессов осуществляется в следующих направлениях:
• Сенсорное восприятие
• Ознакомление с окружающим
• Развитие психических функций
Сенсорное восприятие
Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие ребенка происходит в тесном контакте, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т.е. к появлению образа представления.
Сенсорное развитие
Задачи:
• Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
• Учить детей различать свойства и качества предметов: большой-маленький, какого цвета и пр.
• Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности (конструирование, рисование).
• Формировать поисковые способы ориентировки – пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
• Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной).
• Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, тактильно-двигательное и вкусовое ощущение

Учебно-тематический план занятий
по разделу программы «Развитие сенсорного восприятия».
Образовательная область /Познание/

№ п/п
Месяц
дата Тема занятия Коррекционно-воспитательная работа
1 февраль
18.02.20013 - 01.03.2013 Обследование.

Формирование сенсорных эталонов. Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия. Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете. Восприятие, различение, соотнесение и запоминание цвета параллельно с усвоением изобразительных навыков. Развитие слуховых ориентировочных реакций. Формирование ориентировки на свойство и качества предметов через тактильное восприятие.

2
март

4.03.2013 - 8.03.2013 Величина:
«Большой и маленький»

3 11.03.2013- 15.03.2013 «Большой-маленький»
4
18.03.2013- 29.03.2013
Цвет предметов:
Красный, цвет.
5
апрель


01.04.2013 - 12.04.2013
Форма предметов.
Круг
6
15.04.2013- 26.04.2013.
Цвет предметов:
Жёлтый цвет.
7 май
29.04.2013 – 10.05.2013 Форма предметов.
Квадрат
8 13.05.2013-24.05.2013 Цвет предметов:
(обобщающие занятие)
9 27.05.2013-31.05.2013 Форма предметов.
Круг, квадрат.
10
июнь


03.06.2013-14.06.2013
Повторение
11
17.06.2013-
28.06.2013

ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РАЗДЕЛУ:
Дети должны научиться:
• воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
• различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
• складывать разрезную картинку из двух – трех частей;
• выполнять группировку предметов по заданному признаку (цвет, величина).

Социальное развитие и. ознакомление с окружающим
Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия представлений о предметном мире. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. В ходе занятий накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы, о животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях, познакомить с произведениями детской литературы, научить слушать текст, воспроизводить услышанное с помощью языковых средств, передавать эмоциональное настроение.

Ознакомление с окружающим
задачи
• Уточнять и расширять знания детей по темам: «Части тела», «Части лица», «Игрушки», «Семья», «Мальчик-девочка», «Мебель», «Посуда», «Лето».
• Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, и пр.).
• Формировать начальные представления детей о возможности некоторой систематизации накопленных знаний.
• Расширять и активизировать словарь по указанным темам.

Учебно-тематический план занятий
по разделу программы «Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром».
Образовательная область /Познание/
Месяц
дата
Лексическая
тема
Формы работы

февраль

18.02.20013 - 01.03.2013
Обследование.
Диагностический набор обследования.

март


4.03.2013 - 8.03.2013
«Части тела».
Упражнение «Покажи на себе и на кукле».
Упражнение «Это я».
Упражнение « Собери человека».
11.03.2013- 15.3.2013
«Части лица». Упражнение «Покажи на себе и на кукле».
Упражнение «Поручения».
Упражнение «Будь внимательным».
18.03.2013- 29.03.2013
«Девочка-мальчик». Игра: «Кто позвал?».
Игра: «Прятки».
Игра: «Кто ушёл?».

апрель

01.04.2013 - 12.03.2013
«Семья». Упражнение «Покажи».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Игровое упражнение «Кто уехал на дачу»
15.04.2013 - 26.04.2013. «Игрушки».
Игра «Что привезла нам машина?»
Упражнение «Поручения».
Упражнение «Не ошибись»
Подвижная игра «Гном». Игра с разрезными картинками. Разрезные кубики.

май
29.04.2013 – 10.05.2013 «Одежда». Игра «Магазин»
Игровое упражнение «Запомни и покажи».
Подвижная игра «Платья». Упражнение «Оденем куклу». Игра «Парные картинки»

13.05.2013-24.05.2013 «Посуда».

Д/И «Подбери чашку к блюдцу». Д/И «Для чего нужны?» Игра с разрезными картинками. Упражнение «Тарелка» Игра «Поручения»
27.05.2013-31.05.2013 «Мебель». Подвижная игра «Кроватка» Игра в поручения .Дидактическая игра «Что для чего?»
Дидактическая игра «Парные картинки». Дидактическая игра «Чего не стало?». Игра «В гостях у куклы Маши».

июнь


03.06.2013-14.06.2013
«Лето». Дидактическая игра «Соберём букет для мамы» Подвижная игра «Одуванчик». Игра «Разрезные картинки». «Найди пару». Дидактическая игра «Лото».
17.06.2013-
28.06.2013 Повторение Упражнение «Назови одним словом».
Дидактическая игра «Найди лишний предмет».
Упражнение «Что это?»
Дидактическая игра «Что к чему?

ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РАЗДЕЛУ:
Дети должны:
• знать и называть части лица и тела: голова, руки, ноги, колени, пальчики, глаза, щеки, уши, нос, волосы, рот, зубы, язык, живот, спина;
• знать понятия ««лето».
• знать обобщающее понятие «игрушки», «посуда» и др.;
• узнавать и называть себя и своих близких по фотографии, себя в зеркале, положительно эмоционально откликаться на формы работы по поиску и узнаванию родных по фотографии.

Развитие психических функций
Развитие психических функций включает в себя развитие внимания, памяти, мышления.
Развитие внимания
Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.
Уровень развития внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.
В раннем возрасте внимание кратковременное, сосредоточенность слабая. Оно постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер. Объем внимания узкий, а распределение внимания малышам недоступно.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.
В процессе освоения речи ребенок приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Появляются элементы произвольного внимания. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8-10 минут.
Внимание ребенка раннего возраста наиболее устойчиво в активной деятельности. Большое влияние на развитие внимания оказывает такой эмоциональный фактор, как интерес.
Для того, чтобы облегчить ребенку познание, освоение окружающего мира, надо научить его сосредотачиваться на изучаемом объекте. Использование на занятиях различных игр и упражнений, продуктивных видов деятельности, частой смены деятельности ведет к повышению устойчивости внимания и к более раннему переходу от непроизвольного внимания к произвольному.

Развитие памяти
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Она носит непроизвольный характер и теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.
В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений.
Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребенка появляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.
Следует учесть, что у детей раннего возраста память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. Смысловая память развивается наряду с механической.
Для развития произвольного запоминания очень эффективны игры на близком ребенку материале детских сказок. При обучении малыша выделять сюжет сказки, ее основных героев, их взаимоотношения, ключевые моменты ребенок овладевает способами произвольного запоминания.

Развитие мышления в программе представлено начальным этапом, на котором мышление формируется в плане действия, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. До четырех лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходит через практические действия с предметами. Ребенку необходимо обязательно потрогать предмет, чтобы понять его. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые. Формируется умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.
Важнейший этап развития мышления связан с речью. В процессе действий с предметами в ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний, пусть даже односложных.
Если на втором году жизни ребенок воспринимает только то, что его непосредственно окружает, то на третьем году он может понять рассказ взрослого о предметах и явлениях, в данный момент не находящихся в поле его зрения, но с которыми он сталкивался раньше. Ребенка начинают интересовать причины часто повторяющихся явлений, он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны научиться:
• рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
• сознательно направлять внимание на определенные предметы;
• переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
• находить парные картинки;
• выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них;
• определять какого предмета не стало (из двух предложенных);

• понимать и выполнять указания взрослого;
• освоить способы действий с предметами, использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях;
• пользоваться различными методами для решения проблемно-практических задач;
• понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими;

Примерный перечень игр
«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.

4.2. Развитие мелкой моторики
• учить детей выполнять дифференцированное движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;
• учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности;
• учить детей правильно держать карандаш, фломастер.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны научиться:
• выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки, концентрировать внимание на одном виде деятельности;
• производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй; слышать рифму, делить слова на слоги на слух;
• выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
• различать горох, фасоль, макароны в играх с «сухим бассейном», захватывать их большим и указательным пальцем;
• играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Примерный перечень игр
упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий», «щелчки», «цепочки» и др.
пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.: Паритет, 2005.
4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
5. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. – С-Пб.: Паритет, 2004.
6. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010.
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.:АРКТИ, 2006
8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.:АРКТИ, 2006
9. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Просвещение. 1989.
11. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
12. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с ЗРР. – СПб.: Речь, 2004.
13. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург: АРДЛТД, 1998.
15. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
16. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
17. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях/авт.-сост. С.В. Лесина – Волгоград: Учитель, 2006.
18. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
20. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного повеления у детей раннего возраста. Коррекционная программа. – Москва: Айрис, 2007.
21. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
22. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
23. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
24. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
25. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
26. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
27. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.–сост. Е.В.Полозова. – Воронеж, 2007.
28. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
29. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
30. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Эксмо, 2003.
31. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
32. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
33. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
34. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – Москва: Владос, 2005.
35. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999г.

У вас нет прав для создания комментариев.