Жизнь насекомых осенью
joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Васильева Бужинский детский сад»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Конспект организованной образовательной деятельности

 по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы.» на тему

 Жизнь насекомых осенью

                                   Провел воспитатель

                                                  1 квалификационной категории

                                               Сабирова Р.А.

г.Арск ,  2016

Тема: «Жизнь насекомых осенью».

Задачи: Содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления об адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Развивать интерес к живой природе, умение видеть красоту природы. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе, к насекомым.

Приемы обучения: Игровой, показ, объяснение, вопросы, напоминание, индивидуальный подход, оценка.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на участке детского сада в весенне-осенний период на прогулках, чтение художественных произведений Бианки, Паустовского, Зотова, игра с элементами драматизации «Стрекоза и мошки», рисование «Бабочка», лепка из пластилина с использованием природных материалов «Стрекоза», аппликация «Божья коровка», оригами «Бабочка», разучивание физкультминутки о насекомых.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых (стрекоза, муравей, пчела, божья коровка, комар, бабочка, кузнечик), карточка «Как появляется бабочка?», сделанные ранее поделки и рисунки детей, аудиозапись звуков насекомых, маски бабочки, божьей коровки, лягушки, стрекозы, ежа, аудиозапись песни «Добрый жук» автор текста Шварц Е., композитор Спадавеккиа А., краски, кисточки, непроливайки, гипсовые фигурки насекомых.

Ход занятия:

  1. 1.      Организационный момент.
  2. 1.1 Кинестиологическое упражнение  « Перекрестные шаги»

- Сегодня мы с вами отправимся  на экскурсию на лесную полянку. Готовы к путешествию?

   Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

 Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

1.2 Введение в тему.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором поделки и рисунки детей на тему «Насекомые».

-На этой полянке живут совсем маленькие жители. Кто же это? Кого вы здесь видите? (Дети перечисляют насекомых, изображенных на поделках.)

-Давайте и мы остановимся на этой полянке и присядем на пенечки.

2. Основная часть.

-Давайте поближе познакомимся с обитателями полянки.

2.1 Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

-Как появляются бабочки?

Рассказы детей по цепочке:

  •        Бабочка отложила яйцо на цветке.
  •        Потом появилась   гусеница.        
  •        Гусеница питалась листьями и росла.       
  •        Потом гусеница превратилась в куколку.         
  •         Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

-Чем питаются бабочки? (пыльцой цветов).

 -Правильно, ребята. Бабочки не только питаются цветочной пыльцой, но и опыляют таким образом цветы.

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

-Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву, разносят семена растений)

-Где живут муравьи? (в муравейнике)

-Чем питаются муравьи? (питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

-Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т.к. поедает тлю.)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

-Где живут пчелы? (в ульях)

-Какую пользу приносят пчелы?(собирают мед)

-Как они защищаются от своих обидчиков?(могут ужалить)

-Какие насекомые еще имеют острое жало? (осы)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

-Чем опасен комар? (может перенести инфекцию)

-Какие еще насекомые являются разносчиками инфекций? (мухи)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

-Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых.

По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением насекомых.

-Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? Чем они похожи? Чем отличаются? (У всех насекомых по 6 лапок, есть голова, грудка, брюшко, но не у всех есть крылья и усы)

-  А паук – это насекомое? (нет, у него 8 лапок)

Звучит волшебная музыка, входит Осень.

О: - Как вы славно собрались! 
Здравствуйте, друзья! 
В день осенний, в день чудесный 
Рада вас увидеть я. 
Я – Осень золотая, 
Поклон вам мой, друзья! 
Давно уже мечтала 
О встрече с вами я. 

-Здравствуй, Осень золотая! Пришли мы в гости на твою осеннюю полянку. Встретились нам тут маленькие жители – насекомые.

2.1 Игра «Стрекоза и мошка»

О: -Насекомые – мои маленькие друзья. Я знаю одну игру, в которую очень любят играть насекомые. Игра называется «Стрекоза и мошки».  Давайте поиграем вместе. Давайте выберем стрекозу, а для этого посчитаемся (с помощью считалки выбираем стрекозу).

 Пчелы в поле полетели,

 Зажужжали, загудели, 
Сели пчелы на цветы 
Мы играем — водишь ты.

(Воспитатель говорит слова, стрекоза должна поймать мошку, которая не успела присесть на стульчик).

Стрекоза-разбойница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки.

О: -Молодцы, ребятки! А вы знаете, как зимуют насекомые? (ответы детей)

-Верно, ребята, осенью я отправляю их в спячку.  Они прячутся под кору деревьев, в пни, под камни и так переносят зиму, так как зимой холодно и нет зеленой травки и душистых цветов. А весной, когда солнышко начнет пригревать, они вылезут из своих укрытий и снова будут радовать нас своей красотой и веселым жужжанием.

О:- А как вы думаете, есть ли у насекомых враги?

(Дети высказывают варианты ответов.)

- Враги насекомых – птицы: они кормятся бабочками и жуками. А как насекомые спасаются от птиц? ( Они убегают или улетают и прячутся).

Бабочка может спрятаться на похожем по ее окраске цветочке. Сядет бабочка на цветок или на стебелек травы, сложит крылышки и так скроется от глаз наблюдателя. А божьи коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие, красные, с черными точками; как будто предупреждают: «Не ешьте нас, мы горькие!». Вот птицы и остерегаются их клевать. А если человек возьмет ее в руки, то она притворится мертвой: не шевелится, поднимает ножки и усики.

2.2 Дидактическая игра «Узнай по звуку»

-Все насекомые издают разные звуки. В какое время года можно услышать эти звуки? (летом) Поиграем в игру и посмотрим, сможете ли вы отгадать насекомое по звуку. (Пчела, комар, муха, кузнечик, божья коровка)

2.3 Дидактическая игра «Где чей дом?»

-У всех есть свой дом, уютный, теплый. И у насекомых есть свои домики. Поможем им их найти. (бабочка-луг, муравей-муравейник, пчела-улей)

2.4 Инсценировка стихотворения Е.Каргановой «Бабочка»

О:- Ребята, посмотрите, что там за шум. Кажется, это наши друзья спорят.

Бабочка летала,

Бабочка резвилась:

-Я лучше всех на свете!-

Она всегда хвалилась.

-Конечно, ты красива,

Но хвалишься некстати,

Я - божья коровка,

И я в нарядном платье.

Заквакал лягушонок-

Большая голова:

-А квакать вы умеете?

Вот так, как я: ква-ква!

-Какие вы смешные,-

Сказала стрекоза.

У вас же не такие,

        Как у меня, глаза.

Сказал им мудрый ежик:

-Вы спорите напрасно:

Наш луг большой, красивый,

И все вы здесь прекрасны!

-Как вы думаете, прав ежик? Все обитатели природы важны и по-своему красивы.

3.Практическая часть

-Ребята, посмотрите, все наши друзья стали бесцветными. Давайте, раскрасим их напоследок в разные цвета . Пусть и они уйдут в спячку красивыми и яркими. Давайте сначала разомнем наши пальчики.

3.1 Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого заги­бают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

3.2 Раскрашивание гипсовых фигур насекомых и раскрасок

Дети старшей подгруппы раскрашивают фигурки, а младшей подгруппы раскраски.

4. Заключительная часть.

-Вот и настало время возвращаться в наш детский сад. Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? Что нового вы сегодня узнали? Давайте, встанем все в круг и подарим нашим маленьким друзьям песенку про доброго веселого жука.

Песня «Добрый жук».

О: -И мне пора уходить, ребята. Мне с вами было очень весело! Спасибо вам! Но у меня еще очень много дел. До свидания!

-Молодцы, ребятки! А сейчас вставайте друг за дружкой, пойдем в нашу группу.

У вас нет прав для создания комментариев.

Современный женский журнал.
Платные премиум shablony-dle.ru/
dle-joomla.ru