Новые коммуникативно-игровые средства и их использование в речевом развитии
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский   сад № 134 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Кировского    района г. Казани

 

 

 

 

 

Выступление

По теме:

«Новые коммуникативно-игровые средства и их использование в речевом развитии»

(В рамках  региональной образовательной программы дошкольного образования «Сөенеч – Радость познания» Р.К. Шаеховой)

Файзрахманова Лиана Рамисовна.,

Воспитатель 1 категории

Казань 2018

 

2 слайд                                

     Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные  фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные знания.

      Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому  они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

     Особое внимание необходимо уделить развитию артикуляции. Наряду с развитием мелкой моторики полезно уделять внимание развитию тактильной чувствительности. Словесное  обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса  его осознания.

   Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

    Развитие речи с учетом национально – регионального компонента включает в себя:     (В рамках региональной образовательной программы дошкольного образования «Сөенеч – Радость познания» Шаеховой Р.К. (отражает содержание образования русскоязычных детей от 2 до 7 лет))

- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах;

- ознакомление детей с художественной  литературой  разных жанров;

- проявление интереса к произведениям татарского, русского и других  народов, проживающих в РТ; устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам;

 

3 слайд      

Основными целями   начального курса развития речи является развитие у детей познавательной речевой активности и формирования  культуры речевого общения, а также развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

На реализацию целей направлены задачи по речевому развитию:

 

Первая младшая группа

         Создание условий для развития речи у детей в повседневной жизни,

развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

     Вторая младшая группа

Создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка, приобщения его к культуре чтения художественной литературы.

     Средняя группа

       Создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка, приобщения его к культуре чтения художественной литературы.

   Заложить основы правильного звуко- и словопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических едениц, элементарного диалога и монолога помогут информационно- коммуникационные технологии, аудио-, видео- записи, детская художественная литература, разные  виды  детской  деятельности и активности. Именно разнообразие специфически детских видов деятельности и общение обогащают и совершенствуют речь.

     Применение игровых коммуникативных ситуаций  в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и  высокую речевую активность детей в обучении.

     4 слайд Можно выделить следующие, уже знакомые всем нам, Коммуникативно – игровые средства и использовать их в речевом развитии: (мы предлагаем вам коммуникативно-игровые средства для первой младшей, второй младшей и для средних групп.)

  • Ø Пальчиковые игры в сухом бассейне, пальчиковая гимнастика (приложение 1)
  • Ø Логоритмика (приложение 2)
  • Ø Моделирование (приложение 3)
  • Ø Хороводные игры (приложение 4)
  • Ø Драматизация (приложение 5)

Приложение 1

               5 слайд                      Пальчиковые бассейны

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Было доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

   Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.

Используя   пальчиковый бассейн, следует помнить, что:

1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.

2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.

3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.

5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно

 

Цель:

  • Ø Обогащение активного словаря;
  • Ø Укрепление и развитие мелкой моторики;
  • Ø Зрительно-моторной координации;
  • Ø Развитие концентрации внимания;
  • Ø Развитие усидчивости.

Материал: Роль бассейна может играть любая коробочка, банка, заполненная какой-либо крупой (манка, гречка, рис, пшено...) или песком. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна.

Первая младшая  группа «Тесто», «Кто как кричит?»

Тесто - Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Вторая младшая группа

Игры и упражнения для развития лексико- грамматического строя и связной речи

Игры с пуговицами. Предложите ребенку отыскать одинаковые пуговицы, найти самую маленькую и самую большую пуговицы. Предложите ребенку разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т.д. Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком. Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

Средняя группа

«Найди спрятанный предмет». На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей    

     С игрушками проводят следующие упражнения:

«Вспомни сказку»   Дети должны назвать сказку, в которой встречаются найденные герой.

6 слайд                                   Пальчиковая гимнастика

. Первая младшая  группа       - «Этот  пальчик – дедушка…»

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников

Задачи:

1.  Активизировать движения пальцев рук.

2.  Активно развивать речевой запас слов.

3.Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Вторая  младшая  группа   

7 слайд           -   Пальчик, пальчик где ты был?

Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений пальцев.

(ручка в кулачке, разгибаем пальчики)
Пальчик-пальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил, 
С этим братцем кашу ел, 
Ну а с этим песни пел.

Средняя группа

Цели: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

8 слайд                                     «Дождик идет»

Дождик идёт, (указательным пальцем правой руки бьем по левой ладошке, потом наоборот)

Дождик идёт,

Тёплый идёт,

Летний идёт.

Тучка, ступай, (пальцы сжимаем и расжимаем)

Прочь уплывай,

Солнышку вновь (делаем окошечко перед собой, выглядываем)

Выглянуть дай.

Будем опять

Бегать, играть!(пальчики бегают по коленям или по столу)

Дождик идёт,

Летний идёт! ((указательным пальцем правой руки бьем по левой ладошке, потом наоборот)

                                                                                               Джаудат Тарджеманов

9 слайд                                   «Летнее утро»

Утро начинается, (Пальцы собраны в кулачки, постепенно начинаем разгибать пальцы по одному)

Солнце улыбается.

Бабочки-красавицы (показываем ладошками бабочку)

На цветах качаются…(ладошки собраны в цветок и крутим их в разные направления                                                                                                      

 

Резеда Валеева

Приложение 2.

10 слайд                                Логоритмика

   Это - формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

Логоритмическая работа в течение дня

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки  к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Первая младшая групп    «Большие ноги шли по дороге»

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
  Описание упражнения
  Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: « ТОП – ТОП».       
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ»

11 слайд                                             «Петух»

На заре петух   (руки поднимаем вверх, потягиваемся)

Крикнул во весь дух:

– Кукрек-ку,

Кукрек-ку,

Кукрек-ку! (высоко поднимаем колени и машем руками)

Слышно там и тут (повороты туловища вправо – влево)

Петушки поют:

– Кукрек-ку,

Кукрек-ку,

Кукрек-ку! (высоко поднимаем колени и машем руками)

                                                               Муса Джалиль

Вторая  младшая группа

12 Слайд                                           «Каравай»

Цель: Развивать ручную моторику и координацию речи с движениями. 
Задачи: развитие лексического словаря и внимания, побуждение к активной творческой деятельности

В землю зёрнышко посадим - наклон вперёд

Очень малое оно - присесть

Но как солнышко засветит - постепенно встаём

Прорастёт моё зерно

Сожнёт косарь зерно - «косит» зерно

И размелет его - правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения

А хозяйка из муки испечёт нам пирожки - «печь» пирожки

И большой каравай - руки соединить в круг

Всем на радость раздавай - развести в стороны

Средняя группа

13 слайд                                            «Дом»

Цели: создание условии для развития речевой, тонкой и общей моторики, мимики и пантомимики.

Задачи: 1. Развивать у детей пространственную организацию движений.

               2. Формировать слухо – зрительно – двигательные координации.

               3. Формировать коммуникативные способности.

Я хочу построить дом, (руки над головой, пальцы вместе)

Чтоб окошко было в нем, (показываем окошко)

Чтоб забор вокруг стоял, (руки перед собой, пальцы в замок)

Пес ворота охранял.(одна рука показывает собачку)

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок. (левая рука травка, правая жучок – бегает по левой)

Солнце было, дождик шел, (руки скрещены над головой, потом отряхиваем пальцы)

И тюльпан в саду расцвел.(ладошки вместе, перед собой показываем цветок)

Чтоб флажок на доме был, (флажок над головой)

А за домом ежик жил.(пальцы перед собой скрещены)

 

Приложение 3

14   Слайд                           Моделирование

     Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

           Моделирование - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

           Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов,   схематично изображенными или знаками.

           Наглядное моделирование – включает в себя:

—  Опорные картинки

—  Схемы

—  Мнемотаблицы

—  Карточки-символы и т.д.

 

Первая младшая группа

15 Слайд                         «Кто как передвигается» (картинки – символы)

Пособие включает картинки – символы, обозначающие способы передвижения, и предметные картинки. Ребёнок соотносит их и называет, кто как передвигается. (Улитка ползает. Рыба плавает. Стрекоза летает).

Вторая младшая группа

16 слайд                                         «Два петуха» (пересказ)

   Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

17 слайд                               «Гали и коза» (мнемотаблица)  

С козою дружит наш Гали:

Коза кивает издали

И бородой ему трясёт,

Когда Гали траву несёт.

                 Габдулла Тукай

Средняя группа

18 слайд                       «Лиса и журавль» (пересказ)

     При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Приложение 4

19 слайд                            Хороводные игры

Хороводные игры – это один из лучших способов развития у детей самых разных умений, навыков и качествВедь они соединяют в себе хореографические движения, песню, диалог и даже пантомиму.

Хороводные игры  помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.

Цели и задачи:

—  Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

—  Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

—  Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

—  Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

Первая младшая группа

20 слайд                   «Мыши водят хоровод»

Цель: упражнять детей в выполнении движений.

Оборудование: шапочка кота, остальным ребятам шапочки мышек.

Ход игры.

Вначале необходимо рассказать, что все дети будут мышками, а кто-то один – котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, нужно увести в дальний уголок площадки и спросить: «Как кот мяукает, знаешь?»

Потом необходимо всем объяснить: «Мы – мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется кот Васька, то сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. Молодцы! А как они пищат? Умницы! Так нас никогда кот-Васька не поймает.»

 

ЛЯ-ля-ля

На печурке дремлет кот.

Ля-ля-ля!

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет наш хоровод!

Мышки не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся Васька-кот,

Разбежался хоровод!

 

Вторая младшая группа

21 слайд                    Народная игра «Зайка»

Задачи:

Совершенствовать умение обследовать предметы, учить рассматривать, ощупывать;

Учить выполнять движения по показу воспитателя и произносить слова песенки

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со сверстниками, играть дружно;

Оборудование: Маски зверей, избушка, модули для теремка

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.

     Зайке холодно сидеть,

     Надо лапочки погреть,

     Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

       Надо лапочки погреть!

       поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

     Зайке холодно стоять,

     Надо зайке поскакать!

     Скок-скок-скок-скок,

       Надо зайке поскакать!

Средняя группа

22 слайд                      «Бабушка Маланья»

ЦельРазвивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,           (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                     ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели,              подбородок.)

Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим любой жест.)

Приложение 5

23 -24 Слайд                             Драматизация    

     Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки,  песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью.

     Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично.  Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности

Первая младшая группа

25 слайд                                                 «В гостях у бабушки»

1. Учить детей слушать народные сказки с доступным содержанием, образами сказочных героев.

2. Развивать у детей умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них.

3. Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

4. Обогащать словарь детей и способствовать освоению диалогической формы речи. Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

5. Воспитывать интерес к русской народной сказке.

6. Вызвать у детей радость, оживление.

Предварительная работа: слушание и показ кукольного театра «Курочка- ряба»; повторение за воспитателем отдельных фраз, предложений; игры- драматизации по русским народным песенкам, потешкам; игры в уголке «Ряженье»; разучивание русских народных песенок.

Материал: мягкие игрушки - петушок, зайчик, чудесный мешочек, корзинка; костюмы бабушки, дедушки, мышки, курочки; домик, стол, лукошко, костюм Бабушки-Забавушки; угощение киндер сюрприз.

Вторая младшая группа

26 слайд           «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

ЗадачиПоощрять попытки де­тей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать твор­ческое воображение; побуждать детей к импровизации.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Во­дящий возвращается и спраши­вает: «Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — пока­жем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как мож­но изобразить. Когда дети осво­ятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Средняя группа

27 слайд                                 «Теремок»

Цель: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям. Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)

Задачи:

1. Способствовать развитию диалогической речи

2. Совершенствование грамматического строя речи: согласование; существительных с прилагательными, глаголами и числительными;

3. Развитие навыков словообразования и словоизменения

4. Совершенствование навыков слогового анализа слов

5. Развитие связного речевого высказывания

6. Воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

Оборудование: декорация теремка мягкие блоки, модули, маски, костюмы животных для сказки.

Предварительная работа чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, показ сказки кукольный театр, плоскостного театра, коллективная работа по ИЗО деятельности (аппликация) по сказке.

Список использованных документов и источников информации.

  1. Закирова К.В. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. Казань: редакционно-издательский центр, 2011.
  2. Закирова К.В. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия. Казань: редакционно-издательский центр, 2011.
  3. Закирова К.В. Уйный - уйный үсәбез. Балалар бакчасында уеннар. Казан: Татарстан китап нәшрияте, 2010.
  4. .​ Закирова К.В., Гыйләҗетдинова Г.Р. Мин бәйрәмнәр яратам. Сценарийлар, музыкаль уеннар. Казан: Татарстан китап нәшрияте, 2009.
  5. Закирова К.В., Мортазина Л.Р. Балачак – уйнап-көлеп үсәр чак. Балалар бакчасында уеннар. Казань: редакционно-издательский центр, 2012.
  6. ​ Закирова К.В. Иң матур сүз. Уку китабы. Әти-әниләр һәм балалар бакчасы тәрбиячеләре өчен хрестоматия. Тулыландырылган икенче басма. Казан: Татарстан китап нәшрияте, 2012.
  7. Ибрагимова З.Г. Шома бас (Танцуй веселей). Казань: Компания «Аксу», 2012.

У вас нет прав для создания комментариев.