СЮМБЕЛЯ
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сценарий непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
Гильмутдинова Р.И. воспитатель
по обучению татарскому языку
МБДОУ №3 «Огонек»п.г.т. Камские Поляны
Тема:
Праздник урожая «Сюмбеля»
Образовательные
области: Познание, социализация, труд, коммуникация
Вид: Формирование представления о праздниках татарского народа;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; развитие продуктивной деятельности.
Тип: Интегрированное
Программное
содержание: Цель: ознакомление детей с культурой, традициями праздниками татарского народа.
Задачи:
Познакомить детей с краткой историей праздника Сюмбеля.
Развитие познавательных интересов детей в процессе ознакомления с традициями, праздниками татарского народа.
Расширение представления детей о труде взрослых. Учить видеть результаты чужого труда, его общественную значимость
Закрепление интонационной выразительности.
Воспитание у детей уважения к настоящему и прошлому.

Методические приемы: Создание игровой ситуации, сюрпризный момент, вопросы, указания, пояснения, показ слайдов, похвала, поощрения , рассказ.
Словарная работа:
Оборудование и материалы: Ноутбук, мультимедийный экран, проектор, подготовленная папка со слайдами про осень, запись песни, костюмы для Сюмбели и дедушки урожая.
Предварительная работа: 1.Работа с родителями
Информация о празднике.
2.Работв с детьми
Прослушивание песни, рассматривания иллюстрации с татарскими национальными праздниками. Разучивания игр, песен
3.Подготовка педагога.
Поиск информации о национальном празднике Сюмбеля, подготовка материалов для игр.
Организация образовательной среды: подготовка мультимедийного оборудования.
Структура Вводная часть:
Дать детям понятие- что такое праздник Сюмбеля.
Показ слайдов.
Основная часть:
Вход Сюмбели
Песня и стихи про осень. Загадки, игра
Вход дедушки урожая .Татарская народная игра
Пословицы. Стихи о хлебе
Рассказ о хлебе
Заключительная часть:
Беседа по итогам праздника.

Ход мероприятия
Звучит музыка – спокойная. Постепенно она затихает.
Воспитатель. (показ слайдов про осень ) Какое время года мы с вами. посмотрели?
Дети Осень.
Воспитатель. Как мы называем осень?
Дети. Золотая, холодная, щедрая, дождливая, грустная и т. д..
Воспитатель. Да, за окнами сейчас осень- по-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной... но, как бы там ни было, осень – прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это подготовка к долгой и холодной зиме... и как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «осень печальна, а жить весело»
Воспитатель. Какие пословицы, поговорки вы об осени знаете
-Күз өчен яз яхшы, авыз өчен көз яхшы.
-Язның байлыгы-кояш,көзнең байлыгы –уңыш.
-Кышкы кар-көзге икмәк.
-Эше барның ашы бар.
-Осень прикажет ,а весна свое скажет.
-Если осенью паутина стелется по растениям- это к теплу.
-Осенью птицы летят низко- к холодной, высоко –к теплой зиме.
-Гром в сентябре предвещает теплую осень.
-Много желудей на дубу уродилось- лютой зиме.
Осенью отмечают праздник урожая Сюмбеля. Праздник Сюмбеля праздновали 22 сентября. В это время уже заканчивалась уборка урожая, и подходил к концу посев. Праздник начинался, когда колосья собирали в снопы и убирались в амбары. Люди готовились к этому празднику заранее: пекли национальные блюда, шили красивые наряды. Народ ходил друг к другу в гости веселился и радовался.
Хозяйкой праздника была златовласая девушка Сюмбеля. Девушки дарили Сюмбеле венок из золотых колосьев, а старожили преподносили ей украшенный трон.
Целый день посвящался восхвалению Сюмбели и празднованию великого торжества.
Звучит музыка. В празднично украшенный зал входит Сюмбеля
Сюмбеля. Здравствуйте дорогие друзья! Я Сюмбеля, к вам пришла с осенним урожаем на руках. Желаю каждому из вас счастья и богатства. В этом году урожай особенно хорош!
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Сюмбеля. Ребята, а теперь я загадаю вам загадки. Вы должны дать правильные ответы.
Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста)
Үскәндә яфрагын ашыйлар,
Үсеп җиткәч ,тамырын ашыйлар.
(Суган)

Кызыл кызы җир эчендә,
Чәчләре җир өстендә.
(Кишер)

Сидит дед во сто шуб одет-
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репка)

Чәчәге агачында,
Алмасы тамырында.
(Бәрәңге)

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Сюмбеля. Очень находчивые молодцы дети. В этом году урожай особенно хорош! Давайте поиграем.
Игра «Кто быстрее собирает»
Сюмбеля. Вы находчивые и ловкие Спасибо вам дети вашу находчивость и за ловкость.
Ведущая. Сейчас, Сюмбеля послушай как наши дети расскажут стихи про осень.
Ребенок Осень. Ахмет Ерикей.
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе,
Золотом горят.
Ребенок Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Бала. Урман, кырларга
Килде матур көз,
Җәй үтте диеп
Үкенмибез без.
Бала. Алтын яфрактан,
Алсу яфрактан
Бәйрәмчә итеп
Көз ник киенгән
Көз ник сөенгән.
Бала. Ашлыгы уңган,
Җимеше мулдан,
Буралар тулган-
Шуңа сөенгән.
Воспитатель. Сюмбеля,дети выучили песню,хочешь послушать?
Сюмбеля. Да,конечно.

Песня. Листья золотые.
Слова Н.Найденовой. Музыка Т. Попатенко.
Листья золотые, Много на дорожках Мы букет поставим
Падают, летят. Листьев золотых, Посреди стола,-
Листья золотые Мы букет хороший Осень золотая
Устилают сад. Сделаем из них. В гости к нам пришла!
Стук в двери, заходит дедушка урожай.
Воспитатель. Ой, кто это?
Дедушка Урожай Здравствуйте, друзья
Дети. Здравствуйте.
Дед Урожай. Меня узнали?
Дети. Да, вы дедушка Урожай.
Ведущая. Дедушка Урожай, Сюмбеля смотрите, мы тоже вырастили овощи.
Под музыку артисты занимают свои места.
Ребёнок. Солнышко греет
Дождик поливает
Овощи на грядках
Быстро созревают.
Землю грело солнышко,
Подрастали зёрнышки.
Картошка, капуста, тыква,

Огурцы, морковь и лук
Из земли полезли вдруг.
Вот какой огород!
Удивляется народ!
Картошка. Нет обеда без картошки-
Ни жаркого, ни окрошки.
Все картошку уважают.
Кто из вас меня не знает?
Капуста. Я капуста круглая,
В супе, в борще вкусна я.
Тыква. Нет полезней и вкусней
Каши тыквенной моей.
Огурец. Я огурчик наливной.
Морковь. Я морковка всем на диво:
И румяна и красива я
Лук. Я сердитый лук,
Витаминами богатый,
Хоть и слезы вызываю,
Но от гриппа защищаю.
Дед Урожай. Спасибо вам, дети. Очень старательные и ловкие вы.
Ведущая. Споем песенку для гостей.
Песня. Падают листья.
Слова М. Ивенсен Музыка М. Красева
Падают, падают листья, Птицы на юг улетают,- В руки возьмем по корзинке,
В нашем саду листопад... Гуси, грачи, журавли. В лес за грибами пойдем.
Желтые, красные листья, Вот уж последняя стая, Пахнут пеньки и тропинки
По ветру вьются, летят. Крыльями машет вдали. Вкусным осенним грибком.
Ведущая. Вместе поиграем татарскую народную игру.
Игра. «Кәрия-Зәкәрия»

Уен. "Кәрия-Зәкәрия"
Ул бик яхшы укучы, Кәрия,Зәкәрия,коммая,
Ул бик яхшы укучы, Кәрия,Зәкәрия,коммая:
Аның укуы яхшы, Кәри комма,Зәкәр комма,
Аннан үрнәк алыгыз. Зәкәрия коммая...

Ул бик яхшы биюче, Кәрия,Зәкәрия,коммая,
Ул бик яхшы биюче, Кәрия,Зәкәрия,коммая:
Аның биюе матур, Кәри комма,Зәкәр комма,
Аннан үрнәк алыгыз. Зәкәрия коммая...

Ул бик яхшы җырлаучы, Кәрия,Зәкәрия,коммая,
Ул бик яхшы җырлаучы, Кәрия,Зәкәрия,коммая:
Аның җырлавы матур, Кәри комма,Зәкәр комма,
Аннан үрнәк алыгыз. Зәкәрия коммая...

Ведущая. Дети мы выращиваем овощи, вкусные пироги печём . А вы знаете что самый вкусный, самый нужный продукт на столе?
Дети Хлеб.
Ведущая. Да, дети, без хлеба не бывает праздника. Хлеб - всему голова. А где хлеб там всегда радость и веселье. Хлебные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается. Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Ребята расскажите пожалуйста как люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол.
Ребенок. Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно.
Ребенок. Потом зерно отвезли на элеватор, там его сортировали, сушили и хранили.
Ребенок. Есть зерна сразу отправляют на мельницу, где из него делают муку, а муку отвозят в магазины и в пекарню.
Ведущая. Да,правильно дети.Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб. Хлеб драгоценность, его береги. О хлебе есть пословицы: «В хлебе наша сила», «Хлеб- всему голова», «Хлеб- наше богатство» А вы какие пословицы знаете?
-Будет хлеб- будет и песня.
-Икмәксез табын ямьсез.
-Икмәктән олы аш юк
-Много снега- много хлеба.
-Кунак өчен икмәк һәм тоз.
Ведущая. А какие стихи знаете о хлебе?
Дети рассказывают стихи о хлебе.
Если будет хлеб. (слова Роберта Миннуллина)
Сначала хлеб на поле колосится,
Потом в амбаре должен очутиться,
А после он становится мукой,
Совсем невкусной, беленькой такой.
И снова превращенье происходит:
К нам из печи румяный хлеб выходит.
А если вдруг к обеду хлеба нет,
Стол пустоват, обед нам не обед.
Но всё-то мне по силам на земле,
Когда хватает хлеба на столе!
Золотой хлеб.(слова Роберта Миннуллина)
Уважаем белый хлеб! Хлеб едим, и оттого
Уважаем чёрный!.. быстро подрастаем!
Собираем урожай, Подарила нам его
Налитые зёрна. Нива золотая...

Мы выращиваем хлеб. Самый главный на столе,
Только всем известно, драгоценный самый,
что выращивает нас самый главный на земле-
хлебушек чудесный! Каравай наш славный.
Ведущая. Сейчас вместе споем Сюмбелей.
«Көз һәм балалар җыры» (Г. Гәрәева сүзләре һәм көе)
-Көз,көз,әйт әле
Кәрзинеңдә ниләр бар
-Кәрзинемдә кыярлар,
Помидор һәм алмалар.

-Көз,көз,әйт әле
Кәрзинеңдә ниләр бар?
-Кәрзинемдә сары,кызыл
Алтын,матур төсләр бар.
Сюмбеля Пришла время прощаться,мы с дедушком Урожаем уходим. Вы нас очень обрадовали,красиво поете,танцуете спасибо вам за ваше ловкость,гостиприемчивость. Этот каравай вам оставляем.
Дедушка Урожай. Спасибо вам за все. До свидания ребята.
Дети. До свидания.
Ведущая.На этом наш праздник закончился.Вам понравился праздник и с чем? Кто пришел к нам.(ответы детей)

Список использованной литературы:
Гәрәева Г.Г. Үз җырыбыз булсын әле: Татар балалар бакчалары тәрбиячеләре,музыка җитәкчеләре, мәктәп укытучылары өчен җыентык.-Чаллы өзлексез педагогик белем бирү институты,1993.
Иң матур сүз: Ата-аналар һәм балалар бакчасы тәрбиячеләре өчен хрестоматия.-Казан:Мәгариф,2000.-335б.
Радуга: Хрестоматия по татарской литературе для1-4 кл. русских школ .-Казань: Магариф,1995.-303с.

У вас нет прав для создания комментариев.