Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.Зеленая аптека на службе человека
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 374 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                           в  старшей группе.

                            "Зеленая аптека на службе человека"

 

                                                                            Подготовила: Филиппова Н. Е.

                                                                             Воспитатель МАДОУ  № 374

                                                                             Приволжского района

Казань 2022г.

"Зеленая аптека на службе человека"

Цель: расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора, применения.

Образовательные задачи:

Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

Закреплять и обобщать знания детей о мире растений, и в частности, пользе и многообразии лекарственных растений, их особенностях, особенностях их сбора и применения человеком.

Закреплять умение определять и различать растения, а также закреплять знания о строении растений.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе, прививать природоохранные навыки;

Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Словарная работа:

Лекарственные растения, травник, травница, фитотерапия.

Травник  - (печатаный  иллюстрированный сборник)

Материал к занятию.

Демонстрационный материал:

Картинки, иллюстрации изображения растений, презентация.

Раздаточный материал:

Разрезные картинки (картинка - паззл),                                                   Коробочки  с пакетиками - саше к дидактической игре: «Определи по запаху».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Друзья, сегодня с утра нам в группу принесли письмо.

- Давайте посмотрим: кто же нам пишет?

- На конверте подписано – для ребят группы «Радуга» от травника  деда Платона.

- Ребята, а кто такие травники/травницы?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей и поясняет - люди, которые занимаются сбором трав, используют травы в качестве лекарств.

Воспитатель:

- Интересно, что же нам пишет дед Платон?

- Зачитывает письмо.

Здравствуйте дорогие ребята! Как вы себя чувствуете?
Меня зовут дед Платон и мне нужна ваша помощь!  Я недавно захворал, и теперь совсем не успеваю сделать нужные дела. Я знаю, что вы много знаете и сможете мне помочь...

Воспитатель:

- Ребята, пока дед Платон поправляется, мы с вами поможем ему, и сами станем немного травниками!

- Дед Платон  передал  нам список нужных дел  и заданий.

- Так, тут есть еще какой-то листок... (достает  лист с надписью)

«Справочник Лекарственных Растений».

Воспитатель:

- Здесь  загадки .

- Мы с вами знаем лекарственные растения и загадки любим, эта задача нам по силам?!

Зачитывает загадки:

Тонкий стебель у дорожки,
на конце его – сережки,
на земле лежат листки-
маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.

Правильно – ПОДОРОЖНИК (показ картинки)

Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием.                                                                                             Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Воспитатель зачитывает следующую загадку:

Растёт зелёный кустик,                                                                                           Дотронешься – укусит.

Правильно  -  КРАПИВА  (показ картинки)                                                                                                    А знаете, почему она обжигает?  Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

Зачитывает следующую загадку:

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Совершенно верно,  РОМАШКА  (показ картинки с изображением ромашки)

Ромашку используют для полоскания горла при ангине, добавляют в косметику, шампуни, пьют в виде успокоительного чая.

Следующая загадка:

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Правильно друзья, это ОДУВАНЧИК (показ картинки с изображением одуванчика)

Одуванчик чистит организм, полезен для профилактики проблем с пищеварением, а также помогает при высокой температуре.                           Одуванчик растёт на лугах, в полях, в огороде. Из его листьев   делают салат, из цветов делают варенье. В нем ценятся цветы, корень и сок из молоденьких листьев

А вот это, про какое растение загадка?

Спроси у теленка и барашка-                                                                                                 Цветка вкусней на свете нет.                                                                                           Ведь не случайно красной кашкой                                                                               Его зовут за вкус и цвет.

Да, точно, это КЛЕВЕР (показ картинки с изображением растения)

Клевер  - красивое, ароматное растение, его любят и дети и пчёлы.  Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Он помогает при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для кремов, мыла и шампуней.

Далее воспитатель просит ребят рассказать, какие еще лекарственные растения они знают.

Ответы детей.

Воспитатель демонстрирует изображение  (чистотел, липа, мать-и-мачеха, лопух, полынь, цикорий)

Молодцы ребята, похвально. Сколько же много растений вы знаете.

Воспитатель:

Лечение лекарственными растениями называется ФИТОТЕРАПИЕЙ.          А если лекарственными растениями  правильно и пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы.

Рассказ воспитателя:

С давних времён  люди заметили, что звери лечатся травами, и тоже стали  искать помощи у разных растений. Подмечали, что одни травки помогают от кашля, другие заживляют раны.  Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений.

Далее воспитатель показывает иллюстрированный сборник трав и растений.

Сейчас  можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит.

Есть и такая книга называется ТРАВНИК (показ брошюры)

Но, прежде чем применять лекарственное растение, нужно посоветоваться с врачом

Ребята,  а кто из вас знает, как их можно применять?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы и  добавляет (заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить).

Дидактическая игра  «Собери растение»                                                                        (из разрезанных картинок составляют изображение целого)

Дети подходят к ленточным столам и складывают из частей целое  изображение растений.                                                                                                                        Воспитатель, подходя к детям, спрашивает: какое растение  получилось? Как называются части растения?

Вы молодцы, отлично справились! А теперь давайте выйдем из-за столов на ковер и немножко отдохнем.

Представьте , что мы на полянке и каждый из вас какое-то растение, возможно и лекарственное.

Физ. минутка.

Говорит цветку цветок:                                                                                                          Подними-ка  свой листок .         поднимают и опускают руки                       Выйди на дорожку                                                                                                                 Да притопни ножкой                  шагают высоко  поднимая колени                                                                                                                Да головкой покачай                                                                                                         Утром солнышко встречай        медленное вращение головой                  Стебель наклони  слегка-                                                                                                       Вот зарядка для цветка.              наклоны  в стороны                                                                                               А теперь росой умойся,                                                                                              Отряхнись и успокойся.              встряхивание кистями рук                                           Наконец готовы ВСЕ                                                                                                           День встречай  во всей красе.                                                                                        руки через стороны вверх – вдох,  опустить  вниз - выдох

Дидактическая игра «Определи по запаху»

Воспитатель:

-Дедушка Платон, как и все травники, собирает и заготавливает растения аккуратно, не смешивая между собой, каждую травку и корешок в свою коробочку или баночку.

-Но, у него растерялись все этикетки от лекарств. Как же можно определить – что за растение перед нами?

Ответы детей.

Воспитатель.

-Правильно, по внешнему виду и по запаху.                                                                        Сейчас наша задача – определить,  что находится в коробочке и приклеить правильную наклейку.                                                                                           Предлагает разделиться по 3-4  у стола с коробочками, чтобы  быстрее справиться с заданием.

-Молодцы!

- А знаете ли вы ребята, что существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник.                                                                                                                                   Ребята, а знаете ли вы какие это правила?

Правила сбора лекарственных растений:

Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе. Почему?

-Если не знаешь растения, то его не рви. Почему?

Собирают растения в сухую, утром, когда высохнет роса.

Нельзя рвать много растений.

Не топтать растения при сборе, не рвать с корне,  не собирать  до   последнего. Почему?

После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Воспитатель.                                                                                                                                -Ребята, я думаю, дедушка Платон будет очень рад, что мы помогли и  быстро поправиться.

-А мы с вами сегодня вспомнили много полезных растений. Какие?                             Вспомнили и их отдельные части   (дети называю).                                                  Смогли узнать растения по описанию и запаху.

А еще  запомнили правила сбора. Какие?

Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!

Воспитатель.

-Дед Платона  в конце письма оставил нам чудесное стихотворение и напоминание

Зачитывает:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Травник может научить.

Все целебные растения

Знает он без исключения.

Нужно только не лениться.

Запомните:

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только  одного  БЕРЕЧЬ ЕЕ!

У вас нет прав для создания комментариев.