Играя - учимся творить
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Играя – учимся творить»
/для детей 5-6 лет/

Из опыта работы воспитателя
по обучению детей татарскому
языку СЕМЁНОВОЙ Н.Н.

2013

Введение

Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, ориентация на ранее обучение языкам ставит перед педагогической наукой новые задачи. Одна из них – развитие татарской речи детей дошкольного возраста.
В связи с этим в настоящее время повышается значение педагогических и психологических исследований, посвящённых проблемам обучения родному языку, развития речи старших дошкольников.
Работа над изделиями народного декоративно-прикладного искусства является одним из активных средств эстетического воспитания и творческого развития детей. Процесс труда, основанный на художественной обработке материалов, с его ритмом, игровым оформлением, увлекает детей, содействует выявлению и развитию их художественно-творческих способностей. В результате появляются спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. В процессе овладения приёмами народных мастеров различных видов прикладного творчества у детей развивается координация действий руки и глаза, обогащая представление о художественной деятельности, о творчестве народных мастеров.
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Можно включать пальцевые упражнения в любой вид работы, в различные занятия с детьми в течение всего учебного года. В результате этой работы у детей лучше развиваются внимание, память, другие психические процессы, тесно связанные с речью. Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует также усвоению навыков письма будущими школьниками.
Лепка – любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке – из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например, солёное тесто. Соль, мука и вода – вот всё, что для этого нужно. Солёное тесто очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость. Поделки из солёного теста лёгкие, прочные, а слепить из них можно всё, что угодно. Нравятся детям яркие, красочные, забавные как игрушки декоративные изображения людей, птиц и животных.
Дети, участвуя на этих занятиях, знакомятся с богатством татарского языка, национальной культурой, обогащают речь. Имеют возможность развивать в себе память, мышление, внимание, координацию движений, интерес к окружающему миру. У детей расширяется и активизируется словарный запас, развиваются творческие способности, проявляется любовь и уважение к татарскому языку, краю, народному творчеству.

Цель:
– использование изделий из солёного теста, как средство закрепления лингвистического материала на занятиях татарского языка;
– продолжать совершенствовать связную речь на занятиях лепки;
– развитие мелкой моторики, художественно-творческих способностей, внимания, мышления, памяти;
– воспитывать интерес к искусству родного края, любовь и уважение к татарскому языку.

Оборудование:
Мука, мелкая соль, вода – солёное тесто; дощечка для лепки, кисти, баночка для воды, игрушки из солёного теста; магнитофон.




Ход занятия:
– Дети, мы сегодня, с вами мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления изделий из солёного теста (по теме – игрушки, овощи, различные звери,…).
Пальчиковая игра «Дружба».
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук соединяются
Девочки и мальчики. Ритмично в замок.

Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдное касание пальцев на обеих
Начинай считать опять: руках, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

«Дуслык».
Безнең кызлар hәм малайлар,
Дус hәм тату яшиләр.
Ә, хәзер дуслаштырыйк
Кечкенә бармакларны
Бер, ике, өч, дүрт, биш
Һәм яңадан саныйбыз:
Бер, ике, өч, дүрт, биш
Бездә дуслык, бездә көч.

Вводная беседа (сказка).

Объяснение последовательности лепки по наглядному пособию (или процесс лепки показывает воспитатель).

Игры и упражнения с пальчиками.

1. Отрывание
Игра: «Фонарики» - собирать все пальчики в щепотку (собрались и разжались).
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(загнуть большой палец)
Этот пальчик – бабушка,
(загнуть указательный палец)
Этот пальчик – папочка,
(загнуть средний палец)
Этот пальчик – мамочка,
(загнуть безымянный палец)
Этот пальчик буду я,
(загнуть мизинец)
Вот и вся моя семья!
(раскрыть ладошку и растопырить пальцы)

«Минем гаиләм»
Бу бармак – бабай,
Бу барбак – әби,
Бу бармак – әти,
Бу бармак – әни,
Бу бармак – мин,
Менә минем гаиләм!

2. Скатывание круговыми движениями.
Игра: «Волшебный кружок»

3. Раскатывание прямыми движениями рук.

4. Расплющивание между ладоньями.

«Чәбәк-чәбәк итәбез»
Түгәрәккә керәбез (басалар),
Чәбәк-чәбәк итәбез (кул чабалар).
Кая сезнен учларыгыз?
Менә безнен учларыбыз (алга сузып күрсәтәләр).
Ә учка качты бармаклар (кулларын йомалыйлар) –
Тиктормаслар алар, шуклар
Бармаклар эш эшләделәр (баш бармак белән бармак очларына кагылу),
Рәсем ясап карадылар,
Азрак кына арыдылар (кулларны ял иттерәләр).

«Ладошки»
Где ваши ладошки?
Тут-тут-тут!
Хлопаем в ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп!
А в ладошках пальчики живут!
Пальчики трудились, не ленились
Лепили-лепили, рисовали
Строили-строили, хорошо играли!
А потом, а потом,
А потом устали.

5. Соединение путём прижимания.
Игра: «Цветок»
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть, ладошки округлить, изображая бутон. Нижние части ладоней прижать друг к другу, пальцы широко раскрыть. Получится большой раскрытый «цветок».
Набухай скорей, бутон, Чәчәкләр бөреләнде,
Распустись, цветок – пион! Чәчәкләр ачылды.

6. Вдавливание пальцами (лепка пальцами для уточнения формы).
Игра: «Прогулка»
При выполнении этой физкультминутки дети сидят на местах и ритмично двигают по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие
Пальцы опущены вниз и как бы прыжками
двигаются по столу.
А вторые догонять Ритмичное движение по столу указательными
пальцами.
Третьи пальчики бегом Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвёртые пешком. Медленное движение безымянных пальцев по
поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал Ритмичное касание поверхности стола обоими
мизинцами.
И в конце пути упал. Хлопок обоими кулаками по поверхности
стола.

Бармаклар, саф hавада
Йөриләр.
Икенчеләре – куа,
Өченчеләр – йөгерә,
Дүртенчеләре – бара,
Бишенчесе – сикерде,
Һәм ахырда егылды.

7. Налеп (соединять формы).
Игра: «Найди свой домик».

Самостоятельная работа. Лепка.
Во время занятия воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать весёлую народную музыку.

Подведение итогов.
В конце занятия устраивается выставка. (ответы детей – Мин аю ясадым).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Борhанова Р.А., Юсупов Ф.Ю. Балалар бакчасында татар теле өйрәтү программасы. – Казан, Школа, 2004.
2. Борhанова Р.А. Туган як табигате белән таныштыру. – Казан, 2002.
3. Юсупов Ф.Ю., Камалова З.Ф., Борhанова Р.А. Гөлбакча. – Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1990.
4. Татар халык иҗаты. Төзүчесе: Ягъфаров Р.Ф. – Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1993.
5. Валиева-Сулейманова Г.В. Декоративное искусство Татарстана. – Казан, 1995.
6. Кискальт И. Солёноё тесто. – М., - Аст-Пресс, 2002
7. Данилова Е.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2006.
8. Муяссарова И.Х. Азрак ял итеп алыйк. – Казан, 1998.
9. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! – М., Вако, 2008.
10. Гарәфиева Г.З. Сөмбеләне кем белә? – Казан, ТаРИХ, 2003.
11. Иң матур суз. Төзүчесе: Закирова К.В. – Казан, 2000.
12. Борhанова Р.А., Хисамова Ф.М. Татар теле өйрәнә нәниләр. – Казан, Мәгариф, 2005.

У вас нет прав для создания комментариев.