Образовательная программа кружка "Юный резерв"
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Республика Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старо - Абдуловская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района



Образовательная программа кружка
«Юный резерв»
(для учащихся 5 - 7 кл. программа рассчитана на 2 года)

педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Мавлявиева Азгания Мунавировна

2013 год

ПРОГРАММА

Возраст обучающихся 12-14 лет

Срок реализации программы 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе программы для внешкольных учреждений «Спортивные кружки и секции»
Занятия в спортивном объединении общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры.

Цель: достижение всестороннего развития личности в процессе овладения физической культурой.

Задачи:

- укрепление здоровья и закаливание занимающихся;

- приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно за­ниматься физической культурой;

- формирование моральных и волевых качеств российского гражданина;

- подготовки участников объединения в процессе занятий к труду, защите Родины, к активной общественной деятельности и семейной жизни.

Заниматься в спортивном объединении может каждый обучающийся, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Основная задача руководителя спортивного объединения - воспитание участников объединения в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем объединения на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности воспитанника в детском коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле за влиянием занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья и развития личности участников объединения. Необходимо также поддерживать связь с родителями (законными представителями) занимающихся.

Программа спортивного объединения «Юный резерв» составлен на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей
(в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.

Спортивные сооружения для занятий спортивного объединения могут быть следующие: стадион для занятий легкой атлетикой, футбольное поле, гимнастический городок, площадка для игры в баскетбол, волейбол; лыжная база, спортивный зал для занятий в ненастную погоду. Необходимы также подсобные помещения: классы для теоретических занятий, комната для хранения инвентаря и сам инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, теннисные шарики и ракетки, лыжи и лыжные палочки.

Для возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях. Руководитель объединения должен разъяснить занимающимся направленность системы физического воспитания, значение достижений российских спортсменов на игровой арене, роль физического воспитания в разностороннем развитии личности.

При подборе средств и методов практических занятий руководитель объединения должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры, и т. д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:

подготовительный, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.);

основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;

заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия и объявляются домашние задания.

В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в объединении с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем объединения совместно с обучающимся (воспитанником).

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем объединения на основе норм для данной возрастной группы.

Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически с приглашением родителей.

Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения участником объединения одной из частей практического занятия с группой (с методической помощью руководителя объединения) и судейства соревнований. Участникам объединения, получившим звание судьи и проявляющим интерес к этой работе, следует давать рекомендацию для поступления на факультет физического воспитания педагогического вуза.

Занятия объединения проводятся 4 часа в неделю (два занятия по 2 часа ).

Для занятий привлекаются обучающиеся 12-14 лет


пп Наименование темы Количество часов
всего теоретические занятия практические занятия
1 Физическая культура и спорт 4 4
2 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи 3 3
3 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь 3 3
4 Гимнастика 8 8
5 Легкая атлетика 8 8
6 Подвижные игры 8 8
7 Лыжи 10 10
8 Волейбол 14 14
9 Настольный теннис 10 10
10 Баскетбол 12 12
11 Бадминтон 10 10
12 Футбол 10 10
13 Контрольные испытания, соревнования 26 26
14 Судейская практика 18 18
15 ИТОГО: 144 10 134

ПРОГРАММА

Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских спортсменов.

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений.

Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, лыжам, лыжным гонкам, спортивным играм.
Гимнастика. Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание; подъем из виса в упор переворотом; подъем силой на перекладине.
Легкая атлетика. Медленный бег; кросс 300-500 м; бег короткие дистанции до 60 м.
Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту с разбега способом «перекидной».
Подвижные игры: «Мяч - капитану», «Не давай мячу в воду упасть», «Летучий мяч», «Пионербол», «Перестрелка», «Борьба за мяч», эстафеты.
Лыжи. Одновременный бесшажный, одношажный, двухшажный ход. Попеременный двухшажный, четырехшажный ход.
Спуск. Преодоление уступа, выступа. Поворот упором двумя лыжами. Лыжная гонка на 1-2 км.
Баскетбол. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении и броске. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита.
Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.

Настольный теннис. Чередование различных подач. Отражение сложных подач «накатами», «подрезками», «подставками». Разновидности ударов и подач: по технике выполнения, по силе и скорости ударов, по вращению и траектории полета мяча. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника.
Тактика парной игры. Игра на счет. Соревнования. Выполнение спортивного разряда.
Бадминтон. Правила игры. Соревнования.
Футбол. Удары по мячу с места, с хода.
Остановка мяча. Ведение мяча с изменением направления и скорости движения. Финты. Отбор мяча. Выбивания. Перехват.
Тактика игры в нападении. Индивидуальные, групповые действия. Тактика игры в защите. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты.
Участие в соревнованиях.
Инструкторская и судейская практика. Проведение с группой товарищей трех занятий под контролем руководителя. Судейство пяти соревнований.
Волейбол. Правила игры. Техника нападения. Действия без мяча и с мячом. Техника защиты. Тактическая подготовка. Тактика нападения.
Должны знать:
- историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов;
- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;
- основы правильного питания;
- правила спортивных игр;
- разные виды лыжного хода;
- правила организации соревнований;
- правила самостоятельного выполнения упражнений.
Должны уметь:
- подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
- группироваться;
- использовать различные тактические действия;
- владеть техникой игры перемещений во время игры;
- использовать страховку и самостраховку;
- использовать самоконтроль за состоянием здоровья.
Ожидаемые результаты:
- осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие;
- понимание вреда алкоголя и курения на организм человека;
- повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма;
- воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая подготовка)

Наименование темы Количество часов
всего теоретические занятия практические занятия Дата
1 Физическая культура и спорт 1 1
2 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи
3

Гимнастика 8 8
4
5
6
7
8
9
10
11 Контрольные испытания, соревнования 3 3
12
13
14 Судейская практика 2 2
15
16

Легкая атлетика 8 8
17
18
19
20
21
22
23
24
Контрольные испытания, соревнования 3 3
25
26
27 Судейская практика 2 2
28
29
Подвижные игры 8 8
30
31
32
33
34
35
36
37 Контрольные испытания, соревнования 3 3
38
39
40 Судейская практика 2 2
41
42 Физическая культура и спорт 1 1
43 Гигиена, предупреждение травм-врачебный контроль, самокон-троль, оказание первой помощи 1 1

44

Лыжи 10 10
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54 Контрольные испытания, соревнования 3 3
55
56
57 Судейская практика 2 2
58
59 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь 1 1
60

Волейбол 14 14
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74 Контрольные испытания, соревнования 3 3
75
76
77 Судейская практика 2 2
78
79

Настольный теннис 10 10
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89 Контрольные испытания, соревнования 3 3
90
91
92 Судейская практика 2 2
93
94 Физическая культура и спорт 1 1
95 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи 1 1
96 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь 1 1
97
Баскетбол 12 12
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109 Контрольные испытания, соревнования 3 3
110
111
112 Судейская практика 2 2
113
114
Бадминтон 10 10
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124 Контрольные испытания, соревнования 3 3
125
126
127 Судейская практика 2 2
128
129 Физическая культура и спорт 1 1
130 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь 1 1
131

Футбол 10 10
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141 Контрольные испытания, соревнования 2 2
142
143 Судейская практика 2 2
144
Итого: 144 10 134

Литература:

1) Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. М: Просвещение, 2006 г

2) Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2005 год

3) Настольная книга тренера. Наука побеждать. Н. Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

4) Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. Ь. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

5) Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя/ А. В. Березин, А. А. Зданевич, Б. Д. Ионов и др.; Под ред. В. И. Ляха. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002

6) Прикладная Физическая подготовка: 10-11 класс: Учебно-методическое пособие.-М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

У вас нет прав для создания комментариев.