Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ №4 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района

Проектная работа  на тему:

«Дифференцированное выставление оценок  по физическим и антропометрическим данным учащихся».

                             

                             

Камалетдинова Г.А. - учитель

физической культуры первой категории   

                             

Азнакаево – 2014

Постановка проблемы:

      Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

     Определение уровня физической подготовленности учащихся  и  оценка их по стандартным нормативам несовершенна. Потому что нормативы стандартные, а ученики в классе разные. Они отличаются друг от друга по антропометрическим показателям, по природным задаткам  и по подготовленности. Например,  в классе разница в росте учеников может достигать до 25 - 30см и больше. Конечно же, самому низкорослому ученику трудно  перепрыгнуть самого высокого.  По стандартным  нормативам ему  очень  трудно  добиться  хороших  результатов.  Поэтому ученик  теряет  мотивацию к  занятиям  физической  культурой.   

      Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив  «жажда успеха» - активность – цель – «достижение успеха».

Цель проекта:

Мотивация  занятий  физической культуры,  используя    методы  оценивания   результативности  учащихся прогрессирующим стимулированием и с  учетом  индивидуальных антропометрических  показателей.

Задачи проекта:

1. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях укрепления здоровья, отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

2. Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

3. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств  личности. 

Целевая группа проекта:  учащиеся  3-11  классов .

Срок реализации проекта:   2011-2014  уч. год.

                                         Место реализации проекта:

МБОУ СОШ «Лицей  №4  г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

Этапы реализации проекта:

1.      Подготовительный (разработка научного аппарата исследования, изучение литературы ) – 3-6 мес.

2.      Пилотажный  (предварительный эксперимент) – 3-6 мес.

3.      Основной  (получение, обработка и систематизация    экспериментальных данных)  1-3  года

4.      Оформление   результатов   (публикации, отчеты)

5.      Внедрение  (организация  работ по использованию полученных данных, рекомендации)

План мероприятий по реализации проекта.

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1  

Составление рабочей программы.

ОУ

август

Учитель-

предметник

2

Проведение тестирования  для определения уровня физической подготов-ленности учащихся.

ОУ

сентябрь-

октябрь

Учитель-

предметник

3

Анализ результатов тестирования.

ОУ

октябрь

Учитель-

предметник

4

Проведение экспериментальной деятельности.

ОУ

сентябрь-май

Учитель-

предметник

5

Подведение итогов эксперимента.

Анализ результатов.

ОУ

май-июнь

Учитель -предметник

 

Ресурсы.

 

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

      Сроки

 

Нормативно-правовые:

ФГОС

Имеется

1.Закон об образовании.

2. Исходящие документы МО и науки РФ и РТ

В течение учебного года

 

Мате-риально-технические:

1.Спортивный инвентарь

2.Измерительная рулетка

3.Ростомер

Имеется

Школьное оборудование

В течение учебного года

 

Кадровые:

1.Учитель предметник

2.ЗДВР

Имеется

 

В течение учебного года

 

Научно-методи-ческие:

1.Журнал «Физическая культура в школе»

2. Физическое воспитание учащихся на основе разноуров-невого  подхода и использования педагогической диагностики  под ред. С.С.Хайрутдинова    -  Казань, РИЦ «Школа», 2002г.

Имеется

Интернет

В течение учебного года

 

Мотива-ционные:

1.Достижение поставленных целей.

2.Формирование  у учащихся положительной учебной мотивации.

Имеется

 

В течение учебного года

 

Организа-ционные:

1.Постановка целей и задач

2. Определение научно-методической литературы

Имеется

 

В течение учебного года

Финансо-вые:

1. Затраты на приобретение необходимых материалов

Имеется

Фонд  школы

В течение учебного года

 
                     

      

      Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов (проводит психолог или социальный педагог) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

       Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

·  совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;

·  дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

·  плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

·  хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

        Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

        При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

         Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также может оцениваться. При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений. Оценка является одним из самых мощных путей мотивации детей к изучению предмета. Если убрать этот стимул к хорошему освоению предмета, то сразу катастрофически снизится посещаемость, а также желание детей качественно усваивать материал. Во-вторых, оценка является как бы связующим звеном в отношениях между детьми, учителями и родителями. Если отметки по физкультуре не будет, как вы думаете, пойдут ли к нам родители на собраниях, будут ли хоть как-то заниматься со своими детьми? По-моему, это возможно теперь лишь только в таких случаях, когда у ребенка предвидится «незачет» по предмету. В-третьих, отметка является еще и организующим звеном для детей. Не хочешь получить плохую отметку – не пропускай уроки, не забывай спортивную форму, старайся на уроках и тогда добьешься желаемого. Как же без отметки ученик сможет оценить, стал ли он лучше?

        Определение уровня физической подготовленности учащихся и оценка их по стандартным нормативам не совершенна. Потому что нормативы стандартные, а ученики в классе разные. Они отличаются друг от друга по антропометрическим показателям, по природным задаткам и по подготовлен-ности. Например, в классе разница в росте учеников может достигать до 25 - 30см и больше. Конечно же, самому низкорослому ученику трудно  перепрыгнуть самого высокого. Если же оценить результат, учитывая рост учеников, то результат самого маленького ученика может получиться лучше, чем у других. Например: в прыжках в высоту для юношей  10 класса тем, у кого рост средний.(170см) на оценку «5» нужно перепрыгнуть планку на уровне 125см,    а тому ученику рост у которого ниже на 15см снижаем уровень планки на 10см ( это примерное соотношение норматива и  роста учеников 125/170 =115/155).      Такой же вариант оценки можно применять на уроках гимнастики  в опорных прыжках.  В прыжках в длину с места  критерием оценки можно взять величину, которая составляет  разницу между ростом ученика и показанным результатом. Например: при оценке тех же учеников с 10 класса, ученику среднего роста на оценку «5» нужно показать результат 226см, разница составляет +56см (226-170=56), значит низкорослому на оценку «5» нужно показать результат 211см,(155+56=211). Для облегчения и ускорения работы можно применять  специальный ростомер, рост ученика отмечается  мелом в измерительной линейке, а после прыжка измеряется разница.  При определении уровня физической подготовленности  таким методом, каждый ученик получает заслуженную оценку.    

      Прогресс в обучении. В работе необходимо оценивать высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах.  Обычно контрольные  тесты  по определению уровня физической подготовленности учащихся проводятся в начале и в конце учебного года. Если же ученик занимался и добился улучшения своего прежнего результата, то он, наверное, заслуживает высокой оценки своего труда. Конечно, это требует от учителя дополнительных работ, но зато твой ученик будет стремиться прогрессу, он будет заниматься самостоятельно для того, чтобы улучшить свой прежний результат. Эти показатели  можно отмечать  на стенде  одной звездочкой  лучший результат в классе среди мальчиков (юношей) и девочек (девушек), двумя звездочками - лучший результат школы на этот учебный год, и тремя - рекорды школы. Это делается для того, чтобы остальные на них  равнялись.

Оценка и отметка. Прежде чем мы выясним, почему есть такая тенденция в оценивании, давайте четко определим, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «семерки», «тройки», «десятки»– это все отметки. Оценка же может быть самой различной.

        Словесная оценка - это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили.

        Знак внимания - это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие, улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.

        Анализ. В короткой беседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше. Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими. С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. Порой этот вид оценки детям наиболее важен.

       Ну и, наконец, оценка. Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный! Экспертная оценка Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке.

           Активность на уроке и вне него - многие использовали такой метод оценивания для поощрения активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, соревнованиях разного уровня и т.д. 

          Суммативное и формативное оценивание.  В отдельных документах по оцениванию можно встретить такие понятия: суммативное и формативное оценивание, а также итоговое оценивание. Чем же они отличаются друг от друга? Итоговое оценивание включает в себя общий итог работы ученика. Это может быть выставление итоговой отметки за четверть, семестр, полугодие или даже большую итоговую работу, в которой учитывалось несколько составляющих. Суммативное или, правильнее, саммативное оценивание (от английского Summative) – оценивание по итогам пройденной темы. Это может быть зачет, финальный тест, контрольное тестирование и т. п. Словом, оценивание не одного урока, а целого периода обучения. Формативное оценивание, наоборот, подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом уроке. Здесь может быть его активность на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания.

        Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей  (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.

2. Задачей педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.

3. Смысл названия рассмотренной технологии обучения мы видим в том, что она, во-первых, ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качества персептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому рассмотренная технология называется индивидуально-ориентированной.

Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.

В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.

В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.

В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей также и учителя.

4. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Таковы достоинства дифференцированного подхода. Главное — не абсолютировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.

Методы диагностики

Динамика   качества  обучения  по физической   культуре   в

МБОУ СОШ «Лицей № 4 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района

учебный год

качества обучения

успеваемость

2011-2012

95,5%

100%

2012-2013

97%

100%

2013-2014

98%

100%

Динамика качества обучения  по физической культуре в

МБОУ «СОШ №4 г.Азнакаево» РТ :

учебный год

качества обучения

успеваемость

2011-2012

82,8%

100%

2012-2013

84,5%

100%

2013-2014

87%

100%

        Список использованной литературы:

1. Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы /  -М.:Просвещение, 2005.

2.  Лях В. И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. – 1994. № 4. С. 28 -37

3.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

4. Мейксон Г.И. Физическая культура. 5-7 классы / под ред. - М.: Просвещение, 2005.

5. Хайрутдинов  С.С  Физическое воспитание учащихся на основе разноуровневого  подхода и использования педагогической диагностики                               -  Казань, РИЦ «Школа», 2002.

6.  Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. – 1994. № 3. С.8-12

7.  Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры . Физкультура и спорт. – 1994. №