Электрические явления
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»

План - конспект

повторительно-обобщающего урока физики

в 8 классе по теме

«Электрические явления».

с элементами здоровьесберегающей технологии и

экологической направленностью.

 

 

Учитель физики:

Калугина Любовь Ильинична

 

 

2013-2014 учебный год

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала

Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

 Образовательная:

  1.     повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;
  2.     выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»,  подготовить их к ГИА и контрольной работе;
  3.     продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами;
  4.     продолжить работу над развитием умений решать жизненно важные задачи, применяя полученные знания для сдачи ГИА
  5.     способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  6.     привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  7.     создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  8.     стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
  9.     продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством наблюдения, усвоения научной информации;
  10.     воспитание целеустремленности к процессам познания;
  11.     воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности;
  12.     учить сотрудничать и работать в группах;
  13.      воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, аккуратность в работе;
  14.                       формировать навыки самоконтроля и самооценки;
  15.                        поддерживать дух поиска и сотрудничества, показать практическую значимость знаний данной темы;
  16.                       научить детей самостоятельно объективно оценивать свою работу.
  17.     компьютер с презентацией к уроку,
  18.      мультимедийный проектор,
  19.     карточки с задачами,
  20.     жетоны для гостей,
  21.      карточки с электрическими схемами,
  22.     источники тока,
  23.     электрические лампы,
  24.     ключи, резисторы,
  25.     электродвигатель,
  26.                       амперметр,
  27.                       вольтметр,
  28.                       провода,
  29.                       призы за урок.
    1.      Запись темы на доске, объявление цели урока. 3 мин.
    2.     Главная часть.
    3.      Защита мини-проекта. Энергосбережение дома и в школе. 5 мин.
    4.      Блиц-опрос.1 конкурс (Повторение и контроль знаний основных физических терминов и законов). 5мин.
      1.      Защита мини-проекта  « Электробезопасность. Ты должен знать» (техника безопасности при обращении с электроприборами) 5 мин.
      2.      Защита схем. Сборка электрической цепи. «Получение света» (Работа со схемами). Опыт с эбонитовой палочкой  и объяснение 10 мин.
      3.      ---Физкультминутка. 1 мин.
      4.      Решение задач. Конкурс  «Заработай свет для жизни» 15 мин.
        1.      Заключение. 1 мин. Домашнее задание.
        2.       Подведение итогов.
      5. 1.     Защита мини-проекта. Энергосбережение дома и в школе. (Вера и Света)

Развивающая:

1)организация активной мыслительной деятельности учащихся;

2)развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;

3)учить извлекать пользу из образовательного опыта;

4)развивать навыки работы с заданиями из ГИА;

5) способствовать развитию познавательной деятельности  уч-ся, интереса к физике.

   Воспитательная:

Оборудование урока:

Метод: проектно-исследовательский. Формы: фронтальный, индивидуальный и групповой.

«Физика-это наука понимать природу»  (Эрик Роджерс - профессор Принстонского университета)                     

План урока  Организационный момент.

ХОД   УРОКА.

1.Организационный момент.

Презентация «Всё об электричестве»

Ход урока

(1 слайд) Всё об электричестве.

Учитель:   Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Очень далёкие времена, когда горели лучины и топились печи по "чёрному", люди не представляли себе в каком светлом и тёплом будущем будут жить их предки. Мы же сейчас не можем представить наш мир без электричества. А если попробовать?

Вдруг что-то произойдет, и электричество просто исчезнет. Да, жизнь просто остановится!

Так вот, электрические законы, открытые чуть позже тех далёких времён, являются и сейчас самыми важными, и мы живём среди них.

Иногда, может показаться, что герои истории открытий в области электричества не так далеко. Они как будто находятся где-то рядом. Так и хочется снять этот временной барьер и подкинуть Амперу и Нолле по мультиметру, мобильник Шиллингу и намекнуть о заземлении Рихману или "жучок-фонарик" подарить Герике.

Подобные иллюзии объясняются только тем, что мы неразрывно связаны с историей своего развития и, конечно же, с историей изучения электрических явлений. В нашем мире  всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду и т.д.

(2 слайд) Словом – есть электричество – есть жизнь!

Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.

Учитель: -  А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, что об этом расскажут нам ребята.

Выступление групп:(3 слайд) Таня. Ученик 1: Человечество впервые увидело электрическое освещение всего 138 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.

(4 слайд) Ирина. Ученик 2: - В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат пары ртути и выбрасывать их категорически запрещено.

               Каждый наш день начинается и заканчивается использованием электрической энергии. Сейчас мы можем объяснить многие явления, наблюдаемые в природе, технике, окружающей жизни.

        Цель сегодняшнего урока – выяснить уровень ваших знаний по данной теме, проверить, как вы научились применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, тем самым подготовиться к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.

К сегодняшнему уроку вы должны были повторить темы:

-         «Электрический ток»

-         «Электрическое напряжение»

-         «Электрическое сопротивление»

-         «Закон Ома для участка цепи»

-         «Удельное сопротивление»

-         «Параллельное и последовательное соединение проводников»

-  Итак, сели прямо, спина прямая. Пишем  в тетрадях тему урока:

 Повторение по теме «Электрические явления».

  •       2. Блиц-опрос!
  •       1.Что такое электрический ток?
  •       2.От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока?
  •       3.Как выражается сила тока через электрический заряд и время?
    •       4.Как называют прибор для измерения силы тока и напряжения? Как они соединяются?
  •       5. Как можно определить напряжение через работу тока и электрический заряд?
  •       6. Записать формулу, по которой можно рассчитать сопротивление проводника, зная его удельное сопротивление, длину, и площадь поперечного сечения?
  •       7. Какими приборами измерят работу тока?
  •       8. Как рассчитать мощность тока?
  •       9. Как формулируется закон Джоуля-Ленца?
  •       10. Назначение предохранителей.
  •       11. Типы соединения.
  •       12. Единица силы тока.
  •       13. Единица мощности.
  •       14. Единица работы тока.

 

3.Защита  Мини-проекта. Электробезопасность! (Таня и Алёна)

Прежде чем приступить к следующему  конкурсу,  давайте вспомним Технику безопасности при работе с электрическими приборами.

Ученик. Во время работы должен

1. Быть  внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.

2. Перед включением тока   пригласить учителя.

3. Не допускать  « зашкаливания» приборов.

4. Включать установку лишь для производства измерений, наблюдений, а после этого отключить её.

5. Избегать перекрещивания проводов.

6. Для включения и выключения тока в цепи использовать выключатели и только ими прерывать ток.

Поражение электричеством проявляется
в следующих формах
:

  1.      Остановка сердца или дыхания при прохождении электрического тока через тело;
  2.      Ожог;
  3.      Механическая травма из-за сокращения мышц под действием тока;
  4.      Ослепление электрической дугой.

Более уязвимые участки тела, страдающие от действия электрического тока:

  1.      Боковые поверхности шеи, виски;
  2.      Тыльная сторона ладони, поверхность ладони между большим и указательным пальцами;
  3.      Рука на участке выше кисти;
  4.      Плечо, спина;
  5.      Передняя часть ноги.
  6.      Найти в Интернете по адресу училища, колледжи, лицеи  и техникумы, где получают специальности электрика, монтажника, наладчика по эксплуатации электрооборудования промышленных и гражданских зданий, специалиста по электрификации и автоматизации сельского хозяйства и т. д., то есть профессии, связанные с электрическими явлениями и сделать сообщение.
  7.       Чтобы подготовиться  к контрольной работе,  я вам предлагаю дома решить итоговый тест в форме ГИА. Он состоит из 19 заданий, максимальный балл за тест-59 баллов. Ответы и данный тест приложите к контрольной работе.
  8.      Перышкин А.В. «Сборник задач по физике 7 – 9 классы», Москва, «Экзамен», 2006 г.
  9.      В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7 – 8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001 г.
  10.      Г.Н. Степанова, А.П. Степанов «Сборник вопросов и задач по физике 5-9 классы», Санкт-Петербург, «Валерии СПД», 2001 г.

4.  Работа с электрической цепью.  Схемы.

«Получение света»  Опыт. 10 мин

Теперь  поработаем с вами в виртуальной лаборатории. Вы должны определить цену деления шкал приборов, записать данные на этих приборах и сделать вывод, как это мы делаем на наших лабораторных работах. Виртуальная лаборатория http://www.youtube.com

Нашим героям очень  нужен огонь. Физика - наука экспериментальная.

Сейчас мы с вами поработаем электриками. Вы должны собрать цепь, которую видите на экране, и начертить схему этой цепи.

 

Физкультминутка. 

       - Перед началом работы  снимем свое мышечное напряжение. Все упражнения необходимо выполнять с хорошим эмоциональным настроем, то есть с улыбкой.  Французский невролог Дученни установил, что мимические мышцы лица во время улыбки посылают сигналы в специальные отделы мозга и  оттуда по всему телу, к каждому органу эритроцитами крови разносится информация о радостном, приподнятом настроении. Органы и системы начинают работать уверенно и слаженно. От нас с вами зависит наше здоровье.

5 Решение задач из ГИА. (Лукашик) 15 мин

А теперь решаем задачи в тетрадях.  

1. Найти силу тока на лампочке, если напряжение в сети 220 В, а сопротивление 11 Ом. ( I=U/R) Ответ: 20 А

2. Никелиновая проволока длиной 120 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм 2 включена в цепь с напряжением 127 В. Определить силу тока в проволоке. Ответ: 1,3 А.

Домашнее задание: Решение задач из Лукашика.1290.1291.1306.1307.1360

      Подводим итоги.      - А теперь подсчитаем свои жетоны.  Победитель получает диплом "Самый умный электрик" и оценку 5. За второе место и третье место - тоже медали.

Урок окончен.  До свидания.  Всего хорошего, ребята!

Ресурсы Интернета:

1) nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2014/03/24/elektricheskie-yavleniya

Литература

А.В. Перышкин, учебник «Физика 8 класс»: §25-49
А.В. Перышкин, «Сборник задач по физике 7-9 классы

 

У вас нет прав для создания комментариев.