Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»
План - конспект
повторительно-обобщающего урока физики
в 8 классе по теме
«Электрические явления».
с элементами здоровьесберегающей технологии и
экологической направленностью.
Учитель физики:
Калугина Любовь Ильинична
2013-2014 учебный год
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, подготовиться к контрольной работе.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
1)организация активной мыслительной деятельности учащихся;
2)развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;
3)учить извлекать пользу из образовательного опыта;
4)развивать навыки работы с заданиями из ГИА;
5) способствовать развитию познавательной деятельности уч-ся, интереса к физике.
Воспитательная:
Оборудование урока:
Метод: проектно-исследовательский. Формы: фронтальный, индивидуальный и групповой.
«Физика-это наука понимать природу» (Эрик Роджерс - профессор Принстонского университета)
План урока Организационный момент.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Презентация «Всё об электричестве»
Ход урока
(1 слайд) Всё об электричестве.
Учитель: Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Очень далёкие времена, когда горели лучины и топились печи по "чёрному", люди не представляли себе в каком светлом и тёплом будущем будут жить их предки. Мы же сейчас не можем представить наш мир без электричества. А если попробовать?
Вдруг что-то произойдет, и электричество просто исчезнет. Да, жизнь просто остановится!
Так вот, электрические законы, открытые чуть позже тех далёких времён, являются и сейчас самыми важными, и мы живём среди них.
Иногда, может показаться, что герои истории открытий в области электричества не так далеко. Они как будто находятся где-то рядом. Так и хочется снять этот временной барьер и подкинуть Амперу и Нолле по мультиметру, мобильник Шиллингу и намекнуть о заземлении Рихману или "жучок-фонарик" подарить Герике.
Подобные иллюзии объясняются только тем, что мы неразрывно связаны с историей своего развития и, конечно же, с историей изучения электрических явлений. В нашем мире всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду и т.д.
(2 слайд) Словом – есть электричество – есть жизнь!
Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Учитель: - А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, что об этом расскажут нам ребята.
Выступление групп:(3 слайд) Таня. Ученик 1: Человечество впервые увидело электрическое освещение всего 138 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.
(4 слайд) Ирина. Ученик 2: - В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат пары ртути и выбрасывать их категорически запрещено.
Каждый наш день начинается и заканчивается использованием электрической энергии. Сейчас мы можем объяснить многие явления, наблюдаемые в природе, технике, окружающей жизни.
Цель сегодняшнего урока – выяснить уровень ваших знаний по данной теме, проверить, как вы научились применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, тем самым подготовиться к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.
К сегодняшнему уроку вы должны были повторить темы:
- «Электрический ток»
- «Электрическое напряжение»
- «Электрическое сопротивление»
- «Закон Ома для участка цепи»
- «Удельное сопротивление»
- «Параллельное и последовательное соединение проводников»
- Итак, сели прямо, спина прямая. Пишем в тетрадях тему урока:
Повторение по теме «Электрические явления».
3.Защита Мини-проекта. Электробезопасность! (Таня и Алёна)
Прежде чем приступить к следующему конкурсу, давайте вспомним Технику безопасности при работе с электрическими приборами.
Ученик. Во время работы должен
1. Быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.
2. Перед включением тока пригласить учителя.
3. Не допускать « зашкаливания» приборов.
4. Включать установку лишь для производства измерений, наблюдений, а после этого отключить её.
5. Избегать перекрещивания проводов.
6. Для включения и выключения тока в цепи использовать выключатели и только ими прерывать ток.
Поражение электричеством проявляется
в следующих формах:
Более уязвимые участки тела, страдающие от действия электрического тока:
4. Работа с электрической цепью. Схемы.
«Получение света» Опыт. 10 мин
Теперь поработаем с вами в виртуальной лаборатории. Вы должны определить цену деления шкал приборов, записать данные на этих приборах и сделать вывод, как это мы делаем на наших лабораторных работах. Виртуальная лаборатория http://www.youtube.com
Нашим героям очень нужен огонь. Физика - наука экспериментальная.
Сейчас мы с вами поработаем электриками. Вы должны собрать цепь, которую видите на экране, и начертить схему этой цепи.
Физкультминутка.
- Перед началом работы снимем свое мышечное напряжение. Все упражнения необходимо выполнять с хорошим эмоциональным настроем, то есть с улыбкой. Французский невролог Дученни установил, что мимические мышцы лица во время улыбки посылают сигналы в специальные отделы мозга и оттуда по всему телу, к каждому органу эритроцитами крови разносится информация о радостном, приподнятом настроении. Органы и системы начинают работать уверенно и слаженно. От нас с вами зависит наше здоровье.
5 Решение задач из ГИА. (Лукашик) 15 мин
А теперь решаем задачи в тетрадях.
1. Найти силу тока на лампочке, если напряжение в сети 220 В, а сопротивление 11 Ом. ( I=U/R) Ответ: 20 А
2. Никелиновая проволока длиной
Домашнее задание: Решение задач из Лукашика.1290.1291.1306.1307.1360
Подводим итоги. - А теперь подсчитаем свои жетоны. Победитель получает диплом "Самый умный электрик" и оценку 5. За второе место и третье место - тоже медали.
Урок окончен. До свидания. Всего хорошего, ребята!
Ресурсы Интернета:
1) nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2014/03/24/elektricheskie-yavleniya
Литература
А.В. Перышкин, учебник «Физика 8 класс»: §25-49
А.В. Перышкин, «Сборник задач по физике 7-9 классы