Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

                                 «Способности у всех детей разные, зачастую они не

                                     лежат на   поверхности. Видеть их и помогать им,

                                    раскрыться – высокая миссия учителя».

Бурганиева Альфия Рафисовна, учитель математики высшей категории Исенбаевской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района РТ, педагог дополнительного образования Агрызского центра внешкольной работы.

Бурганиев Ринат Габдрахманович, учитель физики вышей квалификационной категории Исенбаевской СОШ Агрызского муниципального района РТ

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переноситься с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход; школа обеспечивалась компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствовала внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

       Основная задача учителя сейчас - не просто передать знания, а вовлечь школьников в процесс поиска знаний. Необходимы новые формы обучения, которые давали бы «новое качество»   образования. Одним из таких форм для нас является использования новых информационных технологии по влечению учащихся в исследовательскую деятельность.

         На протяжении нескольких лет накапливался нами опыт использования информационно-компьютерных технологии по обучению учащихся основным навыкам и приемам исследования.

        Овладение учащимися навыками исследовательской деятельности происходит поэтапно. Очень важно в данном процессе поддержать интерес к самому процессу исследовательской деятельности, стимулировать творческий подход.

         «Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на                                                             поверхности. Видеть их и помогать им, раскрыться – высокая миссия учителя».

   На первом этапе работы с учащимися применяется проектная технология, что позволяет учащимся освоить общие основы исследовательской деятельности. Необходимо создать ситуацию успеха и уверенности, учащихся в своих знаниях (оценивание учителем, публичная защита, участие в конкурсах компьютерных проектов).  

На втором этапе учащимся предлагаются к выполнению мини-исследования. В ходе которых учащимся предлагается применить знания в разных областях человеческой деятельности. Главный принцип – открытие учащимися новых сфер применения учебных знаний, и получение посредством исследования новой для себя информации. Поэтапное выполнение исследований различной степени сложности позволяет создать ситуацию успеха в обучении.

         На третье этапе предлагается боле глубокая исследовательская деятельность и работа проводиться только с учащимися наиболее подготовленными и заинтересованными в продолжении исследовательской деятельности по данному предмету. На этом этапе работы появляется необходимость сотрудничества с преподавателями вузов.

Никаких позитивных результатов в образовании не добиться, если у ученика нет необходимой мотивации учения: ясной и чёткой постановки целей; установки перспектив учебного труда; возможности практического применения приобретаемых знаний и умений.

Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний.

Объект исследования – то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области математического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений.

Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

Логика исследования:

Основные этапы процедуры исследования:

Учебно-исследовательская работа обеспечивает усвоение учащимися процедуры исследования; дифференцированный подход к учащимся; формирование у школьников особого подхода к решению нестандартных задач: они начинают искать решение, применяя процедуру исследования.

Работу по формированию у учащихся интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков во внеурочной деятельности ведем по нескольким направлениям. Одно из них – кружок юных исследователей, где учащиеся знакомятся с мультимедийными программными продуктами, учатся работать с электронными каталогами, в сети Internet. Учащиеся занимаясь исследовательской, поисковой и творческой работой, и как представление этих результатов, они создают публикации в виде буклета, веб-сайта, бюллетеня, презентации; и этими работами участвуют в конкурсах.

Вторым направлением внеклассной работы по формированию интеллектуальных способностей является работа факультативов по предметам. Работа предметных факультативов тесно связана со школьным научным обществом. Учащиеся 6-9 классов на ПК обрабатывают данные для своих учебных исследований, печатают сочинения, готовят доклады для выступлений на семинарах и конференциях. Одним из ярких примеров использования компьютерных технологий в формировании у учащихся интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков является разработка сайтов: «Из истории деревни», «Земля – наш дом», «Красота и гармония в математике»; разработка школьного сайта, презентации «Мой край», «Люди и места», «Технологии и новаторства», «Леса – краса земли», «Герои нашей деревни», «Памятники природы Татарстана», «Исследовательская работа по построению графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины», «Исследовательская работа по теме золотое сечение», «Числа правят миром», “Научно-исследовательская работа при вычислении значений тригонометрических функций некоторых углов», «Формула Крамера для решения системы двух уравнений с двумя неизвестными», «Элементы теории чисел», «Математические задачи для фронта» и т.д.

      Опыт нашей работы в школе убедила нас в том, что при всей сухости и сложности математики её можно преподнести детям как увлекательную, изящную и красивую науку, что, несомненно, воздействует не только на процесс развития учеников и повышение их интереса к предмету, но и на формирование творческих, исследовательских, поисковых способностей.