Вулканы и гейзеры Земли
- Подробности
- Автор: vetasur
-
Категория: География
-
Опубликовано 22 Октябрь 2015
-
Просмотров: 2154
МБОУ «Князевская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского района РТ
5 класс география
Тема урока: Вулканы Земли
Автор Гончарова Светлана Юрьевна
Учитель географии высшей категории
2015 год
|
|
|
Цель урока: формировать представления о происхождении вулканов и гейзеров Земли
- 1. Задачи:
Образовательная – формировать первичные знания о вулканах и гейзерах, изучить строение, типы и географию вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержений вулканов
Развивающая – развивать первичные навыки работы с атласом, схемами и текстом учебника, развивать умения самостоятельной и коллективной работы учащихся;
Воспитательная – воспитание умения высказывать своё мнение, уважение к ответам одноклассников; формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, изучения и охраны окружающей природы
Тип урока урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование персональный компьютер, мультимедийный проектор
Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(Т
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
1.
|
Подготовка класса к року. Учитель предлагает обучающимся подготовить своё рабочее место и познакомиться с раздаточным материалом |
Обучающиеся готовят своё рабочее место |
Учебно- познавательный интерес к географии |
Знать основные правила работы в кабинете географии |
Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом
|
2. |
Мотивация к учебной деятельности Учитель предлагает обучающимся совершить путешествие в глубины литосферы, демонстрируя видеосюжет. Учитель предлагает ребятам сформулировать тему урока |
Обучающиеся, просматривая видеосюжет, формулируют тему урока |
Понимание роли и значения географических знаний |
Определять явление природы по просмотренному видеосюжету |
Умение сформулировать тему урока
|
3. |
Актуализация знаний Учитель спрашивает обучающихся, что они знают о вулканах Учитель задаёт вопросы: « Какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? « Откуда произошло название «вулкан»? |
Обучающиеся отвечают на вопросы в учебнике стр.35, п.7 Обучающийся рассказывает сообщение о происхождении термина «вулкан» |
Учебно- познавательный интерес природному явлению |
Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан» |
Умение мыслить ассоциативно |
4. |
Определение цели и задач урока. Учитель предлагает ребятам сформулировать цели урока. |
Обучающиеся ставят цели урока |
Понимание важности изучения данной темы урока |
Ставить цель урока |
Умение ставить цель урока под руководством учителя |
5. |
Изучение нового материала Учитель предлагает изучить понятие «вулкан», выделить признаки вулкана и обсудить полученный результат в парах |
Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах |
Понимание значимости изучения природного явления |
Знать признаки вулкана и его отличительные черты |
Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника |
|
Учитель демонстрирует видеосюжет и предлагает изучить содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», по рис. 17 определить строение вулкана
|
Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, рис.17 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана |
Умение работать с тестом и рисунком в учебнике |
|
Учитель предлагает поработать в группах и выдвинуть гипотезу образования вулкана |
Обучающиеся, работая в группах, высказывают предположения об истории образования вулканов |
Понимание влияния движения литосферных плит на образование вулканов |
Знать границы литосферных плит, зоны землетрясений |
Умение выдвигать гипотезу и работать в группах . Выявлять причинно- следственные связи |
|
Учитель демонстрирует видеосюжет и предлагает определить, используя атлас, какие типы вулканов существуют. Учитель предлагает заполнить схему в раздаточном материале ( приём «кластер» ) |
Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов. |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать типы вулканов, их обозначения на карте |
Умение работать со схемой и атласом |
|
Учитель задаёт вопрос: «Почему иногда спящий вулкан вдруг начинает извергаться?» |
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов |
Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи |
|
Учитель задаёт вопрос: «Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?» Что такое « Тихоокеанское огненное кольцо?» |
Используя рис. на стр. 39 п.7 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения. |
Понимание роли и значения географических знаний |
Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана |
Выявлять причинно- следственные связи |
|
Демонстрация видео о гейзерах. Учитель задаёт вопрос: «Почему в местах извержения вулканов встречаются гейзеры?» Демонстрация видеосюжета о гейзерах |
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения |
Понимание роли гейзеров в жизни людей |
Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера |
Выявлять причину образования гейзера |
Учитель ставит проблему перед учащимися: « Может ли извержение вулкана повлиять на изменение климата, если да, то как?» ( учитель предлагает заполнить схему «дерево предсказаний» и «фишбоун» в раздаточных листах и дать прогноз возможному изменению климата) |
Обучающиеся работают в группах, заполняют схему и высказывают свои предположения возможного изменения климата, причиной которого может стать извержение вулкана. Совместно с учителем заполняют схему, используя приём «фишбоун», называя причины и факты возможного похолодания климата после мощного извержения вулкана |
Понимание роли вулканов изменении климата и в жизни людей |
Объяснять причину возможного изменения климата после извержения вулкана |
Умение работать в группах, вырабатывать общее решение, вести диалог, выдвигать гипотезы и делать прогнозы |
|
Демонстрация видеосюжета «Извержение вулкана в Исландии» с последующим изменением климата |
Обучающиеся делают выводы после просмотра видеосюжета о возможном изменении климата после мощного извержении вулкана |
Понимание роли вулканов изменении климата и в жизни людей |
Объяснять причину возможного изменения климата после извержения вулкана |
Умение обобщать, делать выводы и систематизировать полученную информацию |
|
6 |
Контроль за сформированностью знаний. Учитель предлагает обучающимся провести взаимопроверку своих знаний, используя приём «толстые и тонкие вопросы» |
Обучающиеся задают друг другу простые и сложные вопросы по изученной теме и оценивают друг друга. |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров |
Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого |
7 |
Рефлексия Учитель предлагает посадить «деревца», которые лежат на партах, к основанию одного из вулканов, который нарисован на доске ( вулкан хорошего настроения, вулкан новых знаний, вулкан труда и терпения)
|
Обучающиеся прикрепляют свои деревца к одному из вулканов, демонстрируя своё отношение к уроку |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать основные понятия, изученные на уроке |
Умение выражать отношение к року |
8 |
Домашнее задание дифференцированное
Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания: 1. Отметить на контурной карте действующие и потухшие вулканы 2. Составить презентацию об известном вулкане или гейзере 3. Сделать макет вулкана
|
Обучающиеся записывают домашнее задание |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать основные понятия, изученные на уроке |
Умение планировать выполнение домашнего задания |
.