Печать
Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 
Раздел 1. Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
• стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г.
• примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
Структура программы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, восприятия и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установления соответствия, ответы на вопросы. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Исходя из этого, рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий разделы:
Раздел 1. Пояснительная записка.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся.
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Раздел 4. Календарно – тематическое планирование.
Раздел 5. Нормы оценки знаний, умений, навыков.
Раздел 6. Учебно – методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю, 1 час из школьного компонента.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Раздел I. Источники географической информации (6 часов)
Глобус. Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображе¬ния земной поверхности на глобусе.
План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной по¬верхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического пла¬на. Описание маршрута.
Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и линий градусной сети. Ориентирова¬ние по карте. Определение абсолютных высот по карте.
Методы изучения Земли. Космический, картографический, статис¬тический, полевой, геоинформационный методы. Значение каждого метода для получения, обработки, передачи и представления геогра¬фической информации. Работа географа в полевых условиях. Исполь¬зование новых геоинформационных систем.
Практические работы. 1. Определение элементов градусной сети на глобу¬се и карте: определение географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России. 2. Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений. 3. Чтение карты: определение место-положения географических объектов и явлений, их описание. 4. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, солнцу. Определение расстояний на местности и плане. 5. Определение расстояний на плане в масштабе. Движение по азимуту, осуществление привязки азимута к местности. 6. Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. 7. Решение практических за¬дач по топографическому плану. Описание маршрута. Составление простей¬шего плана местности. 8. Составление характеристики карты. 9. Чтение (де-шифрирование) космических и аэрофотоснимков. Чтение, сравнение и со¬ставление карт и статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм). Работа с геоинформационными системами.
Раздел II. Природа Земли и человек (28 часов)
Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из планет Солнечной системы. Луна — спут¬ник Земли. Взаимодействие Земли и Луны.
Форма и размеры Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Сме¬на дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях Земли.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на по¬верхности Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдаю¬щиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства.
Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного проис-хождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.
Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки зем¬ной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Методы предсказания опасных природных явлений в ли-тосфере и защита от них (правила обеспечения личной безопасности).
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основ¬ные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопаснос¬ти. Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Минеральные ресурсы литосферы. Виды, добыча и транспортиров¬ка минеральных ресурсов. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятель¬ности людей на литосферу, ее последствия.
Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Миро¬вой океан, воды суши. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Дви-жение воды в Океане. Стихийные явления в океане: правила обеспе¬чения личной безопасности.
Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круго¬ворот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значе¬ние и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, ка-налы. Источники загрязнения вод океана. Меры по сохранению каче¬ства вод и биоресурсов Мирового океана.
Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с огра¬ниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Про¬исхождение подземных вод, возможности их использования челове¬ком.
Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, харак¬тера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.
Реки Земли: общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Наводнения: правила обеспе¬чения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохра¬нилищ, болот. Рациональное использование водных ресурсов. При¬родные памятники гидросферы.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее строение. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс: условия формирования и свойства. Распределение тепла и влаги
инструмен¬ты). Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Атмосферное давление. Изменение температуры и дав¬ления с высотой. Атмосферное давление.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность: влияние на погоду. Влажность воздуха. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогноз по-годы. Зависимость климата от географической широты места, близос¬ти Океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экс¬тремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонен¬тов природы. Природно-антропогенное равновесие: пути сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обита¬ния. Наблюдения за растительным и животным миром для определе¬ния качества окружающей среды. Сохранение человеком раститель¬ного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое вывет¬ривание влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влия¬ние количества тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гу¬муса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль хозяйственной деятельности и человека в сохранении и улучше¬нии почв.
Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широт¬ная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли: составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практические работы. 10. Составление и объяснение схем: 1) «Положение Земли в Солнечной системе»; 2) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствия и солнцестояния)»; 3) «Рельеф дна Мирово¬го океана»; 4) «Строение атмосферы»; 5) «Части реки»; 6) «Различия гор и рав¬нин по высоте» и т. д. 11. Изучение свойств минералов; горных пород и полез¬ных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.). 12. Описание по карте географического положения гор, равнин, морей, рек, природных зон. Описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растительности, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности чело¬века; предложение мер по сохранению и восстановлению природы своей мест¬ности. 13. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей и океанов, на¬правлений морских течений, течений рек, а также других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала. 14. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда мес¬торождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы. 15. Организация наблюдений за погодой. Измерения элементов по¬годы с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера). 16. Построение графика хода температуры, диаграммы облачнос¬ти, розы ветров. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюде¬ний. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.

№ Дидактические единицы (раздел, тема) Коли
чество часов Календарные сроки Контрольные (лабораторные, практические работы с указанием темы, по которым проводятся)
По плану Фактически
Введение – 3 ч.
1 Что изучает география? 1 4.09
2 Развитие географических знаний о Земле 1 7.09
3 Вращение Земли и его следствия. 1 11.09
Земля как планета – 6 ч.
4 Земля - планета Солнечной системы. 1 14.09 1. Составление и объяснение схем: 1) «Положение Земли в Солнечной системе»;
5 Облик земного шара. 1 18.09
6 Форма и размеры Земли. 1 21.09
7 Распределение солнечного света и тепла на Земле 1 25.09 2) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствия и солнцестояния)»;
8 Влияние космоса на Землю и жизнь людей 1 28.09
9 Обобщение 1
Раздел I . ПЛАН И КАРТА – 9 ч.

10 План местности. 1
2.10 2. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, солнцу. Определение расстояний на местности и плане.
11 Стороны горизонта 1 5.10
12 Ориентирование на местности. Компас, азимут 1 9.10
13 Изображение неровностей земной поверхности. 1 12.10 3. Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями.
14 Масштаб. Измерение расстояний. 1 16.10 4. Определение расстояний на плане в масштабе. Движение по азимуту, осуществление привязки азимута к местности.
15 Географическая карта.
1 19.10 5. Чтение карты: определение место¬положения географических объектов и явлений, их описание.
16 Географические координаты 1 23.10 6. Определение элементов градусной сети на глобу¬се и карте: определение географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России
17 Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте 1 26.10
18 Обобщение 1 30.10
Раздел II . ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ – 11 ч.
Тема 1. Литосфера
19 Строение Земли и методы его изучения. Литосфера. 1 2.11 6) «Различия гор и рав¬нин по высоте»
20 Строение Земли и методы его изучения. 1 13.11
21 Горные породы, слагающие земную кору 1 16.11
22 Землетрясения. Вулканы, гейзеры, опасные природные явления, правила поведения. 1 20.11 7. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда мес-торождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы.
23 Внутреннее строение Земли. 1 23.11
24 Методы изучения земли 1 27.11
25 Рельеф Земли. 1 30.11 8. Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений
26 Горы 1 4.12
27 Равнины. 1 7.12 9. Описание по карте географического положения гор, равнин, морей, рек, природных зон. Описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растительности, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности чело¬века; предложение мер по сохранению и восстановлению природы своей мест¬ности.
28 Минеральные ресурсы литосферы 1 11.12 10. Изучение свойств минералов; горных пород и полез¬ных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.). Тестирование
30 Обобщение 1 14.12
Тема 2. Гидросфера – 12 ч.
31 Гидросфера и ее части. 1 18.12
32 Мировой круговорот воды 1 21.12
33 Мировой океан и его части. 1 28.12 3) «Рельеф дна Мирово¬го океана»; и т. д.
34 Свойства вод Мирового океана. 1 15.01 11. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей и океанов, на¬правлений морских течений, течений рек, а также других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.
35 Река и ее части. 1 18.01 5) «Части реки»;
36 Реки в природе и на географической карте 1 22.01
37 Озера. 1 25.01 12. Решение практических за¬дач по топографическому плану. Описание маршрута. Составление простей¬шего плана местности.
38 Ледники. 1 29.01 Тестирование
39 Подземные воды 1 1.02
40 Горное и покровное оледенение 1 5.02
41 Межпластовые и грунтовые воды. Болота. 1 8.02
42 Обобщение 1 12.02
Тема 3. Атмосфера – 12 ч.
43 Строение атмосферы. 1 15.02 4) «Строение атмосферы»;
44 Атмосферный воздух 1 19.02
45 Температура воздуха. 1 22.02 13. Построение графика хода температуры, диаграммы облачнос¬ти, розы ветров. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюде¬ний. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.
46 Атмосферное давление. 1 26.02
47 Ветер 1 1.03
48 Водяной пар и облака. 1 5.03
49 Погода. 1 8.03 14. Организация наблюдений за погодой. Измерения элементов по¬годы с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).
50 Климат. 1 12.03 Тестирование
51 Влияние погоды и климата на здоровье людей 1 15.03
52 Циркуляция атмосферы. Наблюдения за погодой. 1 19.03
53 Климат земли. Работа с климатическими картами 1 22.03
54 Обобщение 1 5.04
Тема 4. Биосфера. Почвы Земли – 7 ч.
55 Биосфера – живая оболочка Земли. 1 9.04
56 Разнообразие организмов и их распространение на Земле. 1 12.04
57 Воздействие организмов на земные оболочки. 1 16.04
58 Стихийные бедствия. 1 19.04
59 Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу 1 23.04
60 Почва - результат длительного взаимодействия живого и неживого. 1 26.04
61 Обобщение 1 30.04
Раздел IV . ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ – 9 ч.
62 Численность населения Земли. 1 3.05
63 Расовый состав. Народы планеты 1 7.05
64 Государства на карте мира. 1 10.05 15. Составление характеристики карты.
65 Развитие географических знаний о Земле 1 14.05
66 Путешествия и географические открытия 1 17.05 16. Чтение (де¬шифрирование) космических и аэрофотоснимков. Чтение, сравнение и со-ставление карт и статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм). Работа с геоинформационными системами.

67 Мирное сосуществование человека и природы. 1 21.05
68 Охрана природы. 1 24.05
69 Заключительный урок. 1 28.05
70 Резерв учебного времени 1 31.05

Раздел 5. Нормы оценки знаний, умений и навыков.

Оценка знаний и умений учащихся по географии.
Отметка «5»
• ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
• правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
• правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
• ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
• ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
• затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
• ответ неправильный;
• нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1» - ответ отсутствует.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдения.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по географии критерии оценок следующие:
«5» - 85 – 100 %;
«4» -66 – 84 %;
«3» - 45 – 65 %;
«2»- менее 44 %.

Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы:
Базовый учебник: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы (в т.ч. учебные фильмы), лабораторное оборудование.
1) Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
2) Мультимедийный учебник Начальный курс географии 6 класс.
3) Презентации:
• Реки;
• Атмосферное давление
• Вулканы;

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.