Печать
Рейтинг:   / 38
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чалпинская cредняя общеобразовательная школа»Азнакаевского муниципального района РТ

Тема урока «Реки»

Димухамитова Лилия Сагидулловна
- учительница химии,географии

2013 уч. год

Тема урока «Реки»
Цель урока:
Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка.
Оборудование:
Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полущарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система», «речная долина», «пойма», "русло". Карточки с изображением рек, репро¬дукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображе¬нием различных типов устьев.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
1. Ставлю перед ребятами вопросы: «Какие реки вы видели?», «Что такое река?».
Вместе с учащимися выделяем существенные признаки реки и приходим к определению понятия «река».
2. Формируем понятие «речная система». Раскрываем понятие «исток», «устье». Учащиеся называют возможные истоки рек (родник, озеро, болото, ледник) и места впадения (другую реку, озеро, водохранилище, море). На двух, трёх примерах показываем их разнообразие.
3. Сообщаю, что реку можно разделить на несколько отрезков: верхнее, среднее, нижнее течение. Предлагаю привести примеры, пользуясь картой.
4. Даю понятие «приток», как различить правые и левые притоки, притоки первого порядка, притоки второго порядка. Привожу примеры реки Волга и её притоков.
Делаем вывод: речная система - река со всеми притоками, включая реки впадающие в притоки.
5. Работаем с картой атласа.
Задание 1.На физической карте России найдите реку Обь. Опишите речную систему по плану:
1. Главная река.
2. Исток главной реки и устье главной реки.
3.Левые и правые притоки.
4. Притоки первого и второго порядка.
6. Демонстрируя макет «Речная долина» формирую понятия «долина», части долины (русло, пойма, террасы)
7. Самостоятельная работа.
Под руководством учителя, с привлечением учащихся для работы на настенной контурной карте выполняем самостоятельную работу .
Задание 2.На контурной карте подписать реки: Волга (Ока, Кама), Обь(Иртыш), Енисей(Ангара), Лена, Амур, Терек, Кубань, Амазонка, Нил, Конго, Янцзы, Инд, Ганг, Миссисипи.
8. Используя макет «Водораздел» формирую понятие «бассейн реки», «водораздел». Пользуясь картой, привожу примеры, показываю приёмы определения границы бассейнов рек, водоразделы.
9. Самостоятельная работа.
- Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.
Исток- начало реки, место, с которого появляется постоя1 течение воды в русле.

Устье - место впадения поток» (реки, ручья) в другую реку, мо¬ре, озеро, водохранилище.
Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо,дит сток воды
Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто¬рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря доста¬точно глубока, так что накопления наносов не происходит.
Дельта -форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко¬водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.
- Откройте в атласах физическую карту России полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

Устье
дельта эстуарии
Лена, - Енисей,
Волга, Темза,
Миссисипи Св. Лаврентия

- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе¬ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.
- Где берет начало главная река? (В озере.):
- Где берет начало приток? (В горах - ледники.)
- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)
- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.
- Сколько всего притоков получилось? (Три)
- Как их будем различать?
Ученики выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.
- Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле¬вый.)

Если ученики не отвечают сами тогда ищут ответ в учебнике.
- Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)
- У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые - Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? {Тот, который впадает первым -первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка-второй.)
- Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего ри¬сунка в тетради. Прочитаете в учебнике, что такое речная сис¬тема (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).
- Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р.Обь. Опишите речную систему по плану:
1) Главная река.
2) Исток главной реки, устье главной, реки.
3) Левые и правые притоки.
4) Притоки I, II, III и т. д. притоков.
Ответ:
1) Обь - главная река.
2) ИСТОК Г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье -Карское море.
3) Левый приток - Иртыш;
4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.
- А теперь попробуем описать речную систему той реки, кото¬рая протекает в вашей местности.
Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе па¬раллелей и меридианов. Предлагает ученикам определять реки.

9. Самостоятельная работа.
Задание 3.На контурной карте обведите цветными карандашами бассейны рек Волга, Обь, Енисей.
Сравнивая с физической картой России определите, что является бассейном рек Волга, Обь, Енисей? Где проходит водораздел между бассейнами этих рек?
- А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по¬мощью нитки и линейки.)
- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, подучившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея.
На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.
- А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихртворе-нияореках?
(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)
- Название какой реки состоит
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред¬лога? (Яна)
- Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)
- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? {Прут.)
- Какой приток Дона, носит название дерева?, (Сосна)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)
10. Знания о влиянии рельефа на направление и скорость течение реки формирую в ходе демонстрации картин «Горная река», «Равнинная река». Привожу примеры, пользуясь физической картой России.
11. Знания о порогах и водопадах формируем, заслушивая учащихся которым были даны опережающие задания.
1. Пороги. ( Демонстрация таблицы «Пороги», причины их образования, примеры на физической карте России)
2. Водопады. ( Демонстрация таблицы «Образование водопада», характеристика Ниагарского водопада, водопада Анхель).
4. Подведение итогов.
1. Итоги урока подводим вместе с учащимися: что узнали на уроке? Пользуясь плакатом «Новые термины», выясняем, все ли они объяснены.
Родная дочь Байкала - старика
Ты по тайге меж гор течёшь, свободная
Могучая сибирская река.
Какой реке посвятил стихи Молчанов – Сибирский? Притоком какой реки она является?
2.Какая река России имеет самый большой бассейн?
3. Самая длинная река России?
4. Самая длинная река в мире?
4.Домашнее задание.
1. Работать с текстом параграфа
2. Обозначения на контурной карте знать и уметь показывать на стенной карте.