Родной край
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №6


Образовательная модифицированная рабочая программа«Родной край»
по географии



Срок реализации 1 год
Возраст от 13 до 14 лет

Солодянкина Татьяна Васильевна
Высшая квалификационная категория учитель географии СОШ №6.



г. Набережные Челны.
Пояснительная записка

Данная образовательная программа
направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
2. Теоретической базой данной образовательной программы явились:
• психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
• основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
• теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
• закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
7. Формы проведения
• рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
• экскурсия; поездка, поход
• практическое занятие, викторина, консультация
• проблемная лекция, работа в музеях
• встречи с участниками исторических событий

Учебно-тематический план


Тема(по занятиям) Кол-во часов Теория Практика
1 Вводное занятие. Знакомство с детьми и прог
раммой. Правила техники безопасности.

2 ч. Знать правила поведения на экскурсиях, в лесу, на занятиях, в транспорте. Уметь пользоваться правилами поведения на экскурсиях , в лесу, на занятиях , в транспорте.
2 Край, в котором я живу. 2 ч.
Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»
3 Герб, флаг Татарстана 2 ч. Кроссворд
4 Дружная многонациональная семья 2 ч. Викторина
5 Памятники Татарстана 2 ч. Сочинение «Памятники Татарстана – хранители истории» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
6 Памятники Набережных Челнов 2 ч. Рассказ «История одного памятника» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
7 Традиции народов Поволжья 2 ч. Чтение и обсуждение традиций
8 Загадки и приметы народов Поволжья 2 ч. Конкурс знатоков
9 Пословицы и поговорки народов Поволжья как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта 2 ч. Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Поволжья»
10 Пословицы и поговорки народов Поволжья как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта 2 ч. Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Поволжья»
11 Посещение городского краеведческого музея 2 ч. Экскурсия
12 Посещение городского краеведческого музея 2 ч. Экскурсия
13 Фольклорные праздник 2 ч. Сюжетно-ролевая игра



14 Фольклорные праздник Сабантуй 2 ч.
15 Сезонные изменения в природе 2 ч. Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»
16 Сезонные изменения в природе 2 ч. Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»
17 Многообразие растительного мира Татарстана 2 ч.

Животный и растительный мир Татарстана


19 Многообразие растительного мира Татарстана 2 ч.
20 Многообразие животного мира Татарстана 2 ч. Создание телегазеты «Животный мир Татарстана
21 Животный и растительный мир Татарстана 2 ч.
22 Красная книга Татарстана 2 ч. Создание телегазеты «Красная книга Татарстана»
23 Травы Татарстана 2 ч. Создание альбома лекарственных трав Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания»
24 Зеленая аптека Татарстана 2 ч. Проект «Зеленая аптека Татарстана»
25 Посещение городского краеведческого музея 2 ч. Сочинение- отчет
26 Экскурсия по городу 2 ч.
27 Города нашего края 2 ч. Гербы городов Проект
28 Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Татарстана 2 ч. Подготовка к литературному вечеру по произведениям
29 Алла Орехова–писатель Набережных Челнов 2 ч.
30 «Здравствуй, край Челнинский милый…» Литературный вечер 2 ч. Литературный вечер
31 Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны 2 ч. Создание «Аллеи славы» Проект «Ими гордится ЧЕЛНЫ»
32 Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне 2 ч. Сочинение – отчет «Герои живут рядом»
33 Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане 2 ч. Подготовка вопросов
34 Писатели и поэты Челнов 2ч. Литературная гостиная
35 Художники Челнов 2ч. Посещение галереи
36 Политические лидеры Челнов. 2ч.
37 Челнинский лес весной 2 ч. Создание телегазеты
38 Что дает нам лес Игровая программа
39 Обобщающий урок. 2 ч. Игровая программа «Знаток Челнов»
40 Знакомство с методикой изучения географических названий 2ч
41 Смысловое значение названий 2ч
42 Индивидуальные занятия по различным аспектам топонимики 2ч Практическая работа

43 Полна чудес могучая природа реки России 2ч Сообщение учеников
44 Полна чудес могучая природа леса и почва России 2ч Сообщение учеников
45 Проведение конкурсов на лучший рисунок природы. 2ч Конкурс, практическая работа
46 Проведения конкурсов на лучший рисунок рыб 2ч Конкурс, практическая работа
47 Проведения конкурсов на лучший рисунок улиц города 2ч Конкурс, практическая работа, работа с картой
48 Проведения конкурсов на лучший рисунок животных 2ч Конкурс, практическая работа, анализ собранного материала
49 Проведения конкурсов на лучшие рассказы о лесах Татарстана 2ч Конкурс, доклады , работа с географической картой
50 Проведения конкурсов на лучшие рассказы о животных Татарстана 2ч Конкурс, рисунки, кроссворд
51 Экскурсия в историко-краеведческий музей по теме «Природа родного край» 2ч Экскурсия
52 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о родном крае 2ч Конкурс, доклады , работа с географической картой
53 Проведение конкурсы на лучшие рассказы о заповедниках 2ч Конкурс, доклады

54 Экскурсия в городской парк культуры и отдыха 2ч Экскурсия
55 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о ресурсах 2ч Конкурс, практическая работа с географической картой
56 Итоговое занятие игра «Что ? Где?Когда?» 2ч Брейн-ринг


Всего:112 часов

Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
• представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
• знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
• умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Тематическое планирование
Тема Часы Содержание теоретической части занятия Практическая часть Примечание
1 Вводное занятие. Знакомство с детьми и прог
раммой. Правила техники безопасности.

2 ч. Знать правила поведения на экскурсиях, в лесу, на занятиях, в транспорте. Уметь пользоваться правилами поведения на экскурсиях , в лесу, на занятиях , в транспорте.
2 Край, в котором я живу. 2 ч.
Нефть – черное золото Татарстана Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»
3

Герб, флаг Татарстана 2 ч. Знакомство с символами Татарстана кроссворд
4 Дружная многонациональная семья 2 ч. Народы, населяющие территорию Татарстана викторина
5 Памятники Татарстана 2 ч. О чем могут поведать памятники нашего края. Сочинение «Памятники Татарстана – хранители истории» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
6 Памятники Набережных Челнов 2 ч. Виртуальная экскурсия по городу Рассказ «История одного памятника» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
7 Традиции народов Поволжья 2 ч. Особенности традиций поволжья Чтение и обсуждение традиций
8 Загадки и приметы народов Поволжья 2 ч. Особенности загадок и примет Конкурс знатоков
9 Пословицы и поговорки народов Поволжья как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта 2 ч. Особенности пословиц и поговорок народов Поволжья, непосредственная связь с природой, нравственное начало. Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Поволжья»
10 Посещение городского краеведческого музея 2 ч. Экскурсия
11 Фольклорные праздник 2 ч. Курбан бэйрам Сюжетно-ролевая игра
12 Фольклорные праздник Сабантуй 2 ч.
13 Сезонные изменения в природе 2 ч. Путешествие в зимний лес Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»
14 Многообразие растительного мира Татарстана 2 ч. Животный и растительный мир Татарстана Экскурсия в парк.
15 Многообразие животного мира Татарстана 2 ч. Создание телегазеты «Животный мир Татарстана
16 Животный и растительный мир Татарстана 2 ч. Игровая программа
17 Красная книга Татарстана 2 ч. Животные, под охраной закона. Создание телегазеты «Красная книга Татарстана»
18 Травы Татарстана 2 ч. Разнообразие трав. Создание альбома лекарственных трав Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания»
19 Зеленая аптека Татарстана 2 ч. Лекарственные травы. Проект «Зеленая аптека Татарстана»
20 Посещение городского краеведческого музея 2 ч. Сочинение- отчет
21 Экскурсия по городу 2 ч. Основные исторические памятные места нашего города
22 Города нашего края 2 ч. Виртуальная экскурсия по городам Татарстана Гербы городов Проект
23 Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Татарстана 2 ч. Подготовка к литературному вечеру по произведениям
24 Алла Орехова–писатель Набережных Челнов 2 ч. Знакомство поэтом и писателем
25 «Здравствуй, край Челнинский милый…» Литературный вечер 2 ч. Литературный вечер
26 Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны 2 ч. Создание «Аллеи славы» Проект «Ими гордится ЧЕЛНЫ»
27 Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне 2 ч. Сочинение – отчет «Герои живут рядом»
28 Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане 2 ч. Подготовка вопросов
29 Писатели и поэты Челнов 2ч. презентация Литературная гостиная
30 Художники Челнов 2ч. презентация Посещение галереи
31 Политические лидеры Челнов. 2ч. презентация
32 Челнинский лес весной 2 ч. Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. Создание телегазеты
33 Что дает нам лес Игровая программа
34 Обобщающий урок. 2 ч. Игровая программа «Знаток Челнов»
35 Знакомство с методикой изучения географических названий 2ч Работа с атласом
36 Смысловое значение названий 2ч Чтение словаря
37 Индивидуальные занятия по различным аспектам топонимики 2ч Практическая работа
38 Полна чудес могучая природа реки России 2ч поиск информации о реках России Сообщение учеников
39 Полна чудес могучая природа леса и почва России 2ч Чтение словаря , поиск информации о лесах и реках России Сообщение учеников
40 Проведение конкурсов на лучший рисунок природы. 2ч Экскурсия в живой уголок Конкурс, практическая работа
41 Проведения конкурсов на лучший рисунок рыб 2ч Конкурс, практическая работа
42 Проведения конкурсов на лучший рисунок улиц города 2ч Экскурсия по знаменитым улицам города Конкурс, практическая работа, работа с картой
43 Проведения конкурсов на лучший рисунок животных 2ч Конкурс, практическая работа, анализ собранного материала
44 Проведения конкурсов на лучшие рассказы о лесах Татарстана 2ч Конкурс, доклады , работа с географической картой
45 Проведения конкурсов на лучшие рассказы о животных Татарстана 2ч Конкурс, рисунки, кроссворд
46 Экскурсия в историко-краеведческий музей по теме «Природа родного край» 2ч Экскурсия
47 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о родном крае 2ч Конкурс, доклады , работа с географической картой
48 Проведение конкурсы на лучшие рассказы о заповедниках 2ч Конкурс, доклады
49 Экскурсия в городской парк культуры и отдыха 2ч Экскурсия
50 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о ресурсах 2ч Конкурс, практическая работа с географической картой
51 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о родном крае 2ч Конкурс, доклады
52 Рейды в приделах микрорайона школы по охране природы. 2ч Выполнение практических работ
53 Экскурсия в историко-краеведческий музей по теме: «Хозяйство и ма55териальная культура русс56кого и татарского народа» 2ч Экскурсия
54 Химия и охрана природы Нижнекамска 2ч Экскурсия на р. Мелекеску
55 Химия и охрана природы Н.Челны 2ч Экскурсия в национальный пару « Нижняя Кама»
56 Итоговое занятие игра «Что ? Где? Когда?» 2ч Брейн-ринг

Всего:112 часа
План воспитательной работы
Тема Количество часов Уровень деятельности Методы и формы организации деятельности Результат
1 Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Теория Практика Нефть – черное золото Татарстана Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»
2 Край, в котором я живу. Знакомство с символами Татарстана кроссворд
3 Народы, викторина
4 Край, в котором я живу. населяющие территорию Татарстана
5 Герб, флаг Татарстана

О чем могут поведать памятники нашего края. Сочинение «Памятники Татарстана – хранители истории» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
6 Герб, флаг Татарстана
Виртуальная экскурсия по городу Рассказ «История одного памятника» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
7 Дружная многонациональная семья

Особенности традиций поволжья Чтение и обсуждение традиций
8 Дружная многонациональная семья
Особенности загадок и примет Конкурс знатоков
9 Памятники Набережных Челнов


10 Памятники Набережных Челнов
Особенности пословиц и поговорок народов Поволжья, непосредственная связь с природой, нравственное начало. Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Поволжья»
11-12 Посещение городского краеведческого музея
Традиции народов Поволжья
Экскурсия
13-14 Фольклорные праздник
Традиции народов Поволжья
Курбан бэйрам Сюжетно-ролевая игра
15-16 Фольклорные праздник Сабантуй
Загадки и приметы народов Поволжья

17-18 Сезонные изменения в природе
Загадки и приметы народов Поволжья Путешествие в зимний лес Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»
19-20 Многообразие растительного мира Татарстана Животный и растительный мир Татарстана
21-22 Многообразие животного мира Татарстана Создание телегазеты «Животный мир Татарстана
23-24 Итоговое занятие за полугодие. Игровая программа
25-26 Красная книга Татарстана Животные, под охраной закона. Создание телегазеты «Красная книга Татарстана»
27-28 Травы Татарстана Разнообразие трав. Создание альбома лекарственных трав Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания»
29-30 Зеленая аптека Татарстана Лекарственные травы. Проект «Зеленая аптека Татарстана»
31-32 Посещение городского краеведческого музея Сочинение- отчет
33-34 Экскурсия по городу Основные исторические памятные места нашего города
35-36 Города нашего края Виртуальная экскурсия по городам Татарстана Гербы городов Проект
37-38 Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Татарстана Подготовка к литературному вечеру по произведениям
39-40 Алла Орехова–писатель Набережных Челнов Знакомство поэтом и писателем
41-42 «Здравствуй, край Челнинский милый…» Литературный вечер Литературный вечер
43-44 Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны Создание «Аллеи славы» Проект «Ими гордится ЧЕЛНЫ»
45-46 Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне Сочинение – отчет «Герои живут рядом»
47-48 Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане Подготовка вопросов
49-50 Писатели и поэты Челнов презентация Литературная гостиная
51-52 Художники Челнов презентация Посещение галереи
53-54 Политические лидеры Челнов. презентация
55-56 Челнинский лес весной Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. Создание телегазеты
57-58 Что дает нам лес Игровая программа
59-60 Обобщающий урок. Игровая программа «Знаток Челнов»
61-62 Знакомство с методикой изучения географических названий Работа с атласом
63-64 Смысловое значение названий Чтение словаря
65-66 Индивидуальные занятия по различным аспектам топонимики Практическая работа
67-68 Полна чудес могучая природа реки России поиск информации о реках России Сообщение учеников
69-70 Полна чудес могучая природа леса и почва России Чтение словаря , поиск информации о лесах и реках России Сообщение учеников
71-72 Проведение конкурсов на лучший рисунок природы. Экскурсия в живой уголок Конкурс, практическая работа
73-74 Проведения конкурсов на лучший рисунок рыб Конкурс, практическая работа
75-76 Проведения конкурсов на лучший рисунок улиц города Экскурсия по знаменитым улицам города Конкурс, практическая работа, работа с картой
77-78 Проведения конкурсов на лучший рисунок животных Конкурс, практическая работа, анализ собранного материала
79-80 Проведения конкурсов на лучшие рассказы о лесах Татарстана Конкурс, доклады , работа с географической картой
81-82 Проведения конкурсов на лучшие рассказы о животных Татарстана Конкурс, рисунки, кроссворд
83-84 Экскурсия в историко-краеведческий музей по теме «Природа родного край» Экскурсия
85-86 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о родном крае Конкурс, доклады , работа с географической картой
87-88 Проведение конкурсы на лучшие рассказы о заповедниках Конкурс, доклады
Экскурсия в городской парк культуры и отдыха Экскурсия
89-90 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о ресурсах Конкурс, практическая работа с географической картой
91-92 Проведение конкурсов на лучшие рассказы о родном крае Конкурс, доклады
93-94 Рейды в приделах микрорайона школы по охране природы. Выполнение практических работ
95-96 Экскурсия в историко-краеведческий музей по теме: «Хозяйство и материальная культура русского и татарского народа» Экскурсия
97-98 Химия и охрана природы Нижнекамска Экскурсия на р. Мелекеску
99-100 Химия и охрана природы Н.Челны Экскурсия в национальный пару « Нижняя Кама»
101-102 Химия и охрана природы г. Казани Экскурсия в парк
103-104 Экскурсия на Боровецкий родник экскурсия
105-106 Экскурсия на родник Красные Челны Экскурсия
107-108 «Природа родного края» , живой мирТатарстана Сообщение учащихся
109-110 Заповедники Татарстана.
111-112 Итоговое занятие игра «Что ? Где?Когда?» Брейн-ринг
Всего:112 часов

Планируемые результаты.

Раздел программы Результат по уровням Механизм отслеживания
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)
Низкий Средний Высокий Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Муниципальный Региональный Всероссийский и Международный
Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.




9. Цель и задачи данной образовательной программы:
Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры
Задачи программы:
• Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
• Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
• Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Топонимика» заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к школьнику;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры школьника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у школьников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
• в разработке программы по формированию краеведческой культуры школьников через вовлечение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
• в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
• в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют школьники в возрасте 10-14 лет.
Дополнительная образовательная программа «Топонимика» рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий
• Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 90 минут:
• Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)
Методы и приемы:
• диалоги; элементы дискуссий
• игры-практикумы;
• проблемные ситуации;
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы, викторины;
• беседы;
• коллективно-творческие дела.
Список литературы для педагогов.
1. СССР. Административно-территориальные деление союзных респуплик. Справочник.-М.:Известия,
2. РСФСР. Административно-территориально деление. Справочник.-М.:известия, 1981.
3. Ерофеев И .А. Имя Ленина на карте Родины.-2-е изд. – М.:Просвещение, 1985.
4. Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает.-М.:Воен-издан,1973.
5. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. – М.:Мысль, 1974.
6. Поспелов Е. М. Топонимика в школьной географии. – М.:Просвещение, 1981.
7. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М.: Просвещение, 1988.
8. Успенский Л. В. Имя дома твоего. – Л.: Детская литература, 1967.
9. Успенский Л. В. Загадки топонимки. – М.: Молодя гвардия, 1969.

10. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа/Сост. Г. В. Карпов. – М.: Педагогика, 1981.
Рабочая тетрадь по географии 2011г.
Список литературы для детей.

8. Успенский Л. В. Имя дома твоего. – Л.: Детская литература, 1967.
9. Успенский Л. В. Загадки топонимки. – М.: Молодя гвардия, 1969.

10. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа/Сост. Г. В. Карпов. – М.: Педагогика, 1981.
Рабочая тетрадь по географии 2011г.

Приложение
1. Соблюдаются здоровъесберегающие технологии
2. Приглашаются родители на занятия.

У вас нет прав для создания комментариев.