Топонимика
Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6


Образовательная модифицированная программа по географии «топонимика»

Срок реализации 2 года
Возраст от 15 до 16 лет

Солодянкина Т.В.
Высшая квалификационная категория учитель географии СОШ №6

г. Набережные Челны
Пояснительная записка.
Программа обучения рассчитана на 2 года для работы со школьниками , 9-11 классов и включает в себя теоретические и практические знания. Режим занятий : 4 часа в неделю.
Программа разработана с учетом модульно - уровнего принципа организации образовательного процесса, в основу которой заложены три модуля: обучающий, развивающий, воспитательный.
При работе со школьниками используется репродуктивный уровень дополнительного образования с переходом к концу года на эвристический. На занятиях в конце каждой темы воспитанникам предлагается творческие задания, взятые из литературы, что позволит ребятам быть готовыми к исследованиям, а воспитанники могут выполнять творческие задания, составленные с учетом возраста.
Межпредметные связи :
-георгафия
-история
-экология
-биология
Актуальность программы кружка «Топонимика» состоит в том, что развивает способность искать новое, видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы по родному краю. Эти вопросы очень актуальны для современной школы в контексте развития и обучения , как старших учеников, так и младших школьников. - сформировать целостный географический образ своей Родины;
Основные цели и задачи курса:
- сформировать целостный географический образ своей Родины;
- дать представление об особенностях природы;
- сформировать необходимые краеведческие умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
Воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы) и устный опрос (собеседование).

Учебно-тематический план.
В том числе.
Раздел ,тема. Общее количество часов. Теория. Практика.
Организационное. Научно-практическое значение топонимики.
Подготовка и обзор специальной литературы
Распределение индивидуальных занятий.
Доклады учащихся
Доклады учащихся
Совершенствование умений работать со спец. литературой.
Составление карты ( по заданию с использованием справочника и атласа)
Составление карты (продолжение работы)

Подготовка реферата.
Распределение индивидуальных занятий.
Совершенствование умений работать со спец. литературой.
Составление карты ( по заданию с использованием справочника и атласа)
Составление карты (продолжение работы)

Подготовка реферата.
Обзор научной и научно популярной литературы. Рассказ учителя , выполнение практических работ.
Знакомство с методикой изучения географических названий. Рассказ учителя, сообщения учащихся, работа с географической картой.
Топонимика и изучение политической карты мира.

Беседа учителя , работа с географической картой , сообщения учащихся. Сообщения учащихся, разгадывание кроссвордов.
Топонимика и история географических открытий.
О чем рассказывают названия городов.
Топонимика и русский язык . Рассказ учителя , практическая работа учащихся с картой. Практическая работа с картой.
Составление карты.
Защита рефератов по исследованной проблеме , Форма проведения. Выступление учащихся.

Выступление учащихся . Результаты работы.
Всего:144часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 Тема Количество часов Дата проведения Примечание.
теория практика
2 Вводное занятие. Знакомство с детьми и прог
раммой. Правила техники безопасности.



2 3.10 Знать правила поведения на экскурсиях, в лесу, на занятиях, в транспорте. Уметь пользоваться правилами поведения на экскурсиях , в лесу, на занятиях , в транспорте. Использовать правила поведения в лесу , на экскурсиях .
3 Знания о родном крае 2 ч. 4.10 Знать, с кем граничит республика. Находить на карте республику, определять основные формы рельефа. Работать по карте, с учебником, рисовать схему геологического строения.
4 Строение поверхности 2 ч. 9.10 Знать основные формы рельефа. Работать по карте ,с учебником , рисовать схему геологического строения.
5 Полезные ископаемые 2 11.10 Основные полезные ископаемые Как образовались п\иск. Нанести на к\к п\иск.
6 Геологическое строение 2 ч. 17.10 Геологические пласты. Отличать складчатости.
7 Солнечная радиация. 2 ч. 18.10
8 Воздушные массы. 2 ч. Климат, пояса. Основные ветра, климат, область. Нарисовать схему ветров.
9 Времена года 2 ч. 31.10 Времена года и их периоды. Отличать по признакам времена года. Заполнить таблицу времен года.
10 Установочная сессия НОУ 2 ч. 8.11
11 Экскурсия в учреждение 2 ч.
12 Воды 2 ч.
13 Подземные воды 2 ч.
14 Реки 2 ч. Экскурсия на реку Кама
15 Малые реки. 2 ч. Экскурсия на реку Мелекеска
16 Водохранилища. 2 ч.
17 Итоговое занятие за полугодие. 2 ч. 14.11
18 Природно–географические зоны. 2 ч. 15.11 Название природных зон. Отличительные черты природных зон. Заполнить таблицу.
19 Лесная зона 2 ч. 16.11 Названия лесных зон. Уметь отличать виды лесных зон. Рисунок в тетради.
20 Лесостепная зона 2 ч. 21.11 Характеристика лесостепной зоны. Уметь давать определение лесостепной зоне. Заполнить в к\к.
21 Природно-географические районы 2 ч. Знать все природно- географические районы. Уметь характеризовать природно–географические районы. Записать в тетрадь все районы.
22 Прикамье 2 ч. Климат, рельеф Отличие районов по признакам Нарисовать схему
23 Закамье 2 ч. 29.11
24 Предволжье 2 ч. 28.11
25 Волжско-Камский государственный заповедник 2 ч. 22.11 Знать место расположения заповедника. Уметь находить заповедник на карте Татарстана Реферат на тему» Уникальность Волжско-Камского государственного заповедника»
26 За здоровьем в лес, день здоровья в бассейне . 2 Знать полезные растения в лесу. Уметь ориентироваться в лесу. Экскурсия.
27 Творческая школа . 2 5.12
28 Раифская часть заповедника. . 2 6.12 Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
29 Саралинская часть заповедника. . 2 12.12 Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
30 Национальный парк «Нижняя Кама» . 2 13.12 Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия
31 Памятники и природы республики . 2 19.12 Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
32 Природные заказники . 2 20.12 нать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
33 Природные ресурсы и их рациональное использование. . 2 26.12 Знать полезные ископаемые Татарстана Уметь бережно относится к природе. Заполнить таблицу.
34 Охрана природных ресурсов. 2 ч. 27.12 Уметь объяснять, в чем смысл охраны природных ресурсов. Определение в тетради.
35 Климатические ресурсы 2 ч. 16.01 Уметь показывать ресурсы на карте Виды ресурсов в тетрадь
36 Охрана атмосферного воздуха 2 ч. 17.01 Уметь объяснять, что загрязняет воздух. Заполнить таблицу
37 Водные ресурсы 2 ч. 23.01 Уметь давать характеристику воде Таблицу в тетрадь
38 Земельные ресурсы 2 ч. 24.01 Уметь объяснять, в чем ценность земельных ресурсов. Определение в тетрадь.
39 Охрана земель 2 ч. 30.01 Уметь показывать земли, нуждающиеся в охране Рисунок в к\к.
40 Ресурсы недр 2 ч. 31.01 Уметь видеть важные ресурсы недр на карте. Заполнить таблицу.
41 Растительные ресурсы 2 ч. 6.02 Уметь отличать виды растительных ресурсов Определение в тетрадь
42 Охрана лесов 2 ч. 7.02 Видеть на карте в атласе леса, нуждающиеся в восстановлении Методы охраны в тетрадь
43 Восстановление лесов 2 ч. 13.02 Уметь показывать на карте леса, нуждающиеся в восстановлении Методы восстановления в тетрадь
44 Охрана растений 2 ч. 14.02 Уметь отличать растения, нуждающиеся в охране Методы охраны в тетрадь
45 Ресурсы животного мира 2 ч. 20.02 Уметь показывать на карте основные скопления животных ресурсов Виды ресурсов в тетрадь
46 Млекопитающие 2 ч. 21.02 Уметь отличать млекопитающих от других животных. Определение в тетрадь
47 Птицы 2 ч. 27.02 Уметь давать характеристику птицам Определение в тетрадь
48 Городская научно-практческая конференция «Ломоносовские чтения» 2 ч. 28.02
49 Встречи для родителей «Родительские чтения» 2 ч. 6.03
50 Красная книга 2 ч. 7.03
51 Парк культуры 2 13.03 Экскурсия
52 Река Мелекеска 2 14.03 Экскурсия
53 Парк «Колизей» 2 20.03 Экскурсия
54 Численность и ее динамика 2 ч. 21.03 Уметь решать задачи на естественный прирост Работать по карте с учебником
55 Городское и сельское население 2 ч. 3.04 Уметь пользоваться картой населения Работать по карте с учебником
56 Итоговое занятие .Игра-«Что,где,когда?» 2 ч. 4.04 Уметь применять его на практике Работать по карте с учебником
10.04
11.04
17.04
18.04
24.04
25.04







Всего:112 часов

Содержание программы
Тема. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Уровень деятельности
Методы и формы организации деятельности. Результат
ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
Вводное занятие. Знакомство с детьми и прог
раммой. Правила техники безопасности.



2 Знать правила поведения на экскурсиях, в лесу, на занятиях, в транспорте. Уметь пользоваться правилами поведения на экскурсиях , в лесу, на занятиях , в транспорте. Использовать правила поведения в лесу , на экскурсиях . Практическая работа «Выход на природе»
Знания о родном крае 2 ч. Знать, с кем граничит республика. Находить на карте республику, определять основные формы рельефа. Работать по карте, с учебником, рисовать схему геологического строения.
Знания о родном крае 2 ч. Знать, с кем граничит республика. Находить на карте республику, определять основные формы рельефа. Работать по карте, с учебником, рисовать схему геологического строения.
Строение поверхности 2 Знать основные формы рельефа. Работать по карте ,с учебником , рисовать схему геологического строения.
Строение поверхности 2 ч. Знать основные формы рельефа. Работать по карте ,с учебником , рисовать схему геологического строения.
Полезные ископаемые 2 ч. Основные полезные ископаемые Как образовались п\иск. Нанести на к\к п\иск.
Полезные ископаемые 2 ч. Основные полезные ископаемые Как образовались п\иск. Нанести на к\к п\иск.
Солнечная радиация. 2 ч.
Геологическое строение 2 ч. Геологические пласты. Отличать складчатости.
Геологическое строение 2 ч. Геологические пласты. Отличать складчатости.
Солнечная радиация. 2 ч.
Воздушные массы. 2 ч. Климат, пояса. Основные ветра, климат, область. Нарисовать схему ветров.
Воды 2 ч.
Экскурсия в учреждение 2 ч.
Установочная сессия НОУ 2 ч.
Времена года 2 ч. Времена года и их периоды. Отличать по признакам времена года. Заполнить таблицу времен года.
Экскурсия на р. Мелекеску 2 ч. Времена года и их периоды. Отличать по признакам времена года. Заполнить таблицу времен года.
Устанвочная сессия 2 ч. Климат, пояса. Основные ветра, климат, область. Нарисовать схему ветров.
Воды 2 ч. Времена года и их периоды. Отличать по признакам времена года. Заполнить таблицу времен года.
Озера. 2 ч.
Водохранилища. 2 ч.
Малые реки. 2 ч.
Реки 2 ч.
Подземные воды 2 ч.
Установочная сессия НОУ . 2
Экскурсия в учреждение . 2
Воды . 2
Подземные воды . 2
Реки . 2
Малые реки. . 2
Водохранилища. . 2
Итоговое занятие за полугодие. . 2
Природно–географические зоны. 2 ч. Название природных зон. Отличительные черты природных зон. Заполнить таблицу.
Природно–географические зоны. 2 ч. Название природных зон. Отличительные черты природных зон. Заполнить таблицу.
Лесостепная зона 2 ч. Характеристика лесостепной зоны. Уметь давать определение лесостепной зоне. Заполнить в к\к.
Лесостепная зона 2 ч. Характеристика лесостепной зоны. Уметь давать определение лесостепной зоне. Заполнить в к\к.
Природно-географические районы 2 ч. Знать все природно- географические районы. Уметь характеризовать природно–географические районы. Записать в тетрадь все районы.
Природно-географические районы 2 ч. Знать все природно- географические районы. Уметь характеризовать природно–географические районы. Записать в тетрадь все районы.
Прикамье 2 ч. Климат, рельеф Отличие районов по признакам Нарисовать схему
Закамье 2 ч.
Предволжье 2 ч.
Волжско-Камский государственный заповедник 2 ч. Знать место расположения заповедника. Уметь находить заповедник на карте Татарстана Реферат на тему» Уникальность Волжско-Камского государственного заповедника»
Волжско-Камский государственный заповедник 2 ч. Знать место расположения заповедника. Уметь находить заповедник на карте Татарстана Реферат на тему» Уникальность Волжско-Камского государственного заповедника»
За здоровьем в лес, день здоровья в бассейне 2 ч. Знать полезные растения влесу. Уметь ориентироваться в лесу. Экскурсия.
За здоровьем в лес, день здоровья в бассейне 2 ч. Знать полезные растения в лесу. Уметь ориентироваться в лесу. Экскурсия.
Творческая школа 2 ч.
Творческая школа 2 ч.
Раифская часть заповедника. 2 ч. Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Раифская часть заповедника. 2 ч. Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Саралинская часть заповедника. Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Саралинская часть заповедника. Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Национальный парк «Нижняя Кама» Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия
Национальный парк «Нижняя Кама» 2 ч. Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия
Памятники и природы республики 2 ч. Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Памятники и природы республики 2 ч. Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Природные заказники Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Природные заказники Знать влияние человека на природные компоненты Уметь объяснять экологические и антропогенные факторы. Экскурсия.
Природные ресурсы и их рациональное использование. Знать полезные ископаемые Татарстана Уметь бережно относится к природе. Заполнить таблицу.
Природные ресурсы и их рациональное использование. Знать полезные ископаемые Татарстана Уметь бережно относится к природе. Заполнить таблицу.
Охрана природных ресурсов. Знать методы охраны природных ресурсов. Уметь объяснять, в чем смысл охраны природных ресурсов. Определение в тетради.
Охрана природных ресурсов. Знать методы охраны природных ресурсов.6 Уметь объяснять, в чем смысл охраны природных ресурсов. Определение в тетради.
Климатические ресурсы Виды климатических ресурсов Уметь показывать ресурсы на карте Виды ресурсов в тетрадь
Климатические ресурсы Виды климатических ресурсов Уметь показывать ресурсы на карте Виды ресурсов в тетрадь
Охрана атмосферного воздуха Знать методы охраны атмосферного воздуха. Уметь объяснять, что загрязняет воздух. Заполнить таблицу
Охрана атмосферного воздуха Знать методы охраны атмосферного воздуха. Уметь объяснять, что загрязняет воздух. Заполнить таблицу
Водные ресурсы Знать все о водных ресурсах Уметь давать характеристику воде Таблицу в тетрадь
Водные ресурсы Знать все о водных ресурсах Уметь давать характеристику воде Таблицу в тетрадь
Земельные ресурсы Знать все о земельных ресурсах Уметь объяснять, в чем ценность земельных ресурсов. Определение в тетрадь.

Земельные ресурсы Знать все о земельных ресурсах Уметь объяснять, в чем ценность земельных ресурсов. Определение в тетрадь.
Охрана земель Методы охраны земель Уметь показывать земли, нуждающиеся в охране Рисунок в к\к.
Охрана земель Методы охраны земель Уметь показывать земли, нуждающиеся в охране Рисунок в к\к.
Ресурсы недр Знать все о ресурсах недр. Уметь видеть важные ресурсы недр на карте. Заполнить таблицу.
Ресурсы недр Знать все о ресурсах недр. Уметь видеть важные ресурсы недр на карте. Заполнить таблицу.
Растительные ресурсы Знать все о растительных ресурсах Уметь отличать виды растительных ресурсов Определение в тетрадь
Растительные ресурсы Знать все о растительных ресурсах Уметь отличать виды растительных ресурсов Определение в тетрадь
Охрана лесов Знать методы охраны лесов Видеть на карте в атласе леса, нуждающиеся в восстановлении Методы охраны в тетрадь
Охрана лесов Знать методы охраны лесов Видеть на карте в атласе леса, нуждающиеся в восстановлении Методы охраны в тетрадь
Восстановление лесов Знать методы восстановления лесов Уметь показывать на карте леса, нуждающиеся в восстановлении Методы восстановления в тетрадь
Восстановление лесов Знать методы восстановления лесов Уметь показывать на карте леса, нуждающиеся в восстановлении Методы восстановления в тетрадь
Охрана растений Знать методы охраны растений Уметь отличать растения, нуждающиеся в охране Методы охраны в тетрадь Охрана растений
Охрана растений Знать методы охраны растений Уметь отличать растения, нуждающиеся в охране Методы охраны в тетрадь
Ресурсы животного мира Виды ресурсов животного мира Уметь показывать на карте основные скопления животных ресурсов Виды ресурсов в тетрадь
Ресурсы животного мира Виды ресурсов животного мира Уметь показывать на карте основные скопления животных ресурсов Виды ресурсов в тетрадь
Млекопитающие Знать вид « Млекопитающие» Уметь отличать млекопитающих от других животных. Определение в тетрадь
Млекопитающие Знать вид « Млекопитающие» Уметь отличать млекопитающих от других животных. Определение в тетрадь
Птицы Знать вид «Птицы» Уметь давать характеристику птицам Определение в тетрадь

Птицы Знать вид «Птицы» Уметь давать характеристику птицам Определение в тетрадь
Городская научно-практческая конференция «Ломоносовские чтения»

Городская научно-практческая конференция «Ломоносовские чтения»
Встречи для родителей «Родительские чтения» Встречи для родителей «Родительские чтения»
Встречи для родителей «Родительские чтения»
Красная книга
Красная книга
Парк культуры Знать место расположения парка Экскурсия
Река Мелекеска Знать место расположения реки в нашем городе Экскурсия
Река Мелекеска Знать место расположения реки в нашем городе Экскурсия
Парк «Колизей» Знать место расположения парка Экскурсия

Парк «Колизей» Знать место расположения парка Экскурсия
Численность и ее динамика Знать последнюю перепись населения Уметь решать задачи на естественный прирост Работать по карте с учебником
Численность и ее динамика Знать последнюю перепись населения Уметь решать задачи на естественный прирост Работать по карте с учебником
Городское и сельское население Отличие городского от сельского населения Уметь пользоваться картой населения Работать по карте с учебником
Городское и сельское население Отличие городского от сельского населения Уметь пользоваться картой населения Работать по карте с учебником
Национальный состав населения Знать национальна состав населения Татарстана Уметь различать языковые семьи Работать по карте с учебником
Национальный состав населения Знать национальна состав населения Татарстана Уметь различать языковые семьи Работать по карте с учебником
Трудовые ресурсы Знать законы трудового кодекса Уметь применять в жизни Работать по карте с учебником

Трудовые ресурсы Знать законы трудового кодекса Уметь применять в жизни Работать по карте с учебником
Социальные и бытовые условия населения Знать социальные условия Уметь отличать социальное от бытового Работать по карте с учебником
Итоговое занятие. Игра-«Что.где,когда?». Знать пройденный материал Уметь применять его на практике Работать по карте с учебником
Всего 112 часов.
Предполагаемые результаты

Раздел программы Результат по уровням Механизм отслеживания
Низкий Средний Высокий
Учащиеся должны знать:
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяции, биоценозов экосистемы ;
- о биосфере о глобальной экосистеме ( круговорот вещевств и потоки энергии биосфере);
- современные экологические проблемы Республики Татарстан ( причины ,последствия, пути решений);

- об экологии жилища ( микроклимат , интерьер) , характеристику строительных и отделочных материалов , о безопасности в быту;
- законы биологической продуктивности ( цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция)
- современные проблемы охраны природы ( аспекты, принципы и правила охраны природы);
- о биологической идинкации ( организм – индикатор, вид- индикатор, лихеиндекация);
- об особо охраняемых природных территориях ( национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы);
- о современном состоянии и охране водных ресурсов: вода , ее значение и свойства, качества воды;
Муниципальный

Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
Региональный

Участие в социально-значимых проектах; Всероссийский и Международный

Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)


образовательная :
Цель-образовательная:
Сформулировать задачи курса кружка «Топонимика». Показать её значение как науки в изучении окружающего мира. Познакомиться с учеными Татарстана.Вызвать интерес к изучению географии хозяйств и населения. Познакомить учащихся с особенностями структуры кружка. Создать условия для развития творческой личности, способность анализировать, обобщать изучаемый материал и применять имеющиеся знания на практике.
Задачи:
-развивать умения применять полученные знания;
-создавать условия для развития личности;
-способствовать развитию умения работать с литературой.
Цель второго года -воспитательная:
-Способствовать воспитанию, создать условия для профессионального самоопределения;
-Содействовать развитию творческих способностей;
-Продолжить воспитание традиций родного края;- Обеспечить эмоциональное благополучие детей на занятиях кружка «Топонимики».
Методическое обеспечение программы
Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Топонимика» заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к школьнику;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры школьника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у школьников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
• в разработке программы по формированию краеведческой культуры школьников через вовлечение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
• в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
• в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности школьников
Вреализации данной дополнительной образовательной программы участвуют школьники в возрасте 15-16 лет.
Дополнительная образовательная программа «Топонимика» рассчитана на 2 года.
Формы и режим занятий
• Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 90 минут:
• Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)
Методы и приемы:
• диалоги; элементы дискуссий
• игры-практикумы;
• проблемные ситуации;
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы, викторины;
• беседы;
• коллективно-творческие дела.

Условия реализации

Материально- технические условия.
Для успешной реализации программы необходима материально-техническая база, включающая:
- кабинет для проведения занятий;
- мини-лаборатория для проведения анализа воды, почвы, растений;
- набор лабораторной посуды;
- приспособления, инструменты и лабораторное оборудование.

Внешние условия
Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся:
со специалистами национального парка «Нижняя Кама», Министерства экологии и природных ресурсов; Городским Обществом Охраны Природы, администрацией парковых зон, лесничествами.
Средствами массовой информации:
региональной газетой «Серебряный колокольчик», телевизионными компаниями «Эфир- ТВК», «Челны - ТВ».

Кадровые условия
Обучение по данной программе могут вести учителя биологии, экологии, географии, а также педагоги, имеющие высшее образование, специализацию эколого-биологического направления и повышающие уровень профессиональной компетентности на курсах при институте непрерывного педагогического образования и учебно-методических семинарах
Список литературы для педагога.
1. География Татарстана 2009.
2. Интернет ресурсы.
3. Ашихмина Т. Я Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое посо-бие, М., АГАР , 2000.
4. Государственный доклад « О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 1997 году. Казань, 1998
5. Популярная экология Полезные советы в повседневной жизни \Казань
6. Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан , Казань.

Список литературы для детей
1. Популярная экология Полезные советы в повседневной жизни \Казань
2.Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан , Казань.
:
Приложение
1. Соблюдаются здоровъесберегающие технологии
2. Приглашаются родители на занятия.

У вас нет прав для создания комментариев.