Рабочая программа по истории 10 класс
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"СОШ № 4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"

"Утверждено"
Директор МБОУ "СОШ № 4"
________/Сафин И.З./
28 августа 2013 года "Согласовано"
Заместитель директора по УВР
МБОУ "СОШ № 4"
__________/Кольцова И.Н./
27 августа 2013 года "Рассмотрено"
на заседании ШМО
_____________/Шайхуллина Ф.М./
протокол № 1 от 24 августа 2013 года

Рабочая программа
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Ф.И.О. учителя: Зайкова Татьяна Михайловна
Квалификационная категория: первая
Предмет: история (включая историю зарубежных стран, России и Татарстана)
Уровень: базовый
Класс: 10

2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089) и Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории. Предлагаемая программа ориентирована на учебники А.Н. Сахарова, В.И. Буганова, П.Н. Зырянова. История России с древнейших времен до конца XIX века; И.А. Гилязова, В.И. Пискарева, Ф.Ш. Хузина. История Татарстана и татарского народа. 10 класс. Казань. Хэтер, 2008; Л.Н. Алексашкиной, В.А. Головиной. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: Мнемозина, 2009.
Преподавание предмета «История» осуществляется в качестве единого курса. Основные содержательные линии примерной программы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне за два года обучения, в том числе в X классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования представлен курсом «История татарского народа и Татарстана» и интегрирован в общий курс истории и обществознания. Изучение содержательной линии «История татарского народа и Татарстана» является обязательным (не менее 10 часов в год) и осуществляется как за счет резерва учебного времени, так и распределения в курсы Всеобщей истории и истории России по принципу синхронности.
Для учащихся X – XI классов, рекомендуется следующее примерное распределение часов на изучение «Истории».

Примерное распределение часов на изучение
предмета «История» в X – XI классах
Класс Всеобщая
История История России Резерв Всего
Базовый уровень
X 24 36 10 70
XI 24 36 10 70
всего 48 72 20 140
Профильный уровень
X 48 72 20 140
XI 48 72 20 140
всего 96 144 40 280

Резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3%) предусмотрен для реализации национально-регионального компонента («История татарского народа и Татарстана»), использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Целями данного курса являются:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе: подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
• формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории ученик должен
Знать/понимать:
• точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение;
• факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
• особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
• историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
• взаимосвязь и особенности истории России и мира, всемирной, региональной и локальной истории;
Уметь:
• проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
• осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
• классифицировать исторические источники по типу информации;
• использовать при поиске информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
• различать в исторической информации факты, мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
• использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
• систематизировать разнообразную историческую информацию основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
• формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формирование проблемы и целей своей работы, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
• формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать ее для ее аргументации исторические сведения, организовывать работу группы;
• представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
• формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесение их и исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
• учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
• осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, профессионального сообщества, гражданина России
Дополнительная литература:
1. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т.— М., 1992.— Т. 2.
2. Энциклопедия «История России» в 2-х томах. М.: Олма- Пресс Образование, 2004.
3. Электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». М.: Кирилл и Мефодий, 2005.
4. И.Р. Тагиров. История национальной государственности татарского народа и Татарстана.- Казань, 2000.
5. История ТАССР (с древнейших времен до наших дней./ Под ред. В.И. Шишкина, Н.Г. Шигапова.- Казань, 1986.

Учебно-тематическое планирование
по истории (включая историю зарубежных стран, России и Татарстана)

Класс 10
Учитель Зайкова Татьяна Михайловна
Количество часов:
Всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 2 , тестов 5.
Административных контрольных уроков_____ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории
Учебники:
1) А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. История России с древнейших времен до конца XIX века. М.: Просвещение, 2010
2) И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Ф.Ш. Хузин. История Татарстана и татарского народа. 10 класс. Казань. Хэтер, 2008.
3) Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительна литература:
1. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т.— М., 1992.— Т. 2.
2. Энциклопедия «История России» в 2-х томах. М.: Олма- Пресс Образование, 2004.
3. Электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». М.: Кирилл и Мефодий, 2005.
4. И.Р.Тагиров. История национальной государственности татарского народа и Татарстана.- Казань, 2000.
5. История ТАССР (с древнейших времен до наших дней./ Под ред. В.И. Шишкина, Н.Г. Шигапова.- Казань, 1986.

№ Тема урока Кол-во
часов Тип урока Виды учебной
деятельности Планируемые результаты Виды контроля,
измерители Дом.
задание Дата

план факт
Раздел I. История России - часть всемирной истории (2 часа)
1 Особенности становления и развития российской цивилизации. 1 Урок актуализации знаний Диалог, дискуссия Знать:
-основные особенности истории народов и государств в целом;
-выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой историей;
-определять причины отличий исторического пути России.
Понимать:
-особенности исторического развития народов зависят не от одной причины или события, а от совокупности ряда факторов. Беседа, работа с источником Записи в тетради
2 Россия во всемирной истории. Источники по истории Отечества. 1 Вводный урок Диалог, дискуссия Знать:
-какие исторические эпохи в мировой истории предшествовали появлению Российского государства;
-влияние России на историческое развитие других государств и народов.
Уметь:
-работать с историческими документами различного характера;
-анализировать исторические источники. Беседа, работа с источником Записи в тетради. Дать краткую характеристику одного из источников по истории России.
Раздел II. Народы и древнейшие государства на территории России (4 часа)
3 Появление человека на территории Восточной Европы и севера Евразии. 1 Урок изучения нового материала Лекция Знать:
-об этногенезе восточных славян;
-место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе;
-территорию расселения славянских племен.
Понимать:
-принципы и события периодизации всемирной истории;
-важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира. Анализ схем с выводами § 1
4 Формирование народов.
1 Комбинир. Самостоятельная работа с текстом учебника, историческими источниками Знать:
-понятия по теме.
Уметь:
-характеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований различных народов;
-устанавливать причинно-следственные связи в обозначенных процессах. Опрос, работа с документами § 2
5 Появление славян. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с текстом учебника, историческими источниками Знать:
-ареал расселения восточных славян;
-понятия по теме.
Уметь:
--характеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян;
-устанавливать причинно-следственные связи в обозначенных процессах;
-работать с исторической картой. Фронтальный опрос, работа с документами § 3
6 Славяне в V-VII веках. Религия древних славян. 1 Комбинир. Лекция, дискуссия Знать:
-понятия по теме: религия, язычество.
Уметь:
-характеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян.
-устанавливать причинно-следственные связи в обозначенных процессах;
-вести дискуссию. Фронтальный опрос, работа с документами, тест §4
Раздел III. Русь и Татарстан в IX-начале XII века (6 часов)
7 Предпосылки образования и появления государства у восточных славян. 1 Комбинир. Практикум: стр. 57 "договор Руси с Византией" Знать:
-причины и факторы возникновения русской государственности.
Понимать:
-многонациональный характер первого русского государства.
Формировать:
-собственную позицию по поводу разных теорий образования древнерусского государства.
Уметь:
-работать с историческими источниками, картой. Опрос, работа с документами, составление тезисов § 5-6
8 Русь в правлении Игоря, Ольги и Святослава. 1 Комбинир. Практикум: стр. 66-67. Походы Святослава. Из "Повести временных лет" Знать:
-понятия: реформа, погосты, уроки, дань.
Понимать:
-тенденции и динамику развития древнерусского государства.
Выделять:
-особенности правления князей: Игоря, Ольги, Святослава;
-общее и различия в их внешней и внутренней политике.
Решение исторических задач, анализ документов § 7
9 Русь во времена Владимира Святославовича. Крещение Руси. 1 Комбинир. Практикум: стр. 75. Крещение Руси. Из "Повести временных лет". Называть:
- причины принятия христианства.
Объяснять:
- значение принятия христианства для Руси.
- изменения во внешней политике Руси при князе Владимире.
- значение терминов
Раскрывать:
- причины укрепления международного положения Руси.
Составлять:
- тезисы ответа по теме: «Владимир – язычник и Владимир – христианин –два исторических образа» Анализ исторических документов § 8, значение принятия христианства для Руси
10
Правление Ярослава Мудрого. Русское общество в XI веке. 1

Комбинир. Практикум: статьи из "Русской правды" Ярослава Мудрого
Практикум: статьи из "Правды Ярославичей" Анализировать:
- первые своды законов Руси.
Сравнивать:
- первую и вторую усобицы на Руси.
Называть:
- свойства характера Ярослава Мудрого. Характеризовать:
- роль Ярослава в том, что Киев превратился в один из красивейших городов Европы.
Характеризовать:
-суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси;
Выделять:
-их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе. Опрос, работа с документами
§ 9
§10-11
11 Среднее Поволжье в VIII-начале XIII века. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с заданиями на с. 32,41. Уметь:
-сравнивать процесс образования государственности у булгар и славян;
-определять значение древнерусских летописей для воссоздания внешнеполитической истории Волжской Булгарии конца X-начала XIII века.
-сравнивать экономику Волжской Булгарии с экономикой других раннефеодальных государств средневековья;
-устанавливать общее и особенное. Работа с заданиями, опрос §3-4
12 Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. 1

Комбинир. Практикум: стр. 108 Из "Поучения Владимира Мономаха своим детям" Понимать:
-неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период.
Знать:
-причины соперничества феодальных кланов.
Видеть:
-центростремительные тенденции в жизни русского государства.
Характеризовать:
-политику Владимира Мономаха как стремление восстановить единство державы. Опрос, работа с документами, тест §12-13
Раздел III. Русские земли и Татарстан в XII - середине XV века (11 часов)
13 Причины распада Древнерусского государства. Русские земли в удельный период. 1 Урок изучения нового материала Самостоятельная работа с таблицей "Политическая раздробленность на Руси" Называть:
-экономические, социальные и политические причины феодальной раздробленности
Показывать:
- на карте территории княжеств, места восстаний.
Давать:
- сравнительную характеристику экономическому, социально-политическому и культурному развитию отдельных княжеств.
Рассказывать:
- о междоусобной борьбе, восстаниях в период раздробленности государства. Сравнительная таблица "Политическая раздробленность на Руси" § 14, последствия политической раздробленности для Руси
§ 15
14 Северо-Восточная Русь в XII-начале XIII века. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с таблицей "Политическая раздробленность на Руси" Знать:
-особенности социального, экономического и политического развития Северо-Восточной Руси.
Знать:
-что Северо-Восточная Русь-колыбель российской цивилизации.
Объяснять:
-принципиальные отличия политики владимиро-суздальских князей и природный фактор складывания деспотической модели власти. Сравнительная таблица "Политическая раздробленность на Руси" § 16
15 Культура Руси X-начала XIII века. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с презентацией "Культура Руси X-начала XIII века" Знать:
-сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения.
Называть:
- события и процессы, повлиявшие на развитие русской культуры 10-13 вв.,
-влияние Византии на русскую культуру.
-летописные и литературные произведения 10-13вв.
-архитектурные сооружения 10-13 вв.
Определять:
- что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией. Сравнительная таблица "Культура Руси X-начала XIII века" § 17-18
16 Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы. 1
Урок изучения нового материала Самостоятельная работа с текстом учебника Составлять:
- исторический портрет Чингисхана.
Доказывать или опровергать утверждение:
- что Руси противостоял очень сильный противник, превосходивший ее в политическом, экономическом и военном отношении.
Составлять:
- план ответа на тему «Последствия монголо-татарского ига».
Уметь:
- раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни;
- излагать историю противостояния Руси
монголо-татарскому нашествию;
-сопоставить различные точки зрения
на взаимоотношения Руси и Золотой Орды; Сравнительная таблица "Процесс создания Монгольского и Древнерусского государства" § 19, последствия монголо-татарского нашествия
17 Среднее Поволжье в XIII-первой половине XV века. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с заданиями учебника Уметь:
-устанавливать общее и особенное монгольского нашествия с гуннским нашествием;
-определять роль булгар в борьбе народов Европы с монгольским нашествием.
-сравнивать Золотую Орду с другими централизованными государствами Средневековья.
-составлять план реферата "Культурное наследие Золотой Орды".
Объяснять:
-причины проявления "великой замятни".
Выделять:
-черты, сближающие Золотую Орду с раннетюркскими государствами. Сравнительная таблица "Татаро-монгольское нашествие" § 5-7
18 Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский. Комбинир. Практикум: стр. 156 -анимации Невской битвы и Ледового побоища. Знать:
-причины установления монгольского ига на Руси и принципы управления Русью;
-причины вторжения на Русь крестоносцев.
Понимать:
-причины завоевания Руси татаро-монголами.
Оценивать:
-внешнюю и внутреннюю политику Александра Невского;
-победу русского народа в борьбе с иноземными завоевателями.
Уметь:
-давать характеристику исторической личности (Александру Невскому);
-работать с исторической картой, показывать места сражений, составлять рассказ по карте Работа с историческими источниками на стр. 161-162 § 20
19 Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV веках. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с текстом учебника Знать:
-к каким последствиям привело монголо-татарское нашествие на Русь и иноземное владычество, установившееся над русскими землями.
-предпосылки объединения русских земель в условиях развития и укрепления хозяйства.
Понимать:
-причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях.
-какие общественные группы были заинтересованы в объединении Руси.
Характеризовать:
-основные общественные группы Руси.
Сравнительная таблица "Основные общественные группы Руси" § 21
20 Москва-центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. 1 Комбинир.
Практикум: стр.181-182 "Духовная грамота московского князя Ивана Калиты", "Летописная повесть о побоище на Дону" Знать:
-политические, социальные, экономические и территориальные причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.
-о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой.
Характеризовать:
-деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.
Определять:
-причины и последствия Куликовской битвы. работа с документами, вопросы по "Истории Государства Российского" Карамзина. § 22

21 Образование единого государства. Иван III. 1

Комбинир.
Практикум: стр. 191-192: "Стояние на реке Угре", "Судебник 1497 года". Знать:
-причины феодальной войны второй четверти XV века, характеризовать цели враждующих сторон.
-сущность и особенности нового централизованного государства.
-о зарождении национального самосознания.
Объяснять:
-причины судебной реформы Ивана III в свете изменений социально-экономических отношений в русском обществе.
Характеризовать:
-Ивана III как первого "великого князя всея Руси".
Понимать:
-взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. работа с историческими документами § 23
22 Среднее Поволжье во второй половине XV-первой половине XVI века. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с текстом учебника Знать:
-причины и последствия возвышения Казани.
-цели Московского государства и Крымского ханства в борьбе за казанский престол.
Уметь:
-сравнивать систему управления Казанским ханством и предшествовавших ему государственных образований.
-сопоставлять экономику Казанского ханства, Волжской Булгарии и Золотой Орды.
-по картосхеме "Осада Казани в 1552 году" восстановить расстановку сил и действия противоборствующих сторон.
-проводить дискуссии. Картосхема Казани рубежа XV-XVI веков. § 8-10
23 Культура и быт в конце XIII-середине XV веков. 1 Комбинир. Самостоятельная работа по составлению таблицы Знать:
-особенности русской культуры изучаемого периода.
Характеризовать:
-главные ее достижения. Таблица "Культура Руси 14-15 веков", тест § 24, повторить параграфы 19-24
Раздел IV. Российское государство и Татарстан во второй половине XV -XVII веках (11 часов)
24 Правление Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. 1
Урок изучения нового материала Практикум: стр.209-212 «Учреждение стрелецкого войска», «Указ об ограничении местничества (1550)», «Судебник 1550 года» Знать:
-завершающую стадию образования русского централизованного государства (1505-1547);
Характеризовать:
-государство, доставшееся в правление Ивану Грозному.
Понимать:
-специфику первого этапа его царствования и определять причины реформ Избранной рады. Работа с историческими документами § 25

25 Внешняя политика Ивана IV. Казанский край во второй половине XVI-XVII века. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с текстом учебника и картой Знать:
-ключевые направления внешней политики данного периода;
-приоритетные задачи и способы их достижения;
-причины Ливонской войны и ее последствия для России:
-исторические последствия присоединения территорий Среднего и Нижнего Поволжья к России
Определять:
-значение присоединения новых территорий и дальнейшее расширение государства на Восток Таблица «Внешняя политика Ивана Грозного». § 26, 11-13-История Татарстана
26 Опричная политика Ивана Грозного. 1 Комбинир. Практикум: стр. 229 «Учреждение опричнины». Из летописи. Знать:
-причины, сущность, цели и последствия опричнины.
Уметь:
-вести дискуссию о характере опричнины.
-отличать опричнину от других преобразований, проведенных Иваном Грозным. работа с документами, картой § 27
27 Культура и быт конца XV-XVI веков. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с презентацией «Культура России конца 15-16 веков» Знать:
-основные произведения культуры , быт и нравы.
Характеризовать:
-основные тенденции развития культуры данного периода.
Уметь:
-приводить примеры конкретных памятников культуры, называть авторов, различать памятники архитектурного строительства. Таблица «Культура конца 15-16 веков» § 28-29
28 Смутное время. Казанский край в Смутное время. 1 Комбинир. Практикум: стр. 258-260 «Второе ополчение». Из «Нового летописца». Характеризовать:
-политику Бориса Годунова;
-сущность правления бояр во главе с Шуйским.
Знать:
-причины, ход и последствия смуты для России.
-причины народных восстаний
Оценивать:
-события после смерти Лжедмитрия Первого;
-действия Лжедмитрия Второго.
Уметь:
-вести дискуссию о причинах Смутного времени.
-датировать Смутное время в России. Работа с историческими источниками § 30-31, 14-15
29 Первые Романовы. «Бунташный век». 1
Комбинир. Практикум: стр.271-272 «Соборное Уложение 1649 года». Характеризовать:
-внутреннюю политику царей Михаила и Алексей Романовых;
-народные выступления периода правления царя Алексея Михайловича
Знать:
-причины принятия Соборного Уложения 1649 года
-сущность крепостного права и причины его оформления в России
-причины восстаний, их последствия..
Объяснять:
-смысл понятий: «крепостное право», «мануфактурное производство».
Работа с документами на стр. 301-303 § 32,35

30 Экономическое развитие и сословия России в XVII веке. 1
Комбинир. Лекция Знать:
-сущность крепостного права, причины его оформления в России.
Понимать:
-каким был уровень развития хозяйства и торговли.
Давать:
-характеристику сословной структуры российского общества в данный период.
Объяснять:
-смысл понятий: «крепостное право», «мануфактурное производство» Схема «Оформление крепостного права в России» § 34, схема «Сословия российского общества в 17 веке»


31 Церковь и государство в XVII веке. 1 Комбинир. Практикум: стр. 280-281 Из «Жития» Аввакума. Из сочинений В.О. Ключевского «О патриархе Никоне» Знать:
-роль Русской православной церкви в жизни страны;
-причины проведения церковной реформы.
Характеризовать:
-причины и сущность раскола в России.
-личность Никона и Аввакума: общее и различие.
Выявить:
-значение внутрицерковного разделения.
Уметь:
-на основании документов давать характеристику личности.
Беседа § 33
32 Внешняя политика России в XVII веке. Присоединение Сибири. 1 Комбинир. Практикум: стр. 312-313 «Нерчинский договор с Китаем. 1689 год», «Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651 год». Объяснять:
-основные понятия темы.
Составлять:
-развернутый план ответа по теме: «Внешняя политика России в период правления Алексея Михайловича: задачи, направления, результаты».
Определять:
-причины продвижения русских в Сибирь.
Характеризовать:
- уклад жизни и занятия нерусских народов и влияние на их жизнь вхождение в состав России.
Называть:
-имена крупнейших русских землепроходцев и первооткрывателей и характеризовать их вклад в изучение Сибири и Дальнего Востока. Анализ карты, таблица «Внешняя политика России в XVII веке» § 36-37

33 Культура и быт России в XVII веке. 1
Комбинир. Самостоятельная работа с презентацией «Культура России в 17 веке» Знать:
-основные факты истории культуры России в 17 веке.
Определять:
-общие черты и особенности ее развития.
Уметь:
-сравнивать развитие русской культуры с развитием Западной данного периода. Таблица «Культура России XVII века» § 39-40, повторить параграфы 25-40

34 Контрольно-обобщающее повторение по теме «Россия и Татарстан во второй половине XV-XVII веках» 1
Контрольный урок Индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности Знать:
-основные даты, понятия по теме.
Уметь:
-выделять причинно-следственные связи;
-правильно определять архитектурные памятники Руси;
-работать с исторической картой и различными источниками исторической информации;
-решать задания различного уровня сложности, используемые в ЕГЭ по истории. Тест, теоретические задания различного уровня сложности § 25-40
Глава V. Россия и Татарстан в XVIII-середине XIX века (15 часов)
35 Петровская модернизация России. Народы Среднего Поволжья в петровские времена. 1 Урок изучения нового материала Практикум: стр. 36 «Берг-привилегия». 1719 год. Знать:
-причины преобразований Петра Первого.
-последствия петровских преобразований на территории Казанского края.
Характеризовать:
-политическое, экономическое и социальное положение России в годы его правления.
Объяснять:
-смысл понятий: «модернизация», «регулярное государство» Петра Первого.
-политику царского правительства по отношению к нерусским народам России.
Уметь:
-вести исследования, развивать навык интеллектуальной обработки информации;
-характеризовать политику Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Таблица «Экономические, социальные и политические последствия петровских преобразований на территории края» § 38, 41, 44; 16-20
36 Внешняя политика Петра Первого. Северная война
(1700-1721). 1 Комбинир. Практикум: стр. 28 «Указ Петра Первого Сенату». 2 марта 1711 год. «Указ Петра Первого Сенату». 5 марта 1711 год. Характеризовать:
-международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 века.
Понимать:
-причины Северной войны и превращение Россия в мощную европейскую державу.
Знать:
-основные события Северной войны.
Уметь:
-показывать на карте места главных сражений Северной войны.
-давать характеристику Петру Первому как полководцу. Анализ карты, работа с историческими документами § 42,43,45
37 Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война. 1 Комбинир. Практикум: стр. 58-59. Знать:
-насущные общественные проблемы России данного периода.
Сравнивать:
-характер правления Петра Первого и его преемников.
Называть:
-причины и последствия дворцовых переворотов для России.
Давать:
-оценочную характеристику участникам дворцовых переворотов.
Анализировать:
-источники, документы, на их основе делать выводы.
Показывать:
-на карте места военных событий, восстаний, территории, вошедшие в состав России. Опрос, работа с документами § 46

38 Внутренняя и внешняя политика Екатерины Второй. 1 Комбинир. Практикум: стр.65-66 «Жалованная грамота дворянству». 1785 год. «Жалованная грамота городам». 1785 год. Знать:
-особенности внутренней политики Екатерины;
-приоритетные направления внешней политики России во второй половине 18 века.
Понимать:
-задачи внешней политики, способы ее реализации.
Давать:
-оценку итогам внешнеполитической деятельности.
Объяснять:
-смысл понятий: «просвещенный абсолютизм», « золотой век» русского дворянства.
Уметь:
-делать обобщения и выводы. Составление плана урока по теме, тренинг дат и понятий § 47-49
39 Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. Народные восстания в России. 1 Комбинир. Дискуссия о характере социальных движений в России в 18 веке Уметь:
-анализировать социально-экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав Российской империи в 18 веке.
-устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов.
-критически анализировать источник исторической информации.
Понимать:
-причины, повод, социальный состав и ход народных движений 18 века.
Давать:
-оценку значения этих событий. Анализ источников § 51-52
40 Русская церковь в XVIII веке. Русская культура и быт в XVIII веке. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с презентацией «Культура России в 18 веке» Знать:
-основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру.
-синодальный период в истории Русской православной церкви.
Уметь:
-определить, как служители церкви отнеслись к петровским преобразованиям.
Использовать:
-знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества. Таблица «Культура России в 18 веке» § 50, 53-54
41 Павел I. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 года.
1
Урок изучения нового материала
Лекция. Практикум: стр. 141 «Указ о «вольных хлебопашцах». 20 февраля 1803 года;
стр. 149-151 «Из письма Александру Первому» от 13 сентября 1812 года. Знать:
-причины переворота.
Понимать:
-особенности правления Павла Первого и Александра Первого.
Давать:
-оценку их деятельности.
Характеризовать:
-социально-экономическое положение России в начале XIX века.
Понимать:
-ключевые задачи внешней политики России в начале XIX века и способы их достижения.
Знать:
-причины Отечественной войны 1812 года, ее ход и значение.
Определять:
-цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Решение исторических задач,
работа с документами § 55-59
42 Внутренняя и внешняя политика Николая Первого. 1 Комбинир. Лекция. Практикум: Из воспоминаний о П.С. Нахимове. Стр. 200-201 Характеризовать:
-личность Николая Первого.
Уметь:
-осуществлять анализ его внутренней и внешней политики: историко-социологический и историко-политический.
-анализировать ход войны.
Знать:
-суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи.
-предпосылки, причины и последствия поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов. Опрос, работа с документами § 60-63

43 Культура народов России в первой половине XIX века. Русская православная церковь в первой половине XIX века. 1
Комбинир. Самостоятельная работа с презентацией «Культура России в первой половине 19 века» Характеризовать:
-развитие русской культуры в первой половине 19 века.
-структуру и положение православного духовенства в изучаемый период.
-положение старообрядцев в первой половине 19 века.
Работать:
-с различными источниками исторической информации при подготовке дополнительного материала к уроку по отраслям знаний, культуры и персоналиям.
Понимать:
-место православной религии, церкви в государственной системе страны.
Сравнивать:
-церковную политику Александра Первого и Николая Первого. Таблица «Культура России первой половины 19 века» § 64-67
44 Казанский край в 1801-1860 годах 1 Комбинир. Самостоятельная работа с текстом учебника Анализировать:
-социальную структуру населения края и делать вывод о характере и уровне его развития в первой половине 19 века;
Объяснять:
-причины крестьянских выступлений в первой половине 19 века.
Сравнивать:
-структуру торговли и торговые связи края первой половины 19 века и второй половины 18 века.
Представлять:
-результаты своего анализа. Решение проблемных задач § 21-22
45 Отмена крепостного права в России. Государственные преобразования 60-70-х годов. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с текстом учебника, таблицей Знать:
-основные понятия урока: крепостное право, выкупные платежи, манифест.
Уметь:
-рассказывать об основных этапах разработки реформы 1861 года;
-выявлять противоречия в высших слоях общества в ходе подготовки отмены крепостного права;
- составлять сравнительную таблицу и делать выводы;
-объяснять большую или меньшую глубину реформ 60-70-х годов. Задание на заполнение таблицы на с. 235 «Реформы 60-70-х годов XIX века» § 69-71
46 Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкие войны. 1 Комбинир. Самостоятельная работа с картами. Знать:
-основные понятия и термины урока: «восточный вопрос», война.
Уметь:
-производить поиск исторической информации в источниках разного вида;
-показывать на карте места важнейших сражений и пути передвижения войск;
-давать характеристику личностям. Задания на работу с картой атласа. § 72,73,77
47 Общественное движение в России в 1860-1880 годах 1 Урок изучения нового материала Практикум Уметь:
-систематизировать изученный материал и проводить его сравнительный анализ;
-работать с историческими источниками;
-аргументировать собственное мнение. Работа с документом на с. 279 «Из программы народной воли» § 76-77
48 Россия в конце XIX века. Александр III. 1 Комбинир. Лабораторно-практическое занятие Знать:
-основные понятия и термины урока: контрреформы, перепись населения, Дворянский банк.
Уметь:
-сравнивать данные о населении России и результаты переписи населения 1897 года;
-объяснять быстрый прирост населения в деревне;
-характеризовать основные направления внешней политики России в конце 19 века и оценивать ее результаты;
-производить поиск исторической информации в источниках разного вида. Работа с документом «Положение о земских участковых начальниках» 1889 года. § 78
49 Культура, просвещение и наука во второй половине XIX века 1 Урок изучения нового материала Самостоятельная работа по заполнению таблицы Уметь:
-представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата или таблицы Задание по составлению таблицы «Культура, просвещение и наука во второй половине XIX века», тест § 81-84
Глава VI. Первобытность и Древний мир (6 часов)
50 Эпоха первобытности. Основные этапы эволюции человека. 1 Комбинир. Лабораторно-практическое занятие.
Дискуссия Характеризовать:
-человека и человеческое сообщество первобытной эпохи.
Знать и сравнивать:
-различные точки зрения на происхождение человека Работа с документами, картами, схемами.
Решение проблемных задач § 1-5, глава I
51 Древний Восток. 1 Комбинир. Дискуссия Объяснять:
-какие цели преследовала депортация больших масс покоренного населения на территорию Ассирии;
Сравнивать:
-географическое положение и природные условия Египта и Месопотамии.
Уметь:
-показывать на карте и называть крупнейшие державы древнего Ближнего Востока;
-раскрывать признаки деспотической монархии;
-составлять тезисы. Работа с документами, картами, схемами.
Решение проблемных задач § 1-4, глава II
52 Персидская держава Александра Македонского. Индия и Китай в древности. 1 Комбинир. Лекция Анализировать:
-происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации Решение проблемных задач § 1-3,глава III
53 Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса. 1 Комбинир. Лекция, практикум Определять:
-специфику географических условий и этносоциального состава населения. Роль колонизации и торговых коммуникаций. Работа с документами, картой, иллюстрациями § 1-5, глава IV
54 Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру. 1 Комбинир. Лекция Характеризовать:
-полисную политико-правовую организацию Решение проблемных задач § 1-3, глава V
55 Древний Рим: от основания города до империи.. 1 Комбинир. Урок с элементами практической работы Сравнивать:
-демократию и тиранию.
Характеризовать:
-особенности римского права.
Выявлять:
-причины появления и особенности христианства.
Составление схемы, индивидуальные задания.
Работа с историческими источниками, таблицами § 1-3, глава VI

Глава VII. Средневековье (6 часов)
56 Западноевропейское ранее средневековье. Развитие феодальной системы. 1 Урок изучения нового материала Лекция, практикум Определять:
-характерные черты христианской средневековой цивилизации.
Сравнивать:
-западноевропейские цивилизации с цивилизациями Древнего мира.
Выявлять:
-признаки и принципы феодальной системы.
Характеризовать:
-сословно-корпоративный строй Работа с картой, схемами, документами, таблица «Этапы Средневековья». § 1-4, глава VIII
57 Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. 1 Комбинир. Лекция Выявлять:
-причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира.
Сравнивать:
-европейскую правовую традицию и римское право. Решение проблемных задач § 1-3 ,глава XI
58 Византийское Средневековье. 1 Комбинир. Групповая работа с использованием текста учебника Определять:
-роль влияния Византии.
Различать:
-социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия. Выполнение заданий на выявление характерных черт. Таблица «Сопоставление византийского и европейского феодализма» § 1-7, глава X
59 Исламский мир в Средние века. 1 Комбинир. Индивидуальные задания Анализировать:
-особенности исламской цивилизации. тестирование § 2-3,глава IX
60 Индия, Китай и Япония в Средние века. 1 Комбинир. Лекция, практикум Сопоставлять:
-традиционные общества на Западе и Востоке.
Выявлять:
-причины отличий. Сравнительная таблица «Индия, Китай и Япония в Средние века» § 3-5, глава XIII
61 Культура Средневековой Европы. 1 Комбинир. Практикум Уметь:
-характеризовать роль университетов в средневековом европейском обществе;
-показывать на примере сословный характер средневековой культуры;
-объяснять переход от романского стиля к готике в западноевропейской архитектуре;
-сравнивать сюжеты, готовить сообщения, писать рефераты, составлять описание исторических событий.
- Решение познавательных и проблемных задач § 1-5, глава XII
Глава VIII. Эпоха Возрождения и Новое время (8 часов)
62 Возрождение как культурно-историческая эпоха. 1 Урок изучения нового материала Лекция Систематизировать и представить материал, характеризующий эпоху Возрождения. Решение проблемных задач § 1-5, глава XIV
63 Новое время. Возникновение мирового рынка. 1 Комбинир. Лекция, практикум Знать:
-принципы периодизации истории.
Выявлять:
-причины и признаки модернизации.
Сопоставлять:
-причины и результаты Великих географических открытий.
Характеризовать:
-изменения пространственного восприятия мира. Фронтальные опрос. Работа с понятиями, схемами. Выполнение заданий на установление причинно-следственных связей § 1-5, глава XV-XVI
64 Общество и экономика «старого порядка» 1 Комбинир. Лекция Выявлять:
-основные признаки торгового и мануфактурного капитализма Фронтальный опрос.
65 Промышленная революция. Индустриальное общество. 1 Комбинир. Лекция, практикум Определять:
-значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики.
Называть:
-причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе.
Характеризовать:
-социальную структуру общества в 19 веке. Работа с таблицами, схемами, историческими текстами. § 1-5, глава XVIII
66 Религия и наука в начале Нового времени. Художественная культура. 1 Комбинир. Презентация, практикум Выявлять:
-причины и последствия Реформации и Контрреформации.
Сравнивать:
-изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем.
Сопоставлять:
-мировосприятие человека традиционного и индустриального общества.
Характеризовать:
-особенности классической научной картины мира в 17-19 веках.
Систематизировать:
-материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени. Составление таблицы, работа с иллюстрациями, представление презентации. § 1-3, глава XXII
67 Государство на Западе и Востоке. Политические революции 17-18 веков. 1 Комбинир. Лекция, групповая работа с использованием текста учебника Определять:
-взаимосвязь социально-экономических и социально- политических изменений, их причины и последствия.
Характеризовать:
-теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета.
-исторические предпосылки, значения революций 17-18 веков.
Анализировать:
-идеологии социальных и политических движений. Решение проблемных задач. § 1-6, глава XVII
68 Становление либеральной демократии. Запад и Восток в Новое время. 1 Комбинир. Лабораторное занятие Знать:
-признаки гражданского общества.
Характеризовать:
-идеологию Просвещения;
-и сравнивать либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм.
Выявлять:
-последствия влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока.
Сопоставлять:
-темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма. Составление таблицы, схемы. Работа с понятиями § 25-26, вопрос 3 на с. 322 (письменно).
69 «Европейское равновесие». 17-18 века. Конфликты и противоречия 19 века. 1 Комбинир. Урок с элементами практической работы Знать:
-особенности системы международных отношений в конце 15-середине 19 веков.
Сравнивать:
-их с характером международных отношений в Средние века.
Определять:
-последствия решений Венского конгресса. Работа с картой, понятиями, историческими текстами. § 1-3, глава XXIII
70 Контрольно-обобщающее повторение по теме «Россия, Татарстан и мир в V-XIX веках» 1 Контрольный урок Индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности Знать:
-основные даты, понятия по теме.
Уметь:
-выделять причинно-следственные связи;
-правильно определять архитектурные памятники Руси;
-работать с исторической картой и различными источниками исторической информации;
-решать задания различного уровня сложности, используемые в ЕГЭ по истории. Тест, теоретические задания различного уровня сложности

У вас нет прав для создания комментариев.