Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Тип урока: ОНЗ.
Цель урока: 1) Сформировать представление об ортофосфорной кислоте – как кислоты средней силы;
2) Сформировать понятие об особенностях ортофосфорной кислоты;
3) Тренировать способность определения свойств кислот.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение.
Демонстрационные материалы: таблица с формулами фосфоросодержащих кислот, периодическая таблица и таблица «Качественные реакции на ионы», реактивы: ортофосфорная кислота и ее раствор, образцы фосфоросодержащих минеральных удобрений.
Ход урока: Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.). (На доске число 15).
Добрый день уважаемые гости! Добрый день ребята! Сегодня 19 декабря, скоро Новый год, а с чем может ассоциироваться число 15?
- …………. (Мне 15 лет, ……..)
- 15 комбинация чисел Солнца и Меркурия - 1 и 5. Эти планеты связаны разумом и остроумием. Получается Р - элемент ………….. ума. Так давайте пополнять ум и разум. Успехов вам на уроке.
Охарактеризуйте элемент Р (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи знаках и обобщение; 2) Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; 3) Мотивирование к учебному действию «нада», «могу», «хочу» и самостоятельное осуществление; 4) Фиксация индивидуальных затруднений и выполнение учащимися пробного учебного действия).
- ………… (Элемент Р в ПТ находится в 3 периоде, в V А подгрупее, ….)
- Значит, затрудняемся при определении гидроксида фосфора (Проблема).
Организация учебного процесса на этапе II. (На экране формулы гидроксидов фосфора).
Давайте искать знакомые нам соединения и подчеркивать их. Обоснуйте ваш выбор.
- ……………. (Здесь приводятся формулы кислот, имеющих в составе Р, они кислородосодержащие. Возможно, тема урока о фосфоросодержащих кислотах).
III. Постановка проблемы. (Цель: 1) Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности для решения исходной задачи)).
Организация учебного процесса на этапе III.
- Что необычного вы заметили?
- …………… (Очень много кислот, содержащих Р, …….)
- А в чем проблема?
- ……………. (Я знаю ортофосфорную кислоту, а остальных никогда не видела даже в учебниках. Значить, надо побольше узнать сначала о фосфорной кислоте, а потом……)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель, тема, способ, план, средство (Цель: построить проект выхода из затруднения).
Организация учебного процесса на этапе IV.
- Какая цель урока?
- ……….. (Изучить фосфорную кислоту)
- Какая тема урока?
. - ……. (Ортофосфорная кислота и ее соли)
- Как достичь цели?
- ………… (Изучить теорию, проделать опыты в определенном порядке)
Тогда откройте тетради и запишите тему урока.
V. Реализация построенного проекта (4-5 мин.) (Цель: 1) Реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) Зафиксировать новый способ действия в речи и в знаках; 3) Организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) Уточнить общий характер нового знания; 5) Зафиксировать продоление трудности).
Организация учебного процесса на этапе V. (Образцы фосфорной кислоты и ее раствора, формула фосфорной кислоты на доске).
- Какая это кислота?
- ……….. (Кислородосодержащая, трехосновная, средней силы)
- Как ее можно получить?
- ……..(Из оксида, из солей). (Записывают уравнение).
Свойства кислоты. Работу выполняем в группах. Обратите внимание на реактивы и вспомните правила техники безопасности при работе с ними.
- …………… (ПТБ).
Спасибо, распределитесь ролями. Проделайте опыты, сделайте выводы. В виде уравнений выводы запишем на доске и в тетради.
- Н3РО4 3Н++РО43-;
- 6Na +2Н3РО42Na 3РО4+3Н 2;
- 3CaO +2Н3РО42Ca 3 (РО4 )2+3Н 2O;
- 3NaOH + Н3РО42Na 3РО4+3Н 2O;
- 3Na2CO3 +2Н3РО42Na 3РО4+3Н 2O+3 CO2
Вывод: эти свойства характерны всем кислотам.
Специфические свойства фосфорной кислоты. Как выделить ее среди остальных кислот?
- ………… (Качественной реакцией). (Стенд «Качественные реакции на катионы и анионы» и просмотр видеофрагмента. Работа с учебником по таблице 17).
Физкультминутка.
(Принимаем исходное положение. Поворотами туловища, говорим соседу приятные слова по очереди. Приятные слова должны быть названиями фруктов и ягод. Условие: не повторяться).
Какие приятные слова! Пусть они прозвучат чаще для наших родных и близких.
Для созревания плодов и ягод необходимы минеральные удобрения, содержащие фосфор. Фосфорная кислота – трехосновная, образует три ряда солей (табл.18 из учебника).
Откройте 2-ой форзац учебника, обратите внимание на специфику солей-фосфатов.
- ……….. (В основном нерастворимые, кроме солей Щ и ЩЗ Ме).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-6 мин.)
(Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи).
Организация учебного процесса на этапе VI.
Остались у нас вопросы по применению, об экологии, значении фосфоросодержащих соединений. Вы поищете информацию и будете их излагать в 2-3 слайдах.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) (Цель: 1) Проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2) Организовать рефлекцию усвоения нового способа по результатам самостоятельной работы).
Проверяем, выставляем оценки по пятибальной системе, молодцы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.) (Цель: 1) Выявить границы применимости нового знания; 2) Повторить учебное содержание для обеспечения содержательной обеспеченности).
Организация учебного процесса на этапе VIII.
- Как мы можем применить новое знание?
- ………….. (При выполнении упражнений и решении задач, ……) (Решение задачи на вычисление массовой доли фосфора в соединениях Н3РО4 и Н3РО4).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-4 мин.). Итог (Цел.: 1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) Оценить собственную деятельность на уроке;
4) Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) Обсудить и записывать домашнее задание).
Организация учебного процесса на этапе IX.
1. Рефлексия. Перед вами лежат оценочные листы вашей деятельности на уроке. По пятибалльной системе ставьте себе оценки и вычислите среднюю оценку вашей деятельности. В виде смайлика нарисуйте ваше настроение.
2. Домашнее задание. Тесты по теме «Фосфор и его соединения».
Спасибо за урок , до свиданья!