Формирование критического мышления у учеников на уроках естественных дисциплин

Banner-3

joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

На тему: «Формирование критического мышления у учеников

на уроках естественных дисциплин»

 

 

 

Подготовил учитель химии высшей категории

ОСШ им. М. Макатаева

Рощина Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аксукент – 2015 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

  1. 1.     Введение
  2. 2.     История возникновения КМ

 

 

  1. 3.     Думать критически ЭТО

 

  1. 4.     1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа).
  2. 5.     2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
  3. 6.     3 этап - "Рефлексия" (размышление).

 

 

 

  1. 7.     Некоторые правила технологии РМК
  2. 8.     Формы и средства развития КМ
  3. 9.     Вывод

 

 

 

   10. Из моего личного опыта

 

   11. Использованная литература

 

 

 

 

Формирование критического мышления у учеников

на уроках естественных дисциплин

 

 Введение

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся самого определения педагогической технологии.

Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем.

Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.

Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется нам (мне и моим коллегам) инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше.

"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностями этой технологии являются: учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

История возникновения КМ

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить [2].

Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская [4] отмечает, что технология развития критического мышления, или РКМЧП, это разновидность личностно-ориентированного обучения. “Разница лишь в том, что в данном варианте личностно-ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода”.

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  •         оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  •         предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  •         настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  •         выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
  •       мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  •       самостоятельное, ответственное;
  •       аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  •       многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  •       индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
  •      социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.
    •      Проявлять любознательность;
    •      Использовать исследовательские методы;
    •      Ставить перед собой вопросы;
    •      Вскрывать причины и последствия фактов;
    •      Сомнение в общепринятых истинах;
    •      Выработка точки зрения и способность отстаивать еѐ логическими доводами.

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

 

Думать критически ЭТО

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

Во-первых – это мышление самостоятельное;

Во-вторых – это мышление обобщенное;

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;

В четвѐртых – это мышление аргументированное;

В пятых – это мышление социальное. (Александер Р.И)

Эта модель описана С.И.Заир-Бек [2]. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

 

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа).

На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа).

Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию,

мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности),

свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания),

разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей),

механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

прием “Покопаемся в памяти” Какая тема? (назовите ее); Учитель объявляет тему урока, например, “Металлы – простые вещества”. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос.

прием “Ассоциация” Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации. которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

прием “Инструкции” На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Скорость химической реакции” Класс делится на количество частей в тексте.

Эксперт 1 Скорость химических реакций.

Эксперт 2 Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Правила работы в экспертной группе: Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

 

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать. Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией.

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе),

заполнение матричной таблицы. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”. После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками

чтение с пометками текста (“V” - уже знаю; “+” - новое; “!” - очень ценная информация “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”).

выписка из текста,

просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов,

двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Приѐм “Ромашка Блума”

 

                      

                                                                                               2

                                                          3                                                  

                                                                                                                     1

                                                                                                                    

                                          6

                                                                                                                      5

                                                                               4

                      

Структура вопросов:

I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например, что? где? когда? и т.п.)

II тип – уточняющие вопросы (Например, Вы сказали то-то …)

III тип – практические вопросы (Например, как то, что мы узнали связано с жизнью …)

IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например, Каково Ваше отношение к данной теме)

V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например, Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)

VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например, Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

 

3 этап - "Рефлексия" (размышление). Происходит осмысление всей информации. Задачи фазы рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены:

а) возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).

б) возврат к ключевым словам;

в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;

г) возврат к кластерам (их заполнение).

д) возврат к ЗХУ

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления

Некоторые правила технологии РМК:

1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.

Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Приёмы постановки вопросов:

1. "Толстый” и “тонкий” вопрос (этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

Толстый.

Тонкий.

Объясните почему ...?

Почему вы думаете …?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете …?

Кто ...? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

           

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

1. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)

Дополнительные приемы

А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения).

Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

В) Кубик. Грани

ü Дай описание.

ü Сравни с чем-нибудь.

ü Проассоциируй (на что похоже).

ü Проанализируй (из чего состоит).

ü Примени это.

ü Приведи примеры.

Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:

  1.   Одно существительное – тема синквейна.
  2.   Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
  3.   Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
  4.   Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
  5.   Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
    1.      Руководство для учителя. Обучение критическому мышлению-2012г.- 154с.
    2.              Вступление
    3.              а) Стадия “ Вызова” Расчертите листок на три части и подпишите графы.
    4.              Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).
    5.              Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.
    6.              Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.

Роль учителя в технологии развития КМ:

Направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы.

Формы и средства развития КМ:

Сбор данных;

Анализ текстов;

Сопоставление альтернативных точек зрения;

Коллективное обсуждение;

Разные виды групповой и парной работы;

Дебаты;

Дискуссии;

Публикации письменных работ учащихся.

Вывод

В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений, открыты для новых идей и перспектив. [Использование технологии критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки, таких как наблюдение, анализ, вывод, интерпретация. Исследовательский диалог способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителя и ученика в совместные действия по постижению смысла и знаний.]

Применяя критическое мышление в последующих уроках, я поняла, что самым главным является построение самого вопроса по принципу от «простого к сложному». Зная детей, их уровень знания, нужно уметь правильно сформулировать вопросы, желательно дифференцированные.

Придерживаясь порядка «от простого к сложному», позволяющее детям размышлять, развивая мыслительную деятельность, развивает логику, тем самым прививать интерес к предмету.

Таким образом, развивая критическое мышление, учитель дает право каждому ученику высказаться по разному вопросу, выслушивается «Голос ученика», раскрыться по-иному.

"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

 

Из моего личного опыта

Критическое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя много компонентов: осмысление, оценка, анализ, синтез, наблюдение, опыт, размышление, рассуждение.

Сначала человек методом наблюдения принимает информацию, затем размышляет или рассуждает, т.е. происходит процесс осмысления, после чего наступает стадия анализа и синтеза, в результате   появляется оценка полученной информации.

Таким образом мы приходим к выводу, что критическое мышление развивает навыки приобретения доказательств.

В школьной практике существует много приемов технологий, активно использующихся преподавателями.

В своей практике я использую методы обучения критическому мышлению посредством диалога («Таблица тонких и толстых вопросов», «Ромашка Блума») также приемы этой технологии такие как таблица ЗУХ, кластер, фишбоун, эссе.

Сначала мною было предложено ученикам заполнять таблицу ЗУХ, все учащиеся были в восторге, потому что при заполнении графы «Знаю» этой таблицы они воспроизводят тот багаж знаний, который был пройден на прошлом уроке, далее заполняют графу «Узнал», но уже после прохождения новой темы, и в конце урока пишут то, что «Хотят узнать».

Этот прием помогает детям «отсеять» ненужную информацию и работать только с полезной.

Заполняя такую таблицу систематически, ученики приобретают навыки осмысления, анализа и оценки информации, а ведь это главное свойство выделения нужного материала, так как в книгах пишут очень многое, но знать нужно основное.

И именно таблица ЗУХ помогает вычленить суть проблемы. Используя этот прием критического мышления, я помогаю обучающимся освоить информацию, проходя через весьма непростой процесс.

Также я предложила учащимся составлять кластеры по темам или подтемам, такой вид деятельности им очень понравился, так как они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе наблюдения, групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно.

В результате они вывешиваются полученные кластеры, и один из членов группы   или полностью группа защищают свой проект.

По моим наблюдениям, защита проектов проходит довольно интересно, члены команды действуют согласованно.

Ученикам очень нравится совместная работа в группах, именно в группе способны проявиться скрытые знания, умения и навыки некоторых обучающихся.

Также обучению критическому мышлению можно научить посредством диалога, в своей практике я использую вопросы низкого и высокого порядка, так как принцип обучения гласит от простого к сложному, т.е. все должно происходить последовательно.

На вопросы низкого порядка ученики отвечают очень легко, не испытывая затруднений, а вот на вопросы высокого уровня поначалу затруднялись отвечать. Потому что после того как задан вопрос высокого порядка ученикам обязательно требуется некоторое время для осмысления и понимания вопроса, необходимо осознать, проанализировать ответ.

Но   после неоднократного применения подобных вопросов, ученики активно вступают в обсуждение.

После применения мной в школьной практике вопросов разных порядков четко прослеживается нить учащихся, которые способны мыслить критически.

Таким образом, еще раз могу подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающихся.

На моих уроках все ученики стараются «заговорить», следовательно, могу сказать, что нужно развивать критическое мышление у подрастающего поколения различными приемами, техниками и новыми подходами в обучении.

И тогда «молчунов» не останется в классах и наступит благоприятная атмосфера для активного процесса обучения.

Также развитию критического мышления помогает применение информационно – коммуникационных технологий в обучении. Так как интерактивная доска дает множество возможностей, например, я помещаю различные рисунки и прошу учеников определить тему, цели и задачи урока, или же для этих целей   использую   кроссворды, ребусы, загадки, видеофрагменты, которые нужно озвучить.

Критическое мышление способствует управлению и лидерству в обучении, так как критически мыслящий ученик в классе имеет авторитет и нередко становится лидером.

Принцип преподавания в соответствии с возрастными особенностями также прослеживается при применении приемов технологии критического мышления, т.к. в основном, многие учащиеся обладают способностями критически мыслить или стараются овладеть ею.

При обучении и выявлении талантливых и одаренных детей также приемы критического мышления играют особую роль. Потому что одаренные дети в большинстве случаев обладают способностью и умениями критически мыслить.

Дневники тройных записей помогают систематизировать информацию и высказывать в них свои мысли и идеи.

Совместно с использованием в процессе обучения технологии критического мышления можно использовать некоторые методы оценивания такие как: критериальное суммативное и критериальное формативное.

Способами оценивания можно стимулировать навыки критического мышления, находить нестандартные пути решения тех или иных ситуаций. Чем интересней ответ, тем выше оценка.

Также интересен тот факт, что критерии могут с каждым уроком меняться и разбалловка может быть разной.

Еще одна особенность критериального оценивания в том, что ученики сами способны разработать критерии для их оценивания, а учитель только направляет их.

Рассмотрев применение технологии критического мышления в школе можно прийти к такому умозаключению, что все идеи семи модулей (курсы 3-го базового уровня НИШ) тесно переплетаются при построении и проведении уроков, тем самым оказывая взаимное влияние друг на друга.

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности [4].

Отсюда, можно сделать такие выводы: технология критического мышления универсальна, потому что направлена на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют немалое значение для успешной жизни человека в социуме. Технологией критического мышления могут пользоваться учителя разных предметных областей достигая при этом эффективных результатов в работе [5].

Использованная литература

2.Александер Р.И. Культура и педагогика: международные сравнения в образовании. -2012г.-159с.

3.Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования: Учебное пособие. - М. Издательская корпорация «Логос», 2000.

4.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

5.Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.- М. Первое сентября, 2001.

6.Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.

 

Разработки уроков на основе технологии развития критического мышления

Урок №1 Теория электролитической диссоциации - 9 класс

(Урок проведён по технологии “Критического мышления”)

Цели урока:

1. Сформировать основные понятия: электролиты, неэлекторлиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы.

2. Дать представление о механизме электролитической диссоциации.

3. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

4. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.

5. Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов.

Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.

План урока

I. Стадия “Вызова”

Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

Я знаю

Хочу узнать

Что узнал?

В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: см. задание №1.

б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)

в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.

г) Какая информация у вас осталась неполной?

Заполните 2-ю графу.

Как правило, 80% учащихся осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте: №6. Как возникают заряжённые частицы в одном растворе этих веществ?

Ввозникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы.

Демонстрация опыта и заполнение таблицы.

См. задание №2.

II. Стадия “Осмысление”

См. опорный конспект.

Идёт работа с текстом и его маркировка.

V - уже известно

+ абсолютно новое, неожиданное;

- противоречит твоим представлениям;

? хочется узнать что-то больше.

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?

III. Стадия “размышления” (рефлексия)

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").

Домашнее задание: § 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.

Задание № 1

Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей

Прочти следующие вопросы:

1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?

2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?

3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?

4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?

5. Как называют растворы этих веществ?

6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?

Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.

Задание №2

Демонстрационный опыт

Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.

ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.

ИНСТРУКЦИЯ

1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.

3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.

4. Пронаблюдайте опыт.

5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.

 

Опорный конспект

Сущность процесса электролитической диссоциации

Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.

Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.

Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называетсяэлектрической диссоциацией.

Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.

В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:

Поэтому молекулы воды полярны: диполь.

Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.

Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.

При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.

При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.

В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически

У вас нет прав для создания комментариев.