План-конспект урока "Таблица химических элементов Д И Менделеева"
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ТУКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЗЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

План-конспект урока-лекции для 8ого класса:
«Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.»

Составила: Карпова Васима Вагизовна – учитель биологии и химии МБОУ «Кузкеевская СОШ» Тукаевского района РТ

План-конспект урока-лекции: «Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.»
Тип урока: урок-лекция
Структура урока:
1. Образовательные цели:
А) Познакомить строением периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева.
Б) Строение периодов, и расположение в них химических элементов.
В) Строение групп, и расположение в них химических элементов.
2. Развивающие цели:
А) Развивать знания о строение атома.
Б) Более четко развивать знания о веществах и их атомно строении.
3. Воспитательные цели:
А) Развивать любовь к науке химии.
Б) Воспитать любовь к труду.
В) Воспитать гордость к нашим ученым соотечественникам.
Оборудование: макет строения атома углерода, кислорода и водорода, кристаллическая решетка поваренной соли и воды, разновидности периодических таблиц, энциклопедия по химии.
Ход урока:
1) Изучение нового материала.
Ребята, сегодня мы познакомимся со строением периодической таблицы химических элементов. Уже давно были открыты множество химических элементов. И стояла цель перед учеными систематизировать и упорядочить эти элементы. Множество ученых трудились над этой проблемой, и они предложили свои периодические таблицы химических элементов. Я хочу вас познакомить с некоторыми из них.
Например:
1) Французский геолог и химик Александр Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа родился в Париже. После окончания в 1838 г. парижской Высшей Политехнической школы продолжил образование в Горной школе (Ecole des Mines). Закончив её, Шанкуртуа в 1840 г. начал путешествие с целью геологического описания Венгрии, Армении и Турции. С 1848 г. Шанкуртуа преподавал в высшей Горной школе, с 1852 г. – профессор геологии. В 1875 г. он стал Генеральным смотрителем горного дела Франции.
В качестве Генерального смотрителя горного дела Шанкуртуа предпринял ряд мер для обеспечения взрывобезопасности в шахтах. По его инициативе во Франции началось устройство сейсмических станций.

Винтовой график Шанкуртуа, 1862 г.
Как химик Шанкуртуа известен тем, что в 1862 г. предложил систематизацию химических элементов, основанную на закономерном изменении атомных масс – т. н. "земную спираль" (vis tellurique) или "цилиндр Бегуйе".
(Слайд №6)

2) Дж.Ньюлендс в 1864, анализируя все известные триады и расширяя по возможности их в семейства по 4–5 элементов, получил общую таблицу, что позволило ему предположить существование одного или двух неоткрытых элементов. Затем он перестроил классификацию элементов в порядке увеличения атомного веса и обнаружил периодическую повторяемость свойств у каждого восьмого элемента. К сожалению, Ньюлендс не оставил свободные места в таблице для неоткрытых элементов, а его предложение назвать новую таблицу законом октав встретило холодный прием.
(Слайд №7)
3) Лотар-Юлиус Мейер - немецкий химик, член-корреспондент Берлинской Академии наук (с 1888 г.). Родился в Фареле (Ольденбург). Учился в Вюрцбургском (до 1854 г.), Гейдельбергском и Кёнигсбергском университетах и в университете Бреслау (доктор философии, 1858 г.). С 1859 г. работал в университете Бреслау, с 1866 г. профессор университета в Эберсвальде, с 1868 г. Политехникума в Карлсруэ, с 1876 г. Тюбингенского университета.
Работы относятся к неорганической, органической и физической химии.
Исследовал газы крови (1854 г.), физические свойства углеводородов. Автор книги "Современные теории химии и их значение для химической статики" (1864 г.), в которой предпринял попытку дать систематику химических элементов.
После открытия Д. И. Менделеевым Периодического закона опубликовал (март 1870 г.) статью "Природа химических элементов как функция их атомных весов", в которой привел графическую кривую зависимости атомных объемов от атомной массы (кривая Мейера).
Иностранный чл.-кор. Петербургской АН (с 1890 г.).
(Слайд № 8)
4) Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – великий русский ученый-энциклопедист: химик, физик, технолог, педагог, геолог, метеоролог, метролог – обладал уникальным научным мышлением, совершенно невероятным образом предвидя результаты своей научной творческой деятельности. Член европейских академий наук и один из основателей Русского физико-химического общества, он писал: «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения».
По определению ЮНЕСКО в 1984-м юбилейном году Д.И. Менделеев был назван самым великим ученым всех времен и народов.
(Слайды № 9-12)

Более приемлемым получилась таблица Менделеева. Я хочу вас познакомить со строением этой таблицы. Она состоит из горизонтальных и вертикальных рядов. Горизонтальные ряды называются периодами. Периоды с восьмью или меньше элементами называются малыми периодами, а с восемнадцатью элементами называются большими периодами. Каждый период пронумерован с первой по седьмую. Номер периода показывает число энергетических уровней атома и место расположения в таблице.
Вертикальные ряды называются группами. Они разделены на два. На А и Б подгруппы. Их всего восемь. Номер группы показывает число электронов на последнем энергетическом уровне, место элемента в таблице и по номеру группы можно определить валентность химического элемента.
Изучая строение периодической таблицы, вытекают следующие закономерности.
1) Валентность высших оксидов элемента равно номеру группы.
2) С увеличением атомной массы в группе металлические свойства увеличиваются, а неметаллические свойства уменьшаются.
После открытия таблицы Менделеева прошло много лет, но ученые все еще предлагают варианты своих таблиц. Их более 1000. Если вы хотите подробнее узнать об остальных вариантах таблиц, можете перейти по этой ссылке:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

Я хочу закончить свою лекцию словами Д. И. Менделеева – великого русского ученого химика: «Когда я стал окончательно оформлять мою классификацию элементов, я написал на отдельных карточках каждый элемент и его соединения и за тем, расположив их в порядке групп и рядов, получил первую наглядную таблицу периодического закона. Но это был лишь заключительный аккорд, итог всего предыдущего труда…»
I I)Домашнее задание: прочитать параграф 36 и постарайтесь по ссылкам предложенным мной найти дополнительные материалы, можете так же подготовить выступление по материалам которые вы нашли из разных источников.

Используемая литература:

1. В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
2. П.Р. Таубе. От водорода до нобелия. – М.: «Высшая школа», 1961. – 330 с.
3. Химия: неорганич. химия: учебник для 8 кл. общеобразоват. уч./ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 12 – е изд. перер. – М.: Просвещение, 2011, - 176 с.
4. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль. Академия развития. 2008
Ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

У вас нет прав для создания комментариев.