«Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси».

Banner-3

joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 21
ПлохоОтлично 
МБОУ «Брюшлинская основная общеобразовательная школа»
Менделеевского муниципального района РТ

План –конспект урока по теме:
«Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси».

Смирнова Ирина Сергеевна
учитель химии и биологии

2013 год
Тема урока: «Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси».
Тип урока: УИНЗ, КУ.
Цель урока: изучить новый тип задач, сформулировать алгоритм решения задач на вычисление массы или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Задачи урока:
 образовательные: формировать умения учащихся вычислять массы или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси, повторить ключевые понятия: масса, объем, массовая и объемная доли; учить логически рассуждать при решении расчетных задач; закрепить умения пользоваться справочным материалом; заучить алгоритм решения расчетных задач;
 развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся; продолжить формирование мыслительных операций: сравнение, классификация, конкретизация, установление причинно-следственных связей, вариативность; развитие речи, внимания, памяти; побудить учеников к применению полученных знаний в нестандартных, новых для них ситуациях;
 воспитательные: продолжить воспитание отношения к химии как к экспериментальной науке; формирование познавательных, эмоциональных и социальных мотивов обучения; воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, трудолюбия, аккуратности.
Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева, инструктивные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. (2-3 мин.)
II. Актуализация знаний. Подготовка к решению задач. (8-10 мин.)
Учитель: в 8 классе мы уже знакомились с такими понятиями, как «массовая доля», «объемная доля».
Далее учащимся предлагается – дать определения понятиям, привести примеры.
Беседа.
Учащиеся отмечают, что даже самые простые растворы состоят из двух компонентов. Один из компонентов раствора – растворитель. Самый простой пример: природная вода никогда не бывает совершенно чистой. Существует жесткая вода, которая содержит много солей кальция и магния. Жесткая вода дает мало пены с мылом, а на стенках котлов и чайников при ее кипячении образуется накипь . Жесткость воды зависит от количества растворенных в ней солей. Содержание растворенного вещества в растворе выражают с помощью ее массовой доли.
Масса раствора складывается из массы растворителя и массы растворенного вещества, т. е.:
m(раствора) = m(растворителя) + m(растворенного вещества).(Учитель записывает формулы на доске, комментируя. К примеру, массовая доля растворенного вещества равна 0,1, или 10%. Следовательно, оставшиеся 0,9, или 90%, – это массовая доля растворителя).

Аналогично массовой доле определяется и объемная доля газообразного вещества в газовой смеси, обозначаемая греческой буквой фи

III. Решение задач на вычисление массы или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси(20 мин).
Мы с вами пришли к такому выводу: в природе, технике и в быту мы не найдем химически чистых веществ: они всегда содержат определенную долю примесей. Очевидно, что эта доля также может быть найдена как отношение соответствующих величин друг к другу. Обозначим массовую долю примесей в веществе W(пр.), а массу примесей – m(пр.), тогда получим уравнение:
W(пр.) = m(пр.) / m
Обычно примеси составляют небольшую по величине долю; основная часть по массе приходится на чистое вещество, поэтому следует ввести понятие о массовой доле чистого вещества – W(ч.в.) , которая равна
W(ч.в.) = 100% - W(пр.);
W(ч.в.) = 1 - W(пр.);
W(ч.в.) = m(ч.в.) / m,
где m(ч.в.) – масса чистого вещества.

Учитель раздает учащимся инструктивные карточки с алгоритмом решения, затем выписывает формулы, объясняет план решения задачи.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССЫ (ОБЪЕМ ) ПРОДУКТА РЕАКЦИИ ПО ИЗВЕСТНОЙ МАССЕ (ОБЪЕМУ) ИСХОДНОГО ВЕЩЕСТВА, СОДЕРЖАЩЕГО ПРИМЕСИ. (ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА)

Условие задачи. Из вещества А массой х граммов и содержащего у % примесей получили вещество С. Найдите массу (или объём) образовавшегося вещества С.

Дано:
mзагр. (A) = x г.
w (примесей)= у %
______________
m (С) - ?

Решение.
m загр= х г ? г

a A + b B = c C
а моль с моль

1. Записываем формулы, на которые будем опираться в ходе решения.
ν = m/M
ν = V/Vm
W(ч.в-ва) = (m(ч.в-ва) х 100% )/mсмеми
2. Находим молярные массы подчеркнутых веществ.
[ М ] = г/моль.
3. Найдем массовую долю чистого вещества:
w (ч. в-ва) = 100 - w (примесей)
4. Находим массу чистого вещества:
mчист. в-ва (А) = (W чист. в-ва (А) х mзагр.) / 100%
5. Находим количество вещества А:
n (А) = mчист(А) / М (А) ; (моль)
6. Находим количество вещества С, используя уравнение химической реакции:
n(А) / n (С) = а / с ,
следовательно, n (С) = n(А) с / а; (моль)
7. Находим массу (или объём) вещества С:
m© = n (С) M ©.
Ответ:

Рассмотрим конкретный пример.
Задача: Вычислить объём оксида углерода (IV), получившегося при обжиге 300 г известняка (СаСО3), содержащего 10 % примесей.

Оформим в виде таблицы.

1. Записываем краткое условие задачи Дано:
W примесей = 10%
m известняка = 300 г
_____________________
Найти:
V(CO2) = ?
2. Рассчитать массу чистого СаСО3, содержащегося в известняке. w(CaCO3) = 100% - 10% = 90% или 0,9;
m(CaCO3) = m (известняка)×W(CaCO3)= 300×0,9=270 г
3. Находим по ПСХЭ молярные массы M(CaCO3) = 40 +12 + 3 • 16 = 100 г/моль
4. Находим количество вещества реагента по формулам


ν(CaCO3) = 270 г / 100(г/моль) = 2,7 моль
5. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.
Под формулами напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции. СаСО3 = СаО + СО2
1 моль 1 моль
6. По УХР вычисляем количество вещества и объём продукта реакции По УХР:
ν(СаСО3)/ ν(СО2) = 1/1, следовательно,
ν(СО2) = 2,7 моль
V(СО2) = ν • Vm = 2,7 моль ×22,4 л/моль =60,48 л

IV. Ответы на вопросы учащихся (4-5мин.)
V. Закрепление (7-8 мин.)
После рассмотрения основного материала, закрепляем данную тему решением следующей задачи:
Решают самостоятельно.
Какой объём углекислого газа выделится при обжиге известняка массой 200 г, содержащего 10% примесей?

VI. Домашнее задание:
Задача 1 с.70, задача 1 с.90 (учеб. Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана).

Литература:
1. Горковенко М. Ю. Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С. Гузея и др., Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. – М. : «ВАКО», 2004 - 368 с.
2. Турчен Д. Н. Химия. Расчетные задачи. – М.: Издателсьво «Экзамен», 2009 – 399 с.
3. http://ref.rushkolnik.ru/v32768/ - Принцип межпредметных связей при решении химических задач. Разбор основных способов решения расчетных задач
4. https://sites.google.com/site/himulacom/home - Урок №43. Решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси.

У вас нет прав для создания комментариев.