Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чалпинская cредняя общеобразовательная школа»Азнакаевского муниципального района РТ

МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ

Димухамитова Лилия Сагидулловна
- учительница химии географии

2013 уч. год

ТЕМА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ
ЦЕЛЬ: уметь определять принадлежность веществ к металлам и неметаллам.
РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с химическими реактивами и оборудованием;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: содействовать развитию материалистического мировоззрения; показать, что взаимопревращаемость химических веществ служит доказательством их материального единства.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа с демонстрационными опытами.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: частично – исследовательский (лабораторные опыты), объяснительно-иллюстративный, мультимедийный.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ образцы металлов в виде пластинок, проволоки, стружки, изделий; образцы неметаллов (йод, бром, графит, сера, фосфор, уголь), кристаллические решетки (модели) алмаза и графита; прибор для изучения электропроводности.
Элементы содержания: простые вещества (металлы и неметаллы).
Ход урока
Объяснение материала в форме эвристической беседы.
Учитель демонстрирует классу алюминиевую пластинкуили металлический гвоздь и спрашивает:
– Металл это или неметалл? (Ответ: металл.)
– По каким признакам вы это определили? (Металлический блеск, пластичность.)
Действительно, только металлам присуща пластичность – способность деформироваться, но не разрушаться под действием внешних сил. Учитель демонстрирует проволоку и изделия из металла разной формы.
Учитель демонстрирует с помощью прибора электропроводность металла. Сообщает, что наилучшей электропроводностью обладает серебро, а самой высокой пластичностью золото. Металлы также теплопроводны, поэтому из них делают посуду, батареи.
Все эти свойства металлов объясняются наличием свободных электронов («электронного газа») в кристаллах.
В Периодической системе металлам соответствует большая часть элементов. Они расположены во всех побочных подгруппах, а также в главных подгруппах слева от диагонали B – At.
Металлы – важнейшие конструкционные материалы, невозможно представить нашу цивилизацию без металлических изделий. Давайте представим на одну минуту, что на Земле нет металлов. Каких бы достижений цивилизации тогда не стало бы?
А теперь перейдем к неметаллам. Они называются так, потому что не обладают совокупностью физических свойств металлов. Давайте рассмотрим серу, фосфор, бром, уголь. Есть ли у них общие свойства? Проверим наличие электропроводности у серы, фосфора и угля. Ее нет.
Неметаллы по физическим свойствам неоднородны: среди них есть газы, жидкости, твердые вещества с разными цветами. Они, как правило, хрупкие в твердом состоянии, большинство не проводит ток, имеют низкую теплопроводность. Есть и исключение из этого правила.
Дело в том, что у неметаллов существует явление аллотропии.
Аллотропия – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.
Так, например, элемент кислород образует простое вещество кислород с формулой О2 и простое вещество озон с формулой О3.
Рассмотрим эти вещества в сравнении.
О2 О3
1. Агрегатное
состояние
(при обычных
условиях) газ газ
2. Цвет бесцветный голубой
3. Запах не имеет резкий запах
4. Растворимость плохо растворим
в воде растворяется в 10 раз
лучше, чем О2
5. Температура
кипения – 182,9°С – 111,9°С
6. Устойчивость
молекул устойчива не устойчива
Очевидно, что это разные вещества. В чем причина различия их свойств? Причина – в составе молекулы.
Другой пример аллотропии – белый и красный фосфор. Белый фосфор имеет молекулярное строение, его молекулы состоят из 4 атомов – Р4. Это мягкое белое вещество, которое светится в темноте и способно самовоспламеняться. Красный фосфор не светится в темноте и не самовоспламеняется. Это аморфное вещество, молекулы его не имеют определенного состава.
Еще один пример – алмаз и графит (демонстрация кристаллических решеток). Алмаз – одно из самых твердых веществ на Земле, графит – мягкий; алмаз – прозрачный, графит – нет; алмаз – бесцветный, графит – серый; алмаз не проводит ток, графит – электропроводен. Причина аллотропии в этом случае – разное строение кристаллических решеток.
Давайте поближе рассмотрим графит – он имеет металлический блеск. Исследуем электропроводность – он проводит ток. Этими свойствами он похож на металл. Сходство с металлом имеет и кристаллический кремний, используемый в солнечных батарейках.
Сейчас я вам покажу вещество. А вы определите, металл это или неметалл. Учитель демонстрирует кристаллы йода. Учащиеся сомневаются. Как это проверить?
Можно проверить электропроводность. Ее нет. Как еще можно было доказать, что это неметалл?
Проверить пластичность: ударить по кристаллу вещества молотком и посмотреть, деформируется или рассыпается кристалл. Это вещество – йод, который вы привыкли видеть в виде спиртового раствора.
Некоторые вещества занимают пограничное положение между металлами и неметаллами. Например, олово в виде одной из своих аллотропных модификаций – белое олово – металл, а при t < 13°С становится серым порошком, не облада-ющим металлическими свойствами.
Итак, сделаем вывод: между металлами и неметаллами нет резких границ.
Домашнее задание: § 13, 14