Доклад: Воспитание и социальная адаптация учащихся в процессе организации внеклассной работы
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Азнакаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

«Воспитание и социальная адаптация учащихся
в процессе организации внеклассной работы»

Фасахова Регина Фирдависовна
педагог-организатор, 1 квалификационная категория

2013 год.


Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
А вот социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, т.е это один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Трудовая и бытовая адаптации выпускников коррекционной школы далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждевенчекие настроения. У детей из неблагополучных семей налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом.
Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также с состоянием обучения и воспитания в школе. Поэтому большое значение в нашей школе, мы придаём занятиям по социально – бытовой ориентировке. Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке. Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. И, тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющиеся умения и организовать приобретение новых, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.
Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. Я продумывают сценарии праздников, учитывая возможности наших учеников, подбираю конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.
В организации воспитательной работы большое место уделяется занятиям дополнительного образования. В школе работают кружки: «Соловушка» и «Умелые руки», «Театр и мы», «Вдохновение», где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, танцевать и мастерить. Наши дети не раз выступают во многих мероприятиях не только внутри школы, но и на районном масштабе.
Особенно большое значение для социально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении воспитателями младших классов ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
-как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
-как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (по сезонно)
-уход за обувью и её сушка после прогулок;
-качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
-навыки гигиены и т.д.
Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у детей достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Так же к основным направлениям работы по социальной адаптации следует отнести следующее: Это безопасность жизни. В школе систематически проводятся классные часы по ПДД, в сентябре месяца прошла неделя ПДД, где дети изучали и закрепляли правила поведения на дорогах, на мероприятиях по пожарной безопасности дети учатся правильно вести себя при сигналах «Пожар» и т.д.
На уроках этики дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, есть темы, которые сообщают знания о семье и семейных отношениях.
На уроках естествознания дети усваивают приемы содержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту.
Для социальной адаптации учащихся большое значение имеет профессиональное обучение учащихся, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашей школы профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Т.к. программа по трудовому обучению хорошо приспособлена для профессиональных навыков (даёт знания и умения).
Учащиеся старших классов под руководством учителей труда оказывают большую помощь школе: собирают, ремонтируют мебель и т.д.
Социальная среда, в которой придется жить выпускникам специальной (коррекционной) школы VIII вида, предъявляет к личности человека с нарушением интеллекта определенные требования, соблюдение которых позволяет ему жить и работать в коллективе, создавать семью. Для успешной социально-бытовой и трудовой адаптации выпускников кроме приобретения определенного круга знаний и умений по общеобразовательным предметам и труду, чрезвычайно важно уметь правильно контактировать с окружающими людьми. Без этого не могут быть налажены взаимоотношения между людьми, их совместная трудовая деятельность. Данная задача решается в ходе всего учебно-воспитательного процесса на протяжении пребывания ребенка в условиях школы. Это становится возможным лишь при реализации ряда принципов коррекционно-развивающего обучения, в первую очередь такого, как комплексный подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь обучения, воспитания и всех сторон жизнедеятельности школы. Важен также принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально – бытовых знаний и умений учащихся; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками. Обязательным условием является практическая направленность социально – бытовой ориентировки школьников, вариативность содержания и форм педагогического воздействия на учащихся, учет их индивидуальных и типологических особенностей.
Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно много приложить усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.

Библиография
1. Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. М., «Владос», 2010.
2. Матвеева Н. Б., Погостина Е. С. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004. № 3.с.47-54.
3. Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009.№1.с.13-20.

У вас нет прав для создания комментариев.