Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
 

ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»

 

 

 

 

Проектная работа

«Организация туристко-краеведческого объединения в рамках реализации внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

БухаловаГильсиряМинтаировна

ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»

 Спасский район

ЛатыповаЭльвинаЮнусовна

МБОУ «Осиновская гимназия им. С.К. Гиматдинова»

Зеленодольский район

Щербакова Светлана Николаевна

МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа»

Спасский район

 

                                           2014


Оглавление

  1. 1.    Введение…………………………………………………………………3
  2. 2.     Анализ проблемы………………………………………………………3
  3. 3.     Актуальность проекта…………………………………………………3-4
    1. 4.      Цель и задачи проекта…………………………………………………
      1. Введение
    2. 4.     Цель и задачи проекта
      1. a.     Объект исследования: внеурочная деятельность по туристско-краеведческой деятельности.
      2. b.    Предмет исследования: программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческой деятельности.
    3. 5.     Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Проблемы школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. Справиться с проблемами может только педагогический коллектив школы, который опирается на совокупность идей, взглядов, принципов, составляющих определённую концепцию, объединяющих профессионалов в коллектив единомышленников.

Для педагога всегда принципиальную важность имела формулировка целей воспитания. Сегодня нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания. Появляются новые формулировки: индивидуальное профилирование, компетентностный подход, мониторинг, критическое мышление, проектное обучение, инновационные методы. А цели прописаны так: подготовить личность, способную адаптироваться, самоопределиться и самореализоваться в социокультурной среде. Красиво, умно, но непонятно. В этих условиях единственный выход - обратиться к "разумному, доброму, вечному", к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.  Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности, и нет оснований и сегодня отказываться от неё как от сверхцели.

2. Анализ проблемы

Происходящие в российском обществе перемены определяют необходимость создания социально-педагогических условий модернизации системы детского туризма и развития физической культуры в региональной системе дополнительного образования. Нормативную основу и стратегические задачи развития этого направления определяют такие основополагающие документы, как приоритетные национальные проекты по образованию и здравоохранению, предложенные в свое время Президентом России В.В. Путиным.

В современном обществе и знания, и физическая культура становятся ресурсом экономики. Формируется устойчивый запрос на личность активную и свободную, здоровую и инициативную, интеллектуально и физически развитую, творческую и исповедующую здоровый образ жизни в современном социуме.

3. Актуальность проекта

Психолого-педагогические и валеологические исследования последних десятилетий позволили выявить противоречия между возросшими требованиями к профессиональной культуре, включающей физическую культуру, будущих менеджеров сферы туризма и их неготовностью осуществлять полноценное валеологическое самообразование в связи с резкими обострениями в последнее время проблемы здоровья всех групп населения.

Несмотря на то, что в последний год несколько снизилась смертность и увеличилась рождаемость населения России, проблема улучшения здоровья нации, особенно подрастающего поколения, остается актуальной.

По данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны: общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентов; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента; из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых. По оценкам специалистов демографическая ситуация в России, несмотря на некоторые позитивные изменения, остается сложной. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков школьного возраста в 2007-2008 годах сохранялись. Общая заболеваемость детей по сравнению с 2002 годом увеличилась на 9,0%, а подростков - на 12%.

Смена репродуктивной модели дополнительного образования на творческую, личностно-ориентированную, смещение целей образования на развитие  личности, ее творческих сил и способностей, децентрализация системы дополнительного образования, введение вариативности и дифференциации образования заставляют образовательные учреждения в отдельности и систему дополнительного образования в целом ориентироваться как на сохранение и повышение качества образования, соответствующего современным требованиям, так и на запросы потребителей образовательных услуг. Создавшаяся ситуация побуждает рассмотреть проблему развития' физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, которая является  одним из важных факторов, способствующих удовлетворению потребностей и ожиданий различных социальных групп населения в качественном обучении, воспитании и развитии; обеспечивающих права ребенка на полноценное здоровье формирующее образование.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, развития физической культуры обучающихся это комплексная проблема, отражающая взаимосвязь физического, психического, социального и духовного в человеке. Социальный заказ на развитие физической культуры человека, трудовой и репродуктивной достаточности должен быть адресован педагогической общественности, членам семьи, профессиональным и трудовым коллективам, работникам культуры. При этом развитие физической культуры нации — в первую очередь педагогическая проблема и необходима разработка механизмов повышения качества здоровье формирующего образования.

Таким образом, актуальность нашего проекта определяется его теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость  проекта  обусловлена необходимостью совершенствования теории развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности для целей дополнительного здоровьеформирующегообразования. Практическая значимость в изменившихся социально-экономических условиях определяется насущной необходимостью развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, направленной в первую очередь на дополнительное здоровьеформирующее образование.

Результаты исследований, направленные на поиск путей социализации и профессионального самоопределения подростков в сфере туризма и спорта плодотворно исследовалась в трудах ученых педагогов (С.Я.Батышева, В.Ф.Витиныпа, И.П.Волкова, Н.Н.Дьяченко, Н.Н.Захарова, В.А.Кальней, Е.А.Климова, А.М.Новикова, Е.С.Романовой и др.), в диссертациях (Л.В.Балтовского, Н.В.Гарашкиной, Н.Н.Гордеевой, И.Н.Ивановой и др.).

Основоположники советской системы внешкольной работы достаточно подробно разработали общетеоретические и практические вопросы содержания и организации внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования детей и подростков. Этому посвящены труды    (Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинского, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского), публикации последних лет (А.И.Бруднова, М.Б.Коваль, Ю.С.Константинова, А.А.Остапца-Свешникова, В.И.Панова, П.И.Савенок, А.Б.Фоминой и др.), диссертации (Л.Н.Буйловой, Л.И.Кочуковой, С.Ю.Михина, М.Н.Рахматовой, С.В.СальцевойМ.А.Углицкой и др.).

Важные для нашего проекта теоретические положения разработаны в трудах В.А.Квартальнова, И.В.Зорина и других ученых, работающих в Российской международной академии туризма. Однако исследований по развитию физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности для целей дополнительного здоровьеформирующего образования в современных условиях недостаточно. В научном плане не нашли отражения проблемы реализации спроса на те или иные образовательные услуги, связанные с необходимостью быстрого реагирования на изменение внешней среды, в том числе в здоровьеформирующем образования. В этой связи малоизученными остаются вопросы моделирования процедур развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, в частности, касающиеся организации здоровьеформирующего образования в современных условиях. В связи с чем возникла идея создать проект, который включает в себя изучение и обобщение опыта создания туристско-краеведческих клубов, объединений, внедрение новых кружков, анкетирование учащихся, проведение бесед и т.д

Цель проекта: разработать и реализовать программу туристско-краеведческого объединения в рамках внеурочной деятельности

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС к организации внеурочной деятельности в рамках образовательного учреждения.

2. Определить структуру программы внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению в соответствии с ФГОС.

3. Разработать план работы данного объединения в рамках  программы внеурочной деятельности.

4. Разработать систему ресурсного обеспечения программы по реализации туристско-краеведческого объединения.

5.Привлечь учащихся к активной деятельности туристско-краеведческого объединения.

6. Реализовать работу объединения в практике внеурочной деятельности и оценить его эффективность для учащихся.

Целевая группа проекта: учащиеся   среднего звена  (5-7 классы)

Одним из направлений воспитательной работы в школе является туристско-краеведческая деятельность. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики Я.Д.Ушинский

Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь туристско-краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу.

Роль краеведческой работы в общей системе воспитания, её место в теории образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему. В чём же воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности

         Физическое воспитание.

Как и всякий вид спорта, туризм решает следующие задачи: пропаганда здорового образа жизни, знакомство с основами валеологии укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, стремление к физическому совершенству, выработка двигательных умений и навыков.

Нравственное воспитание.

Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину и национальность, человек теряет себя, своё лицо. Вот почему ещё А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский завещали нам при всех обстоятельствах - радостных, драматических и даже печальных - любить и строить Россию! Как известно, понятие "Родина" имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Любовь к Родине начинается с изучения ровного края, поэтому лет более сильного и верного средства для воспитания патриотизма как туристско-краеведческая деятельность.

 Умственное воспитание.

Умственное воспитание включает в себя то обязательное, что даёт основание школьнику включиться в самостоятельную жизнь, совершенствовать себя, свой ум, свои дарования. Систематически проводимая и хорошо продуманная туристско-краеведческая работа способствует усвоению учащимися основ таких наук, как метеорология, картография, минералогия, гидрология, геология, почвоведение, фенология, археология и других наук, которые расширяют общенаучный кругозор школьников

         Экологическое воспитание.

Туристские походы и путешествия должны стать школой бережного отношения к природе, способствовать природоохранным взглядам в обществе. В походе юные туристы приобретают практические навыки в охране природы. Учащиеся, которые занимаются туризмом, как правило, не наносят вреда природе, всегда помнят, что природа очень ранима. В своей основе туризм стимулирует охрану природы в двух направлениях. Во-первых, несёт защиту от отрицательных изменений, связанных с эксплуатацией земли, вод, растительности. Во-вторых, путём активной общественно полезной работы, которую ведут туристы по охране и восстановлению природы.

Трудовое воспитание.

Труд - основа жизни человека, посредством труда человек выделился из царства животных.  В настоящее время всё чаще можно услышать, что современная молодёжь ленива, развито иждивенчество. Туризм исключает такие настроения, ведь туристу необходимо иметь много навыков, чтобы поход прошёл благополучно и доставил удовольствие. Это навыки по самообслуживанию, умению готовить пищу, разбить бивак, обращаться с топором, лопатой и многое другое без чего просто не обойтись. Необходимы и специальные умения по наблюдению за природными явлениями, по сбору краеведческого материала. Кроме того,  юные туристы-краеведы обычно ведут в походах общественно полезную работу. Именно этот труд на пользу людям наиболее эффективен в нравственном отношении.

Эстетическое воспитание.

Общение с природой способствует развитию чувств в области прекрасного, способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни. Природа - это источник красоты, доброты, познания, источник воздуха, воды, пищи. Человек часть природы, может быть поэтому, общаясь с природой, мы испытываем эмоциональное удовлетворение. Красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает чувства. В понятие "гармоничный человек" входит представление о гармонии данной личности с его родной природой. О большом воспитывающем влиянии общения с природой в эстетическом воспитании говорит тот факт, что ребята, увлекающиеся туризмом любят песни у костра, многие играют на гитаре, пишут стихи, песни, красиво рисуют. Природа - это великая сила, влияния на души, сердца, умы!

 Социальное воспитание.

Туристско-краеведческая деятельность помогает педагогу широко использовать личностный подход в воспитании. В условиях туристско-краеведческой работы у учащихся появляется потребность и возможность для самовоспитания и самоопределения. Именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств.  Но вместе с тем поход - это дело коллективное. Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися. Члены группы быстро адаптируются в меняющемся мире, у них есть возможность и потребность для самореализации.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что хорошо и правильно организованная туристско-краеведческая работа в школе помогает решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения

5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта 2 учебных года

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (с 15 августа по 15 сентября)

II этап – основной (с 15 сентября по 15 февраля)

III этап -   заключительный (с 15 февраля по 15 мая )

Программа проектных мероприятий

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

 

Подготовительный  этап

     

1

Беседа с будущим руководителем  кружка

школа

август

директор,

зам.дир. по ВР

2

«Ты –турист, а это значит..»- анкетирование  учащихся 5-7 кл.

школа

сентябрь

кл.рук.-ли

3

 « Туризм – это жизнь!»- беседа с учащимися, показ видеоролика  о  кружке «Юный турист» на общем родительском собрании , с целью агитации

школа

сентябрь

Руководитель кружка

4

«Посмотри, как хорош - край в котором ты живешь!» Первый сбор группы, экскурсия в  лес

Лес вблизи села

октябрь

Руководитель кружка

5

Активное участие в акции

« Спасем леса России!»

(расчистка леса от мусора,преодолевание «проблем» при очистке.

Лес вблизи села

октябрь

Руководитель кружка ,

педагог-организатор

6

Подготовка и участие в КВНе

 « Все о крае и туризме»

школа

Ноябрь -декабрь

Руководитель кружка,все участники проекта

7

Фотофакт « Я – турист»

Фойе 2 этажа

Февраль-март

Педагог-организатор

8

Конкурс на лучшую разработку    маршрута туристов

школа

апрель

Все участники проекта

9

Школьный конкурс  «Лучший турист школы»

Спортпло-щадка

май

Все участники проекта

10

Участие в муниципальных и республиканских конкурсах  туристско–краеведческого направления

Район, республика

в течение года

Руководитель проекта

6. Бюджет проекта

Условия

Необходимо

Имеется

Источ-ники

Сроки

Нормативно-правовые:

1.     Приказ по школе «О работе кружка»

2. Утверждение графика кружковой работы

3. Локальный акт по кружковой работе

4.Договор со спонсорами

Назначение руководи-теля кружков

Положение о работе кружков.

 

август

Материально-технические:

1.Помещение для занятий

2.Спортинвентарь

Подобрать помещение.

Приобрести необходимый инвентарь

Актовый зал, кабинет №1, спортзал

 

в течение года

Кадровые:

1.Руководитель проекта

2.Руководитель кружка

3.Педагог-организатор

Назначение ответствен-ных и определениеихобязаннос-тей

Штатные единицы

 

август

Научно-методические:

  1.      Методическая литература
  2.      Программы кружков
  3.      Создание сайта
  4.      Газеты
  5.      Журналы
  6.      Радио.
  7.      Телевидение.
  8.      Награждение победителей конкурсов
  9.      Заметки в газету о победителях
  10.      Организация и участие в  спортивных конкурсах различного уровня
  11.      Организация  выездов учащихся в лесные зоны за счет спонсорской помощи, а так же школьного автобуса
  12.      Выступления на общественных мероприятиях.
  13.      Смета расходов

Отбор учебного материала для эффективно-го развития физической культуры обучающих-ся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

Утверждение программы  директором ОУ.

 

сентябрь

Информационные:

Выступле-ние по радио, телевидении, публикации в газетах и журналах, разработка сайта проекта.

Сайт школы.

 

В течение года.

Мотивационные:

Подготовка к конкурсам.

Демонстра-ция видеоролика с участием ребят

Видеоролик

 

В течение года.

Организационные:

Проведение занятий, участие в конкурсах.

   

В течение года.

Финансовые:

Разработать смету расходов.

   

В течение года.

 

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта:

    К концу  проекта учащиеся должны иметь следующие знания, умения и навыки.

 -эффективно  развить физическую культуру обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности физического и психического здоровья школьников. Эффект  должен выразиться в высоком качестве обучения, повышенном уровне умственной и физической работоспособности, улучшенном психическом состоянии, меньшем количестве дней пропущенных по болезни школьниками

Знания:

- знать основы  туризма;

- знать  туристско–краеведческого направления;

 -  правила  техники безопасности 

умения:

 - уметь вести себя в экстремальных ситуациях на территории  как лесных , так и  горно-скалистых местностях ; 

 - уметь пользоваться спортинвентарем;

- уметь ориентироваться на местности по карте.

 

7.1 Прогнозируемые социальные эффекты

1

2

Стейкхолдеры

Социальные эффекты

Учредитель

 

Обучающиеся

 

Родители

 

Педагогический коллектив

 

Партнеры

 

 7.2 Экономическая эффективность проекта

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

 

 

 

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

 

1

2

3

Критерий эффективности

Условие (%)

Измеритель

 

 

 

 

Заключение

Список использованных документов и источников информации

Глоссарий

Приложения