ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»
Проектная работа
«Организация туристко-краеведческого объединения в рамках реализации внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»
Авторы проекта:
БухаловаГильсиряМинтаировна
ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»
Спасский район
ЛатыповаЭльвинаЮнусовна
МБОУ «Осиновская гимназия им. С.К. Гиматдинова»
Зеленодольский район
Щербакова Светлана Николаевна
МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа»
Спасский район
2014
Оглавление
Проблемы школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. Справиться с проблемами может только педагогический коллектив школы, который опирается на совокупность идей, взглядов, принципов, составляющих определённую концепцию, объединяющих профессионалов в коллектив единомышленников.
Для педагога всегда принципиальную важность имела формулировка целей воспитания. Сегодня нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания. Появляются новые формулировки: индивидуальное профилирование, компетентностный подход, мониторинг, критическое мышление, проектное обучение, инновационные методы. А цели прописаны так: подготовить личность, способную адаптироваться, самоопределиться и самореализоваться в социокультурной среде. Красиво, умно, но непонятно. В этих условиях единственный выход - обратиться к "разумному, доброму, вечному", к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности, и нет оснований и сегодня отказываться от неё как от сверхцели.
2. Анализ проблемы
Происходящие в российском обществе перемены определяют необходимость создания социально-педагогических условий модернизации системы детского туризма и развития физической культуры в региональной системе дополнительного образования. Нормативную основу и стратегические задачи развития этого направления определяют такие основополагающие документы, как приоритетные национальные проекты по образованию и здравоохранению, предложенные в свое время Президентом России В.В. Путиным.
В современном обществе и знания, и физическая культура становятся ресурсом экономики. Формируется устойчивый запрос на личность активную и свободную, здоровую и инициативную, интеллектуально и физически развитую, творческую и исповедующую здоровый образ жизни в современном социуме.
3. Актуальность проекта
Психолого-педагогические и валеологические исследования последних десятилетий позволили выявить противоречия между возросшими требованиями к профессиональной культуре, включающей физическую культуру, будущих менеджеров сферы туризма и их неготовностью осуществлять полноценное валеологическое самообразование в связи с резкими обострениями в последнее время проблемы здоровья всех групп населения.
Несмотря на то, что в последний год несколько снизилась смертность и увеличилась рождаемость населения России, проблема улучшения здоровья нации, особенно подрастающего поколения, остается актуальной.
По данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны: общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентов; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента; из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых. По оценкам специалистов демографическая ситуация в России, несмотря на некоторые позитивные изменения, остается сложной. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков школьного возраста в 2007-2008 годах сохранялись. Общая заболеваемость детей по сравнению с 2002 годом увеличилась на 9,0%, а подростков - на 12%.
Смена репродуктивной модели дополнительного образования на творческую, личностно-ориентированную, смещение целей образования на развитие личности, ее творческих сил и способностей, децентрализация системы дополнительного образования, введение вариативности и дифференциации образования заставляют образовательные учреждения в отдельности и систему дополнительного образования в целом ориентироваться как на сохранение и повышение качества образования, соответствующего современным требованиям, так и на запросы потребителей образовательных услуг. Создавшаяся ситуация побуждает рассмотреть проблему развития' физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, которая является одним из важных факторов, способствующих удовлетворению потребностей и ожиданий различных социальных групп населения в качественном обучении, воспитании и развитии; обеспечивающих права ребенка на полноценное здоровье формирующее образование.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, развития физической культуры обучающихся это комплексная проблема, отражающая взаимосвязь физического, психического, социального и духовного в человеке. Социальный заказ на развитие физической культуры человека, трудовой и репродуктивной достаточности должен быть адресован педагогической общественности, членам семьи, профессиональным и трудовым коллективам, работникам культуры. При этом развитие физической культуры нации — в первую очередь педагогическая проблема и необходима разработка механизмов повышения качества здоровье формирующего образования.
Таким образом, актуальность нашего проекта определяется его теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость проекта обусловлена необходимостью совершенствования теории развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности для целей дополнительного здоровьеформирующегообразования. Практическая значимость в изменившихся социально-экономических условиях определяется насущной необходимостью развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, направленной в первую очередь на дополнительное здоровьеформирующее образование.
Результаты исследований, направленные на поиск путей социализации и профессионального самоопределения подростков в сфере туризма и спорта плодотворно исследовалась в трудах ученых педагогов (С.Я.Батышева, В.Ф.Витиныпа, И.П.Волкова, Н.Н.Дьяченко, Н.Н.Захарова, В.А.Кальней, Е.А.Климова, А.М.Новикова, Е.С.Романовой и др.), в диссертациях (Л.В.Балтовского, Н.В.Гарашкиной, Н.Н.Гордеевой, И.Н.Ивановой и др.).
Основоположники советской системы внешкольной работы достаточно подробно разработали общетеоретические и практические вопросы содержания и организации внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования детей и подростков. Этому посвящены труды (Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинского, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского), публикации последних лет (А.И.Бруднова, М.Б.Коваль, Ю.С.Константинова, А.А.Остапца-Свешникова, В.И.Панова, П.И.Савенок, А.Б.Фоминой и др.), диссертации (Л.Н.Буйловой, Л.И.Кочуковой, С.Ю.Михина, М.Н.Рахматовой, С.В.СальцевойМ.А.Углицкой и др.).
Важные для нашего проекта теоретические положения разработаны в трудах В.А.Квартальнова, И.В.Зорина и других ученых, работающих в Российской международной академии туризма. Однако исследований по развитию физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности для целей дополнительного здоровьеформирующего образования в современных условиях недостаточно. В научном плане не нашли отражения проблемы реализации спроса на те или иные образовательные услуги, связанные с необходимостью быстрого реагирования на изменение внешней среды, в том числе в здоровьеформирующем образования. В этой связи малоизученными остаются вопросы моделирования процедур развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, в частности, касающиеся организации здоровьеформирующего образования в современных условиях. В связи с чем возникла идея создать проект, который включает в себя изучение и обобщение опыта создания туристско-краеведческих клубов, объединений, внедрение новых кружков, анкетирование учащихся, проведение бесед и т.д
Цель проекта: разработать и реализовать программу туристско-краеведческого объединения в рамках внеурочной деятельности
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к организации внеурочной деятельности в рамках образовательного учреждения.
2. Определить структуру программы внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению в соответствии с ФГОС.
3. Разработать план работы данного объединения в рамках программы внеурочной деятельности.
4. Разработать систему ресурсного обеспечения программы по реализации туристско-краеведческого объединения.
5.Привлечь учащихся к активной деятельности туристско-краеведческого объединения.
6. Реализовать работу объединения в практике внеурочной деятельности и оценить его эффективность для учащихся.
Целевая группа проекта: учащиеся среднего звена (5-7 классы)
Одним из направлений воспитательной работы в школе является туристско-краеведческая деятельность. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики Я.Д.Ушинский
Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь туристско-краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу.
Роль краеведческой работы в общей системе воспитания, её место в теории образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему. В чём же воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности
Физическое воспитание.
Как и всякий вид спорта, туризм решает следующие задачи: пропаганда здорового образа жизни, знакомство с основами валеологии укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, стремление к физическому совершенству, выработка двигательных умений и навыков.
Нравственное воспитание.
Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину и национальность, человек теряет себя, своё лицо. Вот почему ещё А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский завещали нам при всех обстоятельствах - радостных, драматических и даже печальных - любить и строить Россию! Как известно, понятие "Родина" имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Любовь к Родине начинается с изучения ровного края, поэтому лет более сильного и верного средства для воспитания патриотизма как туристско-краеведческая деятельность.
Умственное воспитание.
Умственное воспитание включает в себя то обязательное, что даёт основание школьнику включиться в самостоятельную жизнь, совершенствовать себя, свой ум, свои дарования. Систематически проводимая и хорошо продуманная туристско-краеведческая работа способствует усвоению учащимися основ таких наук, как метеорология, картография, минералогия, гидрология, геология, почвоведение, фенология, археология и других наук, которые расширяют общенаучный кругозор школьников
Экологическое воспитание.
Туристские походы и путешествия должны стать школой бережного отношения к природе, способствовать природоохранным взглядам в обществе. В походе юные туристы приобретают практические навыки в охране природы. Учащиеся, которые занимаются туризмом, как правило, не наносят вреда природе, всегда помнят, что природа очень ранима. В своей основе туризм стимулирует охрану природы в двух направлениях. Во-первых, несёт защиту от отрицательных изменений, связанных с эксплуатацией земли, вод, растительности. Во-вторых, путём активной общественно полезной работы, которую ведут туристы по охране и восстановлению природы.
Трудовое воспитание.
Труд - основа жизни человека, посредством труда человек выделился из царства животных. В настоящее время всё чаще можно услышать, что современная молодёжь ленива, развито иждивенчество. Туризм исключает такие настроения, ведь туристу необходимо иметь много навыков, чтобы поход прошёл благополучно и доставил удовольствие. Это навыки по самообслуживанию, умению готовить пищу, разбить бивак, обращаться с топором, лопатой и многое другое без чего просто не обойтись. Необходимы и специальные умения по наблюдению за природными явлениями, по сбору краеведческого материала. Кроме того, юные туристы-краеведы обычно ведут в походах общественно полезную работу. Именно этот труд на пользу людям наиболее эффективен в нравственном отношении.
Эстетическое воспитание.
Общение с природой способствует развитию чувств в области прекрасного, способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни. Природа - это источник красоты, доброты, познания, источник воздуха, воды, пищи. Человек часть природы, может быть поэтому, общаясь с природой, мы испытываем эмоциональное удовлетворение. Красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает чувства. В понятие "гармоничный человек" входит представление о гармонии данной личности с его родной природой. О большом воспитывающем влиянии общения с природой в эстетическом воспитании говорит тот факт, что ребята, увлекающиеся туризмом любят песни у костра, многие играют на гитаре, пишут стихи, песни, красиво рисуют. Природа - это великая сила, влияния на души, сердца, умы!
Социальное воспитание.
Туристско-краеведческая деятельность помогает педагогу широко использовать личностный подход в воспитании. В условиях туристско-краеведческой работы у учащихся появляется потребность и возможность для самовоспитания и самоопределения. Именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств. Но вместе с тем поход - это дело коллективное. Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися. Члены группы быстро адаптируются в меняющемся мире, у них есть возможность и потребность для самореализации.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что хорошо и правильно организованная туристско-краеведческая работа в школе помогает решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта 2 учебных года
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (с 15 августа по 15 сентября)
II этап – основной (с 15 сентября по 15 февраля)
III этап - заключительный (с 15 февраля по 15 мая )
Программа проектных мероприятий
№ |
Наименование мероприятия |
Место проведения |
Срок проведения |
Ответственный |
|
Подготовительный этап |
|||
1 |
Беседа с будущим руководителем кружка |
школа |
август |
директор, зам.дир. по ВР |
2 |
«Ты –турист, а это значит..»- анкетирование учащихся 5-7 кл. |
школа |
сентябрь |
кл.рук.-ли |
3 |
« Туризм – это жизнь!»- беседа с учащимися, показ видеоролика о кружке «Юный турист» на общем родительском собрании , с целью агитации |
школа |
сентябрь |
Руководитель кружка |
4 |
«Посмотри, как хорош - край в котором ты живешь!» Первый сбор группы, экскурсия в лес |
Лес вблизи села |
октябрь |
Руководитель кружка |
5 |
Активное участие в акции « Спасем леса России!» (расчистка леса от мусора,преодолевание «проблем» при очистке. |
Лес вблизи села |
октябрь |
Руководитель кружка , педагог-организатор |
6 |
Подготовка и участие в КВНе « Все о крае и туризме» |
школа |
Ноябрь -декабрь |
Руководитель кружка,все участники проекта |
7 |
Фотофакт « Я – турист» |
Фойе 2 этажа |
Февраль-март |
Педагог-организатор |
8 |
Конкурс на лучшую разработку маршрута туристов |
школа |
апрель |
Все участники проекта |
9 |
Школьный конкурс «Лучший турист школы» |
Спортпло-щадка |
май |
Все участники проекта |
10 |
Участие в муниципальных и республиканских конкурсах туристско–краеведческого направления |
Район, республика |
в течение года |
Руководитель проекта |
6. Бюджет проекта
Условия |
Необходимо |
Имеется |
Источ-ники |
Сроки |
Нормативно-правовые: 1. Приказ по школе «О работе кружка» 2. Утверждение графика кружковой работы 3. Локальный акт по кружковой работе 4.Договор со спонсорами |
Назначение руководи-теля кружков |
Положение о работе кружков. |
август |
|
Материально-технические: 1.Помещение для занятий 2.Спортинвентарь |
Подобрать помещение. Приобрести необходимый инвентарь |
Актовый зал, кабинет №1, спортзал |
в течение года |
|
Кадровые: 1.Руководитель проекта 2.Руководитель кружка 3.Педагог-организатор |
Назначение ответствен-ных и определениеихобязаннос-тей |
Штатные единицы |
август |
|
Научно-методические:
|
Отбор учебного материала для эффективно-го развития физической культуры обучающих-ся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования. |
Утверждение программы директором ОУ. |
сентябрь |
|
Информационные: |
Выступле-ние по радио, телевидении, публикации в газетах и журналах, разработка сайта проекта. |
Сайт школы. |
В течение года. |
|
Мотивационные: |
Подготовка к конкурсам. Демонстра-ция видеоролика с участием ребят |
Видеоролик |
В течение года. |
|
Организационные: |
Проведение занятий, участие в конкурсах. |
В течение года. |
||
Финансовые: |
Разработать смету расходов. |
В течение года. |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта:
К концу проекта учащиеся должны иметь следующие знания, умения и навыки.
-эффективно развить физическую культуру обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности физического и психического здоровья школьников. Эффект должен выразиться в высоком качестве обучения, повышенном уровне умственной и физической работоспособности, улучшенном психическом состоянии, меньшем количестве дней пропущенных по болезни школьниками
Знания:
- знать основы туризма;
- знать туристско–краеведческого направления;
- правила техники безопасности
умения:
- уметь вести себя в экстремальных ситуациях на территории как лесных , так и горно-скалистых местностях ;
- уметь пользоваться спортинвентарем;
- уметь ориентироваться на местности по карте.
7.1 Прогнозируемые социальные эффекты
1 |
2 |
Стейкхолдеры |
Социальные эффекты |
Учредитель |
|
Обучающиеся |
|
Родители |
|
Педагогический коллектив |
|
Партнеры |
|
7.2 Экономическая эффективность проекта
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 |
2 |
3 |
Риски |
Условия возникновения |
Пути преодоления |
Мотивационные |
|
|
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 |
2 |
3 |
Критерий эффективности |
Условие (%) |
Измеритель |
|
|
|
Заключение
Список использованных документов и источников информации
Глоссарий
Приложения