Программа летнего оздоровительного лагеря «Кояшкай» с дневным пребыванием детей
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа»                 Апастовского муниципального района РТ

 

 

 

 

Программа

летнего оздоровительного лагеря «Кояшкай» с дневным пребыванием детей

Номинация «Детский лагерь дневного пребывания»

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации: лето 2015 г.

                                                 

                                                             Программа составлена:

           Галимзянова Г.Р., зам. директора по ВР

 

 

1. Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
   По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
   Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 7 – 14лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 10 человек.
   Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Ø Конвенцией ООН о правах ребенка;

Ø Конституцией РФ;

Ø Законом РФ «Об образовании»;

Ø Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

Ø Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

Ø Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

Ø  Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения Староюмралинская средняя школа. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, патриотическое воспитание,  реализующиеся в игровой форме.

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления лагерем «Кояшкай» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы лагеря «Кояшкай» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

Цель:

              развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание патриотизма и лучших черт гражданина.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Сроки реализации программы: лето 2011 года: лагерная смена,

18 день.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей;
             - развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
             - расширение социального опыта;
              - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
              - вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
              - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

 

 

2. Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в лагере «Кояшкай» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

 

3. Методическое сопровождение программы

  -Основными методами организации деятельности являются:

  •         Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  •         Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  •         Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  •         Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

4. Механизм реализации

«Кояшкай» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:

   1.Подготовительный (май):

-подбор кадров;

-проведение стажерской площадки для педагогов,  работников лагеря;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

   2. Организационный:

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

   3. Основной (18 день):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-патриотическое воспитание детей;

-методическая работа с воспитателями,

   4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

     Образовательная деятельность в рамках смены «Кояшкай» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

    Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

     Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы.

      Патриотическое воспитание   предполагает  привитие у детей дошкольного и школьного возраста любовь к родине.(конкурсы военно патриотических песен, а ну -ка парни, соревнования по велосипедным гонкам, конкурсы на лучшее знание правила дорожного движения, ориентирование на местности, элементы разжигания костров, и правила безопасности при обращении с огнем, оказание первой помощи пострадавшим.     

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрядные дела:

 

№ дня

Мероприятия

1 день «Здравствуй, это я!»

Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня (см. приложение № 1). Оформление уголка лагеря. Деление на отряды. Проведение инструктажа по ТБ.

2 день «О, спорт, ты – жизнь!»

Диагностика здоровья. Спортивные состязания. Оформление уголка лагеря.

3 день «День хороших манер»

Культура поведения в общественных местах. Беседа о  правилах этикета.

4 день «Секреты художника»

Конкурс рисунков «В летнем лесу». Игры на свежем воздухе.

5 день «Час веселых испытаний»

День спорта.Веселые старты.

6 день «День именинника»

Праздничная программа «День именинника». Шефская работа.

7 день «День мальчиков и девочек»

Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря». Интеллектуальный марафон.

8 день «День ПДД»

Правила дорожного движения – должны знать все. (Практическое занятие). Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука в загадках.

9 день «День Здоровья»

«Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!” Антипропаганда табакокурения, алкоголя .Конкурс отрядных газет, рисунков, стихотворений, песен

10 день «День пожарной безопасности»

Беседа о правилах пожарной безопасности.

11 день «День краеведения»

Экскурсия в Апастовский краеведческий  музей .

12 день «День России»

День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!»

13 день «Знаешь ли ты себя?»

Знаешь ли ты себя? Охрана и укрепление здоровья. Анкета «Режим дня».

14 день «В гостях у сказки»

«В гостях у сказки». Инсценирование  отрывков из сказок Г.Тукая..

15 день «День памяти и скорби»

День памяти и скорби. «Никто не забыт – ничто не забыто». Закрытие лагерной смены.

16 день «День родного села»

Беседа «Живи, родник!» Экскурсия к реке, сбор лекарственных трав.

17 день «В объективе – МЫ!»»

Фото-сессия  «Как нам вместе хорошо».

Оформление альбома.

18 день Закрытие лагерной смены.

Праздничный концерт.

Приглашение родителей, награждение особо отличившихся ребят, напутственная речь начальника лагеря, прощание.

   
   
   

 

 

5. Кадровое обеспечение

Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:

     Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

     Педагогический коллектив представлен педагогами МОУ «Староюмралинская СОШ» - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

        Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры. Для проведения экскурсий в музей школы приглашается учительница начальных классов Тимергалиева Ф.А., ответственный за школьный музей.

     В мае для педагогов проводится стажерская площадка «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».

     Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МОУ «Староюмралинская СОШ», имеющими соответствующее профессиональное образование.

Кадровое обеспечение программы:

  1.      Начальник лагеря.
  2.      2 вожатых.
  3.      2 воспитателя.
  4.      1 повар
  5.      1 уборщик помещений
  6.      Какой материал являются легковоспламеняемым?
  7.      Что может явиться причиной пожара?
  8.      Что можно отнести к средствам пожаротушения?
  9.      Что нельзя использовать в качестве игрушки:
  10.      Чем можно защититься от дыма во время пожара?
    1.      Что в народе называют «красным петухом»? /огонь/
    2.      Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. /отравление/
    3.      В деревянном домике проживают гномики.
      1.        Я и туча, и туман, и ручей , и океан,

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Старший вожатый проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Функции вожатого заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Вожатый несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

6. Финансовое обеспечение:

 

Финансово-бюджетная палата Апастовского муниципального района

 

7. Схема управления программой

      Программа разработана заместителем директора по воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.

       Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 12 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

       Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;

-составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

     В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.

      Обязанности командира отряда:

-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;

-планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;

-следить за выполнением режимных моментов;

-отвечать за одно из направлений работы.

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Режим работы лагеря «Кояшкай»

           8.30 – 9.00  - сбор детей, зарядка

                               Всем привет! Пора, пора!

                               Вас приветствуют, друзья!

              Тут же по порядку

             Все ребята на зарядку!

9.00 – 9.15 – утренняя линейка

                               Все ребята собрались?

                               На линейку становись!

9.15  -  10.00 – завтрак

                               Всем за стол! Узнать пора,

                               Чем побалуют повара.

10.00 – 12.00 – работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.

                               -Кто куда…кто в поход,

                               Кто в цветник, на огород

                               Мы же в лес идём все вместе,

                               Ничего нет интересней

                               -Загорай и закаляйся,

                               В быстрой речке искупайся

                               -Раз пришёл весёлый час,

                               То играют все у нас!    

 

12.00 – 13.00 – обед.  

                                 За столом серьёзный вид,

                               Приналяжем и покажем,

                                 Наш ребячий аппетит!

 

13.00-13.30 - свободное время

 

                               -Не грустят в семействе нашем:

                               Мы поём, играем, пляшем

                               Все занятия хороши

                               Всё сумеем сделать мы!

13.30–14.20 – оздоровительные процедуры

                              

14.30 - уход домой.         

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Дорожная азбука в загадка  (Отгадки написаны справа налево)


А
Выезжаем на природу!
Будем изучать погоду!
Собираем  карты, глобус
И садимся на...
(суботва)
Б
Смотрят все разинув рот,
Как огромный пароход,
Повидавший целый мир,
Тащит маленький...
(рискуб)
В
Как блестит на солнце рама!
Удивляется сосед -
Целый день учусь упрямо
Я водить...
(деписолев)
Г
А у нас в семье веселье -
Отмечаем новоселье!
Переехали за миг!
А помог нам...
(кивозург)
Д
Это что там под Луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названьем...
(ьлбажирид)
Е
Ёлка - радость у стола,
Но для площади мала.
Сквозь пургу и сквозь метель
К нам на праздник едет... 
(ьле)
Ё
Кто там целый огород
На себе домой везёт?
На колючий шар похож.
Вы узнали? - Это...
(жё)
Ж
Муравейник на дороге,
Надо посмотреть под ноги.
Муравьи собрались в круг -
В плен захвачен черный... 
(куж)
З
На педали давят ноги!
Эй! Не стойте на дороге!
Всех предупредить помог
Об опасности...
(коновз) 
И
Мы кладём в багажник вещи,
Рядом ключ, отвёртка, клещи,
Молоток и клей "Момент".
Взят в дорогу...
(тнемуртсни)
Й
Всё случается в дороге,
Можно поцарапать ноги.
И поэтому в поход 
Мы берём с собою...
(дой)
К
Скорость, только ветра свист,
Всё шоссе как гладкий лист
Укатать его помог
Нам асфальтовый...
(котак)
Л
Без деревьев мы ни шагу,
Мебель делаем, бумагу!
И для этого привёз
Их из леса...
(зовосел)
М
Под большими городами
Всё подземными ходами
Перепутано хитрО -
Возит там людей... 
(ортем)
Н
Чтоб в дороге не устать,
Надо правильно шагать,
Совершая марш-бросок -
Ногу с пятки на... 
(косон)
О
Лавки, крыша-козырек
И с мороженным ларек!
Вам знакома обстановка?
Это место -...
(аквонатсо)
П
Машут вслед листвою кроны,
А за ним бегут вагоны.
Весело под стук колёс
Мчит по рельсам...
(зоворап)
Р
Дайте мне скорей ответ!
Вот пройдёт немного лет
И с Земли быстрее света
К звёздам полетит...
(атекар)
С
Перед нами чудо-птица,
Всех прошу скорей садиться,
Отправляется в полёт
Быстрокрылый...
(тёломас)
Т
Из воды торчит кабина,
Здесь болото, здесь трясина,
Мы застряли, ну хоть плач,
Помогает нам...
(чагят)
У
Кто, отправившись в поход,
Целый дом с собой берет?
Груз тащить - такая пытка,
Медленно ползет...
(актилу)
Ф
По дороге на карете,
Едут взрослые и дети,
Бубенцов заслыша звон.
Знаем, это -...
(нотэаф)
Х
Чтоб ходить зимой гулять,
Надо шубу одевать!                
Из сугробов строим город,
Нам не страшен сильный...
(долох)
Ц
Океанские просторы,
Волны высотою с горы.
Нет опасней, знаем сами,
Прячьтесь все, идёт...
(имануц)
Ч
Ни копыт и ни рогов,
Панцирь скроет от врагов!
Путешествует без страха,
Под защитой...
(ахапереч)
Ш
Мы летим под облаками,
Мы их трогаем руками,
Поднимает в небо пар
Наш большой воздушный...
(раш)
Щ
В дом приходим - моем руки!
Ну а туфли? Ну а брюки?
Не беда, легко и четко
Грязь убрать поможет... 
(актёщ)
Ь
Чтобы ездить без проблем,
Знаки надо знать нам всем.
Только не поймём никак,
Где же в знаках...
(канз йикгям)
Ы
Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву...
(ы)
Ъ
Знаем, есть и въезд и съезд,
Есть подъём, и есть подъезд,
Нам без них нельзя никак,
Очень важен...
(канз йыдревт)
Э
Мы хотели ехать прямо,
Посреди дороги - яма,
И дорожный оператор
Шлёт нам в помощь...
(ротавакскэ)
 
 
Ю
Лето - жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Под колес весёлый стук
Поезд движется на...
(гю)
                                                                    
Я Это что там в дымке тает,
Птицей по  волнам  летает?
Паруса  меняет  вахта,
Держит нос по ветру...
(атхя)

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность»

 

Тесты.

Выберете правильные ответы:

А) металл

Б)  бензин

В)  бетон

          А) вода, выливающаяся из шланга

Б)  включенный в розетку утюг

В)  попугай, сидящий на люстре

А) газовый баллончик

Б) вода

В) песок

А)  куклу

Б)  конструктор «Лего»

В)  спички

А)  мокрой тряпкой, закрыв лицо

Б)   противогазом

В)   прозрачным полиэтиленовым пакетом

    6.   Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?

А) мокрые

Б) сухие

В) никакие

Кроссворд по теме «Пожарная безопасность»

По горизонтали:

      все такие добряки – раздают всем огоньки. /спички/

По вертикали:

И летаю, и бегу, и пожар тушить могу    /вода/

          2.   Это бедствие – огонь, дым, жар.

                 Называется  -- …../пожар/

3        Защищу я от огня

 В  комнате, машине.

Лишь нажмите мой рычаг.

Я -   …… /огнетушитель/

У вас нет прав для создания комментариев.