Программа пресс-центра "Газета"
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Настоящая программа имеет социально-педагогическую  направленность и рассчитана на 2 года  обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование  интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие            творческих способностей.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка

Бюджетное  общеобразовательное учреждение

г. Калачинска Омской области  «Гимназия № 1»

 

  Утверждаю    Директор БОУ

 г. Калачинска «Гимназия №1»:

  __________ Шулепова С.Ф.

Программа дополнительного

образования детей

«Газета  «ДОММ»

 

 

 

Возраст учащихся: 7-16 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Сорокина Е. А.

учитель математики

г.Калачинск

2014г.

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет социально-педагогическую  направленность и рассчитана на 2 года  обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование  интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие            творческих способностей.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

 

Актуальность курса

Интерес учащихся к работе журналиста, желание овладеть более глубокими знаниями о создании различных видов в области печати, стремление детей показать свои способности в творческой, художественно- литературной деятельности привело к необходимости написания в гимназии программы по дополнительному образованию «газета «ДОММ».

Подготовка газеты требует вовлечение детей в различные      формы деятельности. Гимназическая газета - мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, рзвитию их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном и классном коллективе.

Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и вёрстка. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Развивают компьютерные  навыки работы с программным обеспечением MS POWER POINT, MS PUBLISHER, WWW.RAMBLER.RU, WWW.YANDEX.RU, ScribusPortable. При подготовке и проведении теоретических занятий к работе подключаются учителя информатики, русского языка и литературы.

            Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.

Вся работа газеты «ДОММ»  планируется на два года. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (непосредственно ежемесячный выпуск газеты).

Данная программа разработана на основе Программы «Пресс-центр профильных лагерей» /Москва; Просвещение 1988г. /

 

Цель:

объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся в области журналистики.

 

Задачи:

1. Освещение в газете  гимназической  жизни.

2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников.

3. Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, информатике).

4. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей.

5. Знакомство с жанрами газеты.

         Программа реализуется в течении двух  лет, предназначена для детей 7-16 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, за два года 2*68=136 часов. Состав коллектива постоянный, но не исключает выбытие и прибытие новых ребят.

 

 

Формы занятий: групповая (в том числе  парная), индивидуальная

 

 

 

Формы работы:

1. Сбор информации.

2. Ведение интервью.

3. Рукописная подготовка заметок.

4. Компьютерный набор статей.

5. Компьютерная правка.

6. Макетирование;

7. Вёрстка.

8. Распечатка на принтере.

 

Форма контроля

Ежемесячный выпуск газеты «ДОММ»

Презентация и размещение на сайте гимназии очередного номера газеты

Для реализации программы необходимо иметь следующее:

  1. Компьютеры
  2. Диски с обучающими программами
  3. Принтер
  4. Методическая литература по информационным технологиям
  5. Методическая литература по журналистике

 

Предполагаемый результат.

Занимаясь в газете «ДОММ»  по программе, дети научатся сотрудничать друг с другом. Они овладеют навыками литературного творчества, повысят грамотность и получат первый журналистский опыт. Кроме того, ребята овладеют современными технологиями работы на компьютере. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Особенности компьютерной программы  MS PUBLISHER. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Планируется сотрудничество с другими газетами и  пресс-центрами.

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1 год

I. Журналистика как система

78

1

Вводное занятие.

1

 

1

2

Из истории журналистики.

2

 

2

3

Распространение информации.

2

 

2

4

Анкетирование «Пресс- клуб» - это для меня…

1

1

2

5

Публицистические жанры.

2

1

3

6

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

4

7

Заметка.

1

1

2

8

Где взять тему для заметки?

2

1

3

9

Классификация газетных жанров.

1

1

2

10

Интервью. Виды интервью.

1

2

3

11

Подготовка газеты к выпуску.

1

1

2

12

Правила сбора информации.

1

1

2

13

Как написать хороший репортаж.

2

2

4

14

Общий обзор газет.

2

 

2

15

Графическое оформление.

2

2

4

16

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

4

17

Разновидность заметок.

1

1

2

18

Вёрстка газеты.

2

2

4

19

Заповеди журналиста.

2

 

2

20

Заголовок в газете.

2

2

4

21

Виды репортажа.

1

1

2

22

Рецензия.

1

1

2

23

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

4

24

«Свои» и «Чужие» авторы.

1

1

2

25

Сбор информации.

1

1

2

26

Основные правила редактирования.

1

1

2

27

Редактирование.

2

2

4

 

II. Итоговое занятие.

1

 

1

Итого за  1 год - 68

2  год

28

Вводное занятие.

1

 

1

29

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

4

30

Язык и стиль газетного материала.

1

1

2

31

Проблемность и актуальность тем.

2

2

4

III. Творческая деятельность журналиста.

56

32

Новость. Её сущность и качество.

2

 

2

33

Тема для заметки.

1

1

2

34

Работа над репортажем.

2

2

4

35

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

4

36

СМИ – воспитатель гражданственности

1

1

2

37

Виды интервью.

2

 

2

38

Деловая игра «Интервью»

 

2

2

39

Способы фиксирования информации.

1

1

2

40

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

 

41

Работа с основными источниками информации.

2

2

4

42

Как написать хороший материал?

1

 

1

43

Знакомство с понятием «Подача материала».

1

 

1

44

Слагаемые успеха газеты.

1

1

2

45

Заголовок – лицо любой газетной публикации.

1

1

2

46

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

4

47

Справочная литература – источник информации.

1

1

2

48

Газетные жанры.

1

1

2

49

Реклама и объявление.

2

2

4

50

Стиль газеты.

1

1

2

51

Подготовка газеты к выпуску.

2

2

2

52

История российской журналистики.

1

1

2

53

Журналистика как профессия.

1

1

2

IV. Итоговое занятие.

1

 

1

Итого за 2 год - 68

Итого

   

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание

 

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Включение и выключение компьютера. Правила работы за компьютером.

 

Журналистика как система

 

Вводное занятие.

Из истории журналистики. Знакомство с  историей журналистики. Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России. Журналистика XVIII века

Распространение информации. Способы  распространения информации.

Анкетирование  приемы и необходимость

Публицистические жанры. Изучение  публицистических жанров. Формирование жанров в журналистике. Журналистика XX века. Заповеди журналиста.

Заметка. Где взять тему для заметки? Что такое заметка и  где можно взять тему для заметки, разновидность заметок.

Классификация газетных жанров.

Интервью. Виды интервью. В чём смысл интервью. Какие виды интервью существуют.

Правила сбора информации. Основные приемы  сбора информации.

Как написать хороший репортаж. Виды репортажа.

Общий обзор газет. Журналы  «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».   Журналистика XIX века.   В.И. Гиляровский – репортер и публицист.  Истоки нравственных основ журналисткой этики.

Графическое оформление. Графическое решение в оформление.

Подготовка газеты к выпуску.

Разновидность заметок. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология.

Вёрстка газеты. Программы для верстки газет, секреты и приемы создания.

Заголовок в газете.

Виды репортажа. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Рецензия. Необходимость , способы написание  и основные направления

«Свои» и «Чужие» авторы, почему необходимо соблюдать авторские права.

Сбор информации.  Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения

Основные правила редактирования.

Язык и стиль газетного материала.

Проблемность и актуальность тем.

 

 

 

Творческая деятельность журналиста.

 

Новость. Её сущность и качество.

Тема для заметки.

Работа над репортажем. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. 

СМИ – воспитатель гражданственности Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды интервью.  Деловая игра «Интервью» Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.  Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Способы фиксирования информации.

Работа с основными источниками информации.

Как написать хороший материал?

Знакомство с понятием «Подача материала».

Слагаемые успеха газеты. Соблюдение заповедей журналиста основные слагаемые успеха газеты. 

Заголовок – лицо любой газетной публикации.

Подготовка газеты к выпуску.

Справочная литература – источник информации.

Газетные жанры. Газетные жанры  и  их классификация.

Реклама и объявление. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.  Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стиль газеты. Стилистические пласты лексики. 

История российской журналистики. Журналистика как профессия. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.  Дискуссия о профессиональной этике журналиста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагогов

 

  1.      Программа «Пресс-центр профильных лагерей», Москва, Просвещение 1988 г.
  2.      «Теория и практика сочинений разных жанров», Москва, Просвещение 1982 г.
  3.      Субботина Н. Н. «Детская газета в образовательном учреждении»,                                      г. Ярославль.
  4.      Подборка различных печатных изданий.
  5.      Справочная литература. 
  6.      Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  7.      Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 
  8.      Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994. 
  9.      Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  10.      Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
  11.      Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
  12.      Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
  13.      Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
  14.      Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
  15.      Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
  16.      Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
  17.      Розенталь Д.Э.  Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
  18.      Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
  19.                        Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990

Литература для учащихся

 

Методическое обеспечение:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации

Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Технические средства: компьютеры. фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон.

У каждого ребенка – блокнот, ручка.

У вас нет прав для создания комментариев.