Рабочая программа по русской литературе для 8 класса для школ с родным языком обучения
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ "Семекеевская ООШ" Тукаевского муниципального района РТ Ситдикова Венера Надиловна. Стаж работы - 22 года.
МБОУ « ООШ»
«Утверждено»
Педагогическим советом
Протокол от 31.08.2012
Введено приказом от 2012 г. №1
Директор школы
Подпись Ф.И.О.

Рабочая программа

по предмету литература
для 8 класса

Составитель: , учитель русского языка и литературы квалификационной категории.

«Согласовано»
Заместитель директора от 2012 г.
Подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 2012 г. №
Руководитель МО от 2012 г
Подпись Ф.И.О.



Содержание.

1. Пояснительная записка.
2. Содержание курса.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Перечень обязательных уроков развития речи, внеклассного чтения, контрольно-проверочных работ.
5. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.
6. Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе учащихся 8 класса.
7. Учебно-методический комплект.


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа учебного курса русской литературы для 8 класса создана на основании приказа Министерства образования от № и базисного учебного плана от 31.08.2012

Рабочая программа учебного курса русской литературы для 8 класса ( далее - Рабочая программа) составлена на основе Программы для 5-11 классов Татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова (2007года).
Программа рассчитана на 70 часов , в том числе на уроки внеклассного чтения ( 8 часа), уроки развития речи ( 11 часов), уроки контроля ( 2 часа).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта для школ с родным ( нерусским) языком обучения.
В рабочей программе материал расположен в концентрически-хронологическом подходе.
В Рабочей программе произведения, предложенные для изучения (Вольнолюбивые стихотворения А.С.Пушкина, повесть «Капитанская дочка», , поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри», комедия «Ревизор» Н.В.Гоголя, стихотворения Н.А.Некрасова, «Певцы» И.С.Тургенева, рассказы А.П.Чехова, «После бала» ЛН.Толстого, стихотворения В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштам, «Василий Теркин» А.Твардовского, «Матренин двор» А.Солженицына «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьева и др.) сопровождаются разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому в программе изучению этих произведений дана большая часть времени. Произведения, включенные во вторую рубрику, обсуждаются на уроках-беседах.
Сведения по теории литературы (художественный образ, стихотворная строка, повесть, историческая правда и художественный вымысел, поэма, комедия как драматическое произведение, речевая характеристика, герой литературного произведения, ритм, гипербола, гротеск, развитие понятий о сюжете, композиции, пейзаже, портрете, интерьере, деталях, средствах выразительности и др.) усваиваются в процессе работы над художественным произведением.
В рабочей программе отведена отдельная графа для опережающего домашнего задания.

Содержание курса (8 класс)

Содержание Кол-во часов Кол-во проверочных, контрольных работ Развитие речи
Введение. Художественная литература и действительность. 1
Творчество А.С.Пушкина 10 2
Творчество М.Ю.Лермонтова
Творчество Н.В.Гоголя.
5
5
1
1
Творчество И.С.Тургенева 4 1
Стихотворения русских поэтов второй половины 19 века (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, Н.А.Некрасов 5 1
Русская литература 19 века (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.С.Лесков,). 9 1
Русская литература 20 века (И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М.Горький). 4 1
Русские поэты 20 века (В.В.Маяковский, М.Цветаева,,О.Мандельштам). 4 1
Русская литература 20 века ( К.Г. Паустовский, А.Т.Твардовский, А.П. Платонов, А.А.Ахматова, А.Солженицын,, Н.М. Рубцов, Ч.Айтматов, В.П. Астафьев). 16 3
Контрольный урок 1 1
Зарубежная литература 4
Резерв 2
Итого 70 2 11

Календарно-тематическое планирование

№ Кален.
сроки Факт.
время Тема урока Опережающее дом. задание. Материалы Планируемые результаты



Знания

Умения


Навыки
1. 3.09. Художественная литература и действительность. Стр. 5-7; Рассказ «Дружба с Чаадаевым», «Пушкин и декабристы». Портреты. Выставка книг. Высказывания о рус. лит. Понятие о худ. образе. Знание об образном отражении жизни в худ. литературе.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомление). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критической статьей. Соч.-мин. «Литература в жизни общества»
2. 5.09. Вольнолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина. Стр.14-16. Сообщение «Пушкин в Казани», «История Пугачевского восстания». «Лвш». 2 /04. Альбом. Знание о вольнолюбивых мотивах в лирике А.С.Пушкина. Образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, независимость в стих-х «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар». Стихотворная
строфа.
Н.: «К Чаадаеву». Определять принадлежность произв-й к лирическому роду, выявлять авторскую позицию. Выявлять проблематику вольнолюбивых стих-й Пушкина. Характеризовать особенности сюжета, композиции. Роль изобразительно-выразительных средств. Объяснять точность и продуманность лексических средств. Выразительно читать стих. Пушкина. Диалог Пушкина с Чаадаевым.
3. 10.09. Творческая история повести «Капитанская дочка» Стр. 17-29. отв. на 4 вопр. (стр. 22,29) Лвш 7/05. УЛ 6/05. Альбом. Пушкин в Казани. Причины обращения Пушкина к теме пугачевского восстания. Повесть как жанр литературы. Работать с книгой. Определять принадлежность «Капитанской дочки» к жанру повести эпического рода. Находить и грамотно использовать нужную информацию о «Капитанской дочке». Карта путешествия Пушкина.
4. 12.09. Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1-2 гл. Стр.29-43. Отв. на вопр. (стр. 39.) Альбом. К/ф. Знания об образе рассказчика и образе Гринева. Выделять и формулировать тему, идею , проблематику повести, характеризовать Гринева. Участвовать в диалоге по прочитанному отрывку. Сост.прогр. воспитания Гринева.
5. 17.09. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. (3-5 гл.) Стр.43-52.Сост. план к 6 гл. под заголовком «Крепость накануне наступления Пугачева». Альбом. Знания об образе Маши Мироновой. Проявление душевной стойкости, преданности и верности любимому делу. Работать с книгой. Выделять и формулировать тему, идею , проблематику повести, характеризовать Гринева. Участвовать в диалоге по прочитанному отрывку. Р-з «Семья Мироновых».
6. 19.09. Падение Белогорской крепости. Разбор 6-7 гл. Стр.52-67. отв. на вопр. 3 (67 стр.), (57стр). Альбом. Знания о стариках Мироновых. Савельич. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, сопоставлять и оценивать героев одного произведения ; План.
7. 24.09. Изображение народной войны и ее вождя. Стр.67-82. Подготовиться к сочинению. Альбом. Знания об образе Пугачева. Знание отрывка «Истрии Пугачевского бунта» Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; Аргументированный ответ на 3 вопр.
8. 26.09. Р.р. Сочинение. Гринев в Белогорской крепости. Дописать. Знание идейного содержания повести. давать письменный отзыв о произведении, писать сочинение; Соч.
9. 1.10. Р.р. Сочинение. Гринев в Белогорской крепости. Дописать. Прочит. «Станционный смотритель». Знание идейного содержания повести. давать письменный отзыв о произведении, писать сочинение; Соч.
10. 3.10. Гуманизм повести «Станционный смотритель». Вн. чт. Лвш 5/03. Альбом. Изображение «Маленький человека», его положения в обществе. Пробуждение чувства собственного достоинства и чувства протеста. Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге, кратко и выборочно пересказывать эпическое произведение; Сопоставлять лит. Произведение с иллюстрациями и экранизациями к нему. Сост. Монолог Дуни.
11. 8.10. Вн. чт. «Михайловские рощи». Стр.102-103. Сообщение «Впечатления о Кавказе». Знание идейного содержания р-за К.Паустовского «Михайловские рощи». Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге, кратко и выборочно пересказывать эпическое произведение;
12. 10.10. Роль Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова. Стр.105-107. Кр. пересказ. Альбом. Знание о роли Кавказа в произв-х «Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Три пальмы». Знать авторскую позицию. Определять принадлежность произв-й к лирическому роду, выявлять авторскую позицию.. Выявлять проблематику стих-й Лермонтова. Характеризовать особенности , композиции. Роль изобразительно-выразительных средств. Выразительно читать стих. Лермонтова. Объяснять роль пейзажа в выражении чувств лирического героя. Р-з «Лермонтов в Кавказе»
13. 15.10. «Мцыри». История создания. Прочитать поэму. Словарная работа. Альбом. Знать о свободолюбивом характере Мцыри. Контраст между жизнью в монастыре и за ее пределами .Поэма как литературный жанр. Выявлять проблематику поэмы Лермонтова «Мцыри». Характеризовать особенности , композиции. Роль изобразительно-выразительных средств. Выразительно читать. Характеризовать героя. Объяснять роль пейзажа. Портрет Мцыри.
14. 17.10. Образ Мцыри в поэме. Подготовиться к сочинению. Альбом. Знать о свободолюбивом характере Мцыри. Контраст между жизнью в монастыре и за ее пределами. Поэма как литературный жанр. Н.: «Мцыри» (отрывок). Участвовать в диалоге по прочитанной поэме. Выявлять авторскую позицию. Выразительно читать, характеризовать и оценивать Мцыри по его поступку. Объяснять роль пейзажа. Объяснять поэму как жанр лиро-эпического рода. Сочинение.
15. 22.10. Р.р. Сочинение.»Мцыри – борец за свободу». Дописать сочинение. Знать идейное содержание поэмы. Писать сочинение. Сочинение
16. 24.10. Вн. чт. К.Паустовский. «Разливы рек». Прочитать «Ревизор». Подготовиться к беседе по вопросам. Знать идейное содержание произведения. Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге, кратко и выборочно пересказывать эпическое произведение; Создавать связный текст на тему с учетом норм литературного языка.

17. 29.11. Идейный замысел и особенности композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Стр.140-149. Отв на вопр. на стр. 149. Лвш 4/04, 10/06. Альбом. Знать о жизни Гоголь в Петербурге. Комедия как драматургическое произведение. Страх перед ревизором как основа драматического действия. Работать с книгой. Определять принадлежность «Ревизора» к жанру комедии драматического рода. Находить и грамотно использовать нужную информацию о «Ревизоре». Объяснять значение деталей портрета. Объяснять роль авторских ремарок в др. произведении. Инсценировка.
18. 31.11. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Прочитать стр.149-161. Отв на вопросы. Альбом. Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России.
Характеризовать героев произведения по их речи и поступкам, выявлять отношение автора по авторским ремаркам. Речевая характеристика. Выпис. Предложения, содержащие иронию.
19. 12.11. Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образов. Прочитать стр. 162-183. Ответить на вопросы на стр.183. Альбом. Мастерство речевых характеристик. Герои литературного произведения. Выразительно читать по ролям. Сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Характеризовать героев произведения по их речи и поступкам, выявлять отношение автора по авторским ремаркам. Сост. Отчет настоящего ревизора.

20. 14.11. Р.р. Практическая работа по комедии «Ревизор». «Петербургские повести» (по выбору). Тесты. Знание содержания комедии. Выразительно читать по ролям. Сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Характеризовать героев произведения по их речи и поступкам, выявлять отношение автора по авторским ремаркам. Находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников.
21. 19.11. Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Петербургские повести». Прочитать «Певцы». Подготовиться к беседе. Знание содержания «Петербургских повестей» Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге, кратко и выборочно пересказывать эпическое произведение; Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
22.

23. 21.11.

26.11. Вера в духовные силы человека в повести И.С.Тургенева «Певцы».

Создание целостной картины в рассказе «Бурмистр». Прочитать «Живые мощи», «Три встречи», «Часы». Лвш 3/06. Стенгазета. Знать содержание р-за «Певцы». Народ как носитель лучших черт национального характера.

Знать содержание р-за «Бурмистр». Работать с книгой. Определять принадлежность рассказа «Певцы» к жанру рассказа эпического рода. Находить и грамотно использовать нужную информацию о рассказе. Объяснять значение деталей портрета. Характеризовать особенности , композиции. Роль изобразительно-выразительных средств. Выразительно читать. Характеризовать героя. Объяснять роль интерьера в раскрытии авторской позиции. Создавать связный текст на тему с учетом норм литературного языка.
24. 28.11. Вн.чт. Народ как носитель лучших черт национального характера в рассказах И.С.Тургенева «Живые мощи», «Три встречи», «Часы». Отзыв о прочитанной книге.(черн.). Альбом. Знать идейное содержание р-за «Живые мощи» и др. рассказов. Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге, кратко и выборочно пересказывать эпическое произведение; Находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников.
25. 3.12. Р.р. Отзыв о прочитанной книге. Н.: «Я встретил вас…» Писать сочинение. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
26. 5.12. Лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Н.: «Сияла ночь…». Портреты. Выставка книг. Знать наизусть стих. А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…», художественное своеобразие стих-й «На заре ты ее не буди…», «Я встретил вас – и все былое…» Давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Определять принадлежность стихотворений к лирическому роду. Выразительно читать стихотворения .Определять роль изобразительно-выразительных средств для выражения чувств и настроений лирического героя. Объяснять роль пейзажа в раскрытии чувств лирического героя. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
27. 10.12. Любовь к природе в творчестве А.К.Толстого. Н.: «Средь шумного бала…».
Прочитать 1 часть поэмы «Мороз, Красный нос». Отв на вопросы на стр.239. Картины природы. Н.: А.К.Толстой. «Средь шумного бала случайно…».Художественное своеобразие стих-я «Не ветер, вея с высоты…» Давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Определять принадлежность стихотворений к лирическому роду. Выразительно читать стихотворения. Объяснять роль пейзажа в раскрытии чувств лирического героя. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
28. 12.12. Изображение крестьянской жизни в поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». Прочитать 2 часть поэмы. Ответ. на вопр. Иллюстрации с изображением русских крестьянок. Знать биографию Некрасова. Изображение крестьянской жизни в поэме. Поэтический образ русской женщины. Давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Определять принадлежность стихотворений к лирическому роду. Выразительно читать стихотворения .Определять роль изобразительно-выразительных средств для выражения чувств и настроений лирического героя. Объяснять роль композиции. Общая характеристика героини.
29. 17.12. Поэтический образ русской женщины в творчестве Н.А.Некрасова.

Прочитать стих. «Орина, мать солдатская». Отв. на вопросы на стр.259. Иллюстрации с изображением русских крестьянок. Знать биографию Некрасова. Изображение крестьянской жизни в поэме. Поэтический образ русской женщины. Давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Определять принадлежность стихотворений к лирическому роду. Выразительно читать стихотворения .Определять роль изобразительно-выразительных средств для выражения чувств и настроений лирического героя. Сост. Сказку для сестренки.
30. 19.12. Контрольное тестирование. Прочитать стр.265-275. Кр. пересказ. Иллюстрации. Знать идейное содержание и художественное своеобразие стих-й «Орина. Мать солдатская…», «Замолкни, Муза мести и печали!..»,»Вчерашний день в часу шестом…» Давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Определять принадлежность стихотворений к лирическому роду. Выразительно читать стихотворения .Определять роль изобразительно-выразительных средств для выражения чувств и настроений лирического героя. Сопоставлять стих. с иллюстрациями к нему. Находить связь стих-й Некрасова с народно-эпическим творчеством. Инсценировка.

31. 24.12. Прославление талантливости русского человека в рассказе Н.С.Лескова «Тупейный художник». Прочитать стр. 275-285. Подгот. к беседе по вопорсам. Лвш 10/05. Знать о прославлении талантливости русского человека, воспевании творческого труда народа в р-зе «Тупейный художник». Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Выявлять авторскую позицию. Выразительно читать, характеризовать и оценивать героев по их поступкам. Сообщение «Тяжелая доля крепостных артистов».
32. 26.12. Антикрепостнический характер рассказа. Прочитать «После бала».Отв. на вопросы 1-6. Знать о прославлении талантливости русского человека, воспевании творческого труда народа в р-зе «Тупейный художник». Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Выявлять авторскую позицию. Выразительно читать, характеризовать и оценивать героев по их поступкам. Выборочно пересказывать. Сост план рассказа.
33. 14.01. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Отв. на вопр.7-10.
Прочитать отдельные главы повести «Юность». Лвш 9/05, 10/03, 10/06. Альбом. Знать о жизни Л.Н.Толстого в Казани. Обличительный характер р-за «После бала». Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения. Работать с книгой. Характеризовать и оценивать героя по его поступкам, объяснять значение деталей портрета. Сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Пересказывать выборочно. Объяснять особенности композиции, способствующих раскрытию авторской идеи. Рассуждение «О чем я задумался после прочтения рассказа».
34. 16.01. Моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества в рассказе . «Юность». Собирать материалы для сочинения. . Обличительный характер р-за «После бала». Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения. Моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества в рассказе . Участвовать в диалоге. Работать с книгой. Характеризовать и оценивать героя по его поступкам, объяснять значение деталей портрета. Сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Пересказывать выборочно. Объяснять особенности сюжета и композиции. Сочинение.
35. 21.01. Вн.чт. Л.Н.Толстой. «Юность». Подгот. к сочинению. Знать идейное содержание повести «Юность». Участвовать в диалоге. Работать с книгой. Характеризовать и оценивать героя по его поступкам, объяснять значение деталей портрета. Сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Пересказывать выборочно Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
36. 23.01. Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». «Утро, изменившее жизнь». Сочин. Прочитать «Человек в футляре». Отв. на вопросы 1-7. Знать идейное содержание р-за «После бала». Писать сочинение.
37. 28.01. Духовное оскудение личности в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре». Отв. на вопросы 8-14. Знать биографию А.П.Чехова. Изображение духовного оскудения личности, косности и пошлости в р-зе «Человек в футляре». Работать с книгой. Выразительно читать . Характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета. Выборочно пересказывать. Участвовать в диалоге. Портретная характеристика.
38. 30.02. Беликов – герой футлярной жизни. Прочит. «Крыжовник», «О любви». Образ Беликова – «человека в футляре». Беликовщина как явление времени. Призыв делать добро. Работать с книгой. Выразительно читать . Характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета. Выборочно пересказывать. Участвовать в диалоге. Устное сочинение «Смысл жизни».
39. 4.02. «Спешите делать добро!» .Обсуждение рассказов «Крыжовник», «О любви». Прочитать рассказ «Темные аллеи». Подготовиться к беседе. Писатель о ложных представлениях, определяющих судьбы людей в «Маленькой трилогии». Работать с книгой. Выразительно читать . Характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета. Выборочно пересказывать. Участвовать в диалоге. Р-з «Жизнь Николая Алексеевича».
40. 6.02. Грустные размышления И.А.Бунина в книге «Темные аллеи». Прочитать стр.10-18. Отв. на вопросы. Лвш 9/03. Знать биографию Бунина. Содержание р-за «Темные аллеи». Грустные раздумья автора о судьбах дворянских усадеб. Работать с книгой. Выразительно читать . Характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета. Выборочно пересказывать. Участвовать в диалоге. Хрон. таблица.
41. 11.02. Согласие и взаимопонимание как основа счастья в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени» Подготовиться к выразительному чтению стихотворений поэтов Серебряного века. Знать о писателе. Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Работать с книгой. Выразительно читать . Характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета. Выборочно пересказывать. Участвовать в диалоге. Сочин. «Взаимопонимание - основа семейного счастья».

42. 13.02. Казань на страницах повести М.Горького «Мои университеты». Прочитать отдельные главы повести. Фотографии. Знать о жизни Горького в Казани. Знать об автобиографической основе повести «Мои университеты». Работать с книгой. Выразительно читать . Характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета. Выборочно пересказывать. Участвовать в диалоге. Находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников.
43. 18.02. Вн.чт. Алеша Пешков и другие герои повести «Мои университеты». Н.: «Прозаседавшиеся». Стр. 28. кр.пересказ. Знать о «свинцовых мерзостях жизни», изображенных на страницах повести. Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Пересказывать кратко и выборочно эпическое произведение. «Звезда – символ надежды и веры». Соч.-мин.
44. 20.02. Гуманистический смысл стихотворений В.В.Маяковского «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Выразительное чтение стих. «Прозаседавшиеся». Подготовиться к анализу. Лвш 12/05. Знать биографию В.В.Маяковского. Знать идейно-художественное содержание стихотворений «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям». Особенности ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях В.В.Маяковского. Гипербола. Гротеск. Выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражений чувств и переживаний лирического героя. Роль гротеска и гиперболы. Определять роль ритма. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
45. 25.02. Р.р. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся». Анализ. Стр.35-37.Кр. пересказ. Выраз. Чтение стихотворений на стр.38-39. Знать идейно-художественное значение стихотворения "Прозаседавшиеся". Обличение бюрократизма в сатире Маяковского.Н.: «Хорошее отношение к лошадям». Анализировать стихотворение. Охарактеризуйте поэта по ее стихам.
46. 27.02. Любовь к земной жизни в стихотворениях М.И.Цветаевой. Стр.40-41. План. Н.: «Мы живем…». Знать биографию М.Цветаевой. Знать идейно-художественное содержание стих-й «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по родине! Давно…». Знать наизусть «Моим стихам…». Выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражений чувств и переживаний лирического героя. Роль метафоры , эпитета, повторов. Определять роль ритма. Описание исторической эпохи по стихотворению «Мы живем…»
47. 4.03. Отрицание насилия и крови в стихотворениях О.Э.Мандельштама. Прочитать «Телеграмма». Подг. к беседе по вопросам. Знать биографию поэта. Знать идейно-художественное своеобразие стихотворений «Раковина» «Автопортрет», «Мы живем под собою не чуя страны…».Н.: «Мы живем, под собою не чуя страны…». Выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражений чувств и переживаний лирического героя. Роль деталей в выражении авторской позиции.. Определять роль ритма. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
48. 6.03. Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». Прочитать рассказы Паустовского «Бриз», «Снег», «Белая радуга». Ул 10/05, 2/02, Знать о К.Паустовском. Знать содержание рассказа «Телеграмма» .Развитие понятия о композиции. Кратко, выборочно пересказывать эпическое произведение. Объяснять значение деталей портрета. Характеризовать и оценивать главных героев произведения. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Объяснять значение композиции. Объяснять роль пейзажа. План Пересказ по плану.
49. 11.03. Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Бриз», «Снег», «Белая радуга». Прочитать «Переправа». Анализ. Выраз.чт. Знать идейное содержание р-зов «Бриз», «Снег», «Белая радуга». Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников.
50. 13.03. Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Анализ главы «Переправа». Прочитать «Гармонь». Инсценировка. Лвш 5/05. Твардовский на фронте Содержание глав «Переправа», «Гармонь», «Два солдата». Композиция поэмы. Выразительно читать стихотворное произведение, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражении чувств и переживаний лирического героя. Роль метафоры , эпитета, повторов. Определять роль ритма. Объяснять роль юмора. Инсценировка.
51. 18.03. Героика и юмор в поэме. Характеристика Василия Теркина. Подготовиться к конкурсу на лучший проект памятника Василию Теркину. Василий Теркин, его душевная стойкость, удаль, жизнерадостность. Юмор в поэме. Выразительно читать стихотворное произведение, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражении чувств и переживаний лирического героя. Роль метафоры , эпитета, повторов. Определять роль ритма. Объяснять роль юмора. Характеристика В.Теркина.
52. 20.03. Р.р. Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы. Стр.83. Кр.конспект. Выраз. чт. Стихотворений о войне. Н.: «Бьется в тесной печурке огонь…». Н.: «Переправа» Василий Теркин, его душевная стойкость, удаль, жизнерадостность. Юмор в поэме.. Делать презентацию. Находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников.
53. 1.04. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Прочитать р-з «Возвращение». Подг.к беседе по вопросам на стр. 114. Лвш 3/01. Поэты о героизме, патриотизме, самоотверженности защитников родины и трудностях грозных лет войны. Н.: А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…». Выразительно читать стихотворное произведение, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражении чувств и переживаний лирического героя. Роль метафоры , эпитета, повторов. Определять роль ритма. Объяснять роль юмора. Устный р-з о детях Иванова.
54. 3.04. Нравственная проблематика рассказа А.П.Платонова «Возвращение». Н.: «Мне голос был…». Стр.115-117. Лвш 4/02. А.П.Платонов на войне. Война и семья – основная тема рассказа. Семья Иванова. Авторская позиция в рассказе. Алексей Иванов, преодоление им «Самолюбия и собственного интереса». Гуманизм рассказа. Работать с книгой. Кратко и выборочно пересказывать. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное. Объяснять значение деталей портрета. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников.
55. 8.04. Патриотическая направленность лирики А.А.Ахматовой. Кр. биография А.И.Солженицына. Прочитать р-з Матренин двор». Отв. на вопросы на стр.139. Биография поэта. Патриотическая направленность стих-й «Я живу, как кукушка в часах…», мне голос был. Он звал утешно…», «Мне ни к чему одические рати…», «Читатель», «Мужество».Н.: А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…». Выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражений чувств и переживаний лирического героя. Роль деталей в выражении авторской позиции.. Определять роль ритма. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
56. 10.04. Судьба Матрены как воплощение подвижничества в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». Отв на вопросы на стр.151, 158. Биография писателя. Судьба Матрены как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра. Идея национального характера в рассказе. Обобщающий смысл заключительных слов о «праведнике, без которого. ,по пословице, не стоит село». Традиции русской классики в изображении народной жизни. Работать с книгой. Кратко и выборочно пересказывать. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное. Объяснять значение деталей портрета. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Портретная характеристика.
57. 15.04. Идея национального характера в рассказе. Прочитать р-з «Фотография, на которой меня нет». Подгот. к беседе. Судьба Матрены как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра. Идея национального характера в рассказе. Обобщающий смысл заключительных слов о «праведнике, без которого. ,по пословице, не стоит село». Традиции русской классики в изображении народной жизни. Работать с книгой. Кратко и выборочно пересказывать. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное. Объяснять значение деталей портрета. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Анализ эпизода.
68. 17.04. Биографическая основа рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Подгот. к изложению с элементами сочинения. Лвш 7/01. Биография писателя. Идейное содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет». Своеобразие сюжета рассказа. Работать с книгой. Кратко и выборочно пересказывать. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное. Объяснять значение деталей портрета. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
59. 22.04. Р.р. Изложение с элементами сочинения. «Красота души героев». Изложение. Н.: «Привет, Россия!». Красота души героев произведения. Непреходящая историческая память народа. Писать изложение. Изложение.
60. 24.04. Любовь к людям в лирике Н.М.Рубцова. Кр. Биография Ч.Т.Айтматова. «Белый пароход».186-196. Отв. на вопросы. Ул 1/06. Животворящая любовь к людям, к родной природе в стихотворениях «Привет, Россия…», «Русский огонек», «Поэзия». Мотивы одиночества и их преодоление. Сквозные образы поэзии Н.Рубцова (дорога, звезда, свет). Музыкальность стиха. Н.: Н.М.Рубцов. «Привет, Россия» Выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражений чувств и переживаний лирического героя. Роль деталей в выражении авторской позиции.. Определять роль ритма. Выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств в выражений чувств и переживаний лирического героя. Роль деталей в выражении авторской позиции.. Определять роль ритма. Выразительное чтение.
61. 29.04. Богатый мир ребенка в повести «Белый пароход». Прочитать стр.197-210. Сост. план. Биография писателя. Гуманистический пафос повести «Белый пароход». Идея взросления человека. Старик Момун и мальчик. Осуждение жестокости и бездуховности. Орозкул. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее роль в композиции произведения. Работать с книгой. Кратко и выборочно пересказывать. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное. Объяснять значение пейзажа. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Участвовать в диалоге. Объяснять особенности композиции. Диалог мальчика с мамой.
62. 6.04.. Осуждение в повести жестокости и бездуховности. Подгот. Изложению с творческим заданием. Идея взросления человека. Старик Момун и мальчик. Осуждение жестокости и бездуховности. Орозкул. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее роль в композиции произведения. Работать с книгой. Кратко и выборочно пересказывать. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное. Объяснять значение пейзажа. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Участвовать в диалоге. Объяснять особенности композиции. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью

63. 8.05 Р.р Изложение с творческим заданием. (Стр. 202-203). Изложение. Стр.222-242. Подготов. к беседе по вопросам. Писать изложение с творческим заданием. Писать изложение с творческим заданием.
64. 13.05. Ж.Верн – основоположник жанра научно-фантастического романа. «Таинственный остров». Прочитать «Пестрая лента».Кр. пересказ. Слово о писателе. Жюль Верн – основоположник жанра научно-фантастического жанра. Борьба человека за овладение Вселенной; гимн науке, созидательной мысли и труду в романах Ж.Верна Работать с книгой. Кратко и выборочно пересказывать. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное. Объяснять значение пейзажа. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Участвовать в диалоге. Объяснять особенности композиции Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью
65. 15.05. А.Конан-Дойль. «Пестрая лента. Подготовиться к вн. чт. Знание о писателе. Содержание р-за Пестрая лента». . Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Выразительно читать отрывок из прозы. Участвовать в диалоге. Объяснять особенности композиции Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью
66.

67.

68.

69.
70. 20.05.

22.05

27.05

29.05
30.05 Вн.чт. Любимые произведения зарубежных писателей.

Контрольная работа.

Обобщающее повторение.
Резервные уроки. Знание произведений зрубежных писателей: Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан», «20000 под водой»; Г.Уэллс. «Человек- невидимка», «Война миров»; В.Скотт. «Айвенго», «Квентин Дорвард». Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Отзыв. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать художественные произведения, обладающие высокой эстетической ценностью


Количество часов, выделяемых на внеклассное чтение,
развитие речи, наизусть, теорию литературы.

Класс Четверть Развитие речи Внеклассное чтение Наизусть Теория литературы
По программе Факт По программе Факт По программе Факт По программе Факт
6 1 1 2 4 8
2 2 1 4 2
3 2 2 2 2
4 1 1 3
За год 6 6 13 12
7 1 2 1 4 7
2 3 3 4 4
3 1 2 3 1
4 2 4 3 2
За год 8 9 13 12
8 1 3 2 2 5
2 2 2 3 3
3 2 2 4 3
4 3 2 4
За год 11 8 11 12
9 1 1 2 2
2 2 1 3 2
3 1 5 3 2
4 2 2 3 2
За год 6 9 11 8
5 1
2
3
4
За год

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса


К концу 8 класса учащиеся должны
Знать
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению в восьмом классе;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
- биографические сведения писателей, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения;
- теоретико-литературные понятия;
Уметь
- работать с книгой;
- выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений; - характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать роль антитезы, гротеска, гиперболы и других средств выразительности в художественном произведении;
- анализировать стихотворную речь, определяя двухсложные или трехсложные размеры стиха, ритм, лексические, фонетические, синтаксические, морфологические средства;
- характеризовать роль пейзажа, интерьера, портрета, эпизода в художественном произведении;
- характеризовать особенности сюжета и композиции;
- писать изложения;
-писать сочинения;
- сопоставлять художественные произведения татарской и русской литератур, раскрывать в них национально обусловленные различия;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- создавать связный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников ( справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
Нормы оценки знаний, умений, навыков по литературе учащихся 8 класса национальной татарской школы
При оценке устных ответов и письменных работ учащихся ( развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитывается:
- правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения ( в соответствии с требованиями программы);
- композиционная стройность и логика построения ответа;
- речевая грамотность. Культура произношения ( сохранение орфоэпических норм, интонация).

Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность, образность языка.

Оценивая достижения школьников в изучении русской литературы, желательно иметь в виду:
1.Методические параметры взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся;
2.Возрастные особенности и возможности воспитанников.

Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.

Содержание курса (8 класс)

Содержание Кол-во часов Кол-во проверочных, контрольных работ Развитие речи
Введение. Художественная литература и действительность. 1
Творчество А.С.Пушкина 10 2
Творчество М.Ю.Лермонтова
Творчество Н.В.Гоголя.
5
5
1
1
Творчество И.С.Тургенева 4 1
Стихотворения русских поэтов второй половины 19 века (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, Н.А.Некрасов 5 1
Русская литература 19 века (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.С.Лесков,). 9 1
Русская литература 20 века (И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М.Горький). 4 1
Русские поэты 20 века (В.В.Маяковский, М.Цветаева,,О.Мандельштам). 4 1
Русская литература 20 века ( К.Г. Паустовский, А.Т.Твардовский, А.П. Платонов, А.А.Ахматова, А.Солженицын,, Н.М. Рубцов, Ч.Айтматов, В.П. Астафьев). 16 3
Контрольный урок 1 1
Зарубежная литература 4
Резерв 2
Итого 70 2

У вас нет прав для создания комментариев.