Научно-исследовательская работа на тему: «Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого»
joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ»

Научно-исследовательская работа

на тему:

«Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого»

Ученицы 9 класса Журавлёвой Ксении Александровны

Руководитель: учитель русского языка

и литературы: Лаврова Людмила Геннадьевна

2013 год

                                   

 

 

Использованная литература.

1. Л.Н.Капитонова. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. Москва, 2001 г.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф.,  История  педагогики-М., Просвещение, 1982г.

3. К.Н. Ломунов . Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М. “Детская литература” 1984 г.

4.Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого. Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1967 г.

5. С.Н.Бычков. Толстой в оценке русской критики. М. “Детская литература” 1984 г.

           

 

 

 

 

                                                           План.

1.Введение. Обоснование выбора темы.

2. Лев Николаевич Толстой – гордость всей России.

3. Ясная Поляна в жизни Л. Н. Толстого.

4. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого в Яснополянской школе.

5. «Новая азбука» Л. Н. Толстого.

6. Педагогические идеи и  взгляды Льва Николаевича Толстого.

7. Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.

            Я выбрала для написания реферата тему о Л. Н. Толстом, так как его личность, отношение к жизни, к поиску своего места в ней наиболее близки мне.

 Изучение его жизни и творчества – идеальный путь самовоспитания.   В начале ХХ века Л. Н. Толстого называли “учителем в жизни и искусстве”. В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а “подчинится” редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он - феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.

           Ясная Поляна...! Как много говорит это название сердцу каждого русского человека, и как близко оно людям всего мира. Ясная Поляна – место жизни, творчества и деятельности  писателя. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил большую часть своей жизни. Здесь же, в лесу в Старом Заказе, на краю оврага, под сенью деревьев находится его могила. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его бессмертных произведений.

Впечатления яснополянской усадебной жизни и природы дали богатейший материал для творческой мысли писателя и получили многообразное отражение в его произведениях. Постоянное общение с местными и окрестными крестьянами было для Толстого источником глубокого знания народной жизни, позволило ему хорошо понять страдания и думы угнетенного самодержавным строем народа. Его жизнь, человека и писателя, пробуждала в сердцах людей лучшие чувства и стремление к правде, добру и справедливости.

        Страстным защитником угнетённых, грозным обличителем власть имущих таким был Толстой, таким он остаётся и поныне для миллионов людей во всём мире. Он олицетворял гражданскую совесть своей эпохи. Имя его было известно всем. Ясную Поляну знали в самых отдаленных уголках земного шара. «Россию Льву Толстому» - так адресовали свои письма некоторые зарубежные корреспонденты писателя. В Ясной Поляне побывали выдающиеся деятели русской и мировой культуры, науки, политики. Здесь кипели страстные споры о судьбах России, об идеалах нравственных, социальных, эстетических, о самых волнующих вопросах современности.

   «На протяжении десятков лет, - писал А. М. Горький, - звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказывал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература».

          Лев Николаевич Толстой прославил свою страну не только как великий писатель, но и как педагог-теоретик и учитель.  Я собираюсь после окончания школы поступить в педагогический вуз и стараюсь участвовать в конкурсах, которые связаны с профессией учителя, поэтому  меня заинтересовали педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого.

 Ему принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. Кроме своих бессмертных произведений мирового масштаба, он оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневник Яснополянской школы, «Азбуку», «Новую азбуку», русские книги для чтения.

       В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Льва Николаевича привлекают актуальностью постановки проблем обучения, воспитания подросткового поколения, демократизации народного образования. Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Толстой считал наиважнейшей, а занятия педагогикой – самым радостным и счастливым временем в своей жизни.  

   Педагогическая деятельность Толстого традиционно делится на три периода: первый - 1859 -1862 годы, второй - 1870 - 1876, третий - начиная с конца  80-х годов и до конца жизни писателя.
        К практическому участию в деле народного просвещения Лев Николаевич стремился с юношеских лет. Об этом свидетельствует его ранний и в значительной степени автобиографический рассказ «Утро помещика».                                                                       Главный персонаж рассказа студент Нехлюдов, не дослушав факультетского курса до конца, оставил университет. Такое решение он принимает, определившись в своём мировоззрении. Герой рассказа пришел к убеждению, что самое главное состоит в том, чтобы делать добро людям, среди которых живёшь. Личное счастье невозможно без благополучия других, и до тех пор, пока многочисленный класс народа - крестьянство - прозябает в нищете и невежестве, общественное благополучие, а следовательно, и твоё собственное, невозможно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Как и герой рассказа «Утро помещика», Толстой, 21 года от роду, начинает обучать крестьянских детей. Он открывает в родовом имении в Ясной Поляне бесплатную школу и ведёт в ней уроки.                                                                                                      В 1849 году, когда Лев Николаевич впервые попробовал учительствовать, собрав тридцать яснополянских детей, школ для крестьян, по сути, не было. В некоторых деревнях за обучение брались представители духовенства и отставные солдаты. У них было по два-три, но не более шести учеников, и их основной задачей было вызубрить заданный «стишок». Учитель, как правило, почти целый день занимался посторонними делами, а за себя оставлял старшего из детей. Тот должен был «поддерживать порядок», то есть следить за тем, чтобы остальные дети не баловались, а беспрерывно выкрикивали заданные слова. Такой «учитель» выполнял, прежде всего, полицейские функции и по доносам детей друг на друга наказывал провинившихся. Практика наказаний была столь привычна, что школа Льва Толстого, где детей запретили сечь, сначала вызвала у родителей стойкое недоверие. Считалось, что научить детей чему-либо без порки невозможно.                                             Толстой хочет создать совершенно другую школу - школу, основанную на неслыханном даже для высшего сословия принципе полной свободы учащихся.  Это удалось ему сделать.                                                                                                                             В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.
      Определенного учебного плана, программы обучения и твёрдого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнём иной раз говорить о чём-нибудь интересном, так увлечёмся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали её и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Как бы то ни был , взыскания  и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.
      Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, всё выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших  и знающих учеников.
Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей.                            Сам Л. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе. Толстой вёл также беседы по физике, проводил физические эксперименты.
     Отчёты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса.                        Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций  на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчётах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.
Все описания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренны в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.
      Яснополянскую школу посещало много людей, в том числе зарубежных педагогов и писателей, о школе много писали в России и за границей. О школе Л. Н. Толстого, его педагогических взглядах и деятельности были изданы работы в  Англии, Германии, Франции и США. Как написал один автор, школы  западно - европейских стран много получили от Толстого. «Его ... настойчивое требование развивать у детей привычку полагаться на себя..., его вера в то, что ребёнку в классной комнате надо дать максимум свободы — все эти компоненты его системы оказали своё влияние на прогрессивное образование последнего времени. А главное его положение о том, что школа всегда должна быть педагогической лабораторией... было принято в широких кругах как одно из предпосылок дидактики».
    Очень высоко оценил Яснополянскую школу Л. Н. Толстого выдающийся революционный демократ Н. Г. Чернышевский за то, что в ней относились с уважением к учащимся, изучали их интересы, не применяли насилия, не наказывали учеников. Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, его гуманному отношению к детям и учителям.
      Л.Толстой хотел, чтобы дети научились осмысленно воспринимать окружающий мир и обобщать свои знания о нём. С этой целью он возвращается к педагогической практике.                                                                                                             Почти одновременно он сдаёт в печать свою «Азбуку», которая была задумана еще в 1868 году. После множества технических сбоев она выходит в свет в 1872 году в четырёх томах и, вопреки радужным ожиданиям самого Толстого, практически не расходится. Более того, подвергается  критике, после которой Министерство народного просвещения отказывается рекомендовать «Азбуку» Толстого для преподавания в школах.                                                                                                      Лев Николаевич был вынужден признать неудачу «Азбуки». Он заново пишет краткое и доступное для детей пособие, которое называется «Новая азбука» и может быть использовано при любой методике обучения чтению. Остальные тома «Азбуки» были переработаны в отдельные учебники. «Новая азбука» получила широкое признание и была рекомендована Министерством народного просвещения для всех учебных заведений.                                                    При жизни писателя она переиздавалась 28 раз. Помещённые в ней рассказы  - простые, но занимательные – помогали «маленьким мужичкам» (как ласково именовал Толстой крестьянских детей) осознать первые впечатления. Знаменательно, что до сих пор дети учатся узнавать мир и людей, читая «азбучные рассказы» : «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Косточка», «Кавказский пленник» учатся простым, но вечным истинам – смелости, ответственности за свои слова и поступки, преданности, честности, находчивости.                                                                                                                                     Третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х  – 1910 гг.) был связан с разработкой религиозно-нравственного учения, которое Толстой считал главным делом своей жизни. Оно было изложено им в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоёв населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Толстой использовал организованное им издательство «Посредник», где издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день». Он начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Детский круг чтения».                                          

             Толстой в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель – новатор, практик и организатор, с другой – как мыслитель, стремящийся решить кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознании и жизни, взаимосвязи конечного и бесконечного, генезиса индивидуального и общественного сознания и самосознания.

   Стержнем своего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование её нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно - деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этичного познания. Он связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Толстой стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования». Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, - столь же объективный процесс, как и явления природы.

   Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимает за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.

      В центре  его теории  гуманистического воспитания является учение о  непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Естественное, свободное развитие природных сил ребёнка, уважение и любовь к нему, самоценность детства в жизни человека легли в основу духовно-нравственной  установки Толстого на цели обучения.

    Сам  процесс обучения начинается с того, что учитель пытается понять ребёнка, определить, что ему дала природа. Затем, опираясь на его духовное начало и собственный опыт ученика, «разворачивает» заложенный природой потенциал саморазвития. Содержание образования максимально исходит из реальной жизни и  реальных потребностей учащегося. Предмет, как и вся школа в целом, - лишь средство направить ребёнка в его движении к идеалу добра, которое требует непрерывного нравственного совершенствования. Ведь главное в Толстовской школе – развить в ребёнке «духовное, чтобы он понял, что есть идеал и есть реальная жизнь».

     Каким же должен быть учитель, чтобы вырастить творчески развитую личность? Толстой много пишет по этому поводу, и личности учителя он отводит большую роль. Его дидактические рекомендации учителям представляют большой интерес, прежде всего он отмечает, что отношения естественности между обучаемым и обучающимся являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием. «Насилие в деле воспитания и образования, - пишет Толстой, - есть следствие деспотизма и приводит к отрицательным результатам. Насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе». Вновь и вновь Толстой убеждает, что в основе изучения школьного дела должно лежать изучение потребностей детей. И Толстой выдвигает главный постулат успешного обучения: «Любовь учителя к своему делу - необходимое условие успешного обучения». Каким видится совершенный учитель Толстому? «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель!» - вот кредо Толстого в отношении учителя. Большое значение Толстой отводил в деятельности учителя для создания успешности обучения такому, казалось бы, неуловимому явлению, как дух школы. «Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, в движениях, в напряженности соревнования, - что-то весьма обязательное, необходимое и драгоценное и поэтому долженствующее быть целью всякого учителя». Весьма важным Толстой считал в работе опытного учителя, чтобы «душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях». Каковы же эти условия? Перечислим их:

- чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где учится ученик;

- чтобы ученик не стыдился учителей или товарищей;

- чтобы ученик не боялся наказания за непонимание ;

- чтобы ум не утомлялся;

- чтобы урок был соразмерен силам ученика, был не слишком лёгок и не слишком труден.  Эти дидактические и педагогические условия ведут, по мнению Толстого, к успешности обучения. Весьма  убедительными звучат требования Толстого к методам преподавания: «Только тот метод преподавания верен, которым довольны ученики».

    Насколько актуальны требования Толстого к развитию творческих способностей учащихся, предоставляем судить самим читателям: «Школа должна быть творческой. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений».

Толстой оставил нам своё понимание и системы университетского образования, которое остается востребованным и в наши дни. Говоря сегодняшним языком, он выступал за свободу образования, понимая под  этим прежде всего свободу выбора курсов обучения; выступал против «догмата мнимой непогрешимости профессоров», когда студентам не дают возможности «выразить своё удовольствие или неудовольствие». Особенно актуально его суждение о том, что «чтение лекций профессорами без права студентов задавать вопросы и оппонировать - не имеет смысла».   Педагогическое наследие Толстого свидетельствует, что он рассматривал педагогику в единстве, как науки, так и искусства, считая  эти  две стороны неотделимыми друг от друга. Отрицая схоластическую педагогику, оторванную от жизни и практики, он видел научную педагогику как науку опытно - экспериментальную: «Для того, чтобы сделаться наукой и плодотворной наукой, педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».

  Понимая педагогику как искусство обучения и воспитания, Толстой видел основу искусства и мастерства в любви к избранному делу: «Для того же, чтобы любить свой предмет, надо, во-первых, не заниматься многими пустяками, мешающими любить по-настоящему то, что свойственно любить, а, во-вторых, любить свой предмет, а не притворяться, что любишь то, что другие признают или считают достойным любви». Большое значение Толстой придавал «педагогическому чуть-чуть», которое отличает,  по его мнению, учителя - мастера от учителя - ремесленника, при этом он ссылался на художника Брюллова: «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», которые тот сказал в ответ на восторженную реплику одного из учеников: «Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось». Мы различаем сегодня четыре уровня профессионализма, которые полностью совпадают, по нашему мнению, с взглядами Толстого на личность и мастерство учителя:

- первый уровень - это уровень методической грамотности, та система знаний, которыми владеет учитель;

- второй уровень - это уровень ремесла, который имеет учитель, опыт использования им известных приемов и способов обучения;

- третий уровень - уровень мастерства, его достигают немногие, он состоит также и в умении учить других; уровень, который предполагает овладение таким элементом методической культуры как творчество, а ведь именно к этому призывал Толстой учителя - придать обучению творческий характер;

- и, наконец, четвертый уровень - это высшее направление мастерства, это уровень искусства. Именно Толстому принадлежат слова: «Преподавать на уровне искусства  значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства».

Итак,  в разностороннем педагогическом творчестве Толстого было

много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его

педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к

личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий

психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося. Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и

составителя учебных книг.

        Л. Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по- новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.

 
 
                                                       

У вас нет прав для создания комментариев.

Современный женский журнал.
Платные премиум shablony-dle.ru/
dle-joomla.ru