Русская литература, искусство конца XIX начала XX веков Особенности эпохи и культуры.Урок-обзор в 9 классе.
Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 
Тема: Русская литература, искусство конца XIX начала XX веков Особенности эпохи и культуры.Урок-обзор в 9 классе.
Цели и задачи:
-Формирование общего представления об историко-литературном процессе рубежа веков.
- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
- Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
- Дать представление об основных тенденциях в литературе, искусстве конца XIX – начала XX вв.;
- Воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре , литературе.

Материалы и оборудование: Оформление: Презентации в программе Microsoft Power Point- «19 век в фотографиях и картинах» ,«Русская литература конца XIX- начала XX. Особенности эпохи и культуры.;Фрагмент по программе «Windows Movie maker.Ink».» -«Живой голос Есенина», учебник, хресоматия.
Вступительное слово учителя. Сообщение целей урока. (Слайды № 2-4)
Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом, сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы не ставим целью перечислить глобальные изменения во всех сферах жизни страны. Главное – почувствовать дух времени, лицо века. Переход от века к веку – в этом есть какая-то магия и загадка. И оно не только в событиях и именах. Можно ли почувствовать восторг и боль, мечты и разочарования этого времени? Давайте посмотрим презентацию, которую поготовила 1-я группа- «XIX век в фотографиях» и перенесемся в ту эпоху, перелистывая страницы времени. Событий, явлений. Каждой группе учнико было конкретное задане и у вас было достаточно времени, чтобы подготовиться к сегодняшнему уроку- обзору. (Приложение 1)
Учитель литературы: Вселенский огонь охватил многие страны мира на рубеже веков: важнейшие перемены в странах Европы и США, невиданная безработица среди рабочих, экономический кризис охватил всю Европу. Эхо мирового кризиса, невиданных потрясений скоро настигло и нашу страну. “Огненной Россией” назвал А.Ремизов это время..
Чтение выразительно заранее подготовленным учеником стихотворения
«XIX век»

Динь-динь-динь колокольчик –
В Тригорское, Болдино, Линцы.
Гром сражений. Балы.
Размышленья о жизни иной.
Декабристы. Студенты.
Поэты. Купцы. Разночинцы.
Строчки писем, стихов, протоколы в архиве сыскном –
В них страдают и любят,
Печалятся и острословят.
На дуэли спешат
И сидят в карантине чумном.
Ждут вестей из Хивы
И гремучие смеси готовят.
Им самим вся музыка
Минувшего века слышна:
О Петре говорят
И рабов, как Радищев, жалеют…
Промежуток в сто лет –
Так легко созерцать времена…
Современником быть,
На себе выносить – тяжелее… (О.Левитан «19 век»)
1 страница: Анализ исторической обстановки в России в конце 19 – начале 20 века.
Учитель истории. ( слайды № 5-6)
- Российская культура, как и все общество, в конце 19 – начале 20 века переживала кризис. Господствующим было предчувствие надвигающей грозы и в то же время надежды на спасение, очищение от зла.
В литературных произведениях, в прессе все чаще употреблялись слова «кризис», «перелом», «упадок», «возрождение».
- Давайте вспомним Россию начала 20 века. Какие проблемы в нашей стране накопились и требовали скорейшего решения?
(Ответы учащихся.
В конце 19 – начале 20 века Россию, как и многие страны мира, охватил процесс модернизации. Только в России он носил свои особенности. Россия была крупнейшей державой, стремилась расширить сферы влияния, не отставала от стран Запада по уровню экономического развития. В стране необходимо было создать индустрию, которая опиралась бы на новейшие достижения науки и техники, обеспечила бы стране выход на передовые позиции в мире.
В то же время Россия остается самодержавной монархией. Жители страны были лишены гражданских прав и свобод; у народов, населявших Россию, не было возможности самостоятельно решать свою судьбу. Проблема экономической модернизации тесно переплелась с необходимостью реформ в политической сфере. Но в правительстве верх одерживала консервативная группировка, под влиянием которой находился Николай Второй.
Демократически настроенная интеллигенция, в рядах которой росли группы приверженцев либеральных и социалистических взглядов, все активнее выступала с критикой правительства, требуя перемен.)
Учитель истории
Ситуация противоречивая, осложняющаяся внешнеполитическими факторами.
- Какими?
(Ответы учащихся.
Антиправительственные настроения усилились в связи с тем, что экономический взлет 1900-1903 годов сменился депрессией, а затем кризисом, вызванным мировым. Правительство продолжает проводить реакционную внутреннюю политику. В воздухе витает революционный дух! «Чтобы остановить революцию, нам нужна маленькая победоносная война», - сказал незадолго до русско-японской войны министр внутренних дел Плеве. Ни одного сражения в этой войне мы не выиграли, потеряли территории, вспыхнула революция.
Учитель литературы::Эти события изменили жизнь каждого человека. Новая Россия как Сфинкс, вызывая ужас и трепет, встала перед миром. А. Блок пишет:
Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
А.Блок
Внешнее есть отражение внутреннего! Если женщины впервые надели брюки, значит, менялась и внутренняя суть человека. В чем-то человек новой эпохи был другой... В начале века происходит вымирание и вырождение “благороднейшего сословия” Российской империи. Менялись люди, менялись и кумиры.
2страница:Русская философия серебряного века. “...Мрак есть начало света...”
Сообщение учащегося: Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, “рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!” Молодые умы будоражили эти лозунги, щекотали нервы, требовали иных поступков и действий! Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой П.А.Флоренский С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев. По словам Андрея Белого, именно В. Соловьев говорил, что “идеи Ницше – это единственное, с чем надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре”. Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком. Пророком Града Божьего назвал Соловьева поэт Вячеслав Иванов. Философ Н.Бердяев также отмечал “пророческое значение” В. Соловьева. Звук пророческого рожка Соловьева был услышан всей русской культурой рубежа XIX-XX столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века.
Вопрос учащимся. Какие духовные ценности провозглашались русскими философами серебряного века?
Приложение 2 слайд-7-8
Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.
Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский)
Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький)
Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок).
Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)
Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер»
3 страница:Литература конца XIX – начала XX века. Модернизм на рубеже веков.
Учитель литературы:Литература – это и есть “ образ мира, в слове явленный”. “Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!” – восклицал М.Горький.
Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н.Бердяев назвал этот период “серебряным веком” русской поэзии. Русская поэзия переживает свое второе рождение, свой – Ренессанс!( Слайды 9-11)
4 страница: “Тень несозданных созданий...”
Сообщение учащегося о символизме: 1- уч.“Серебряный век” - одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX - начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой “мэтров” символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
2-уч.В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями.
Чтение стихотворений А.Белого, А, Блока, В.Иванова (по выбору).
1910 г. вошел в историю русской поэзии “серебряного века” как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской.
Вопрос учащимся. Что нового внесли символисты в русскую литературу?
5 страница:Между “земным” и “небесным”, между бытом и бытием.( Слайд 17)
Сообщение уч-ся об акмеистах:19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее “карнавализации”, “богемности” сопровождались активизацией интереса к “низу” культуры. На смену “надмирным” элитарным “башням” символизма пришли “подвалы” постсимволистской эпохи.
Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. Этимологически слово восходит к греч. “акмэ” - “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”. Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Чтение стихотворений А.Ахматовой или Н.Гумилева (по выбору).
Задание учащимся. Перечислите особенности в лирике акмеистов.
6 страница :“ Я сразу смазал карту будня...”( Слайд №18)
Сообщение учащихся о футуризме :Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (от латинского futurum - будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, А. Крученых, В. Каменский и др. Они не принимали буржуазно – дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить “революцию в искусстве”. Но бунт футуристов против буржуазно – дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, “свободное искусство”. Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое – стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы. Своеобразной визитной карточкой футуристов стало короткое стихотворение В.Хлебникова “Заклятие смехом. Чтение стихотворения. “Бомбой”, брошенной футуристами в читателя, стала небольшая книжечка с дерзким заглавием “Пощечина общественному вкусу”, вышедшая в свет в 1912г. Атмосфера скандала сопровождала многочисленные публичные выступления участников этого движения.
Чтение стихотворений В.Маяковского, И.Северянина и др. поэтов (по выбору)
Задание: Найдите интересные моменты в поэзии футуристов
7 страница:Правдивое изображение реальной действительности.(слайды 11-14).
Сообщение учащегося:
Реализм: Литературное направление, где человек рассматривается в его связях с социальной средой. Писатель данного направления осуществляет художественный анализ общественных обстоятельств, в которых изображаемый персонаж черпает мотивы и стимулы своего поведения. Здесь художественная правдивость возникает на основе представлений писателя о мире во всей его сложности и противоречивости. А воссозданная личность явлена в диалектике своего психологического развития. Писателя-реалиста в науке называли «доктором социальных наук». Эпитет «критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает.
8 страница:Учитель МХК:
Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства. Но уже в 1900-е гг. в русской музыке выдвигается блестящее поколение молодых композиторов, относящихся к великим творцам «серебряного века». В их искусстве сказалось обновление мироощущения, драматизм и накал страстей «эпохи рубежа веков», вольное парение в ее стилевом многоголосии. Музыка заговорила образами символизма (А.Н.Скрябин), неоклассицизма (Н.К.Метнер), неоромантизма (С.В. Рахманинов), неофольклоризма (И.Ф. Стравинский), кубофутуризма (С.С. Прокофьев), свободно сочетая язык всех стилей.

Музыкальное искусство «серебряного века» было новаторским по своей сути. Открытия Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева в области лада, гармонии, формы способствовали становлению новой образности и средств художественной выразительности в музыке 20 века.( слайды(27-29). Прослушайте фрагмент Скрябин_Александр_Николаевич_-_Piano_Sonata_No._1_in_F_minor__Op._6_-_I._Allegro_con_fuoco
(звучит фрагмент )
Ученик: Конец XIX—начало XX в. отмечается появлением новых ар-хитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассициз¬ма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитекту¬ру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работа¬ют В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Ми¬лютин, А.С.Голубкина и др).(Слайды -22-26)
Сообщение заранее подготовленного ученика:
Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества-в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов.( слайды 30-35)
Учитель МХК:
На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, получивший название стиля модерн. Явление это неоднозначное, в модерне есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные главным образом на буржуазные вкусы, но есть и знаменитое само по себе стремление к единству стиля. В живописи модерн проявил себя символикой образов, пристрастием к иносказаниям.
Русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религи¬озного сознания. Задачи авангарда — выражать духовные абсо¬люты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосущест¬вованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.
Учитель литературы : Вот и завершлось наше исследование, обзор о литературе, культуре рубежа веков. Мы вами перелистали всего лишь несколько страниц из огромного культурного наследия рубежа веков. Я думаю, что многие из вас заинтересовались той эпохой и теперь уже самостоятельно сможете найти новую информацию и сообщить нам всем на семинарском занятии.
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль¬туры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.
В течение ХХ – ХХ веков рус¬ская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.
Что ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но сохранить ее наследие – одна из главных задач нашего и будущих поколений.
Учитель истории: Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности.
Я приглашаю вас послушать живой голос А.Ахматовой, , музыку Сергея Васильевича Рахманинова (Элегия_es-moll__op.3_)(Приложение №2),посмотреть подготовленную вами презентацию 19 век в фотографиях,послушать живой голос Серея Есенина (Приложение № 3 ), окунуться в ту эпоху и задуматься над поставленными вопросами.
--- Чем, на ваш взгляд характеризуется ситуация рубежа 20-21 веков? (в экономике, политике, социальной, культурной жизни страны).
В ходе урока сопоставьте ее с ситуацией рубежа 19-20 вв.
--- В ходе анализа образной системы произведений символистов назовите тот круг проблем, который связан с мироощущением человека на рубеже веков.
---- Высказать свое мнение : Почему возникла необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни.
Использованная литература:
1. : Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001. – 496 с.
2. “Серебряный век”. Петербургская поэзия конца XIX – начала XX вв. “Лениздат”, 1991г.
3. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Россия и мир. “Дрофа”, “Веди-Принт”. Москва, 2004г.
4. Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.2. XX век / ред. коллегия: М.Аксенова, Д.Володихин, Л.Поликовская и др.-М.: Мир энциклопедий Аванта +,2006. С.8-47.
5. Энциклопедия. Мудрость тысячелетий. Автор-составитель: Вольдемар Балязин. Москва. “Олма-Пресс”. 2000г.
6. Энциклопедический словарь. Мир русской культуры. Российская таможенная академия. Санкт-Петербургский филиал имен и В.Б.Бобкова. С.35-40.
7.Верещагина А. Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи ХVIII – начала ХХ в. М., 1973.
8.Кощман Л. В. История русской культуры XIX – начала ХХ в. М., 1971.
7. 9.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство ХVII – XX веков. М., 1999
Ресурсы Интернет:
1.http://www.gotula.ru/articles/1114847577.htm -
2.http://kashulinsky.narod.ru/clbs/426.html - Фото (писатели «серебряного века»)
3.http://stone1.pochta.ru/new_page_26.htm - )
4.http://gold.stihophone.ru/works.php?ID=427
5. bibliotekar.ru
6.http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/skrabin-aleksandr-nikolaevi4---sonata-4-op-30/
7.http://www.audiopoisk.com/artist/sergei-rahmaninov/
8.http://muzoferma.com/

У вас нет прав для создания комментариев.