Тема урока: «Дороже алмаза своих два глаза»
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
МБОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа имени
Сафина Ф.А.» Пестречинского муниципального района
Республики Татарстан

Урок эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления по теме «Дороже алмаза своих два глаза».

Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Кашапова Разина Идиятовна


2013 год.

Тема урока: «Дороже алмаза своих два глаза»

Цель: дать знания о структуре и функциях глаз; предостеречь от глазных заболеваний; научить провести профилактическую работу, знать цену своего здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Задачи: расширять знания детей о гигиенических навыках; учить детей на практике применять полученные знания, уметь контролировать свои дела и поступки; воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока.

I Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Будем читать стихи, познакомимся с высказываниями выдающихся людей, откроем страницы анатомии, биологии, будем решать задачи и т.д.

II Актуализация прежних знаний.
А как вы думаете, что самое главное для человека в этой жизни?
- Здоровье.
- Верно. Нет здоровья – нет и счастья. Вот поэтому своё здоровье нужно беречь.
Как вы понимаете тему нашего урока?
- Глаза дороже всех сокровищ на свете.
- Правильно, ребята. Мы на уроке будем говорить именно о глазах.

III Формирование новых знаний.
Слайд 2.
- «Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остаётся в действии, не уставая и не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает», - сказал английский писатель Джозеф Аддисон. А какие цитаты вы знаете?
Учащиеся делятся своими знаниями:
Слайд 3.
- Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в суставах, напряжении мышц, натяжении сухожилий, о химическом составе крови, о степени наполнения желудка, кишечника, мочевого пузыря и т.д.
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза.
Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина.
Великий врач первым пришёл к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отражённые предметами лучи солнца или осветительных устройств.
А немецкий учёный Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным. Сейчас мы разберем строение глаза немного подробнее.
- Может кто-нибудь и стихотворение расскажет?
Слайд 4.
- «Про глаза-глазенки» стихотворение С. .Погореловского.
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища –
Все на свете разглядят, разглядят-разыщут.
В поднебесье – месяц, под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфетку, как ее не прячь.
Ай, глаза-глазища, ай, глаза –глазенки –
Могут фокус показать мальчишке и девчонке
Вот мы их закрыли – сразу стала ночь.
Вот мы их открыли – ночь умчалась прочь!
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища –
Кто в них прячется – живет, поглядим – поищем!
«Мама, знаешь, кто в твоих?! Это я, родная в них?!
«А в твоих, сыночек, я…. Вот какие мы друзья!
- Молодцы! Спасибо, ребята. Сейчас все внимательно смотрите на экран.
Слайд 5,6,7,8.
Учитель показывает и рассказывает о глазах.
Глаз - это сложная оптическая система. Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу.
Роговица в оптическом смысле - это сильная собирающая линза, которая фокусирует расходящиеся в разные стороны световые лучи.
Склера является непрозрачной наружной оболочкой глаза, и она не принимает участия в проведении света внутрь глаза.
Преломившись на передней и задней поверхности роговицы, световые лучи проходят беспрепятственно через прозрачную жидкость, заполняющую переднюю камеру, вплоть до радужки.
Зрачок, круглое отверстие в радужке, позволяет центрально расположенным лучам продолжить свое путешествие внутрь глаза. Далее свет преломляется хрусталиком.
Хрусталик тоже линза, как и роговица. Его принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет хрусталик способен менять свою оптическую силу - феномен, называемый аккомодацией. Таким образом, хрусталик производит более точную дофокусировку. За хрусталиком расположено стекловидное тело, которое распространяется вплоть до сетчатки и заполняет собой большой объем глазного яблока.
Лучи света, сфокусированные оптической системой глаза, попадают в конечном итоге на сетчатку.
Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир. Из школьного курса физики мы знаем, что собирательная линза дает перевернутое изображение предмета.
Роговица и хрусталик - это две собирательные линзы, и изображение, проецируемое на сетчатку, также перевернутое. Другими словами, небо проецируется на нижнюю половину сетчатки, море - на верхнюю, а корабль, на который мы смотрим, отображается на макуле.
Макула, центральная часть сетчатки, отвечает за высокую остроту зрения. Другие части сетчатки не позволят нам ни читать, ни наслаждаться работой на компьютере. Только в макуле созданы все условия для восприятия мелких деталей предметов.
В сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками, кодируется в последовательность электрических импульсов и передается по зрительному нерву в головной мозг для окончательной обработки и сознательного восприятия.

- А сейчас послушайте полезные советы. Слайд 9.

IV Формирование умений и навыков.
- Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Найдите лишнее». Попробуйте объяснить, что это игра обозначает, как вы её поняли?
Слайд 10,11.
- А сейчас скажите, что эти дети делают неправильно?
Слайд 12.

Учёный У.Бейтс написал целую книгу по восстановлению зрения путем тренировок. Предложил целый ряд упражнений, от простого к сложному. Используйте их, выздоравливайте. Желайте себе и людям больше добра, пусть ваши глаза излучают тепло и доброжелательность.

Слайд 13,14.
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз.
2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.
3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Слайд 15.
1. Не забывая дышать, посмотрите на кончик носа, затем на переносицу. Делать до усталости, 40 раз.
2. Качательные движения глаз – посмотреть направо, затем налево. Не уставать, не более 40 раз.
3. Медленное вращение глазами вправо и влево. Каждое вращение закончить установкой взора прямо. Не уставать, не более 20 раз в каждую сторону.
4. Прислонившись спиной, затылком к стене, не поворачивая головы, чертите глазами всевозможные диагонали. Не уста-вать, не более 40 раз.
5. Посмотрите на циферблат наручных часов, и переведите взор на дальний предмет за окном. 40 раз.

V Итог урока.
Ребята, вам урок понравился? Что вы узнали нового? Чему вы научились? Спасибо всем за участие.

VI Домашняя работа.
Научиться выполнять 5 упражнений для глаз. (Слайд 15)

Литература:
Использован текстовый редактор, мультимедийное оборудование, интернет; сделана презентация в Microsoft Power Point. Просмотрены следующие источники:
1. Л.В. Белецкая «Как сохранить и улучшить зрение при близорукости».
2. Н.Х. Хасанова, Л.В. Белецкая «Профилактика близорукости
у школьников».
3. И.Афонин, В. Травенко «Как прекрасен этот мир», «Пусть утёнок станет лебедем».
4. М.Б. Беркинблит «Общая биология» 10 класс в 2-х частях.

У вас нет прав для создания комментариев.