Урок по литературе в 7 классе по теме: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» с использованием сингапурской методики (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
 

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1им.

В.Ф.Ежкова с УИОП» Арского муниципального района РТ

 

 

 

 

Урок по литературе в 7 классе по теме:

 «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

с использованием сингапурской методики

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

 

 

 

 

 

 

     Исмагилова Алсу Нуретдиновна,

учитель русского языка и литературы,

 высшей кв.категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

Цели урока.

1. Образовательные: вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою; продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.

2. Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.

3. Воспитательные: воспитывать гуманное  отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

Оборудование: фоновая музыка, презентация, листы «Подумайте-Задайте вопрос - Исследуйте», раздаточный материал.

Ход урока

(Слайд 1)

1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом, сначала с партнером по плечу, потом с партнером по лицу. У нас сегодня много гостей. Посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте.

- Сегодня мы поговорим о творчестве Андрея Платонова, о способах создания образа литературного героя и подготовимся к написанию сочинения-рассуждения.

- А.Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его рассказы, что они необычны, своеобразны, философски; он учит нас мудрости, любви и уважению к человеку. Тема нашего урока: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» (Ф.И.Тютчев)

(Под музыку) В прошлом веке жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда ее муж умер, Ксения продала все его имение, а деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыни у тех, кто больше ее нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.

Я счастлив счастием мне чуждым,

                                             И грустен горестью чужой;

                                             Чужим несчастиям и нуждам

                                              Готов помочь я всей душой…

                                                                                         (И.Суриков)

2. Первые впечатления о произведении.

- Сегодня мы поговорим о главном герое рассказа А.Платонова «Юшка», а также о тех людях, которые его окружают.

- Каково ваше впечатление о прочитанном рассказе?

1 ученик. Мы сочувствовали главному герою, его жизненному подвигу во имя сиротки, о которой никто даже не догадывался.

2 ученик. Рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми, кому недоступны сострадание, доброта.

(Слайд 2)

- Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Ознакомьтесь, пожалуйста, с высказываниями и поделитесь с партнером по плечу. Выберите из предложенных вариантов тот, который больше подходит к теме урока. Объясните, почему выбрали этот вариант? (1 мин.)

1. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.       (Б.Пастернак)

2. Побеждай зло добром. (Из Библии)

3. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.   (О.Волков)

4. А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.      (М.Ю.Лермонтов)

- Отвечает, кто хочет.

1 ученик. Я выбираю 1 эпиграф, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы, хотя и после смерти.

2 ученик. Я выбираю 2 эпиграф. Это слова из Библии. Это святая книга, и надо всегда жить по заповедям Библии. Эта заповедь учит добру ко всем. По этой заповеди жил Юшка.

3 ученик. Слова означают: «Надо поступать так, чтобы перед самим собой не было стыдно. Мне кажется, людям стало стыдно за то, как они обращались с Юшкой, но уже было поздно».

-Почему никто не предложил 4 вариант? (Юшка тихий, безобидный человек, а не бунтарь)

- Спасибо всем, нам было интересно ваше мнение.

(Слайд 3)- портрет  Юшки, образ жизни, речь, поступки

3. Беседа по образу Юшки.

 - Сегодня мы поговорим о том, каким человеком был Юшка и почему ему нужно было «преодолевать силу подлости и злобы». А также  вспомним способы создания образа литературного героя. А теперь с партнером по лицу вам надо вспомнить портрет  Юшки, образ жизни, речь. Работаем «Timed-Pair-Share». (3 мин.) Отвечает, кто желает.

 1 ученик – портрет. Старый на вид человек. Он плохо видел,  и в руках у него мало было силы. Был мал ростом и худ, на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы, глаза же у него были, белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

- Да, глаза – это «зеркало души», у него глаза слезятся, значит это – слезы души.

2 ученик – образ жизни. Юшка с утра до вечера работал в кузнице, хотя ему тяжелая работа была противопоказана. Жил на кухне, на квартире хозяина кузницы. Одевался в одну и ту же рваную одежду и обувь. Жители деревни его не любили, обижали и пугали им своих детей. Он болел чахоткой. Каждый год летом уходил из деревни на месяц, но никто не знал – куда. А потом возвращался, и все продолжалось, пока он не умер.

3 ученик – речь. Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня! Отчего я вам всем нужен? Меня народ любит. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже, значит, нельзя.

- А теперь поблагодарим друг друга, сделаем – «Чеа!»

-Какой вывод можно сделать из сказанного по образу  Юшки? (Юшка не похож на всех остальных. Но разве это плохо? А как же нужно? Как все? А почему? Разве смогли бы люди выйти из леса, если бы Данко был похож на других? Быть непохожим – это не грех и не вина.)

(Слайд 4) - 1 вывод.  Быть непохожим – это не грех и не вина.)

4. «Психологический этюд поведения героев».

- Отчего же Юшке больно и за что обидно? Мы выясним это после работы над «психологическим этюдом поведения героев». Работаем командой Тимбилдинг. Вы должны заполнить таблицу: «Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке». Участник №1 каждого стола записывает ответ команды. Мнение команд будут высказывать №4. У вас 2 минуты. Когда команда будет готова – дайте сигнал.

        

Окружающие                                                                     Юшка

-дразнили                                                                         -ничего не отвечал

-обижали                                                                          -не гонялся

-издевались                                                                     -не обижался

-смеялись                                                                         -никого не ругал

-обвиняли в своих несчастьях                                       -жалел всех

-удивлялись                                                                     -радовался

-не понимали                                                         -верил, что его любят, но не  понимают              -считали лишним                                                             -«…без меня тоже нельзя…»    

-«…хоть бы ты помер…»                                                -«...мы все равны…»

- Итак, все команды готовы. Все №4 встаньте и проговорите по очереди свои ответы, но не повторяйтесь. Благодарим друг друга: «Ты – супер»

(Слайд 4)- «Психологический этюд поведения героев».

- Сделаем выводы. Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта)

(Слайд 5)

 

5. Счастливые моменты жизни Юшки.

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек  он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой)

-Что еще необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приемном ребенке, у него была приемная дочь, которой он отдавал все свои сбережения, для того, чтобы она могла учиться.)

-Каждый ли человек может так поступить? Кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие?  В чем его сила? ( Заботился о других, не думая о себе. И не зря: потому что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро, дочь стала лечить людей)

6.Смерть Юшки.

- Как умер Юшка?( прохожий толкнул его, и он упал навзничь и больше не поднимался)

- Презрение – это то, чем переполнено сердце людей. «Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный». Заповедь Божия гласит: «не суди и не судим будешь», но люди слишком поздно вспоминают это. «Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?». В итоге к Юшке пришли проститься все, кто потешался над ним и мучил его при жизни. Запоздалое чувство вины двигало ими.

В финале рассказа Юшка обретает и любовь, и уважение. Вспоминают, например, его имя.

-Вывод по теме: «Юшка был людям необходим!»

(Слайд 6)

 

7. О чем рассказ «Юшка»?

- Просмотрите еще раз текст. Проанализируйте и запишите на ваших листах, о чем рассказ «Юшка»? (Записали). Теперь проведем Однократный Раунд Робин. Передайте свой лист членам команды, чтобы они записали свое мнение по этому поводу. Время – 30 сек.(всего-2 мин) для каждого члена команды. Попросим ответить все №2 по очереди. Кто будет готов – дайте сигнал.

В это время – прикрепить по углам имена героев произведений Платонова.

-о милосердии,

-о взаимоотношениях людей в обществе,

- о добре и зле,

-о жестокости,

- о равнодушии людей,

-о  воле к жизни,

-о сочувствии и сострадании,

- о любви к людям,

- о благодарности,

-о смысле жизни,

-об уважении  к людям.

-Поблагодарим друг друга. Скажем - «Чеа!»

8. «Углы».

- Скажите, только ли Юшка был одиноким, непонятым человеком среди других героев Платонова? В каких произведениях мы видим похожих героев?

(Слайд 7)-Название произведений

 

-Теперь я попрошу вас встать, задвинуть стулья и пройти в те углы, где записаны имена героев рассказов Платонова. Выберите наиболее понравившийся рассказ и сопоставьте данных героев с Юшкой, скажите, что общего между героями. (Неизвестный цветок, Мальцев, мальчик Вася) Найдите себе партнера не по столу и проговорите друг другу ответы.  У вас 2 мин. Постарайтесь пообщаться как можно с большим количеством человек.

- Озвучьте, пожалуйста, свое мнение или мнение партнера.

Машинист Мальцев (из рассказа «В прекрасном и яростном мире»):

-трудолюбив

-талантлив

-«…глаза глядели отвлеченно, как пустые…»

-молчалив и одинок

-не понят

-тихий, кроткий, наивный

-сильный духом, терпеливый

Неизвестный цветок (из сказки-были «Неизвестный цветок»)

-«…рос один…»

-упорство и трудолюбие

-молчалив

-терпелив и нетребователен

-«…не хотел жить печально…»

-маленький

-«…он ведь был слепой…»

Мальчик Вася ( из рассказа «Корова»)

-упорство и трудолюбие

-любовь к ближнему

-сильный духом, терпеливый

- уважение к людям

-знает, ради чего живет

 Пожалуйста, поблагодарите своих партнеров «Ты – супер!»  и сядьте на свои места.

9. «Подумайте-Задайте вопрос -Исследуйте».

(Слайд 8)

Запишите:

1.Тема –творчество Платонова

2.Под-тема – выбранная вами («Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире», «Корова»)

3.Подумайте и запишите свою точку зрения, почему эта книга актуальна в наши дни.(Учит…) Написали. Однократный Раунд Робин. Партнеры по команде тоже написали свое мнение об актуальности данной проблемы. Команды сообщают о завершении работы. Время работы – по 30 сек. Прочитайте, кто хочет.

4. Задайте вопрос по своему рассказу. Вы формулируете вопрос к рассказу Платонова. Написали. Однократный Раунд Робин. Партнеры по команде тоже записывают свои вопросы. Команды сообщают о завершении работы. Время работы –по30 сек. Прочитайте, кто хочет.

5. Исследуйте. Напишите, где еще встречались с данной проблемой (в жизни, на страницах литературных произведений).Время -50 сек. Каждый пишет в свой листочек. Прочитайте, кто хочет.

- Спасибо всем, поблагодарите друг друга за работу, вы эти листочки унесете домой и используете для выполнения домашнего задания: написать сочинение-рассуждение  «Какого человека я считаю красивым?»

10. Итог урока.

-Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя)

- А что значит любить? В чем проявляется любовь?

 (Слайд 9)- в виде ромашки

-милосердие                                                                      -сострадание

-доброта                                                                            -внимание

-забота                                                                               -жалость

-участие                                                                             -сочувствие

- Есть ли сходство в концовке всех рассказов Платонова? В чем оно? ( Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло)

-О чем вас заставил задуматься рассказ?

-Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.

Учитесь отдавать любовь легко,

         Без жалоб, без стеснений, без упрека,

Чтобы внутри все пело и цвело

И чтоб снаружи радовало око.

11. «3-2-1» ( под музыку)

- Возьмите листочки и запишите

3 самых важных момента, которые вы сегодня изучили,

2 момента, с которыми вы бы поделились с теми, кого здесь нет,

1 комментарий или вопрос, который у вас возник во время нашего урока.

-Листочки сдайте. Всем спасибо за урок!

У вас нет прав для создания комментариев.

Современный женский журнал.
Платные премиум shablony-dle.ru/
dle-joomla.ru