урок внеклассного чтения в 9 классе "Течет передо мною жизнь, а что она обозначает?"

Banner-3

joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Державинская основная общеобразовательная школа Лаишевского района Республики Татарстан

Методическая разработка урока


УРОК
внеклассного чтения в 9 классе

«ТЕЧЕТ ПЕРЕДО МНОЮ ЖИЗНЬ, А ЧТО ОНА ОБОЗНАЧАЕТ?»

Выполнила: учитель русского языка и литературы
Гарифуллина Ильмира Рафиковна

Державино,2013

Тема: Течет передо мною жизнь, а что она обозначает?
(урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу С.Лукьяненко
«Мой папа – антибиотик»)

Цели урока:
-открыть для учащихся имя Сергея Лукьяненко, автора многочисленных фантастических произведений;
-познакомить ребят с рассказом «Мой папа-антибиотик»;
-очертить круг проблем, поднятых писателем, суметь соотнести происходящее в рассказе с реальным миром;
-развить умения и навыки анализа художественного текста;
-сформировать у учащихся оценку нравственных поступков героев, осознать ужасы войны, понять ценность жизни, воспитание любви к родине;
-познакомить учащихся с человеком удивительной души, писателем по зову сердца, творчество которого отвечает на вопросы жизни.

Тип урока: Изучение нового материала
Метод обучения: Аналитическая беседа, работа с книгой.
Оборудование: мультимедийная техника
-презентации в PowerPoint (Приложение 1,2);
-видеофильм (Приложение 3).
-портрет С.Лукьяненко, выставка книг С.Лукьяненко и современных писателей, книга А.Г.Черненко «По зову сердца»; текст рассказа, «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова

Ход урока
Учитель: Мир современной литературы многогранен, своеобразен, не всегда понятен читателям, загадочен, но всегда вызывающий интерес, удивление, ощущение тревоги, заставляющий задуматься над многими вопросами жизни.
По-настоящему истинная литература стремится ответить на вопрос, который вынесен в тему нашего урока«Течет передо мною жизнь, а что она обозначает?»
Цель нашего урока не только анализ рассказа, но и попытка вдумчивого, глубокого стремления понять идею автора и тех проблем, которые он поднимает.
Сегодня нам предстоит погрузиться в мир писателя, достигшего высокого мастерства в области литературы, в мир Сергея Лукьяненко.
Вы прочитали его рассказ «Мой папа-антибиотик», который был написан в 1991 году. Те проблемы, которые поднимает писатель, выходят за рамки рассказа. Какое впечатление он на вас произвел, мы узнаем по вашим творческим работам. Вы должны были написать сочинение-рекламу.
Работы учащихся

Сочинение-реклама
Если вам не дают покоя вопросы: что такое жизнь, что такое война и каковы ее последствия – тогда рассказ С.Лукьяненко «Мой папа-антибиотик» для вас.
Книга расскажет о жертвах современной войны, покажет, как ее отголоски дорого обходятся не только тем, кто попадает в ее мясорубку.

Учитель: Я считаю, что рассказ задел вас за живое, не оставил равнодушными, оставил след в вашей душе.
Учитель: К какому жанру мы его отнесем?
Ученики: К фантастическому.
Учитель: Какие детали указывают нам на это?
Ученики: жители планеты Туан, летательный аппарат-флаер, «страшный» браслет, подаренный отцом.
Учитель: Вы правильно определили жанр рассказа. Автор знаменитого «Дозора дневного, ночного, сумеречного» (знакомы с этими кинофильмами?) известен широкому кругу читателей. Фантастика С.Лукьяненко известна не только в нашей стране. Он адресует свои произведения, как взрослым, так и детям. И это не просто фантастика. Проблемы и вопросы, встающие перед юными героями, разрешит не каждый умудренный опытом человек. Давайте познакомимся с личностью и творчеством писателя.
Слово о писателе. (ученик подготовил презентацию о жизни и творчестве С.Лукьяненко и знакомит всех с биографией писателя) Презентация №1

Ученик: Читая текст, я обратил внимание на такие слова как: антибиотик, диверсия, диверсант, ретранслятор, какофония. В словаре Ожегова я нашел значение этих слов.
Антибиотики- веществамикробного, животного или растительного происхождения, могущие подавлять жизнеспособность организмов.
Диверсия – разрушение, выведение из строя объектов военного, государственного значения в тылу у противника агентами иностранного государства.
Ретранслятор – прием и передача радио-или телевизионной программы
Какофония – лишенное всякого благозвучия сочетание звуков.

Учитель: Давайте вспомним сюжет рассказа, который держит читателя в напряжении на протяжении всего повествования.
Ученики: Повстанцы на планете Туан применяют специальные браслеты, врывающиеся после смерти бойца с короткой или длительной задержкой для того, чтобы уничтожить еще и подошедшего убийцу. Отец главного героя, который подавляет это восстание, прилетает домой и дарит такой браслет сыну, ничего не подозревая о его предназначении. Браслет на руку можно только надеть, а снять уже невозможно. Сын догадался о предназначении браслета, о том, что он скоро должен взорваться и рассказал об этом отцу. Но было уже поздно. Чтобы спасти мальчика, ему ампутируют кисть.
Учитель: Спасибо. А какова тема текста?
Ученики: тема текста - война в современном мире и ее последствия.
Учитель: А какова идея произведения?
Ученики: Война не выбирает жертву. В этом рассказе жертвой современной войны становится невинный мальчик 13 лет, который просто хотел поиграть с настоящим лучеметом.
Учитель: Каким вы увидели главного героя рассказа?
Ученики: 13-ний Алик очень любит своего отца и гордится им. Его отец работает десантником. Папина работа нравится Алику из-за необычных подарков, которые отец привозит с той или иной планеты. Алик считает своего папу самым сильным.
Учитель: Найдите доказательства этому в тексте.
Ученики: Алик говорит о нем: «..Он мог в одиночку поднять флаер, мог пройти на руках весь сад. Каждое утро, в любую погоду и зимой, и летом, он по два часа тренировался в саду. Я к этому привык, а вот те, кто заходил к нам впервые и видел отца меланхолично подтягивающимся на двух пальцах левой руки или разносящим в щепки толстенные доски, расставленные в специальных стойках по всему саду, были очень удивлены. Когда же они замечали, что отец двигается и наносит удары с закрытыми глазами, то многим делалось не по себе»
Ученики: Алик живет с отцом, потому что мама ушла, когда ему было 5 лет.
«Помню, как она целовала меня-я стоял у двери и никак не мог понять, что происходит. Потом мама ушла. Навсегда»
Учитель: А почему мама уходит из семьи?
Ученики: «Маме не нравилось, что папа служит в Десантном Корпусе. Однажды я случайно услышал их спор.
-Неужели ты не видишь, в кого ты превратился, Ян? Ты даже не робот – для них есть три закона, а для тебя ни одного. Ты делаешь то, что тебе прикажут, не думая о последствиях.
-Я защищаю Землю.
-Не знаю. Одно дело, когда ваш корпус сражается с Пилигримскими диверсантами. А другое, когда десантники усмиряют колонии.
-Я не имею права думать об этом. Решает Земля. Она определяет болезнь, она назначает лечение. А я просто антибиотик.
-Прости, Ян, но я не могу любить антибиотик.
-Хорошо,очень спокойно ответил папа, но Алька останется со мной»
Учитель: Есть ли друзья уАлика?
Ученики - Да - это Мишка-нюхач, Толик, но самым близким был Арнис, который жил на далекой планете Туан.
Учитель: Нельзя без щемящей боли в сердце читать строки, где мама Арниса рассказывает как погиб ее сын, самый близкий друг Алика
(учитель читает стр.6)
Учитель: Оборвалась жизнь 13-летнего паренька, который еще не ощутил и вкуса жизни, не разобрался в том, что такое вообще жизнь.
И одно невыносимое событие сменяет другое. О чем догадался Алик, и эта мысль не давала ему покоя?
Ученики: Алик догадался, что его отец, сам того не желая, оказался в числе десантников-антибиотиков, которые уничтожили повстанцев, среди которых был самый близкий друг Алика.
Учитель: Как сама жизнь, судьба ответила на удар, нанесенный отцом Алика в результате этой страшной войны на планете Туан, где люди боролись за свою независимость.
Ученики: Отец подарил Алику браслет - странное устройство, которое взрывается после смерти бойца. Браслет имеет кнопку, которая при нажатии откладывает взрыв на сутки.
Алик догадался, каково устройство браслета. Браслет делали умные инженеры, которые и могли только его снять. Он понял, что над ним нависла угроза.
Учитель: Алик почувствовал приближение смерти.
«В мою руку вцепилась смерть. Страшная, огненная смерть, не желающая отпускать добычу. Но меня вдруг перестало это пугать. Смерть была не моей, она предназначалась Арнису. Папа принес ее мне, пусть не сознавая, что делает. Немыслимое совпадение стало справедливым благодаря своей немыслимости ... » стр.7 . наизусть

Учитель: Срезав лучеметом кисть мертвого Арниса, для того чтобы снять с него браслет и привезти его в качестве подарка-трофея, отец Арниса и не подозревал, Чтонемыслимое совпадение станет справедливым благодаря своей немыслимости.
Учитель: Что чудом спасло мальчика?
Ученики: Сообразительность, наблюдательность. Он понял идею устройства браслета. В нем еще есть кнопка-замедлитель, откладывающая взрыв на сутки - это своего рода подарок для врага, который может прихватить его в качестве сувенира.
Учитель:Мы видим 13-летнего мальчика, который смог оценить ситуацию, проявил терпеливость и решил принять возмездие, хотя он так любил жизнь и стремился понять ее.
Учитель: Проблемы и вопросы, встающие перед героем неоднозначны. Ихтрудно решить даже взрослым, имеющим большой жизненный опыт. И вам и мне это тоже сделать нелегко. Но тем не менее после прочтения у у каждогоиз вас своя точка зрения.
Давайте очертим круг проблем и вопросов, поднятых в рассказе.

Ученики: -война и ее последствия; -жертвой войны может стать любой.(видеофильм о войне) Презентация №2 (Музыка:Gregorian – "MomentofPeace")

(ученик размышляет): Войны, войны - они сопровождают человечество почти с момента его возникновения. Иногда трудно ответить на вопрос почему люди допускают ее. Чаще всего это капризы людей, занимающих высокие посты, удовлетворение их амбиций. И очень жаль, что во многих случаях неплохие люди являются марионетками в руках государства. Они не думают о том, насколько оправданы все эти действия, а просто механически выполняют приказы.
Учитель: Здесь возникают вопросы Разума. -Отец Алика на упрек жены отвечает: «Решает Земля. Она определяет болезнь. А я просто антибиотик.
Получается, что отец Алика механически выполнял приказы Земли, не задумываясь о жизни тех, кого убивал. Что обозначает жизнь, по мнению отца Алика? (ответы детей). Он винтик в большом механизме.
Учитель: Скажите, какого героя напоминает вам отец Алика по слепому отношению его к работе?
(ответы:Полковника в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»)
Учитель: Да, действительно милый полковник на балу, а после бала – рьяный служитель николаевской системы.

Ученики: - поднимается также экологическая проблема. Когда отец спасал своего сына, он сделал все необходимое над озером. В этот момент он думал о природе, о зверях,которые могли бы погибнуть после мощного взрыва. «Над лесом нельзя..». Значит, задатки живого Разума и Души есть в душе у отца Алика.
Учитель: Да, вопросы непростые поднимает автор. Современные войны… Мы с вами сейчас не можем разобраться в той войне, которая была в Чечне и в целом на Кавказе, ведь ее отголоски дорого обходятся всем нам в нашем мире до сих пор. Отсюда и ненависть межнациональная, похищения, месть. О чем же предупреждает нас писатель?
Ученики: Писатель предупреждает нас о том, что многое может стать непредсказуемым. Люди, одумайтесь, ведь это дорого обходится не только тем, кто попадает в эту мясорубку.
Учитель: Проблемы и события не оставляют нас равнодушными, они переосмысливаются, соотносятся с теми событиями, что происходят в нашем мире.
В.Шаламов пишет: «У писателей учатся жить, они открывают нам жизнь и показывают, что же она обозначает.»

Что такое жизнь – пытался понять и 13-ний герой рассказа. И для него это:
Ученики отвечают: умение радоваться, восхищаться, любить, быть полезным, дружить, ценить дружбу, думать, мечтать, размышлять, сопереживать, прощать…
Учитель: А для вас? Ответить на этот вопрос вам поможет видеосюжет.
Видеосюжет: Интервью с богом Ссылка http://www.astrocentr.ru/index.php?przd=ingod

(ответы учеников)
Учитель: К уроку вы подготовили выставку современных писателей. С кем-то вы уже познакомились, многих писателей предстоит еще открыть для себя. Но я хочу среди книг именитых мастеров слова выделить книгу автора неизвестного широкому кругу читателей. Это Аля Григорьевна Черненко – человек удивительной души, писатель по зову сердца, творчество которой отвечает на многие вопросы жизни. Она, как и С.Лукьяненко родом из Казахстана, выросла в маленькой степной деревушке. Всю жизнь работала в библиотеке.
Что же для нее Жизнь? А это быть просто человеком, сеять вокруг себя Доброе, Вечное, умение прощать, любить и ценить жизнь. По зову сердца она ездит по городам и селам, собирая материалы о Пушкине, Г.Р.Державине (с этой целью побывала и у нас в селе Державино). Издала книгу о Пушкине, готова книга о Державине, где собраны богатейшие материалы из жизни и творчества нашего земляка.
Может, и вы когда-нибудь будете писать так же мастерски, как С.Лукьяненко или по зову сердца, какА.Г.Черненко, и ваши книги помогут многим читателям понять, что такое жизнь, что она обозначает.

Домашнее задание: I. 1. Написать сочинение-эссе:«Течет передо мною жизнь, а что она обозначает?» или
2. Сочинение-размышление по прочитанному тексту - рассказ С.Лукьяненко «Мой папа-антибиотик», выделив проблемы и раскрыв позицию автора.
II. Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения рассказы А.Г.Черненко (книга «Зарницы памяти»)

У вас нет прав для создания комментариев.