Учебно – методическая разработка по русской литературе «Использование ИКТ в образовательной деятельности»
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Абдинская средняя школа
Тюлячинского муниципального района РТ

Учебно – методическая разработка по русской литературе «Использование ИКТ в образовательной деятельности»

Тема: «Система уроков по изучению творчества А.П.Чехова».

Методическая разработка учителя
русского языка и литературы
Абдинской средней школы
Власовой Н.Н.

2010г.

Пояснительная записка.

Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, их психологи называют продуктивными, творческими,- понятие очень широкое, многомерное. Задачи этой деятельности состоят в развитии интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвития, самообразования, самовоспитания, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности каждого ученика. Их можно использовать и при проведении внеклассной, внеурочной работы и как составляющие урока, чтобы заинтересовать, сделать урок необычным, запоминающимся и эффективным.
В последнее время актуальными и продуктивными стали уроки с использованием новых технологий.
Особое внимание заслуживают информационные технологии, т.к. работа с компьютером вызывает интерес учащихся, повышает их мотивацию к учению, с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения, индивидуальные особенности памяти и мышления.
А также цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации, создают атмосферу праздника, необычности.
На своих уроках я стараюсь использовать элементы личностно-ориентированного обучения, развивающего и проблемного обучения, элементы ИКТ.
Я хочу предложить разработку уроков по изучению его жизни и творчества в 10 классе. В разработке урока большое внимание уделяется предварительной подготовке учащихся, их умению работать самостоятельно с разными источниками, проводить исследовательскую работу, выполнять презентации, делать выводы. Количество презентаций может быть разным, в зависимости от уровня подготовки класса и читательского уровня, речевой культуры. Ребята могут выбрать для презентации один и тот же рассказ, например, «Человек в футляре» и предложить для сравнения. Для исследования творчества использованы статьи, разработки по обмену опытом лучших учителей из журнала «Литература в школе».

1-2 уроки – А.П. Чехов- человек, писатель, гражданин. «В человеке должно быть все прекрасно…»

Оборудование: Выставка книг, фотографии писателя, презентации учащихся
по его творчеству.
Цели урока: Не просто дать теоретический материал, а организовать самостоятельную, творческую деятельность учащихся.
Создать условия для раскрытия мыслей, чувств, душевных порывов обучающихся.
Осмысливать нравственные ценности, эмоционально переживать и воплощать в поступки.
Словарная работа: «Чеховская» деталь, лирическая проза, подтекст.
Ход урока:
I Вступительное слово учителя. Звучит музыка (на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Песнь жаворонка»). Проецируется портрет А.П. Чехова (Фото из фонда Дома-музея А.П. Чехова ).


«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… все тихи, спокойны, и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… и такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» («Крыжовник»).
Я думаю, вы узнали отрывок из произведения великого русского писателя .
Это урок мы посвящаем изучению и обобщению знаний о жизни и творчестве талантливого писателя, превосходного доктора, настоящего гражданина, Человека с чистой душой и добрым сердцем - А.П. Чехова.
-Современны ли слова, сказанные Чеховым 112 лет назад, относятся ли они к нашей сегодняшней жизни?
(Ответы учащихся)
II Слово исследователям жизни и творчества А.П. Чехова: (Проецируются на экран фотографии из фонда дома-музея в Ялте).

1 чтец - А.П. Чехов в своих рассказах напоминал, да и теперь напоминает нам о человечности, совести, долге, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что (Проецируется на экран цитата) «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
«…в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2 чтец - Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут.. Человек представляется Чехову существом страдающим и часто в своей гнусности близким животному.
3 чтец - Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; он записывает: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь - ужасна.
4 чтец - Но, если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим?
1 чтец - Прежде всего активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов-врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был великолепным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.
2 чтец - Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.
У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя жизнь его была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен,- никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках…
3 чтец - Да, Чехов оставил по себе добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он построил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.
4чтец - А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате «Остров Сахалин». Она заставила правительство задуматься об этой далекой окраине и принять кое- какие меры.
1 чтец: Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами , это был человек, который сделал себя сам.




2 чтец: Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «хозяйского ока» в лавке. Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей. Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть л не с первых курсов стал работать летом в земских больницах долг перед семьей был для Чехова святым: «Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук…»
III Актуализация пройденного материала (проверка д/з)
При анализе произведений проводится словарная работа.
Учитель: Вы уже знакомы с многими произведениями А.П. Чехова. Вспомним их содержание и название произведения. На дом было задано подготовиться к представлению изученных ранее вами произведений. (По группам).
1. (Задание на экране и на столах у учащихся) По просмотренному и прослушанному отрывку вспомнить содержание и название произведения.
2. Определить жанр произведений.

1. Выразительное чтение отрывка из рассказа «Тоска»
2. Инсценирование отрывка из рассказа «Смерть чиновника».
3. Видеоролик. (Показать эпизод из фильма «Анна на шее»). Ребята выбирают эпизод самостоятельно.
Выступление учащихся и выполнение задания.
1. «И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в длинном подъезде. Опять он одинок, и опять для него наступает тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который бы выслушал его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…»
2. – Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
-Пошел вон!!!- гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
_Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
_Пошел вон!!- повторил генерал, затопав ногами».
3. Фрагмент из фильма «Анна на шее»
Отзыв о выступлениях.
Учитель: А сейчас мы увидим персонажей из разных произведений, написанных А.П. Чеховым в разные периоды. Вглядитесь в них, может быть , вы узнаете кого- нибудь по самостоятельно прочитанным произведениям, по кинофильмам, спектаклям.
IV Парад персонажей. (Можно заменить показом эпизодов из фильмов и спектаклей).
Под музыку появляются герои произведений А.П. Чехова ( в костюмах), поклонившись «зрителям», «представляются» одной - двумя фразами из произведения.
Входят четверо учащихся в костюмах:
1. -Гм!...Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто.. Что-то ветром подуло… Знобит…Ты отведешь ее к генералу… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она может быть дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить…
2.- Входит Беликов в темных очках, длинном черном пальто с поднятым воротником, в галошах на ботинки, с зонтом в руках, из ушей торчат ватные тампоны: «мне угодно только одно - предостеречь вас… Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло.»
3. - За ним заходит Червяков (чихнул, беспокойно оглядывается) «Я вас брызгал…простите… Я ведь …не то чтобы…» (Можно заменить на любое другое произведение)
4. - Мужичонка в длинной рубахе, латаные штаны, нечесаные волосы (парик).
-Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение…людей убил…Ежели б я рельсу положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы в поезд, а то … тьфу! Гайка!
Отзыв о выступлениях
V Индивидуальная работа: (Выполняется параллельно с презентациями учащихся)
Работа за компьютером (двое учащихся составляют памятки, кто точнее …)
- Я предлагаю составить памятки, продолжив фразу из письма А.П. Чехова к брату Николаю о воспитанных людях
Памятки: (в конце урока учитель раздает памятки всем участникам урока)
Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:
1. «Они уважают человеческую личность, …( всегда снисходительны, мягки, уступчивы…»)
2. « Они уважают чужую собственность,…( а потому платят долги».)
3. « Не лгут даже в пустяках… Они не лезут … ( с откровенностями, когда их не спрашивают…»)
4. «Они не уничижают себя с той целью, ….( чтобы вызвать в другом сочувствие…».)
5. «Они не …(суетны…»)
6. «Если имеют в себе талант, то …(уважают его…) Они жертвуют для него всем. Они …(брезгливы.)
7. «Они воспитывают в себе… ( эстетику…»).
Учитель: -А сейчас мы посмотрим презентации, подготовленные ребятами по рассказам А.П. Чехова.

VI Калейдоскоп рассказов Чехова.

Выступления учащихся с презентациями по рассказам А.П. Чехова.
«Ионыч»

«Попрыгунья» «Человек в футляре»


Дама с собачкой»

Отзыв о презентациях.


1 чтец: Да, Чехов оставил по себе добрую память, он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении
2 чтец: Всех изумляла свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество разнообразных рассказов. Воспитательное значение их огромно. После них каждый задумается и спросит себя: Так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить ее к лучшему?
1 чтец: Чехов писал, что большой писатель должен вести человека к большой цели. Какую же цель ставил он? «…свобода от силы и лжи». Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека и подлинное чувство любви. Это была его программа.
2 чтец: Да, Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве.
Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи
1 чтец: Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.
2 чтец: Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку. К человеку, в котором будет все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
Снова звучит «Песнь жаворонка» из «Времен года» П.И. Чайковского.
VII (Д/з на доске).1. Прочитать пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Подготовить рассуждение на тему: «Какие нравственные уроки мы извлекаем из рассказов А.П. Чехова?»
VIII Итог урока: Учитель оценивает учащихся, благодарит за проделанную работу, раздает памятки.
-Пусть уроки Чехова будут для вас уроками жизни.

Использованная литература.

1. А.П. Чехов «Избранные рассказы». Издательство «Детская литература»

2. Л. А. Капитонова «А. П. Чехов в жизни и творчестве. Москва. Русское слово. 2001г. стр.12,37

3. Русская литература от «Слова о полку Игореве до наших дней» Издательство Казанского университета.1995г. стр. 135

4. «Литература в школе» №1 1986. О. Валеева, Г.Х. Ахбарова., Т.О. Скиргайло. Уроки по изучению творчества А.П. Чехова. стр.29-31

5. Журнал «Литература в школе» №2 1995. Л.А. Потанина «Душа обязана трудиться» с. 89

6. «Литература в школе» №2, 2004г. Н.Н. Скатов «Нужен Чехов» стр.2

7. «Литература в школе» №7 2004г. Пастухова Л.Н. Пастухова Е.Л. «И невозможное- возможно» с. 38

8. «Литература в школе» №3, 2010 Э.С. Афанасьев «Человек и его роли в творчестве А.П. Чехова» стр.2,3

У вас нет прав для создания комментариев.