Рабочая программа по русской литературе для 7 класса
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ "Семекеевская ООШ" Тукаевского муниципального района РТ Ситдикова Венера Надиловна. Стаж работы - 22 года.

МБОУ « ООШ»
«Утверждено»
Педагогическим советом
Протокол от 31.08.2012
Введено приказом от 2012 г. №1
Директор школы
Подпись Ф.И.О.

Рабочая программа

по предмету литература
для 7 класса

Составитель: , учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

«Согласовано»
Заместитель директора от 2012 г.
Подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 2012 г. №
Руководитель МО от 2012 г
Подпись Ф.И.О.

Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание курса.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Перечень обязательных уроков развития речи, внеклассного чтения, контрольно-проверочных работ.
5. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
6. Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе учащихся 7 класса.
7. Учебно-методический комплект.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса русской литературы для 7 класса ( далее - Рабочая программа) составлена на основе Программы для 5-11 классов Татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова (2009года).
Программа рассчитана на 68 часов , в том числе на уроки внеклассного чтения ( 8 часов), уроки развития речи ( 8 часов), уроки контроля ( часа).
Рабочая программа составлена на основе проекта федерального компонента государственного стандарта для школ с родным ( нерусским) языком обучения.
В рабочей программе материал расположен в концентрически-хронологическом подходе. Изучаются в контексте «диалога культур» русские народные песни ( исторические и лирические).
Отведены часы для ознакомления с древнерусской литературой на примере творчества Аввакума.
В Рабочей программе произведения, предложенные для изучения («Светлана» В.Жуковского, лирика Баратынского,А.Кольцова, «Полтавский бой», «Дубровский» А.С.Пушкина, , поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…», повесть «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, стихотворения Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, А.Н.Майкова, И.С.Никитина,, Тютчева и Фета , «Бирюк» и стихотворения в прозе И.С.Тургенева, рассказы А.П.Чехова, «Конь с розовой гривой» В.Астафьева и др.) сопровождаются разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому в программе изучению этих произведений дана большая часть времени. Произведения, включенные во вторую рубрику, обсуждаются на уроках-беседах.
Сведения по теории литературы (исторические и лирические песни, житийный жанр в древнерусской литературе, баллада, стихотворная речь поэма, двухсложные и трехсложные размеры стиха, пейзаж, композиция произведения, художественные особенности рассказа, стихотворения в прозе, антитеза, сатира, гротеск, юмор феерия, средства выразительности) усваиваются в процессе работы над художественным произведением.

Содержание курса (7 класс)
Содержание Кол-во часов Кол-во проверочных, контрольных работ Развитие речи
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. 1
Устное народное творчество (исторические и лирические песни). 2
Древнерусская литература
2


Лирика В.А.Жуковского, А.В.Кольцова, Баратынского 5 1
Творчество А.С.Пушкина 5 1
Творчество М.Ю.Лермонтова 3
Творчество Н.В.Гоголя 4 1
Лирика поэтов второй половины 19 века 2
Творчество И.С.Тургенева 4 1
Творчество Н.А.Некрасова 2
Творчество писателей второй половины 19 века (Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова). 13 3
Поэзия поэтов начала 20 века (А.А.Ахматова, С.А.Есенин, В.В.Маяковский) 3
Творчество писателей 20 века (А..Платонов, К.Г.Паустовский, Н.Рубцов, А.Грин, В.Белов, В.П.Астафьев, Е.Носов, Ф.Абрамов, Ю. Нагибин, Ю. Казаков, А.Т.Твардовский, Н.Заболотский) 18 2
Зарубежная литература 4
Резервные уроки 2
Итого 70 9

№ Календарные сроки Фактические сроки Тема Опережающее дом. задание Материалы Планируемые результаты

Знания Умения Навыки
1. .09. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Стр. 5-12. Выраз. чт. Песен.Наизусть. Портреты. Стенды. Высказывания о русской литературе. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. .Взаимосвязь характеров и обстоятельств. Личность автораН.: «Вдоль по улице метелица метет…» Работать с книгой. Писать тезисы и план. Создавать связный текст по теме.
2.

3. .09.

.09. Устное народное творчество. Исторические песни.


Лирические песни. Стр.13-14.Отв. на 3 вопр. Аудиозаписи. Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений. Народные песни.
Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…» Определять принадлежность песен к фольклору. Объяснять художественное своеобразие. Выразительно читать песни, соблюдая нормы литературного произношения.

Ориентироваться в мире рус. лит.
4. .09. Древнерусская литература. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Р-з. «Страдания за правду и веру». «Ул» 2/05. Биография Аввакума. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввкума. Определять принадлежность произведения к жанру житие; выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, выявлять и формулировать тему, идею, проблематику «Жития…», характеризовать героев Аввакума. Р-з. «Страдания за правду и веру».
5. .09. Вн. Чт.. Ю.М.Нагибин. «Огненный протопоп» Стр. 18-19.Хр. таблица. Р-з: «Печальная юность», «Служба во дворце». Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, сопоставлять произведения с иллюстрациями к ним. Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, сопоставлять произведения с иллюстрациями к ним. Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, сопоставлять произведения с иллюстрациями к ним.
6.

7. .09.

.09. В.А.Жуковский. «Светлана».

Вн. Чт. В.А.Жуковский. «Рыбак», «Перчатка». Стр.29. Отв на вопр. Биография В.А.Жуковского. Баллада «Светлана» .Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе. Сюжеты и герои баллад. Имеющих один источник («Людмила», «Ленора»). Определять принадлежность баллад к лиро-эпическому роду. Давать оценку балладе на основе личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Выразительно читать баллады.

Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, сопоставлять произведения с иллюстрациями к ним. Создавать связный текст с учетом норм лит. языка.
8. .09. Р.р. Письменные ответы на вопросы. Стр 30-32. Сообщения: «Семья, воспитание, образование Баратынского». «Баратынский в Пажеском корпусе», «В Петербурге», «Основные мотивы творчества». Строить письменные высказывания в связи с изучением баллад. Строить письменные высказывания в связи с изученным произведением.
9.

10. .09.

.10 Лирика Е.А.Баратынского.

Лирика А.В.Кольцова. Выраз .чтение стихотворений А.В.Кольцова. Стр. 39-44 «Монолог Пушкина о Лицее». Сост. программу для лицеистов. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог и голос мой не громок…», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!..». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.

Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянства. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством. Выразительно читать стихотворения Баратынского. Объяснять способы выражения переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Роль поэтических средств языка в пейзажной лирике.

Давать оценку изученному произведению на основе его личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка.
11. .10. Лицейские годы А.С.Пушкина. «Полтавский бой» Выраз.чт. стих. О дружбе. «Лвш» 8/о3. Лицейские годы А.С.Пушкина. «Полтава» («Горит восток зарею новой…») Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I . Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям. Стихотворная речь. Н.: «Полтавский бой» (отрывок) Работать с книгой. Определять принадлежность поэмы «Плтава» к лирическому роду. Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Соспоставлять и оценивать Петра I и КарлаXII. Монолог Пушкина о лицее.
12. .10. Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина. Прочитать стр. 61-82. отв. на вопросы. «И.И.Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в стихотворениях Пушкина. Двусложные размеры стиха. Н.: «И.И.Пущину» Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных стихотворений о дружбе. Характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. Выразительно читать стих-я Пушкина о дружбе. Соблюдая нормы литературного произношения. Сост. Программу для лицеистов.
13. .10. Гуманизм Пушкина в романе «Дубровский». Прочитать стр.83-101.отв.на вопросы. К/ф Гуманизм Пушкина в романе «Дубровский». Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Пересказывать (выборочно, подробно) отрывки эпического призведения. Характеризовать Дубровского и Троекурова. Характеризовать особенности сюжета, композиции. Участвовать в диалоге.
14. .10. Чистота и благородство героев. Прочитать стр.101-118. По 8 главе подготовиться к изложению. Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. Пересказывать (выборочно, подробно) отрывки эпического призведения. Характеризовать Дубровского и Троекурова. Характеризовать особенности сюжета, композиции. Создавать связный текст.
15. .10. Р.р. Изложение-повествование.»Дубровский». Изложение. 119-124. Сообщение: «Учеба Лермонтова в Благородном пансионе», «В университете». Выраз.чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян. Роман «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский». Писать сжатое изложение- повествование. Создавать письменный связный текст.
16. .10. Мятежный характер лирики М.Ю.Лермонтова. Стр.135-140. Подгот. отв. на вопросы на стр. 140. Московский университет и благородный пансион в жизни М.Ю.Лермонтова. Мятежный характер лирики Лермонтова. Жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений «Парус», «Желание». Чувство одиночества. Поэтические средства языка. «Трехсложные размеры стиха. Наизусть «Парус» Выразительно читать стихотворения «Парус», «Желание». Выделять и формулировать тему, идею этих стих-й. Объяснять роль изобразительно-выразительных средств стихотворений. Участвовать в диалоге.
17. .10. Историческое прошлое в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Стр.140-150. Отв. на вопр. на стр.150. «Лвш» 8/01 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое в поэме. Картины быта и х роль в понимании характеров и идеи поэмы. Выразительно читать поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Выделять и формулировать тему, идею этих стих-й. Объяснять роль изобразительно-выразительных средств поэмы. Объяснять роль картин быта в понимании характеров и идеи поэмы .
18. .11. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Стр. 155-170. Отв на вопросы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозном. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с устным народным творчеством. Выразительно читать поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Выделять и формулировать тему, идею этих стих-й. Объяснять роль изобразительно-выразительных средств поэмы. Объяснять роль картин быта в понимании характеров и идеи поэмы .
19. .11. Н.В.Гоголь. Изображение быта и характеров казаков в повести «Тарас Бульба» Стр.170-201. отв. на вопросы. Биография Н.В.Гоголя. «Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. Жанр повести. Выборочно пересказывать эпическое произведение. Определять принадлежность «Тараса Бульбы» к жанру повести эпического рода. Выделять и формулировать тему произведения.
20. .11. Позиция автора в оценке героев. Стр.202-208. Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев. Выявлять авторскую позицию. Характеризовать и оценивать Тараса Бульбу, Остапа, Андрия по их поступкам. Выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять значение деталей портрета, сопоставлять героев одного произведения. Создавать связный текст.
21. .11. Р.р. Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Характеристика. Н.: «Поле зыблется цветами…» Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев Выявлять авторскую позицию. Характеризовать и оценивать Тараса Бульбу, Остапа, Андрия по их поступкам. Выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять значение деталей портрета, сопоставлять героев одного произведения. Создавать письменный связный текст.
22. .11. Вн.чт.Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Выраз. чт. Стихотворений Тютчева и Майкова. «Лвш»4/04, 12/05. Вн.чт.Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Дать отзыв самостоятельно прочитанному произведению. Уметь кратко пересказывать. Участвовать в диалоге по самостоятельно прочитанному произведению. Участвовать в диалоге.
23. .11. Человек и природа в творчестве Ф.И.Тютчева и А.Н.Майкова. Прочит. Выраз.чт. стих. Фета и Толстого. Красота русской природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.Человек и природа в творчестве русских поэтов 19 века.Наизусть «Поле зыблется цветами…» Выразительно читать стихотворения Тютчева и Майкова. Объяснять роль средств выразительности, ритма в раскрытии красоты русской природы и выражении чувств поэта. Выражать свое отношение к прочитанному. Отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
24. .12. Красота родной природы в стихотворениях А.К.Толстого и А.А.Фета. Прочитать р-з «Бирюк». Портретная характеристика Бирюка. Красота русской природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.Человек и природа в творчестве русских поэтов 19 века.Наизусть «То было раннею весною…» Выразительно читать стихотворения Толстого и Фета. Объяснять роль средств выразительности, ритма в раскрытии красоты русской природы и выражении чувств поэта. Выражать свое отношение к прочитанному. Отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
25. .12. И.С.Тургенев. «Бирюк». Мастерство в изображении жизни крестьян. Выстроить сюжетную линию р-за. Выраз. чт. Пейзажных зарисовок. «Лвш»3/6, 1/5. Слово о писателе. Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Пейзаж. Композиция произведения. Художественные особенности рассказа. Пересказывать (кратко и выборочно) эпическое произведение. Определять «Бирюк» к жанру рассказа эпического рода. Объяснять роль композиции в раскрытии темы и идеи рассказа. Выявлять авторскую позицию. Выражать свое отношение к прочитанному.Характеризовать Бирюка. Создавать связный текст.
26. .12. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Подгот. к сжатому изложению. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы»,»Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Наизусть «Русский язык». Объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним. Давать оценку к стихотворениям в прозе на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Ориентироваться в мире русской литературы. Отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
27. .12 Р.р. Сжатое изложение с элементом сочинения. «Бирюк». Выуч. н. «Русский язык» Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Писать изложение, выражая свое отношение к поднятой проблеме. Создавать письменный связный текст.
28. .12. Вн.чт. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и др. Прочитать стр. 247-251. отв. на вопросы. Вн.чт. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и др. Вн.чт. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и др. Пересказывать (кратко) самостоятельно прочитанные рассказы Тургенева. Дать отзыв о самостоятельно прочитанных рассказах. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
29. .12. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Антитеза как основной художественный прием в стих. «Железная дорога». Прочит. «Железная дорога». Подготовиться к беседе по вопросам. Прочитать «Левша». Слово о поэте. Антитеза. «Размышления у парадного подъезда». Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной прием, раскрывающий идейное содержание стих-я. Выразительно читать «Размышление…». Определять роль антитезы в выражении идеи стихотворения. Участвовать в беседе.
30. .12. Вн. Чт. «Вчерашний день в часу шестом…», «В дороге». Антитеза как основной художественный прием в стих. «Железная дорога». Прочитать «Человек на часах». Отв.на 1-4 вопросы. Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной прием, раскрывающий идейное содержание стих-я. Антитеза как основной прием, раскрывающий идейное содержание стих-я. Создавать связный текст.
31. .12. Судьба простого солдата в р-зе Н.С.Лескова «Человек на часах». Отв. на вопросы 5-9. Биография писателя. Сила воздействия произведения р
на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Иллюстрации Кукрыниксов, Н.Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова. Пересказ (краткий, выборочный), строить устные высказывания в связи с изученным произведением. Участвовать в диалоге по прочитанному тексту. Понимать чужую точку зрения, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Участвовать в диалоге.

32. .12. Р.р.Сочинение.«Смиренная душа Постникова». Сочинение. Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Подготовиться к беседе. Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Иллюстрации Кукрыниксов, Н.Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова. Писать сочинение. Создавать письменный связный текст.
33. .01. Вн.чт.Н.С.Лесков. «Левша». «Премудрый пескарь».Найти элементы сказки. Ответить на вопросы. «Лвш» 10/5 Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Иллюстрации Кукрыниксов, Н.Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова. Дать отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Участвовать в диалоге.
34. .01. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Иллюстрации. «Лвш»8/1 Биография писателя. «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования в произведении. Пересказывать (выборочно). Выразительно читать. Определять роль сатиры в выражении авторской позиции.
35.

36. .01.

.01. Вн.чт.М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь».

Р.р.Сочинение-рассуждение.»Нравственное ничтожество господствующего класса в повестях Н.С.Лескова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Прочитать «Детство». Какие эпизоды особенно понравились? Вн.чт.М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». Портреты М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н.Муратова к произведениям Салтыкова-Щедрина.

Р.р.Сочинение-рассуждение.» Нравственное ничтожество господствующего класса в повестях Н.С.Лесковаи М.Е. Салтыкова-Щедрина. Пересказывать (выборочно). Выразительно читать. Определять роль сатиры в выражении авторской позиции.

Писать сочинение.

Создавать связный письменный текст.
37. .01. Л.Н.Толстой. «Детство» Характеристика Николеньки Иртеньева. Показать взаимосвязь характера и поступков. Л.Н.Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести). Поэзия детства. Образ Николеньки, его духовный мир. Психологическая глубина произведения. Характеризовать и оценивать главных героев Находить грамотно использовать нужную информацию о литературе.
38. .01. Психологическая глубина повести. Прочитать «Отрочество». Отдельные главы. Рассказать понравившиеся эпизоды. Поэзия детства. Образ Николеньки, его духовный мир. Психологическая глубина произведения. Характеризовать и оценивать главных героев Выборочный пересказ.
39. .02. Вн.чт. Л.Н.Толстой. «Отрочество». Прочитать «Хамелеон». Подготовиться к беседе. Вн.чт. Л.Н.Толстой. «Отрочество». Дать отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Создавать связный текст.
40. .02. А.П.Чехов. «Хамелеон» Прочит. «Тоска». Написать юмористический рассказ. Из воспоминаний о писателе. «Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе. Хамелеон - -художественный образ обобщающей силы. Очумелов и Хрюкин. Юмор. Сатира. Определять роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Объяснение особенностей развития действия. Роль смешного и грустного в рассказе. Написать юмористический рассказ.
41.

42. .02.

.02. А.П.Чехов. «Тоска».

Р.Р. Юмористический рассказ. «Смешное рядом с нами». Дописать рассказ. Подготовиться к вн. чт. Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа. Определять роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Объяснение особенностей развития действия. Роль смешного и грустного в рассказе. Создавать связный рассказ.
43. .02. Вн.чт. А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев». Наизусть «Сжала руки под темной вуалью…». Выраз. чт. Стихотворений. Вн.чт. А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев». Дать оценку изученному произведению, дать отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Навыки пересказа. Участвовать в диалоге.
44. .02. Стихотворения А.А.Ахматовой. Наизусть «Задремали звезды золотые…». «Лвш»1/5. Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под тонкой вуалью…», «Я научилась просто мудро жить…», «Хорошо здесь: и шелест. И хруст…», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!..» , «Песенка». Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта. Выразительно читать стих-е Ахматовой. Объяснять роль деталей в стих-м произведении. Объяснять роль изобразительно-выразительных средств. Декламирование стих-я.
45. .03. Красота русской природы в стихотворениях С.А.Есенина. Прочит. «Необыкновенное приключение…». Выраз. чт. На родине Есенина.«Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали…» . Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы. Анализ стих-я. выраз. чт. Декламирование стих-я.

46. .03. В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Иллюстрации к стихотворениям И.А.Бунина. Соч.-мин. «Листопад». «Лвш»12/5. Биография Маяковского. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Автор о роли поэзии в жизни человека и общества. Выразительно читать стихотворения Маяковского. Объяснять роль средств выразительности (гротеска и гиперболы), особенностей ритма. Определять основную мысль. Авторскую позицию. Декламирование стих-я.



47. .03. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Ответить на 5-8 вопросы. «Лвш» 4/2. Биография писателя. Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета, объяснять роль художественной речи для характеристики героев и для выражения авторского отношения к ним. Участвовать в беседе.
48.

49. .03.

.03. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе.
Р.р. Изложение-повествование «Неизвестный цветок». Прочитать р-з «Неизвестный цветок».

Написать изложение с творческим заданием. Биография писателя. Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета, объяснять роль художественной речи для характеристики героев и для выражения авторского отношения к ним. Создавать связный текст.
50. .03. К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер». Талантливость русского народа. Прочитать р-зы Паустовского. Начать читать «Алые паруса». «У.л.» 10/5, 2/02, 1/02, 9/05, Слово о писателе. «Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета, объяснять роль художественной речи для характеристики героев и для выражения авторского отношения к ним. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
51. .03. Вн.чт. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник». Хрон. таблица. Анализ эпизода. «УЛ» 10/05,,»Лвш» 4/4,2/4, «Ул» 1/02. Вн.чт. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник». Дать отзыв самостоятельно прочитанной книге. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
52. .04. А.С.Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев. Характеристика Ассоль и Грея. А.С.Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев. Романтическая мечта героини повести о счастье. Развитие понятия о герое литературного произведения. Характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам. Объяснять значение деталей портрета, объяснять роль художественной речи для характеристики героев и для выражения авторского отношения к ним. Пересказ (выборочный) Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
53. .04. Романтическая мечта героини повести о счастье. Биография Твардовского. Выраз. чт. стихотворений. А.С.Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев. Романтическая мечта героини повести о счастье. Развитие понятия о герое литературного произведения. Дать отзыв самостоятельно прочитанной книге. Персказ (выборочный). Определять принадлежность произведения к жанру феерии эпического рода. Ориентироваться в мире художественной литературы. Отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
54. .04. Любовь к родине в стихотворениях А.Т.Твардовского. Наизусть. А.Т.Твардовский. Автобиография. «Памяти матери». «Есть обрыв. Где я играя…», «Спасибо. Моя родная…». Наизусть «Памяти матери». Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворения. Выразительно читать стихотворения. Определять принадлежность стихотворений к лирическому роду. Давать оценку стихотворениям Твардовского на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Декламировать стихотворения.
55. .04. Поэтические картины природы в стихотворениях Н.А.Заболоцкого. Наизусть. Прочитать «Тихое утро». Подготовиться к беседе. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…», «Еще заря не стала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли». Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи. Выразительно читать стихотворения. Определять принадлежность стихотворений к лирическому роду. Давать оценку стихотворениям Твардовского на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка. Декламировать стихотворения.
56. .04. Взаимопомощь в р-зе Ю.П.Казакова «Тихое утро». Прочитать «Мой первый друг, мой друг бесценный». Взаимосвязь характера и поступка героя. Автобиография писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление. Пересказ ( краткий и выборочный). Выразительно читать отрывок из эпического произведения. Характеризовать и оценивать главных героев рассказа по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, сопоставлять и оценивать героев одного произведения.
57. .04. Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». «О чем плачут лошади». Рассказать понравившийся эпизод. Биография писателя. Становление характера молодого человека. Участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа. Пересказ ( краткий и выборочный). Выразительно читать отрывок из эпического произведения. Характеризовать и оценивать главных героев рассказа по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Создавать связный текст.
58. .04. Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». «Кукла». Придумать и написать монолог Куклы. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы. Поднятые писателем в рассказе. Пересказ ( краткий и выборочный). Выразительно читать отрывок из эпического произведения. Характеризовать и оценивать главных героев рассказа по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Создавать связный текст.
59. .04. Е.И.Носов. «Кукла». Осуждение равнодушного отношения к природе и миру. Прочитать произведение о войне. «Лвш» 10/5. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру .Психологическая глубина рассказа. Определять тему, проблему рассказа. Подробный пересказ. Участвовать в диалоге. Определять авторское отношение к поднятой проблеме.
60. .05. Вн.чт. Е.И.Носов. «Красное вино победы». Выраз. чт. стихотворений Рубцова. Вн.чт. Е.И.Носов. «Красное вино победы». «Шопен. соната номер два». Определять тему, проблему рассказа. Подробный пересказ. Участвовать в диалоге. Определять авторское отношение к поднятой проблеме.
61. .05. Любовь к родине в стихотворениях Н.М.Рубцова «В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя родина». Прочитать «Конь с розовой гривой». Р-з «Беззаботное детство». Характеристика левонтьевских ребят. «Ул» 3/01,1/06. Автобиография поэта. Наизусть «Тихая моя родина». «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей». Выражение глубокой грусти и любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения. Выразительное чтение стих-й Рубцова. Определять роль средств выразительности в выражении глубокой грусти и любви к родине. Декламировать стихотворение.
62. .05. Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Анализ эпизода. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи. Определять тему, проблему рассказа. Подробный пересказ. Участвовать в диалоге. Определять авторское отношение к поднятой проблеме. Участвовать в беседе.
63. .05. Нравственные проблемы рассказа. Подготовиться к сочинению. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи. Определять тему, проблему рассказа. Подробный пересказ. Участвовать в диалоге. Определять авторское отношение к поднятой проблеме. Создавать связный текст.
64. .05. В.И.Белов. «Мальчики»
Р.р. Сочинение. «Первые уроки детства».
Сочинение. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа. Их судьбы. Пересказ ( краткий и выборочный). Выразительно читать отрывок из эпического произведения. Характеризовать и оценивать главных героев рассказа по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, сопоставлять и оценивать героев одного произведения. Писать сочинение. Участвовать в беседе.
65. .05. Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Любовь к жизни». Анализ эпизода. «Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества. Человеческой солидарности. Участвовать в диалоге по прочитанному призведению. Характеризовать героев одного произведения. Ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
66. .05. Воля к жизни, сила духа героя рассказа «Любовь к жизни». «Последний дюйм». Монолог мальчика. «Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества. Человеческой солидарности. Характеризовать и оценивать героев произведения. Ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
67. .05. Джеймс Олдридж. Тема взаимоотношений родителей и детей в повести «Последний дюйм». Прочитать произведения А. Дюма, М.Твена. Слово о писателе. «Последний дюйм». Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни. Способность выстоять. Кратко переказывать. Характеризовать героев. Участвовать в беседе. Ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
68. .05. Ответственность за судьбу близкого человека в повести «Последний дюйм». Слово о писателе. «Последний дюйм». Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни. Способность выстоять. Объяснять особенности композиции. Ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.
69.
70. .05. Вн.чт. Зарубежная литература. А.Дюма. «Три мушкетера».Воспевание мужества, честности, служению долгу, стране. Идея товарищества и рыцарства. Пересказывать. Выявлять авторскую позицию. Выражать собственное отношение. Ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения. Обладающие высокой эстетической ценностью.

Класс Четверть Развитие речи Внеклассное чтение Наизусть Теория литературы
По программе Факт По программе Факт По программе Факт По программе Факт
6 1 1 2 4 8
2 2 1 4 2
3 2 2 2 2
4 1 1 3
За год 6 6 13 12
7 1 2 1 4 7
2 3 3 4 4
3 1 2 3 1
4 2 4 3 2
За год 8 9 13 12
8 1 3 2 2 5
2 2 2 3 3
3 2 2 4 3
4 3 2 4
За год 10 8 11 12
9 1 1 2 2
2 2 1 3 2
3 1 5 3 2
4 2 2 3 2
За год 6 9 11 8
5 1
2
3
4
За год

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса
К концу 7 класса учащиеся должны
Знать
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению в седьмом классе;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
- биографические сведения писателей, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения;
- теоретико-литературные понятия;
Уметь
- работать с книгой;
- выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений; - характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать роль антитезы, гротеска, гиперболы и других средств выразительности в художественном произведении;
- анализировать стихотворную речь, определяя двухсложные или трехсложные размеры стиха;
- характеризовать роль пейзажа, интерьера, портрета в художественном произведении;
- характеризовать особенности сюжета и композиции;
- писать изложения;
- сопоставлять художественные произведения татарской и русской литератур, раскрывать в них национально обусловленные различия;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- создавать связный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников ( справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Нормы оценки знаний, умений, навыков по литературе учащихся 7 класса национальной татарской школы
При оценке устных ответов и письменных работ учащихся ( развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитывается:
- правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения ( в соответствии с требованиями программы);
- композиционная стройность и логика построения ответа;
- речевая грамотность. Культура произношения ( сохранение орфоэпических норм, интонация).

Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность, образность языка.

Оценивая достижения школьников в изучении русской литературы, желательно иметь в виду:
1.Методические параметры взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся;
2.Возрастные особенности и возможности воспитанников.

Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.

Техника чтения контролируется и оценивается каждую четверть ( критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).
Для реализации Рабочей программы используется:
1.Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 7 классе в2-х частях» - Магариф,2010.
2.О.А.Еремина «Поурочное планирование 7класс», издательство «Экзамен», 2009.
3. Поурочное планирование в 7 классе
4.Журналы «Литература в школе»
5.Интернет.

Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по литературе.

1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
• умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2. Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
• разнообразие словаря и грамматического строя речи;
• стилевое единство и выразительность речи;
• число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 76 – 89 %;
«3» - 50 – 75 %;
«2» - менее 50 %.
4. Оценка зачетных работ.
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

Сборник нормативных документов. Литература. Примерные программы по литературе. Москва, «Дрофа», 2007.
Программа: Программа для 5-11 классов татарской сред. общеобразоват. школы: базовый уровень/ Под. ред. М.Г.Ахметзянова.-Казань:Магариф, 2009.
Учебник: Русская литература: Учебная хрестоматия для 6 классов татар. сред. общеобразоват. школы : / Под ред. М.Г.Ахметзянова.- Казань: Магариф, 2006. 2-х частях
Дополнительно используемая литература:
1. Т.О. Скиргайло, ГХ.Ахбарова Писатели Татарстана на уроках
внеклассного чтения 1 часть Казань, Школа ,2009.
2. Т.О. Скиргайло, ГХ.Ахбарова Писатели Татарстана на уроках
внеклассного чтения 2 часть Казань, Школа ,2009.
3. Все герои произведений зарубежной литературы. Школьная
программа: Словарь- справочник.- М.: Олимп; ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1998
4. Все герои произведений русской литературы: Словарь-
справочник.- М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997
5 И. Н.Агекян, Н. М. Волчек, Е.В.Высоцкая. Вся русская
литература Современный литератор, 2000
6. И.О. Родин, Т.М. Пименова. Все произведения школьный
программы. Русская литература. –М.: «Родин и компания,
ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
7. Б.А. Гиленсон, Н. Т. Пахсарьян. Все произведения школьный
программы. Зарубежная литература. –М.: «Родин и компания,
ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997

У вас нет прав для создания комментариев.