Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского творчества г. Альметьевск РТ"

 

 

      

                                                                                         Утверждено

                                                                на методическом совете ЦДЮТ

                                                                          приказ № _____ 

                                                                          от "____" _______2012г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

занятий объединения "Юный математик"

Срок реализации  1 год, возраст обучающихся  14-15лет

 

Сотавитель:

Закирова Миннур Анваровна,

учитель математики

1квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск, 2012 г

 

 

I. Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в таком возрасте начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация занятий объединения "Юный математик", которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того эти занятия имеют большое воспитательное значение, ибо их  цель  не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу, подготовить к олимпиадам разного уровня..

Для реализации поставленных целей и задач разработана данная программа.  Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, принимают участия в конкурсах.

 

II. Цели и задачи программы

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

Обучающие:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

- оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

- вырабатка умений формулировать, обосновывать и доказывать суждения

- формирование потребностей в самопознании, саморазвитии

Развивающие :

-развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

-расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики - развитие творческого подхода к решению нестандартных задач;

-развитие навыков в решении нестандартных задач;

-расширение кругозора школьников

Воспитательные:

-воспитание высокой культуры математического мышления.

-заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу, подготовить к олимпиадам разного уровня

- формирование у воспитанника социальной активности

- воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач.

Возраст детей участвующих в реализации рабочей программы - 14-15 лет

- состав группы  - постоянный

- особенности набора обучающихся  - свободный

Срок реализации программыодин год  

Формы и режим занятий.

Форма детского образовательного объединения - кружок

- общее кол-во часов в год  - 144 часа

- кол-во часов  и занятий в неделю - 4 часа в неделю (2 дня в неделю по 2 часа в каждый день)

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Требования к уровню подготовки обучающихся:

 По окончании обучения учащиеся должны знать/понимать:

•   нестандартные методы решения различных математических задач;

•   логические приемы, применяемые при решении задач;

уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• применять нестандартные методы при решении программных задач

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

Форма подведения итогов - малая олимпиада среди обучающихся

На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет

 

III. Календарно-тематическое планирование

 

Темы занятий

Количество часов

Дата проведения

всего

теория

практ.

План.

Факт.

1-2

Организационное занятие. Задачи -шутки

2

0.5

1.5

17.09

 

Четность-6ч

3-4

Свойства четности

2

0.5

1.5

19.09

 

5-6

Решение задач на чередование

2

0.5

1.5

24.09

 

7-8

Разбиение на пары

2

0.5

1.5

26.09

 

Задачи школьных и муниципальных туров олимпиады-8ч

9-10

Задачи школьных туров олимпиады

2

0.5

1.5

1.10

 

11-12

Задачи муниципальных туров олимпиады

2

0.5

1.5

3.10

 

13-14

Задачи муниципальных туров олимпиады

2

0.5

1.5

8.10

 

15-16

Задачи муниципальных туров олимпиады

2

0.5

1.5

10.10

 

Задачи "Авангард"-8ч

17-18

Задачи Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»2009г

2

0.5

1.5

15.10

 

19-20

Задачи Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»2010г

2

0.5

1.5

17.10

 

21-22

Задачи Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»2011г

2

0.5

1.5

22.10

 

23-24

Задачи Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»2012г.

2

0.5

1.5

24.10

 

  Задачи на проценты, смеси, движение, переливание -16ч

25-26

Правила, которые используются при решении задач на проценты

2

0.5

1.5

29.10

 

27-28

Задачи на проценты

2

0.5

1.5

31.10

 

29-30

Задачи на составление уравнений

2

0.5

1.5

5.11

 

31-32

Задачи на движение

2

0.5

1.5

7.11

 

33-34

Задачи на переливание

2

0.5

1.5

12.11

 

35-36

Задачи на взвешивания

2

0.5

1.5

14.11

 

37-38

Задачи на смеси, растворы и сплавы.

2

0.5

1.5

19.11

 

39-40

Задачи на смеси, растворы и сплавы.

2

0.5

1.5

21.11

 

Принцип Дирихле -10 ч

41-42

Понятие о принципе Дирихле

2

0.5

1.5

26.11

 

43-44

Решение простейших задач на принцип

Дирихле

2

0.5

1.5

28.11

 

45-46

Решение простейших задач на принцип

Дирихле

2

0.5

1.5

3.12

 

47-48

Принцип Дирихле в задачах с геометрической направленностью.

2

0.5

1.5

5.12

 

49-50

Принцип Дирихле в задачах с геометрической направленностью.

2

0.5

1.5

10.12

 

Делимость натуральных чисел-10ч

51-52

Основная теорема арифметики

2

0.5

1.5

12.12

 

53-54

Задачи на десятичную запись числа

2

0.5

1.5

17.12

 

55-56

Признаки делимости

2

0.5

1.5

19.12

 

57-58

Делимость и принцип Дирихле

2

0.5

1.5

24.12

 

59-60

Задачи на использование свойств делимости

2

0.5

1.5

26.12

 

Задачи на разрезание фигур-4ч

61-62

Решение задач на разрезание фигур

2

0.5

1.5

31.12

 

63-64

Решение задач на разрезание фигур

2

0.5

1.5

2.01

 

Логические задачи -4ч

65-66

Решение логических задач

2

0.5

1.5

7.01

 

67-68

Решение конструктивных задач.

2

0.5

1.5

9.01

 

Задачи по геометрии -8ч

69-70

Основные элементы треугольника

2

0.5

1.5

14.01

 

71-72

Равновеликие и равносоставленные

фигуры

2

0.5

1.5

16.01

 

73-74

Геометрические головоломки

2

0.5

1.5

21.01

 

75-76

Геометрия на плоскости

2

0.5

1.5

23.01

 

Задачи Кенгуру"-10ч.

77-78

Задачи Международной игры "Кенгуру "2008г

2

0.5

1.5

28.01

 

79-80

Задачи Международной игры "Кенгуру" 2009г

2

0.5

1.5

30.01

 

81-82

Задачи Международной игры "Кенгуру"2010г

2

0.5

1.5

4.02

 

83-84

Задачи Международной игры "Кенгуру" 2011г

2

0.5

1.5

6.02

 

85-86

Задачи Международной игры "Кенгуру" 2012г

2

0.5

1.5

11.02

 

Нахождение числа с указанными свойствами -4ч

87-88

Числовой ребус

2

0.5

1.5

13.02

 

89-90

Задача на нахождение набора чисел, обладающего

заданными свойствами

2

0.5

1.5

18.02

 

Построение графиков функций -6ч

91-92

Построение графиков функций

2

0.5

1.5

20.02

 

93-94

Графики с модулями

2

0.5

1.5

25.02

 

95-96

Графики разветвленных функций

2

0.5

1.5

27.02

 

Комбинаторные задачи -16ч

97-98

Основные правила комбинаторики

2

0.5

1.5

4.03

 

99-100

Задачи на  использование правила умножения

2

0.5

1.5

6.03

 

101-102

Задачи на  использование правила умножения

2

0.5

1.5

11.03

 

103-104

Размещения 

2

0.5

1.5

13.03

 

105-106

Сочетания

2

0.5

1.5

18.03

 

107-108

Перестановки

2

0.5

1.5

20.03

 

109-110

Бином Ньютона

2

0.5

1.5

25.03

 

111-112

Решение комбинаторных задач

2

0.5

1.5

27.03

 

Текстовые задачи -4ч

113-114

Задачи на работу

2

0.5

1.5

1.04

 

115-116

Задачи на стоимость

2

0.5

1.5

3.04

 

Задачи "Сократ"-6ч

117-118

Задачи олимпиады "Сократ"2011г

2

0.5

1.5

8.04

 

119-120

Задачи олимпиады "Сократ"2012г

2

0.5

1.5

10.04

 

121-122

Задачи олимпиады "Сократ" 2013г

2

0.5

1.5

15.04

 

Задачи с графами -4ч.

123-124

Задачи с графами

2

0.5

1.5

17.04

 

125-126

Задачи с графами

2

0.5

1.5

22.04

 

Круги Эйлера-4ч.

127-128

Круги Эйлера

2

0.5

1.5

24.04

 

129-130

Круги Эйлера

2

0.5

1.5

29.04

 

Уравнения, тождества  и неравенства -10ч

131-132

Уравнения в целых числах

2

0.5

1.5

6.05

 

133-134

Диофантовы уравнения

2

0.5

1.5

8.05

 

135-136

Числовые неравенства

2

0.5

1.5

13.05

 

137-138

Доказательство числовых неравенств

2

0.5

1.5

15.05

 

139-140

Доказательство тождеств

2

0.5

1.5

20.05

 

Нестандартные задачи -4ч

141-142

Сюжетные логические задачи, основанные на нахождении соответствия между множествами.

2

0.5

1.5

22.05

 

143-144

Стратегические задачи. Малая олимпиада.

2

0.5

1.5

27.05

 
                 

Содержание тем

1. Четность -6 ч

Свойства четности (с доказательством), решение задач на чередование,

разбиение на пары.

2. Задачи школьных и муниципальных туров олимпиады-8ч. Задачи школьных туров олимпиады. Задачи муниципальных туров олимпиады.

 

3.Задачи "Авангард"-8ч .Задачи Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»2010г.

Задачи Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»2011г. Задачи Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»2012г.

4.Задачи на проценты, смеси, движение, переливание -16 ч

Правила, которые используются при решении задач на проценты; задачи

на проценты; задачи на составление уравнений.

Задачи на движение, на переливание, на смеси, растворы и сплавы.

5.Принцип Дирихле -8 ч

Понятие о принципе Дирихле; решение простейших задач на принцип

Дирихле; принцип Дирихле в задачах с геометрической направленностью.

6.Делимость натуральных чисел-(10 ч

Основная теорема арифметики. Задачи на десятичную запись числа;

признаки делимости; задачи на использование свойств делимости; делимость и

принцип Дирихле.

7. Задачи на разрезание фигур -4 ч

Решение задач на разрезание фигур.

8. Логические задачи -4 ч

Решение логических задач, конструктивных задач.

9. Задачи по геометрии -8 ч

Основные элементы треугольника. Равновеликие и равносоставленные

фигуры. Геометрические головоломки.

 

10.Задачи Кенгуру"-10ч.Задачи Международной игры "Кенгуру"2008, 2009.2010,2011, 2012гг.

11. Нахождение числа с указанными свойствами -10 ч

Числовой ребус или задача на нахождение набора чисел, обладающего

заданными свойствами

12. Построение графиков функций -6 ч

Понятие функции, ее графика. Построение графиков функций.

13. Комбинаторные задачи -16 ч

Основные правила комбинаторики; решение задач на использование

правила умножения. Размещения, сочетания, перестановки. Бином Ньютона.

Решение комбинаторных задач.

 

14.Текстовые задачи -4ч. Задачи на работу. Задачи на стоимость.

15.Задачи "Сократ"-6ч.  Задачи олимпиады "Сократ"2011г, 2012г,  2013г

16. Задачи с графами -4ч.  Задачи с графами

 

17. Уравнения, тождества  и неравенства -10ч. Уравнения в целых числах Диофантовы уравнения. Числовые неравенства. Доказательство числовых неравенств. Доказательство тождеств

18. Нестандартные задачи -4ч. Сюжетные логические задачи, основанные на нахождении соответствия между множествами. Стратегические задачи. Малая олимпиада.

 

 

Литература для учителя:

1.Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

2.Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.-  Чел.: «Взгляд», 2005г.

3.Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах.- М.: Просвещение, 1984

4.Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.

5.Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др.  Поисковые задачи по математике (8 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.

6.Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 8-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР

  1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
  2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 7-8 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 7-8 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
  4. http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Литература для учащихся:

1.Евдокимов М.А.. Задачи на резание М.:МЦНМО,2002г.

2. Зайкин.М.И .. Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.

3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.

4.Спивак А.В.Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./.-М.: Просвещения,2002г.

5.Фарков А.В Математические олимпиады в школе, 5-11кл./.-М.: Айрис-пресс,2004г.

6.Фридман Л.М. Как научиться решать задачи./.-М.:Просвещение,1998