Сложение и вычитание многозначных чисел
Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кичкетанская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан.

Разработки уроков по разделу
«Сложение и вычитание многозначных чисел»
(Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики).

Предмет: математика.
Название учебника: Математика, 4 класс, часть 1, авт. : М. И. Моро, М. А. Бантова,
Г. В. Бельтюкова и др..

Фамилия, имя, отчество авторов: Зиннатуллина Эльмира Хайдаровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
Гарифуллина Рамзалия Искандаровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Контактные данные: тел. 89625677976
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2012 год
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………3
2. Результаты изучения темы………………………………………..3
3. Наглядные пособия………………………………………………..3
4. Тематическое планирование……………………………………..4-5
5. Поурочное планирование…………………………………………6-16
6. Комплекс самостоятельных работ по теме (подготовка к контрольной работе)
…………………………………………………………………………17-19
7. Литература…………………………………………………………..20

Пояснительная записка.
Начальная школа является фундаментом всего образования. От содержания, организации и методики начального обучения зависит формирование личности, её направленности, развитие характера и способностей.
Используемые нами способы и приёмы, позволяющие всё более активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным развитием, на каждом структурном этапе урока имеют свою специфику.

Тема раздела: Сложение и вычитание многозначных чисел.
Результаты изучения темы:
В результате изучения темы учащиеся научаться:
1. Ясно, отчётливо понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания: знать, что значит сложить два числа, вычесть одно число из другого, уметь применить эти знания при решении учебных и практических задач.
2. При сложении любого числа слагаемых можно пользоваться переместительным свойством сложения, уметь записать переместительное свойство сложения с помощью буквенных выражений; можно пользоваться сочетательным свойством сложения.
3. Применять свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа.
4. Владеть соответствующей терминологией: знать названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
5. Применять между результатами и компонентами сложения и вычитания, уметь применять эти знания при проверке вычислений, при решении задач и при решении уравнений.
6. Использовать приёмы письменных вычислений, общепринятые алгоритмы письменного сложения и письменного вычитания многозначных чисел; овладеть навыками выполнения сложения и вычитания многозначных чисел в пределах миллиона, познакомиться с приёмом письменного сложения и вычитания значений величин, научиться применять его при вычислений.
Наглядные пособия:
1. Таблицы с образцами записей сложения и вычитания многозначных чисел, а также значений величин.
2. Таблицы для устных вычислений.
3. Слайды (компьютерная презентация).
4. Таблицы «Решение задач способом составления уравнений».
5. Комплекс самостоятельных тренировочных упражнений.

1. Письменные приёмы сложения и вычитания.
2. Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007-648)
3. Нахождение неизвестного слагаемого
4. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого
5. Нахождение суммы нескольких слагаемых
6. Сложение и вычитание величин
7. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме
8. Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания»
Темы, изучаемые в разделе

Урок 1. Устные и письменные приёмы вычислений.
Цель. Познакомить учащихся с устными и письменными приёмами сложения и вычитания многозначных чисел.
Задачи. Повторить устные и письменные приёмы вычислений 2-х, 3-хзначных чисел. Учить использовать переместительные и сочетательные свойства для рационализации устных и письменных вычислений.

I. Организация урока.
II. Устный счёт.
1. № 301.
- Посмотрите, что можно о них сказать? (Мы видим суммы, разности. Можно их разделить на три группы: 1)  + 1….
2)  - 1….
3) поразрядное вычисление).
-В числе 35840 сколько единиц каждого класса? ( 840 единиц 1-го класса, 35 единиц 2-го класса. Многозначное число записывают, читают по классам, начиная с высшего).
- А какие разряды в каждом классе?
(А ещё это число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых).
2. № 293. «Вычислить наиболее лёгким способом».
3. Стр. 69, № 1, 2, 3.
III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
1. № 294.
-Объясните, что означают записи в рамках на полях.
2. -Что можете сказать о данных записях?
_93 _824 3126 546 45844 _25346
21 632 4292 283 16423 3407

(Сложение и вычитание чисел… можно сформулировать тему урока).
-Итак, тема урока «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания».
-Давайте вспомним правила сложения и вычитания 3-хзначных чисел. Кто хочет работать у доски?
План на слайде: 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под
сотнями.
2. Складываю единицы.
3. Складываю десятки.
4. Складываю сотни.
5. Называю результат.
(Алгоритм вычисления.: к 546 нужно прибавить 283. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Начинаю сложение с единиц. К 6 еддиницам прибавить 3 единицы, получится 9 единиц, пишу под единицами; к 4 десяткам прибавить 8 десятков, получится 12 десятков- это 1 сотня и 2 десятки, 2 десятка пишу, а сотню запоминаю. К 5 сотням прибавить 2 сотни, получится 7 сотен. 7 сотен да ещё 1 сотня будет 8 сотен. Читаю результат: 829).
IV. Изучение нового материала.
- Что можете сказать о других суммах?
- Давайте попробуем выполнить сложение по такому же плану.
- Сделайте вывод. (Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняются так же, как сложение и вычитание трёхзначных чисел).

-Как вы думаете, сможем ли мы вычислить сумму трёх 4-хзначных чисел по такому же плану? 4556
7349
5478

-Давайте выполним вычисление. А теперь сравните эти записи.
4556 4556
7349 7349
5478 5478
17383 23
16 (На каждой строчке написана сумма цифр
12 каждого столбика).
16
17383

-Домашнее задание: 1) № 312- Посмотрите внимательно. Нет ли у вас других рекомендаций по оформлению выражений в столбик? (Я хочу применить в отношении третьего выражения переместительное свойство сложения). Вычислите и сделайте проверку.
2) Выполнить выборочно № из Комплекса для самостоятельных индивидуальных работ [Приложение]
V. Закрепление изученного.
№ 295- у доски с комментированием. Вычислите, записывая решение столбиком, и проверьте сложение вычитанием, а вычитание сложением.
2. Тест № 7 (стр. 34-35- 1 вариант, 36-37- 2 вариант.В. Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М. И. Моро и др. «Математика. В 2-х частях. 4 класс».)
VI. Физкультминутка.
VII. Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения: ребус на странице 62.
2. Решение задачи № 296- самостоятельно.
3. Составление задачи по выражению- № 298- работа в группах.
IX. Домашнее задание: № 297- решить задачу, №299- проверьте, верны ли равенства.

Урок 2. Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007-648) или Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-345, 37007-18032.
Цель. Ознакомить учащихся с вычитанием многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов. Закрепить умения решать задачи, в которых используют приёмы письменного сложения и вычитания.

I. Организация урока. Психологический настрой. «Солнышко».
II. Устный счёт.
№ 308- Чем похожи эти многоугольники? Найдите периметр каждого многоугольника. Ответы показываем сигнальными карточками.

III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
-Посмотрите на записи на доске. Что можете о них сказать?

_600 2852 _2000 _30007
26 3434 275 648

(Можем сформулировать тему, лишнее выражение убирается)
IV. Актуализация знаний. Подготовительные упражнения.
1. У каждого ученика счётные палочки.
-Возьмите на руки 10 палочек, что можно сказать? (У меня 10 палочек- это 1 десяток)
На слайде рисунок, где изображены счётные палочки, связанные по 10, их всего 10.
-А что скажете, глядя на рисунок? (Палочек 100- это 10 десятков).
-Какой же можно сделать вывод? (10 единиц одного разряда составляют единицу следующего, высшего разряда. Единица одного разряда распадается на 10 единиц предшествующего, низшего разряда).
2. В числе 10 000 сколько всего единиц? Сколько единиц каждого разряда? Как можно по-другому представить это число? (9 тыс. 1 тыс.; 9 тыс. 9 сот. 9 дес. 10 ед.)
3. Вычислите, запишите ответ на ваших досках и покажите.
1 дес.- 1 400-1
1 сот.- 1 дес. 5 000- 1
1 тыс.- 1 сот. 40 000- 1
(Рассуждение ученика: Чтобы из 1 дес. вычесть единицу, заменим 1 дес. десятью единицами и вычтем 1 из 10, получится 9. Чтобы из 1 сот. вычесть 1 дес., заменим 1 сот. 10 дес. и вычтем 1 дес. из 10, останется 9 дес., или 90).
4. № 300 «Заполни пропуски». (Правильные ответы на слайде, дети сверяют).
V. Изучение нового материала.
(Возвращаемся к выражениям на доске).
_600 _2000 _30007
26 275 648

-Можно ли из 0 единиц вычесть 6 единиц?
-Берём 1 сотню. Почему приходится занимать сотню, а не десяток? (Отдельных десятков нет).
-Сколько в сотне десятков? Если возьмём 1 десяток из 10, то сколько останется десятков? (9). Запомним это. Заменим 1 десяток единицами. Сколько в 1 десятке единиц? Таким образом, число 600 мы заменили числом 5 сот.9 дес. 10 ед. (Далее дети продолжают объяснение сами. В первую пору делают даже так:

5 9 10
_600
26 (Остальные два примера решают вместе с учителем с объяснением)

VI. Закрепление изученного.
№302- комментируя у доски с подробным пояснением преобразований единиц решают 2 примера.
№ 303- под руководством учителя. Действия сразу записываются в столбик.
VII. Физкультминутка.
VIII. Работа над пройденным материалом.
Решение задач: № 304, 306- вызываю к доске. Решение с полным анализом.
IX. Домашнее задание: № 302- остальные 4 примера, № 305.
X. Итоги урока.

Урок 3. Нахождение неизвестного слагаемого.
Цель. Познакомить с решением уравнения на основе знания связи суммы и слагаемых, познакомить с проверкой решения уравнения. Закрепить умения складывать и вычитать многозначные числа. Закрепить умение находить площадь многоугольников.

Ход урока.
I. Организация урока.
II. Устный счёт.
1. 9 999 + х = 100 000 6000 + 300 + у = 6 321 с + 9 990 = 10 000
а + 100 = 300 – 100 х – 40 = 160 – 40 7 002 – у = 7000
2. Рабочая тетрадь, стр. 42- № 5, стр. 45- № 15.
3. Решение задач из рабочей тетради: стр. 44, № 12.

III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
-Посмотрите на записи. Что можно сказать?
3 +  = 8 7839 + 3587 22 357 + 345 = 22 702 х + 17 = 38
29 876 + 1878 + 649 635 + у = 320 • 2
(Мы видим суммы, уравнения, равенство. К ним можно придумать задания).
-Придумайте задания. (Разделить на группы. Найти значения выражений. Проверить, верное равенство или неверное).
-На какие группы можно разделить? (В первую группу- суммы с неизвестными слагаемыми, во вторую- выражения с известными слагаемыми).
-Итак, тему можно определить?
IV. Актуализация знаний.
1. Прочитайте на странице 105, как связаны между собой числа при сложении.
V. Изучение нового материала.
1. № 309- заполни таблицу. (На слайде демонстрируется эта таблица. В ходе работы ученики заполняют пустые клетки, каждый раз поясняя, как они находят неизвестное слагаемое. Затем на слайде выходит правильный ответ. Ученики сверяют и формулируют правило нахождения неизвестного слагаемого.
2. Усвоению взаимосвязи между компонентами и результатами сложения способствует также и решение уравнений. Объяснение решения и проверки уравнений должно быть каждый раз полным. Учащиеся знакомятся с новым для них способом, основанным на применении знаний взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Объяснение при нахождении неизвестного слагаемого ученики должны вести строго по алгоритму. Это воспитывает у них алгоритмическое мышление, приучает контролировать правильность этапов выполнения заданий, уверенности в себе.
-В уравнении х + 15 = 68 : 2 неизвестно первое слагаемое, второе слагаемое известно (15), а значение суммы выражено частным (68 : 2). Найдём частное 68 : 2 = 34, значит, значение суммы- 34. Мы знаем, что если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. Для решения надо из значения суммы 34 вычесть известное слагаемое 15, получится 19. Выполним проверку: 19 + 15 = 68 : 2
34 = 34
Уравнение решено верно.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах- решают второе уравнение из № 309, № 310 с подробным объяснением. Проверка осуществляется фронтально.
2. Самостоятельное решение задачи № 311, составив уравнение. Взаимопроверка работ.
3. В тетради на печатной основе.
VII.Физкультминутка.
VIII.Работа над пройденным материалом.
1. Тест № 8 (стр. 38-39- 1 вариант, 40-41- 2 вариант.В. Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М. И. Моро и др. «Математика. В 2-х частях. 4 класс».)
2. № 314-316
3. Устно-313.
IX. Итоги. Д/з- индивидуальное.

Урок 4. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Цель урока: Познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитанием и разностью, выраженной в виде выражения.
Задачи урока:1.Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (уважать мнения других, умение слушать мнение товарищей);
2. Развивать мыслительные операции сравнения, систематизации, обобщения;
3. Развивать умения употреблять в речи математические понятия.

Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку и настраивает их на работу.
-Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе.
-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …(видят). Уши внимательно слушают и всё…(слышат). Голова хорошо…(думает). На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.
1. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.
Головоломка:
Посмотрите внимательно на запись. Что вы заметили? (В выражениях есть одинаковое число, значение разности в первом выражении и уменьшаемое во втором выражении одно и то же число. Значит, сначала мы находим неизвестное уменьшаемое во втором выражении, к разности прибавим вычитаемое. 40+120=160, 160-120=40. В первом выражении известны уменьшаемое и значение разности, сможем найти неизвестное вычитаемое, из уменьшаемого вычтем значение разности 380-160=220.)
На слайде таблица.
Уменьшаемое 42 60 846
Вычитаемое 45 537 542
Разность 36 85 28 362 140 834

-Что вы можете сказать об этой таблице? Сформулируйте к ней задание. ( Заполнить таблицу: найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое).
-Давайте вспомним как связаны между собой числа при вычитании. ( стр.105, «Связь между числами при вычитании»).
-А где ещё встречается неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое? ( В уравнениях).
- Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Тема сегодняшнего урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого».)
-Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке? Для формулирования цели используйте опорные слова:
Познакомиться…
Совершенствовать…
Закреплять…
2. Устный счёт.
1) сформулируйте задание к этим числам:
5005760056, 103000581, 9009009. (Прочитать числа. Назвать единицы 1,2,3,4 классов.)
2) числа 1000, 38000, 1254200 увеличьте на 2000. уменьшите в 100 раз.
3) 37+85+115 827+406+594
49+275+51 499+697+303
Что вы можете сказать об этих выражениях? (Можно вычислить удобным способом.)
4) Математический диктант.
4.Изучение нового материала.
х-34=16 75-х=63 х-34=48:3 75-х=9х7
Посмотрите на эти записи, что вы можете о них сказать? (Это уравнения. Неизвестно уменьшаемое и неизвестно вычитаемое. Их можно разделить на 2 группы, так как это простые и сложные уравнения. В сложных уравнениях значение разности выражено частным чисел 48 и 3, произведением чисел 9 и 7.)
-На индивидуальной доске для обратной связи самостоятельно решите простые уравнения и покажите их.
-Что будем делать дальше? (Будем решать сложное уравнение у доски с подробным объяснением, обязательно делая проверку.)
Решение у доски: (записываю уравнение: х-34=48:3, значение разности выражено частным чисел 48 и 3.Чтобы привести данное уравнение к простой записи вычислим 48:3=16. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку. Х-34=16, чтобы найти неизвестное уменьшаемое к разности прибавим вычитаемое, х=16+34, х=50. Выполняем проверку: 50-34=48:3, 16=16 ) и т.д.
-А теперь сделаем вывод, как находить неизвестное уменьшаемое и неизвестное
вычитаемое в сложном уравнении. (Приводим сложное уравнение к простой записи. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.)
5. Закрепление.
-№318 – выполняется с комментированием и записью на доске.
-Решите уравнения по вариантам: 1 вариант -на нахождение неизвестного уменьшаемого, 2 вариант -на нахождение неизвестного вычитаемого, 3 вариант - на нахождение неизвестного слагаемого. х+320=80х7 х-180=240:3 400-х=275+25
х-50=90+40 637-х=219 х-439=254 х+90=210-50
6.Физминутка.
7. Работа над пройденным материалом.
1) Работа над задачей. №321.
Чтение задачи и работа по усвоению содержания. Решается самостоятельно. Для слабоуспевающих детей предложить выполнить схему или рисунок и составить программу решения.
3) №322
-Как найти часть от целого числа? (Делением)
-Как найти целое число, если известна его часть? (Умножением)
Выполнить самостоятельно.
4) Самостоятельная работа.
стр.65 № 323
7.Итог урока- обобщение изученного на уроке материала и домашнее задание.
Как найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое в сложных уравнениях? Д\З стр.65№320.

Урок 5. Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Цель урока: Познакомить учащихся с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.
Задачи урока: 1. Воспитывать умения работать в коллективе, аккуратности при выполнении работы.
2. Развивать устные и письменные вычислительные навыки.
3. закреплять умение составлять и решать уравнения, преобразовывать величины, решать текстовые задачи.

I Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!
II Устный счёт.
1. Проверка домашнего задания: с. 65, № 320.
2. Индивидуальная работа в парах.
- с. 6, «Магический квадрат».
- с. 6, сравни площади фигур.
- Реши уравнение:
42+х=150:3 а-16=12х3
III Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
-Посмотрите на запись. Что можно сказать?
43217 + 19864 72787 + 5130
52438 + 5243 + 85371 20367 + 14215 + 4362
( Мы видим примеры на сложение. К ним можно придумать задания.)
- Придумайте задания.( Разделить на группы. Примеры на сложение двух слагаемых и примеры на сложение трёх слагаемых.)
-Что мы умеем? ( Находить сумму двух слагаемых.)
-Итак, тему урока можно определить? ( Нахождение суммы нескольких слагаемых.)
-Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?
IV. Актуализация знаний.
-Вычислите удобным способом.
7356+506+494
2703+2297+855
609+17891+391
Вывод: при сложении нескольких чисел их можно переставлять и объединять в группы любым способом.
V. Изучение нового материала.
-Вернёмся к записи.
- Решите примеры на сложение двух слагаемых. Первый пример решим с подробным объяснением у доски. Второй пример решите самостоятельно (Взаимопроверка).
43217 72787
19864 5130
-Как можно использовать этот способ при письменном сложении нескольких ( трёх)
слагаемых? ( Учащиеся могут предложить сначала вычислить сумму двух первых слагаемых и затем к полученной сумме прибавить третье слагаемое.)
- Вспомним алгоритм сложения двух слагаемых. ( Мы подписали их одно под другим так, чтобы единицы одного числа стояли под единицами другого, десятки под десятками и т.д. и складывали сначала единицы, потом десятки и т.д. – по разрядам.)
- Можно ли этот способ использовать при сложении трёх и более слагаемых?
-Какое из трёх слагаемых удобнее записать первым? Вторым? Третьим?
На доске появляется запись:
52438 20367
85371 14215
5243 4362
Вычислите сумму трёх слагаемых. (Ученики с подробным объяснением решают у доски.)
VI. Закрепление.
С.66, № 331.- решают с подробным объяснением, работа в паре.
VII. физминутка.
VIII. Работа над пройденным материалом.
С.66, №325(задача), выполняется под руководством учителя. Сопровождается составлением чертежа-схемы и программы решения.
С.66, №328, реши задачи, составив уравнения – работа в паре. Взаимопроверка работ.
С.66, №327, самостоятельно. Взаимопроверка работ.
С.66, №330, самостоятельно. Проверка осуществляется фронтально.
IX. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала.
- Как письменно сложить несколько слагаемых?
Д/з. с.66, №326.
С.69, №4.
Дополнительный материал к уроку.
-Найди сумму трёх слагаемых, если известно, что первое слагаемое 1507, а каждое последующее на 495 больше предыдущего
Урок 6. Сложение и вычитание величин.
Цель урока: Познакомить учащихся с письменными приемами сложения и вычитания величин.
Задачи урока: Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, желание помочь друг другу. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.
1.Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2.Устный счет.
1). Проверка д/з: с. 66, №326
с. 69, №4.
2). Фронтальная работа: с. 67, №337, сколько треугольников? Четырехугольников? Найдите площадь и периметр треугольника АСД.
3). Индивидуальная работа в парах. Запиши цифрами число:
6 тысяч 325 единиц.
7 миллионов 254 тысячи 48 единиц.
15 миллионов 2 тысячи 320 единиц.
214 миллионов 56 единиц.

3. Актуализация знаний. Формирование темы урока. Постановка учебных задач.
Послушайте задачи. Решения запишем на доске.
1). Мама купила в магазине 8 кг яблок, а груш на 300 г. больше. Сколько килограммов груш купила мама? (8 кг + 300 г).
2). Туристы проехали автобусом 1 ч.30 мин., а пешком прошли на 25 минут меньше. Сколько времени они прошли пешком? (1 час. 30 мин. – 25 мин.).
3). Швея сшила два халата, расходуя на первый халат 2 м 45 см, а на второй халат 3 м 15 см. Сколько всего ткани она расходовала? (2 м 45 см + 3 м 15 см).
- Посмотрите за запись, что можете сказать? (Сложение и вычитание величин).
- Сформулируем тему урока. («Сложение и вычитание величин»).
- Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

4.Изучение нового материала.
1). Вернемся к записи. Найдите значения этих выражений. (Запись ведется на доске и в тетрадях с комментированием).
2). Усложняем задание.
- Что нужно сделать, чтобы найти значения этих выражений?
1 час.20 мин + 55 мин. 12ц.36 кг – 7 ц.78 кг.
(Варианты ответов)

Составляется алгоритм решения:

1. Заменю крупные единицы мелкими.
2. Выполню действие.
3. Заменю мелкие единицы крупными.

1 час.20 мин. + 55 мин. = 2 час.15 мин.
1 час.20 мин. = 80 мин.
80 + 55 = 135
135 мин. = 2 час.15 мин.

12 ц. 36 кг – 7 ц 78 кг = 4 ц 58 кг.
12 ц 36 кг = 1236 кг
7 ц 78 кг = 778 кг
1236 – 778 = 458
458 кг = 4ц 58 кг

Вывод: при письменных вычислениях значения величин выражают в одних и тех же единицах измерения и выполняют действия с ними так же, как с числами.
3). Работа с параграфом на с. 67.
5.Закрепление.
1). С.67, №332 – самостоятельно с взаимопроверкой.
2). С.67, №333 – работа в парах самостоятельно.
6.Физминутка.
7. Работа над пройденным материалом.
1) №335 – решение задачи имеет предварительное составление программы решения и краткое условие. Обратить внимание детей на то, что все величины приводятся к единой наименьшей единице.
1 час.27 мин. = 87 мин.
1 час.38 мин. = 98 мин.
87 + 98 = 185 (мин) – два фильма.
210 – 185 = 25 (мин) – остается на кассете.
25 мин 23 мин. Ответ: записать мультфильмы можно.

Тест №8, с. 40-41 (В. Н. Рудницка «Тесты по математике» к учебнику М.И. Моро и другие «Математика. В 2-х частях. 4 класс»).

8.Подведение итогов урока.
Д/з. с.67, № 334, 336.

Дополнительный материал к уроку.
1. Задача повышенной сложности. На складе было 4 т. Сахарного песка. В один магазин отправили 1250 кг, во второй на 350 кг больше. Сколько сахара отправили в третьи магазин, если на складе осталось 500 кг сахара?
2. С. 48, № 23 (У)
С. 48, №24 (П) («Тетрадь по математике №1» М.И. Моро, С.И. Волкова. 4 класс).

Урок 7. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме
I. Организация урока.
II. Устный счёт.
- Я предлагаю начать урок с устного счёта.
1. с. 70, №15.
2. с. 70, «Цепочка».
3. На доске запись:
460+2000+380+4000 345008-269871 6078+8932+7509 3420-420-1200-800
Учитель:
-Сформулируйте, пожалуйста, задания к этим записям.
Учащиеся:
-Найти значения сумм, разностей.
-Вычислить удобным способом.
-Вычислить устно.
-Вычислить письменно, столбиком.
-Распределить по группам.
-Продолжить ряд в группе, сохраняя подмеченные закономерности.
-Составить задачу к выражениям.
Учитель:
-На какие же группы можно разделить?
Учащиеся:
-Устные вычисления. Письменные вычисления.
-Суммы. Разности. (Далее читают по-разному, вычисляют с объяснением).
4. Тест №8 по вариантам. (В. Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М. И. Моро и др. «Математика. В 2-х частях. 4 класс».Изд-во «ЭКЗАМЕН», Москва, 2008).
Варианты ответов пишутся в таблиц таким образом:
№ задания/ответ а б в г
1 2108 3008 3208 2008
2 450 4005 3050 3950
3 9000 90000 99000 9990
4 1999 9001 9991 101
5 да нет
6 да нет
7 1-й 2-й 3-й 4-й
8 200 кг 2 т 50 кг 2 т 500 кг
9 1 ч 30 мин 2 ч 30 мин 28 мин

-Правильный ответ заштрихуйте.
Проверка: если дешифратор наложить на таблицу, то заштрихованные клетки совпадут с клеткой, которая отмечена знаком Х
III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
IV. Актуализация знаний.
1.Математический диктант:
• Первое число-690, это на 110 меньше, чем второе число. Чему равно второе число?
• Брату 16 лет, он на 2 года старше сестры. Сколько лет сестре?
(Такого рода задания на усмотрение учителя)
2.На сюжетном наборном полотне (2 корзины) «яблоки» с записями:
На 2 больше (сверху)
КОРЗИНА КОРЗИНА
10 яблок (снизу) ? яблок
Тот же рисунок, но с записями:
КОРЗИНА КОРЗИНА
10 яблок (снизу) ? на 2 меньше
-Сравните эти задачи. Что можно о них сказать?
V. Изучение нового материала.
1. с. 68, №338- сравните задачи. Объясните, большее или меньшее число нужно найти в каждой из них. (Полный анализ задачи)-под руководством учителя.
Краткая запись будет выглядеть так:
В соседнем – 12 эт., на 3 эт. больше 12 эт.
В нашем- ? на 3 эт. меньше

2 № 339- 1 ученик у доски
VI. Закрепление изученного. № 341.
VII. Физминутка.
VIII. Закрепление и повторение пройденного.
№ 340 ( с комментарием)
№342 (устно)
IX. Задание на развитие.
1. Ребус, с. 68.
2. Головоломка, с. 68.
X. Самостоятельная работа. № 343 (взаимопроверка)
XI. Итоги урока.
Д/з : 1) из тетради на печатной основе;
2) с.71-вопросы для повторения.

Урок 8. Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания»
I. Организация урока. Сообщение цели. Постановка учебных задач.
II. Выполнение заданий.
1 вариант.
1. Выполни действия.
6284 50936 9407 4000
965 159148 1368 915

2.Туристы пролетели на самолёте 9 750 км. В поезде они проехали на 8 260 км меньше. Своё путешествие туристы закончили, проплыв на плоту 380 км. Какова длина всего пути туристов?

2 вариант.
1. Выполни действия.
5375 8071 39603 5000
716 2652 401697 827

2.На овощную базу привезли 12 500 кг картофеля, моркови на 800 кг меньше, чем картофеля, а капусты на 2 360 кг больше, чем моркови. Сколько килограммов капусты привезли на базу?
3 вариант.
1. Выполни действия.
28 706 + 13 049 14 607 – 5 819
950 + 1 839 861 619 001 – 36 924
2.От города до села 25 км. Автомашина выехала из города и проехала по шоссе 18 км 500 м. Затем она свернула на просёлочную дорогу и проехала ещё 1 800 м. Какое расстояние до села ей осталось проехать?
4 вариант.
1. 70 294 + 21 998 21 036 – 1 458
502 876 + 3 965 047 327 002 – 48 507
2. Масса трёх тыкв 33 кг. Масса одной из них равна 12 кг 300 г, масса другой тыквы 9 кг 800 г. Какова масса третьей тыквы?
5 вариант.
1. Выполни действия.
13 460 + 368 472 41 008 – 36 129
268 356 + 597 9 010 102 – 720 354
2. На виноградной плантации собрали 16 т 8 ц винограда. На одну машину погрузили 25 ц 50 кг, на другую- 7 т 600 кг винограда. Сколько винограда осталось вывести?
6 вариант.
1…Выполни действия.
96 348 + 120 792 52 003 – 49 304
3 077 214 + 936 8 010 101 – 123 456
2. На кассете записаны три песни. Первая звучит 2 мин 15 с, вторая на 56 с дольше первой. Сколько времени звучит песня, если продолжительность звучания всех трёх песен составляет 7 мин?
III. Физминутка.
IV. Работа за компьютером. Вариант с самопроверкой.
V. Итоги урока. Проверка работ.

Комплекс самостоятельных работ по теме (подготовка к контрольной работе)
1. Найдите сумму чисел:
2342 и 3216 4102, 2034 и 1260 12 275 568 и 338 664 313
4136 и 3452 38 647 и 41 242 2 080 023 и 6 190 881
6314 и 3574

2. Вычислите сумму и проверьте результат:
9007, 3700 и 989 34 578, 37, 843 и 7264
12 498, 159 789 и 14 153 270 543, 10 693 и 9367

3. Проверьте равенство:
3694 + 3087 = 2954 + 3827

4. Вычислена сумма:
157 + 59 = 116 43 228 + 10990 = 54 210
29 715 + 3799 = 33 504 998 430 + 85 002 = 983 437
Проверьте вычисления. Если сумма вычислена неверно, то найдите правильный результат.

5. Вычислите сумму и выполните проверку:
190 005; 87 999 и 659 8709 и 13 291
78 500; 999 900 и 67 000 19 782; 507 968 и 270 195

6. Увеличьте каждое из чисел: 832; 2038; 89 389 на 978.

7. Проверьте, верны или неверны равенства:
3071 + 4846 = 2113 + 5804
28 005 + 3648 + 2353 = 21 996 + 222 + 10 798
454 + 889 + 1002 = 2051 + 705 + 20

8. Проверьте, верны или неверны неравенства:
212 + 279 + 617 < 645 + 594
38 476 + 43 414 > 43 652 + 34 426

9. Найдите число, которое на 2367 больше числа 3248.

10. Число 28765 увеличьте на сумму чисел 1028 и 2973.

11. Выполните сложение:
4208 + 791 39 + 657 + 2450 (357 + 605) + 395
2362 + 630 39 296 + 84 752 + 45 535 + 408 + 1465 + 492
586 + 283 + 1203 45 003 + 284 + 3575 9999 + 4801 + 12 300

12. Вычислите суммы, используя законы сложения:
3901 + 6306 + 4108 2453 + 3115 + 552 + 998 2008 + 163+ 9846 + 9923
1593 + 773 + 8416 + 227 8005 + 5607 + 2003 8465 + 54 + 2318
13. Сумму чисел 9786 и 2038 увеличьте на наибольшее четырёхзначное число.

14. Первое слагаемое 3958, другое на 869 больше. Чему равно значение суммы?

15. К числу 1001 прибавьте сумму чисел 9987 и 1723. Запишите и вычислите значение этой суммы.

16. Вычислите удобным способом:
(7356 + 506) + 494 (609 + 391) + 287
(7357 + 2848) + 5152 29 888 + (20 112 + 387)
(724 + 456) + 544 (42 999 + 27 001) + 34 791

17. Сравните суммы: ЕГЭ.......................
1079 + 2995 и 3073 + 8529
3978 + 2077 и 2995 + 3306

18. Вычислите разность:
68 389 – 40 309 200 000 – 65 809 50 000 – 9730
12 005 – 797 2700 – 1724 70 596 – 796
117 805 – 32 999 100 500 – 72 341 12 658 000 – 4 959 002
Как называются данные и результат действия вычитания?

Н. Г. Уткина, А. М. Пышкало. Сборник упражнений и проверочных работ по математике. I-III классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 1973.

19. Найдите разность между наибольшим пятизначным числом и наименьшим четырёхзначным числом.

20. Проверьте равенство:
40 079 – 27 289 = 2890 427 591 – 37 351
110 503 – 59 507 = 60 996 959 959 – 60 845 = 899 959
Если есть ошибки, то выполните вычисление снова.
20. Уменьшите каждое из чисел:
457 296, 200 000, 180 400, 59 590 на 5342.

21. Сумма двух чисел равна 100 000. Одно из слагаемых 90 803. Чему равно другое слагаемое?

22. Сумма двух чисел равна 4387. Что произойдет с суммой, если слагаемое увеличить
на 345?

23. К какому числу надо прибавить 37 428, чтобы получить 86 513?
24. Какое число следует вычесть из 1907, чтобы разность оказалось равной 374?

«Знаешь ли ты?»
ИНКАСАТОР – человек, принимающий деньги от организаций для сдачи их в банк. В одном магазине инкассатор получил 300000 рублей, а в другом 270000 рублей. Сколько денег получил инкассатор в двух магазинах?

БАРЖА – грузовое судно. На баржу погрузили 2400 ц песка и 2600 ц щебня. Найдите общий вес груза.

ЭЛЕВАТОР – зернохранилище с оборудованием для приема, сушки, очистки и отгрузки зерна. Сначала элеватор принял 1600 т зерна, а затем еще 1800 т. Сколько всего зерна доставлено на элеватор?

ПОЛИГРАФИСТ – специалист, изготавливающий печатную продукцию: газеты, журналы, книги. Один полиграфист за смену изготовил 5400 журналов, а другой на 2000 меньше. Сколько журналов изготовил второй полиграфист?

Задачи повышенной сложности

На складе было 4 т сахарного песка. В один магазин отправили 1250 кг, во второй на 350 кг больше. Сколько сахара отправили в третий магазин, если на складе осталось 500 кг сахара?

Фермер вырастил 2485 уток, что на 1518 больше, чем гусей, а кур вырастил на 2135 больше, чем гусей. Сколько кур вырастил фермер?

В магазин поступило 3 т фруктов: апельсинов и груш – 2456 кг, а груш и яблок – 1370 кг. Сколько килограммов апельсинов, груш и яблок в отдельности поступило в магазин?

В трех школах 2307 учащихся: в первой и второй – 1469, а во второй и третьей – 1488 учащихся. Сколько учеников в каждой школе?

Геометрический материал

*Рассмотрели рисунок. Найди и выпиши названия всех многоугольников, одной из сторон которых является отрезок АВ (ВО, СД).

С

В Д

О


А Е

*Длина прямоугольника 940 мм, ширина 560 мм. Чему равен периметр фигуры? Построй прямоугольник в тетради, уменьшив его размеры в 10 раз.

Литература.

1.Э. В. Гордеев. Родничок. Математика. Сборник дополнительных заданий по математике
для начальной школы. 1-4 классы. Издательство «Арктоус», 1997. (Пособие ориентировано
на развитие мышления, творческих способностей младших школьников, их интереса к
математике. Может быть использовано учителем на уроках, а также родителями занятий с
детьми.
2. Н. Г. Уткина, А. М. Пышкало. Сборник упражнений и проверочных работ по математике. 1-3 классы. Москва «Просвещение», 1973.
3. О. Б. Глушкова, В. А. Черепенко, Математика. Справочник школьника. 1-4.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.- стр. 209-223.
4. В. Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М. И. Моро и др. «Математика. В 2-х частях. 4 класс».Изд-во «ЭКЗАМЕН», Москва, 2008.

У вас нет прав для создания комментариев.