Вычитание однозначного числа из круглых чисел.
joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Муниципальное образование   учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Альметьевск РТ

Урок математики

Вычитание однозначного числа из круглых чисел.

Учитель высшей  квалификационной категории

Мавлетбаева Ильмира Сагитовна

2014 год.


Тема: Вычитание однозначного числа из круглых чисел.

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1. Изучить случаи вычитания однозначного числа из круглых чисел.

2.Развивать мыслительные операции (анализ, аналогию), память, внимание, творческие

способности.  

3. Формировать умения сравнивать математические записи, строить логические рассуждения, используя предметные модели. 

Демонстрационный материал.

-запись на доске для мотивации

-запись чисел для этапа актуализации

-домик с образцами и эталонами

-эталон модель правило тренировка

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

  Цель:

     1 .Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

     2.Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на I этапе.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем!

Хором читаем с доски.

Я умею, я могу

А еще и помогу!

-   Зачем, вам это надо?

-   Что мы делали на прошлом уроке?

 (Решали задачи, складывали числа)

учились складывать двухзначные числа, в результате которых получались круглые числа.

-А чем же тогда сегодня будем заниматься?

-Наверное, будем работать с числами и узнавать что-то новое.

-Вы, ребята, правильно определили, чем мы будем заниматься?

-А каким надо быть на уроке, чтобы все понять и правильно выполнять все задания?

-Надо быть внимательным, сосредоточенным.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель:

1.Актуализировать материал предыдущих уроков, необходимый и достаточный для изложения нового материала.

 2.Создать затруднение в индивидуальной деятельности.

3.Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

Форма работы: фронтальная.

Организация учебного процесса на II этапе.

Детям на доске предлагается ряд чисел, по заданиям учителя они должны правильные ответы зафиксировать у себя в тетрадках.

5      13       22     80    76    100

     11     1000    67    40    7       32

 -Посмотрите на числа. Я буду говорить вам задания, а вы фиксируйте ответы у себя в тетрадках.

-Запиши однозначные числа.

-Запиши число, в которых количество единиц на 1 меньше, чем десятков.

-Запиши числа, в которых количество единиц и десятков одинаковое.

-Запиши 2 числа, в которых цифры одни и те же, но количество единиц и десятков

разные.

-Запиши числа, которые я не назвала.

5           7
76                 32

11                 22

67                 76

80                100      40      1000

Вывешивается образец и проверяется.

-Ребята, назовите числа, которые написали на последней строчке.
- 80                 100        40        1000

-Как они называются?

-Круглыми.

-Решите следующие примеры с помощью графической модели.

▲▲▲........... +   ▲....=

▲▲▲▲.... -  ▲▲ .. =
▲▲▲.............. + ▲▲...=

Ребята решают. Проверяются задания по образцам и эталонам.
-На каком этаже домика находится правильный ответ.
▲▲…                                                   □□  -   □□

▲▲▲▲.................... ......................... □□   +  □□

▲▲▲

▲▲▲                                                   □□+□□

-Ну что ж. С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы! Давайте попробуем выполнить другое задание.

Форма работы: индивидуальная.

17+12 26-13 15+44 40-4

-Решили?

-Какие трудности встретились?

-Не смогли решить последний пример?

-Почему?

-Не умеем. Нет такого эталона.

-Сейчас попробуем решить этот пример. Помогите мне (мотив к решению).

Пробные действия

-Кто решил?

Фиксация результатов.

26, 36, 24, 46, 44 (записывается на доске).

Анализ полученных ответов.

-Как вы решили?

-Что не получилось? Почему?

(Можно проверить ответы 26, 44 и 36)

III.  Локализация затруднений.

Цель:

   1.Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявить и зафиксировать необходимость нового способа решения.

  2.Сформулировать цель и тему урока.

     Форма работы: фронтальная.

Организация учебного процесса на II этапе.

-Как же быть?  Пример то мы должны решить. Почему же здесь не получается? Что вызвало затруднение.

-На месте единиц в первом числе цифра  О, а из О нельзя вычесть 4.

-У кого какие предположения?

-Надо попробовать решить на графической модели.

-Надо число 40 показать в виде суммы двух чисел и т.д. (все ответы выслушиваются).

 -Итак, ребята, какова тема урока?

-Тема урока: Вычитание однозначного числа из круглого.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1.Организовать коммуникативное взаимодействие для поиска нового способа решения.

  1.    Зафиксировать новый способ.
  2.    Вывести правило или эталон.

Форма работы: фронтальная.

Организация учебного процесса на IV этапе.

-Ребята, а умения вычитывать числа нам нужны будут ? Где?

-При решении задач, примеров, уравнений, при покупках и т.д. (выслушать все ответы) -Что нам поможет?

-Графическая модель, вспомним правила, тренировка.

 В углу доски появляется запись:

модель

правило

тренировка

V.   Реализация построенного проекта.
Цели:

-Зафиксировать новый вычислительный прием заново, схематически;

-Вывести правило вычитания однозначного числа из круглого.

Организация учебного процесса на V этапе.

-Предложения ваши приняты. Давайте откроем учебник и посмотрим №1 на стр. 14.

 -Кто объяснит решение 1 примера?

-Нужно из 3 десятков вычесть 3 единицы, для этого 3 десятка показали в виде двух десятков и 10 единиц и вычитываю 3 единицы. Зачеркиваю по одной единице с правой и с левой стороны. Осталось 2 десятка и 7 единиц, это число 27. Соединяю со 2 примером в правом столбике, где этот же пример записан заново, (так решаются 2 и 3 примеры)

-Молодцы! Вы справились. А теперь попробуем озвучить правило. Кто хочет? (выслушиваются ответы)

 Вывешивается алгоритм и эталон.

1.Из 30 надо вычесть 4. 30 это 20 и 10. Из 10 вычитаю 4, остается 6, 20 и 6. Это 26.

30-4=26

/ \

20 10

-Кто еще проговорит?

     10

3    0

      4

VI.    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 Цель:

1 .Зафиксировать новое содержание во внешней речи.

2.Использовать выведенное правило на практике.

Организация учебного процесса на VI этапе.

-Итак, мы с вами нашли новый способ вычитания однозначного числа из круглого числа.

-Ваши действия?

(дети проговаривают правило) решая примеры № 3 на стр.14.

 (комментированное письмо парами, индивидуально, фронтально)

_70

  8

62

Из 70 надо вычесть 8. У 7 десятков занимаем 1 десяток, чтобы не забыть ставлю точку над десятками. Из 10 единиц вычитаю 8, получаю 2 единицы, пишу под единицами. Осталось 6 десятков, пишу под десятками.

Таким образом, решаются все примеры с проговариванием алгоритма. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой (по образцу).

Цель:

1.Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися и самопроверку своих решений по образцу.

2.Зафиксировать и исправить ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения задания.

Организация учебного процесса на VII этапе

-А сейчас, ребята выполните задания на карточках, которые лежат на вашей карте, (дети выполняют самостоятельно задание)

Выбери и реши примеры на новый вычислительный прием

20+5               90-40              70-9               40-5

30-7                80-6                18-3               60-4

Эталон для выбранных примеров

30-7

80-6

70-9

40-5

60-4

Подборный образец

_30         _80             _70          _40             _60

    7             6                9              5                4

   23          74              61            35               56

-Ребята, проверьте по этому эталону, верно ли вы выбрали примеры на новый вычислительный прием и зафиксируйте. (Зачеркивают зеленой пастой)

 -А теперь по подробному образцу проверьте результаты и зафиксируйте, поставьте +.

-Кто допустил ошибку? У кого были затруднения?

-У кого не было ни одной ошибки? Вы сейчас запишите свои 3 примера на новый вычислительный прием, а у кого были ошибки, мы еще раз проговорим алгоритм вычитания и устраним ошибки.

-В следующий раз анализируйте свои ошибки, будьте более внимательными при выполнении задания. Ведь главное - внимание!

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1.Проверить, как учащиеся усвоили новый вычислительный прием.

2.Тренировать способность к решению примеров на новый вычислительный прием, анализу задачи и ее решению.

Организация учебного процесса на VIII этапе

-А сейчас проверим, как вы усвоили новый вычислительный прием и заодно решим задачу. У всех на партах задача.

Дети читают задачу.

Учебник русского языка стоит 60 рублей, а учебник математики на 7 рублей дешевле. Сколько стоит учебник математики?

Провожу анализ задачи и запись ее решения в тетради.

 -О чем говорится в задаче?

-Об учебниках и их стоимости.

-Что известно? Что русский язык стоит 60 рублей. Что нужно узнать?

-Стоимость математики.

-Как? Как ответить на этот вопрос?

-Из стоимости учебника русского языка вычесть 7 рублей.

-Что нам поможет?

-Новый вычислительный прием.

-Верно. Итак, выполните действие.

Дети выполняют. На доске решает ученик, его решение послужит эталоном для самопроверки.

_60

_ 7

53 (руб) - стоимость математики Ответ: 53 рубля.

Один чертит схему.

Р   _____________________

7

М   _____________

?

По  образцу дети фиксируют свои результаты.

-Ну что ж, молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

 2.Оценить собственную деятельность и деятельность класса.

3.Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе IX.

 -Чему научились на уроке?

-Мы научились вычитать однозначное письмо из круглого.

-Как вычесть однозначное число из круглого ?

(проговаривается алгоритм нового вычислительного приема по эталону)

-Кто, по вашему мнению, работал лучше? Почему?

-Ребята работали хорошо, были внимательны на уроке, правильно старались отвечать на вопросы и выполнять задания. Сообща делали выводы, вместе нашли новый вычислительный прием. Теперь возьмите алгоритм и проговорим хором.

 -А теперь постарайтесь оценить свою работу. Возьмите сигнальную карточку, где нарисован шарик.

1.Если вам пока еще трудно справиться с новым вычислительным приемом, то закрасьте его красным карандашом.

2.Если вы научились, но вам еще нужна помощь учителя, закрасьте шарик желтым карандашом .

3. Если вы хорошо научились и можете научить этому товарища, то закрасьте шарик зеленым карандашом.

-Покажите свои шарики. Я очень рада, что большинство ребят усвоили новый прием вычисления . Не отчаивайтесь, у кого это еще получается не совсем хорошо. На следующих уроках мы еще будем закреплять это правило.

Молодцы! Все работали хорошо.

-А домашнее задание будет такое: №4 на стр.14. Расшифруйте название сказки и вспомните автора. А тем, кто работал без ошибок творческое задание: на новый вычислительный прием придумать 5 примеров, расположить результаты в порядке возрастания и зашифровать какое-нибудь слово.

Спасибо вам. Урок закончен.

У вас нет прав для создания комментариев.

Современный женский журнал.
Платные премиум shablony-dle.ru/
dle-joomla.ru