Интегрированный урок по алгебре и информатике в 9-ом классе на тему: «Геометрическая прогрессия».
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
МБОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа имени Сафина Файзрахмана Ахметзяновича» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Интегрированный урок по алгебре и информатике в 9-ом классе на тему: «Геометрическая прогрессия».
Гимадиева Миннезифа Шакуровна - учитель информатики первой квалификационной категории
Интегрированный урок по алгебре и информатике в 9-ом классе на тему: «Геометрическая прогрессия».
Цели:
Обучающие:
• обобщить и закрепить уровень знаний учащихся по теме «Арифметическая прогрессия»;
• познакомить с возможностями Microsoft Excel при решении задач по арифметической прогрессии;
• дать понятие о геометрической прогрессии как числовой последовательности особого вида;
• вывести формулу n-го члена геометрической прогрессии;
• закрепить умения и навыки применять изученный материал на практике.

Развивающие:
• развитие компьютерного кругозора и умения рационально планировать свою деятельность;
• развивать навыки работы учащихся на компьютере с Microsoft Excel;
• познакомить легендой о создании шахматной игры;
• развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности.

Воспитательные:
• воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к обучению;
• формирование навыков внимательности, аккуратности и самостоятельности;
• прививать стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор, программа Microsoft Excel, презентация по теме «Прогрессия».
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка знаний учащихся по теме «Арифметическая прогрессия»
3.Объяснение нового материала
4. Закрепление нового материала
5. Итоги урока и домашнее задание

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
1) Проверить готовность класса к уроку.
2) Сообщить тему, цели и ход урока.

2. Проверка знаний учащихся по теме «Арифметическая прогрессия»; (2 слайд)
а) Устная работа. Ответить на вопросы:
1. Что называется арифметической прогрессией?
2.Какое число называют разностью арифметической прогрессии?
3. Назовите формулу n-го члена арифметической прогрессии
4. Как будет формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
5. Ёще какого вида имеется формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
б) Решение задач.
1) №382. (из учебника) (3, 4 слайды содержание и рисунок задачи)
Шарики расположены в виде треугольника: в I ряду 1 шар, во II ряду 2, в III ряду 3 и т. д. Сколько понадобиться рядов для расположения 120 шаров? Сколько требуется шаров, если составить треугольник из 30 рядов?
Для решения этой задачи воспользуемся компьютером и программой Microsoft Excel. (5, 6, 7 слайды объяснение решения задачи в Microsoft Excel)
В программе Microsoft Excel в ячейку В1 пишем Ряд, а в ячейки В2:В31 номера рядов с 1 до 30 - методом автозаполнения. В ячейку С2 пишем 1, начиная с ячейки С3 пишем формулу - как найти число шаров на следующем ряду и копируем формулу на следующие ячейки С4:С31.
После копирования формул, увидим, сколько шаров, в каком ряду.

2) Задача 2. (8, 9, 10 слайды содержание и рисунок).

Известны радиусы десяти окружностей R1, R2, R3,..., R10 и соответственны значения 0,5; 1; 1,5; …; 4,5; 5. Найти общий площадь всех кругов, ограниченных этими окружностями.
Для решения этой задачи тоже воспользуемся компьютером и программой Microsoft Excel. (9 слайд).
В ячейки В2:В12 заполняем радиусы. В ячейку С3 пишем формулу =ПИ()*B3^2 и копируем на следующие ячейки. Получается площади окружностей. Чтоб найти общую сумму воспользуемся Σ-автосуммой.
Учащиеся увидели, как легко решаются задачи, и значения сразу появляются.

Объяснение нового материала.

Тема: «Геометрическая прогрессия» (10 слайд)
(вn )- последовательность, в1=2, в2 =22, в3 =23 и т. д.
2; 22; 23; 24 ; 25 ; 26; 2 7…
Каждый член последовательности, начиная со второго равен предыдущему члену, умноженному
на 2. Последовательность (вn) является геометрической прогрессией.
Знаменитое предание о создании шахмат. ( 11, 12, 13 слайд)
Рассказывают, что индийский принц Сирам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат: за первую клетку шахматной доски - одно зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так до 64 –го поля.
Если бы удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы и пустыни, и Арктику с Антарктидой, и получить удовлетворительный урожай, то пожалуй, лет за пять он бы смог рассчитаться с просителем. Как вы считаете – стоило ему смеяться?
Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и тоже число.
Знаменатель геометрической прогрессии – это отношение её любого члена,начиная со второго, к предыдущему члену.
Физкультминутка!!!

4. Закрепление нового материала на компьютере.
Методом автозаполнения получить прогрессии. (16 слайд)
а) На таблице в 1 столбце даны числа от 1 до 22, которые заполняются в Excele автоматически.
б) На 2 столбце найдены степени число 2, например, 2; 22; 23; 24 ; 25 ; 26; 2 7. … Чтоб найти их надо писать формулу и копировать на следующие ячейки, как показано на рисунке.
в) Также в 3 столбце находим квадрат чисел от1 до 22.
г) А на 4-ом и 5-ом столбцах, используя две разные формулы, получаем кубы чисел от1 до 22.
Ученики умеют работать с функциями в Excele. На этом уроке они увидели, как получить прогрессии.

5. Вычислите, используя формулу n-го члена геометрической прогрессии:( в тетрадях) (17 слайд)

1) 3 ; -9 ;... - геометрическая прогрессия. Найти b5; b7 ; b9 ;bn

2) -200; 20;... – геометрическая прогрессия. Найти b4 ; b6 ; bn

3) X5= -4; Х7= -100. Найти знаменатель геометрической прогрессии.
4) Дано (bn) - геометрическая прогрессия. Записать формулы для
b1 ; b2 ; b3 ; b36 ; b54;

6. Итоги урока
1.Что интересного и нового вы узнали?
2. Повторить определение геометрической прогрессии.
3. Знаменатель геометрической прогрессии.
4. Формула n-го члена геометрической прогрессии.

7. Домашнее задание: п.18, № 387, 390, 391.(слайд 18)
У кого дома компьютер, попробуйте решать задачи и на компьютере. Сохраните на диске или на флешке и принесите.

Использованная литература:
1) http://www.alleng.ru/d/math/math177.htm - Живая математика. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.
2) Цифровые образовательные ресурсы из сайта: http://school-collection.edu.ru - (алгебра и информатика за 9-ый класс)
3) Учебник 9 класса алгебра, Ю.Н. Макарычев Миндюк Нешков Суворова и др. - М.: "Просвещение",
4) Планирование к учебнику «Алгебра», 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.

У вас нет прав для создания комментариев.