Разработка урока изобразительного искусства для 5 класса по теме « Искусство Гжели»
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Тип урока: комбинированный
Цели:
• создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в мир росписи гжель, для понимания её значимости в жизни человека, её символики, одухотворенности и красоты, закреплять у пятиклассников навыки составления и исполнения композиции росписи в цвете с передачей смыслового замысла;
• расширить знания об искусстве Гжель;
• воспитывать внимательность, наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к народным промыслам;
• активизировать процесс и механизм творческого воображения и дея¬тельности обу-чающихся, на примере искусства Гжели;
• отработать навыки росписи с помощью кончика кисти гуашью;
• выработка и за¬крепление у обучающихся потребности в творчестве.
Задачи:

• развивать творческие способности и навыки в работе;
• способствовать творческому отображению окружающего мира;
• развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
• совершенствовать навыки работы с гуашью, приёмы рисования концом кисти;
• воспитывать нравственно – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
• роспись блюдца гжельской росписью.

Оборудование урока:
• для учителя: учебные таблицы, мультимедиапроектор, музыкальный центр (музыка Вивальди)
• для учащихся: гуашь белая и синяя, стаканчики с водой, кисти №3 и №2, салфетки, палитра, схемы для тренировочных упражнений, простой карандаш, заготовка для роспи-си (блюдце)
Визуальный ряд: учебные таблицы «Элементы Гжельской росписи», выставка предметов с Гжельской росписью, работы учащихся, словарные слова (на доске)

Ход урок
Организационный момент.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, по-машут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на мое приветствие.
- Доброе утро всем девочкам! (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")
- Доброе утро всем мальчикам!
-Доброе утро гостям!
Доброе утро всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества, стать настоящим масте-ром росписи, создать свой мир и преподнести его на блюдце самым близким нам людям.
Звучит музыка Антонио Вивальди
Вступительное слово учителя.
- Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные лю-ди, кто-то взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё де-лай! И человек сделал горшок. Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне для прочности. Горшок берегли, как самое доро-гое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду, съестные припасы. Шли века. И люди научились делать из глины кувшины, чашки, вазы и другую посуду. И глиняную посуду стали называть керамикой. Это слово произошло от греческого слова «керамик» - что означает глина. И каждый из вас ежедневно встречается с необыкновенной на вид глиняной посудой.

Игровой момент
- Посмотрите-ка, сюда, что за странные слова?
Вместо букв одни лишь точки, потерялись буквы ночью.
Букв осталось ровно пять,
Что ж мы будем рисовать?
Вы тогда узнаете, когда всё отгадаете?

(на доске: . . е л . . . . я . . с . . с .

- Вот вам первый вопрос:
Сколько в радуге цветов?
Ученики: Семь
Тот, кто знает, назови цвета тёплые, их три.
( на доске открываются буквы:
Ученики: Красный, жёлтый, оранжевый

ж е л . . к . я . о с . . с . -
- Молодцы, что помните, может, мне напомните и холодные цвета? Не забудь их только два?
Ученики: Голубой, синий
( на доске открываются буквы: г…. с…
- Поспеши же мне назвать, чем мы будем рисовать?
Ученики: Кисть, гуашь
- Кисть, гуашь, вот слова два, чем кончаются слова?
Ученики: Мягким знаком
( на доске открываются буквы:
Г ж е л ь с к . я . о с . . с ь
Я смотрю, блестят глаза, что же это за слова? Хорошенько посмотри, и ответ мне скажешь ты.
Ученики: Гжельская роспись
Правильно, молодцы.
Постановка цели урока.
- С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уро-ке?
Ученики: Гжельская роспись
- А что же, ещё мы с вами должны узнать на уроке?
Ученики: Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи.
- Должны научиться украшать посуду гжельской росписью
Изучение нового материала (презентация «Искусство Гжели»)
И сейчас я вам предлагаю совершить заочную экскурсию. Вашему вниманию будет пред-ложена презентация «Искусство Гжели» Коломыцевой Натальей и Омельченко Ириной
- Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью?
- Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель?
Ответы учащихся.
- Она нравится, прежде всего, своим цветом.
- Бело-синий.
- Да, прежде всего своим цветом.
Белый цвет - цвет начала, символ абсолютной тишины, аб¬солютного ничто -предвестника рождения нового. Сохранившееся в русском языке выражение «весь Белый Свет» раскрывает суть мифа о сотворении мира из белого света, белого, в котором содер-жится все богатство многоцветия мира. Каждый год мы, как и древние люди, можем воо-чию увидеть возврат мира к своему началу — это происходит, когда зима в одно мгнове-ние преображает землю, укрывая ее белым снегом, стирая грани предметов и пространст-ва.
- А еще, какой цвет?
Синий цвет Древняя символика цвета рождалась в ритуале, молитве, где все было взаи-мосвязано, прежде всего - цвет (одежда, раскраска тела) и движение (танец, пантомима).
Древние представления лучше всего сохранились в отноше¬нии синего цвета, который у древних был символом Мировой (божественной) Вертикали, соединяющей высоту неба и глубину моря-океана, символом неземного мира, символом замедления, исчезновения, прекращения жизнедеятельности. Отсюда поня¬тия: голубые (т. е. неземные) мечты, голу-бая (т. е. божественная) кровь, синяя птица (неземная мечта) и т. д. Синий (голубой) цвет однозначно определяется как успокаивающий, замедляющий движение.
- Ребята, а давайте закроем глаза и представим это чудо преображения. Пусть сказка ро-дится из белого листа, в этом белом листе есть все — и белый дом, и замерзшая река, со-сульки и дым, даже белая песня петуха, надо только все это увидеть.
-Представили?
- Молодцы!
А теперь мысленно добавьте голубого цвета.
-Получилось?
- Вот вы и создали первый шедевр в воображаемом мире в сине-белом цвете. В стили гжель.
- А как же называется многоцветная роспись по белому?
Ученики: Майоликой.
- Чем отличается фарфор от фаянса?
Ученики: Фарфор делают из необыкновенно белой глины, а фаянс просто из белой гли-ны.
- Спасибо.
- Оказывается, если мы внимательно посмотрим вокруг, нас с вами окружают предметы, расписанные гжельской росписью.
Работа с выставкой изделий расписанных Гжельской росписью
Это и скатерти и полотенца, которые расписаны мотивами гжельской росписи. Ну, а из посуды мы встречаем вазы, кувшины.
Обратите внимание, что самым излюбленным узором в гжельской роспи-си является – роза. Но бывает, что самой розы нет, а есть только лепестки. В основе всей гжельской росписи лежит – завиток. Это основные элементы гжельской росписи.
( можно опираться на демонстрационные таблицы на доске)
- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, попробовать себя в роли художников гжельской росписи
- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?
Ученики: Синий, белый
- Какие элементы росписи помогут вам в выполнении работы?
Ученики: Завиток, лепестки, роза, волнистая линия.
При выполнении работы обращайте внимание на демонстрационные таблицы на доске.
Прежде чем, приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики.
Физическая минутка (разминка для пальчиков)
«Гномики-прачки»
Жили-были в домике
Дети сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять,
Разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Стали гномики стирать:
Трут кулачки друг о друга.
Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,
Чики - носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Загибают пальчики, начиная с больших.
Проверка организации рабочих мест учащихся.

Проверь, дружок,
Готов ли ты к заданию?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
кисти, краски и бумага.
Коль проверил, начинай
творческий процесс.
- У вас на партах лежат листочки, где вы можете выполнить тренировочные упражнения, глядя на образец.
- Давайте вспомним, как мы работаем кистью, когда выполняем роспись?
Ученики: Только концом кисти.
-Выполните несколько упражнений.
Ученики выполняют тренировочные упражнения на листочках.
-Молодцы, достаточно.
- Давайте вспомним, как мы работаем в круге?
Ученики: Начинаем работать в центре, а потом обрабатываем края.
-Какова особенность выполнения росписи в круге?
Ученики: Повторяется орнамент
Практическая работа
- А сейчас, возьмите свои блюдца и распишите блюдце гжельской росписью.
(звучит музыка Антонио Вивальди)
- Не забывайте, что работаем только концом кисти.
Учащиеся расписывают блюдце.
Анализ выполненных работ
Замечательно ребята,
Постарались от души,
- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.
- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихс)
-Чем замечательны ваши блюдца?
- О чем вы думали, когда расписывали их?
-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?
Выслушиваются мнения нескольких учащихся.
-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!
-Что вы будете делать со своими блюдцами?
- Вы можете подарить блюдца своим мамам, ведь совсем скоро приближается праздник День Матери, и я думаю, ваши мамы очень будут рады вашим подаркам.

Рефлексия ПОПС - формула
П – позиция «Я считаю, что…..»
О – обоснование «Потому, что…..»
П – пример «Я могу доказать это тем, что….»
С – суждение «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что….»
Итог урока
- С каким видом декоративно – прикладного искусства вы познакомились на уроке?
Ученики: Гжельской росписью
- Чем же отличается эта роспись от других, вам уже известных?
Ученики: Цветом (бело-голубой)
Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался на уроке показать свои знания о таком непростом, удивительном искусстве как Гжель.
Вы, как настоящие мастера по росписи смогли сегодня создать целых два шедевра один воображаемый, а другой видимый используя лишь два удиви-тельных цвета белый и синий. А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
- Сегодня мне хочется вас всех поблагодарить за урок и вручить всем медали «Художник Гжельской росписи».
Урок окончен. Всем спасибо.
Домашнее задание: каждый из вас имеет медаль «Художник Гжельской росписи», это высокая награда, попробуйте доказать, что вы настоящие мастера, которые умеют фантазировать, а в доказательство постарайтесь написать «волшебную сказку страны Гжель».

Литература:
1. http://rud.exdat.com/docs/index-690177.html
2. http://do.gendocs.ru/docs/index-345537.html
3. http://ru.wikipedia.org

У вас нет прав для создания комментариев.