Рисование по мотивам татарского декоративно – прикладного искусства. “Аллы гөлле калфагым.”
joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 31
ПлохоОтлично 
г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района , МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 « Салават күпере» Ибатова Раушания Рифгатовна, воспитатель 1 категории 2013 год.
Рисование по мотивам татарского декоративно – прикладного искусства.
“Аллы гөлле калфагым.”

Цель. Познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметами быта (тюбетейки, сапожки-ичиги, фартук, жилет, платье, калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления.
Учить детей выполнять несложные узоры по мотивам растительного узора (мотив тюльпана, колокольчика, 5,4 лепестковой розетки, мотив веревочки, несложные изображения листьев).
Предварительная работа: Рассматривание с детьми альбомов, иллюстраций с изображениями татарской национальной одежды, с национальными татарскими узорами и орнаментом. Экскурсия в музей татарского искусства в детском саду.
Литература: З. А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов»
Материал: Силуэты калфака по члену детей. Образец готового калфака. Сундук с татарской национальной одеждой. Краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия: I вводная часть
- Ребята, сегодня к нам на занятие по рисованию я пригласила бабушку Гульчачак. Давайте ребята поздороваемся с ней.
- Исәнме, Гөльчәчәк әби.
- Исәнмесез балалар, кунаклар.
- Мин буген сезгә буш белән килмәдем, уземнең сандыгымны да алып килдем. Бу сандыкта минем яшь чакта кигән күлмәкләрем, калфакларым, үз кулым белән чиккән түбәтәй, алъяпкыч, сөлгеләр саклана. Менә мин аларны бүген сезгә күрсәтергә алып килдем.
- Менә алар балалар. (Әби сандыктан түбәтәй, камзул, калфак, сөлгеләр алып балаларга күрсәтә, балалар җавап бирә).
- Без элек кызлар белэн җыелышып сөлге башлары чигә идек. Узебезнең иң матур күлмәкләрне киеп кичен яшьләр белән җыелыша идек.
- Гөлчәчәк әби, безнең балалар бик матур шигырьләр дә беләләр, менә тыңлап кара әле:
Дәү әнием энҗе калфак
Бүләк итте үземә
Энҗе калфак, үзе ап-ак,
Бик килешә йөземә.
Уңган хатын – кызларыбыз
Түбәтәй дә теккәннәр
Кич утырып, җырлар җырлап
Оста чигә чиккәннәр
Бизәк төшкән итекләрне
Читекләр дип йөрткәннәр.
Аларны татар кызлары
Бәйрәмнргә кигәннәр.
Матур изү бизәп тора
Күлмәгемнең күкрәген
Диңгез суы кебек тора,
Дулкынланып итәге.
- Ой, рәхмәт, балалар булдырдыгыз. Менә, балам, син миңа калфак турында бик матур сөйләдең, мин бит әле сезгә бер үтенеч белән килгән идем. Балалар тиздән безнең башкалабыз Казанның 1000 еллыгы була. Мин дә шул бәйрәмгә күргәзмәгә үземнең калфакларымны алып барырмын дигән идем, ләкин аларның күбесе әле бизәлеп бетмәгән. Сезне апагыз бик оста дигән иде, миңа ярдәм итмәссез микән?
- Бик теләп ярдәм итәрбез, Гөлчәчәк әби.
- Балалар, әйдәгез Гөлчәчәк әбигә ярдәм итик, ул алып килгән калфакларны бизәп бирик. (бабушка выходит)
II. Основная часть.
- Ребята, садитесь все за столы, приготовьте все свои рабочие места.
- Ребята, мы с вами на предыдущих занятиях уже украшали салфетки, фартук, тюбетейку, составляли узоры на полоске.
- Давайте, ребята, мы с вами вспомним, какой основной вид татарского узора мы знаем.
- Татарский растительный орнамент.
- Правильно, ребята, молодцы.
- Ребята, а как вы думаете, почему его называем растительным?
- Потому что издавна народные умельцы использовали в своей работе природные материалы.
- Вот, ребята мы с вами смотрели одежду, которую нам показывала бабушка Гульчачак. Каких цветов больше в этих узорах?
- Тюльпаны, ромашки, колокольчики.
- Да, татарские мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образы цветков и листьев. Они так хотели передать красоту природы своего края.
- Ребята, а красота эта передается в работе сочетанием фона и узоров.
- Давайте, ребята вспомним, какие цвета для фона использовали умельцы?
- Желтый, синий, красный, зеленый, черный (тюбетейка, камзол, жилет).
- А узоры, каким цветом рисовали?
- Разноцветные, желтый, синий, красный, зеленый.
- А какие мотивы узоров мы знаем?
- Мотив тюльпана, колокольчика, розетки, мотив веревочки, листья.
- А сейчас посмотрите на доску, я повесила образец калфака. Какими узорами я разукрасила калфак?
- Там изображены: колокольчики, розетка, мотив веревочки, листья.
- Давайте, ребята, в воздухе покажем как мы будем рисовать мотив веревочки. (показываю на доске образец украшения калфака)
- Работаем кончиком кисточки, лишнюю воду смакиваем в баночку. (в процессе рисования объясняю детям приемы вырисовывания элементов розетки, листьев, колокольчиков.)
- А сейчас ребята давайте приступим к работе. Возьмите все кисточки и начинайте рисовать. (Дети разукрашивают калфак на листах).

III. Заключительная часть.
- Входит бабушка Гульчачак.
-Әйдә, әби, кер калфакларың әзер.
-И, рәхмәт, балакайларым, бигрәк матур итеп бизәгәнсез. Хәзер инде бу калфаклар белән Казанга барсаң да була.
- Бик зур рәхмәт сезгә, балалар. Сау булыгыз.
- Сау бул әби.
- Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, как отвечали на вопросы. На этом наше занятие окончено.
Используемая литература:
Р.К.Ахметзянова «Матурлык иленэ юл»

Комментарии   

Зульфия Ахмедзянова
0 #1 Зульфия Ахмедзянова 07.01.2014 18:38
Дэрэс-сэяхэтеге з искиткеч! рэхмэт сезгэ!

У вас нет прав для создания комментариев.

Современный женский журнал.
Платные премиум shablony-dle.ru/
dle-joomla.ru