Творчество на уроках музыкальной литературы ДМШ – как познавательно-поисковая музыкальная практика
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

Творчество на уроках музыкальной литературы ДМШ – как познавательно-поисковая музыкальная практика

Попкова Елена Вячеславовна,

заведующая теоретическим отделением,

преподаватель высшей

квалификационной категории

2016 г.

 «Творчество на уроках музыкальной литературы ДМШ – как познавательно-поисковая музыкальная практика»

 

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.                В.А. Сухомлинский

Наше время – это время перемен. Во всех сферах жизни общества существует потребность в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Главной целью обучения ребенка, обладающего высоким уровнем интеллекта, должно стать формирование умения управлять процессами творчества: фантазированием, развитием способности самостоятельно добывать, анализировать и осмысливать полученную информацию, умением четко планировать действия, решением проблемных ситуаций.

Первое место в сложной системе воспитания занимает искусство. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества личности автора музыкального произведения, педагога и ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, самосовершенствованию.

Творчество на уроках музыкальной литературы в ДМШ представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Оно ценно тем, что музыкально одаренные дети сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в мире музыки. Несмотря на свою специфику, музыкальное творчество подчиняется общим закономерностям.

Ниже представлена таблица, в которой отражены психофизиологические составляющие процесса развития творческих способностей, соответствующий им уровень умений и навыков учащихся, достигнутый к концу обучения, а также средства достижения этого уровня – ряд дидактических приемов на каждый механизм, составляющий основу творческого процесса.

    Таблица

Психофизио-логические составляю-щие креативности

Умения и навыки учащихся, сформированные к концу обучения

Дидактичес- кие приемы, развивающие творческие способности

1.

Цельность восприятия

1. Учащиеся должны уметь целостно воспринимать музыкальное произведение

2. Уметь ассоциировать услышанный музыкальный образ на язык других видов искусства (литературы, живописи, танца)

3. Иметь целостные представления о музыкальных стилях, направлениях, творчестве композитора. Уметь выражать их в образах - рисунках

1. Творческая мастерская»

2. Художники  - декораторы»

2.

Ассоциатив- ность,вариа-тивность (гибкость) мышления

1. Уметь быстро и легко находить цветовые гаммы для передачи музыкально-образных характеристик, используя широкий спектр речевых возможностей

2.Уметь выражать замысел музыкального произведения, используя абстрактно-цветовое решение

1.«Литератур- но–музыкаль-

ная палитра»

2.Ситуация: «Я – сочинитель»

3.

Оригиналь- ность мышления

1. Уметь внутренне «переинтонировать» услышанные в музыке образы музыкального произведения на его выражение в другом виде искусства (танец, литература, живопись, пантомима)

2. Уметь выразительно, оригинально передавать музыкальные образы в процессе дирижирования своим пением или пением хора

1.Перевод музыки на язык другого вида искусства

2.Выражение эмоционально- го состояния в мимике, жестах 3. Дирижирова- ние

4.

Готовность памяти: объем, надежность памяти

1. Определение названия и автора произведений, изученных на уроках

2. Узнавание по стилю музыкального произведения композитора, при условии, что музыка слушается впервые

1.«Ассоциатив-  ные сети»

5.

Легкость генерирова- ния мысли

1. Уметь выдвигать большое количество разнообразных версий – идей по одному вопросу или заданию

1.«Мозговой штурм»

6.

Сближение понятий, установление логических связей

1. Учащиеся должны иметь большой диапазон ассоциативных связей

2. Находить самостоятельно логику, связывающую разные понятия, с целью взаимопроникновения музыкальных понятий и жизненных смыслов

1. «Найти не- нужное (пропу- щенное) слово»

2.Логико-ассоциативная цепочка

7.

Способность к предвидению или интуиция

1.Уметь интуитивно выстроить структуру произведения, опираясь на абстрактно-образное видение каждой части и формы

2.  Уметь интуитивно предсказывать цепь событий, связывающих произведение, для определения образа недостающей части (специально упущенной педагогом)

Творческое комбинирова- ние: восстанов- ление целого и частей; опреде-

ление недостаю

щего звена  

8.

Способность к открытию. Парадоксаль-ность мышления

1. Уметь открывать в музыкальном произведении новые, оригинальные образы, выразительные средства музыки 2. Уметь вслушиваться в тончайшие оттенки произведения, с целью выявления парадоксальных его деталей        3. Уметь управлять своим творческим самочувствием

1. Поиск худо- жественной ас- социации 2.Ситуация «Я- психолог» 3.Выявления парадокса      

9.

Способность к рефлексии

1. Уметь объективно оценивать себя и своих одноклассников

2. Выявлять, объяснять, приводить доводы, делать самостоятельные выводы

1.Самооценка, взаимооценка 2.Экспертная оценка

10

Воображение или фантазия

1. Создавать на основе изученных средств музыкальной выразительности импровизированные комбинации            2. Без предварительной подготовки импровизировать любые ладо - ритмические, формообразующие, темброво – динамические комбинации

Импровизация путем комбини рования отдель ных средств музыкальной выразительнос- ти  

Подробная аннотация по каждому из приемов и инструкция их выполнения в учебном процессе приведена в книге Е.А. Смолиной «Современный урок музыки: творческие приемы и задания» [4, 14 - 40].

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Лейтис Н.С. Психология одаренных детей и подростков. - М., 1996.

3. Плюхин В. Главное – творчество. // Искусство в школе. – 1998, №3.

4. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия Развития, 2007. – 128 с.

5. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М., 1989. 

У вас нет прав для создания комментариев.