Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 3 классе
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 3 классе.
Предметы начальной школы (математика и окружающий мир)
Кондрашина Елена Валентиновна
Учитель начальных классов.
МБОУ СОШ №4

Тема. Закрепление вычислительных навыков в пределах 100
Цели урока. Познакомить детей с повадками бобра, с его значимостью для природы, с мерами по охране бобров; Продолжать закреплять вычислительные навыки в пределах 100.
Задачи: совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю.
Оборудование. Фотографии с изображением бобра, его хатки, дикобраза, водосвинки, сваленных бобрами деревьев, бобрят; карточки с заданиями; атласы; мультимедиа (компьютер, интерактивная доска), презентация к уроку.

Ход урока.
• Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Давай с тобой обнимемся
И до небес поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

• Постановка темы урока.
Учитель. В царстве животных есть удивительный зверь, которого называют «королем» грызунов. Узнаем, о ком пойдет речь сегодня на уроке. Этот зверь водится у нас в Агрызском районе?

На доске.
25 – о
9 – б
18 – р

1) 53+…=62 (б)
2) … - 7= 18 (о)
3) 630: 70=…(б)
4) 90:5=…(р)

Дети вычисляют, подставляют буквы.
-Что же это за грызун?
Дети. Бобр.
У. Бобр речной необыкновенный. Вот о нем и будет речь идти на нашем уроке.
- Какие у вас , ребята, есть предложения по организации нашей работы на уроке?
- Мы разделимся на группы
- В группах мы разделимся на :
• Аналитиков (они разбирают задания)
• Исследователей (применяют результаты)
• 1 координатор (обобщает)
(Ребята делятся на группы по цвету карточек, работают с дополнительной литературой)

• Знакомство с новым материалом.
У. Кто видел бобра и где?

( Работа в группах)
- По сравнению с хомяком, сусликом, мышью, бобр выглядит по–королевски.
Изображения в презентации.

-Узнаем длину тела и длину хвоста.

На доске.

: 8 □ * 4 □ : 2 □ : 6 □ см – длина хвоста
720
: 10 □ *5 □ : 4 □ * 7 □ : 9 □ см – длина тела.

- Что получилось?
Д. Длина хвоста – 30 см, тела – 70.
У. Чему равна вся длина тела с хвостом?
Д. 100 см или 1 м.
У. Только два грызуна могут оспаривать королевский титул: дикобраз, длина которого 90 см, а вес 27 кг, и водосвинка – длиной 1,5 м, весом до 50 кг.

У. У бобра все удивительно: шуба, зубы, хвост, детеныши, постройка дома. Интересен хвост, напоминающий лопату. Хвост голый, покрыт чешуйками. Без хвоста это уже не бобр. Для чего он нужен бобру?( Дети работают в группах с энциклопедиями)
Д. Когда бобр грызет дерево, то упирается хвостом в землю.
- Хвост является веслом при плавании (как руль).
-Хвост необходим при нырянии, особенно в момент опасности, бобр хлопает им по воде.
-Хвост защищает зверя от перегрева и холода.
У. Как называют жилище бобра: норма, дупло, хатка, гнездо, берлога?
Д. Хатка.

Учитель показывает фотографию с изображением хатки.

У. Из чего строят хатки?
Д. Из сучьев и веток.
У. Где строят?
Д. По берегам рек, где берега пологие.
У. Снаружи хатка выглядит, как куча хвороста, а на самом деле она очень прочна. Внутри чисто и сухо. Вход под водой. Высота 2 – 3 м. Бывает 6 м. Узнаем рекордную высоту.

На доске.


- Сложите числа в прямоугольниках, разделите на 10.
Д. (18 + 52 + 60) : 10 = 13 м
-Какая фигура лишняя? Докажи.
- Получили – 13 м высота хатки.
У. Это самая высокая хатка бобров. Бобры – прекрасные строители. Они строят плотины. С их помощью поднимают уровень воды в речках, то есть неглубокие места делают глубокими. Глубина должна быть такой, чтобы водоем не промерз до дна, иначе зверькам грозит гибель, так как они не впадают в спячку и должны постоянно питаться. Чем кормятся бобры?
Д. Плавают подо льдом, добывают корни, стебли, листья водных растений.
У. Ветки бобры заготавливают осенью и сваливают возле хатки. Зимой за чистотой, прочностью хатки, плотины и, если под напором воды возникает течь, то затыкают чем угодно. Иногда строят каналы, которые расходятся в разные стороны и достигают 100 м. По ним сплавляют древесину и спасаются от врагов. А кто знает врагов бобров?
Д. Мы читали произведение «Листопадничек» Соколова – Микитова, там мы узнали, что враги бобров – выдры, лисы, рыси, росомахи.
У. Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. (Показ фотографий.) У бобров интересные зубы. На каждой челюсти по 2 резца. Верхними резцами зверь упирается в ствол, а нижними срезает стружку. Легко перегрызает металлический стержень.
Узнаем, за сколько минут он может спилить осинку толщиной 5 – 7 см.
На доске.
320 :10 * 3 : 48 = 2 мин.

Д. За две минуты.
Д.Толстое дерево бобр перегрызает за ночь или несколько ночей. Поваленное дерево разгрызает на куски. Губя прикрывают рот позади зубов, и щепки в рот не попадают.
Бобры живут семьями. Каждый год рождается от двух до пяти бобрят, на третьем году жизни молодые бобры отделяются и обзаводятся своей семьей.
Показ фотографий с изображением бобрят.
-Бобрята – милые создания, они рождаются зрячими и покрытыми шерстью. Они очень любопытны. А сколько же лет живет бобр?

На доске.

17 14 26 82
36 27 38 94
63 54 2 15
14 8 10 104
Выбрать из каждого столбца.
1) из двух наименьших наибольшее;
2) из двух наибольших наименьшее;
3) самое маленькое;
4) самое большое.
У. Найдите сумму этих чисел и разделите на 6.

Ученики выполняют задание.
(17+27+2+104):6=25 (лет живут бобры)
Мы немного отдохнём, физминутку с бобрятами проведём.
Музыкальная физминутка.

- А теперь поговорим о главной достопримечательности бобра – о шубе. Мех не пропускает воду. Бобры прекрасно плавают, ныряют. Сколько зверь может пробыть под водой?

На доске.
75, 60, 45, 30 … ?

-Определите закономерность уменьшении чисел в ряду, назовите число.
Д. Получили число 15.
У. 15 минут бобр пробудет под водой и его шубка не промокнет. В чем же секрет? (Дети исследуют)
Д.Это густота меха и необычная форма волосков, которые очень плотно соприкасаются друг с другом. Шуба красива, бывает разных коричневых оттенков. Бобры за ней тщательно ухаживают: наносят жировую смазку, расчесывают передними лапками, а также чесальными когтями на задних лапах. На каждой лапе по одному такому когтю. Они раздвоены, как пинцеты. Те места на спине, до которых самим не дотянуться, расчесывают другие бобры.
К великому сожалению за красоту, густоту, прочность шубок бобрам пришлось поплатиться жизнью.
Безжалостное истребление бобров в Агрызском районе – один из многих примеров хищнического отношения человека к природе. Стало ясно – надо спасать бобров. Особенно большую работу провели сотрудники Кичкетанского заповедника, который мы с вами посетили.
Вспомните, что обозначает слово «заповедник»?
Д. Участок земли или водной территории, на котором имеются природные объекты особой научной ценности. Сегодня у нас в гостях сотрудники Кичкетанского заповедника.( Беседа о животном мире).
У. Когда Кикетанский заповедник был организован, там обитало всего 15– 20 бобров, но через некоторое время благодаря охранным мероприятиям зверьков стало так много, что их стали расселять по стране.
Прекрасно, что бобры живут везде. И дело не только в том, что они красивые, интересные животные. Они нужны лесу!
Подумайте, для чего лесу нужны бобры? ( Обсуждение проблемы в группах)

Д. К бобровым прудам приходят на водопой другие животные.
-Поселяются дикие утки и рыбы.
-Если пожар – бобровые запруды преграждают дорогу огню.
-Ивы и осины, которые бобры срубают, дают богатую поросль.
-На местах вырубок пасутся лоси, зайцы.
У. Бобр занесен в Красную книгу Республики Татарстан. Принято думать, что благодаря искренней заботе человека, бобры обрели права своего лесного гражданства. Вечно преследуемые человеком, они тем не менее быстро к нему привыкают и позволяют наблюдать за собой.

VII. Рефлексия.
– Чему сегодня научились?
– Что у вас получилось лучше всего?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Понравилось ли вам работать в группах? Почему

• Итог урока.
У. Подумайте дома над таким вопросом: почему бобры бросают иногда свои домики и селятся в других местах?
При ответе на этот вопрос вам помог книги:
• Плешаков «Зеленые страницы» (М.: Просвещение, 1998)
А также разгадайте математический кроссворд.( примеры на сложение, вычитание, умножение , деление) Кроссворд г

У вас нет прав для создания комментариев.